int(832) иконы 9 века | 10-21 век | Tsurganov.info






иконы 9 века


Re: Значение православных икон

VOLK в Вс Окт 14, 2012 9:27 am

“Казанская богородица”

При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий. Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток. Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье.


Во времена правления династии Романовых икона была одной из важнейших и почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.

Re: Значение православных икон

VOLK в Вс Окт 14, 2012 9:32 am

“Спас Нерукотворный"


Иконы 9-13 века. Смоленская

В этот период возник Смоленск, было образовано Смоленское Княжество, вошедшее в состав Киевской Руси. Время трагических междоусобиц и битв с монголо-татарами, время развития ремесел, время тонкой дипломатии смоленских князей, время превращения Смолян из ярых язычников в христиан, время строительства первых православных храмов.

В 882 году по Днепру направляется к Киеву воевода Рюрика Олег. Подойдя к Смоленску, он остановился “выше города и поставил разноцветные шатры”. Вышедшие из города старейшины встретились с Олегом, признали князя Игоря Рюриковича своим государем и согласились принять его наместников.

В этом же году Олег захватил Киев и стал там князем. Северное (Новгородское) и южное (Киевское) государство соединились в одно – Киевскую Русь.

Включение Смоленских земель в состав Киевской Руси.

С этого времени Смоленская земля вошла в состав Киевского государства. Смоленск в летописи был назван вслед за Киевом и Новгородом крупнейшим городом Руси.

На Смядыни, которая получила свое название от речки, впадавшей здесь в Днепр 5 сентября 1 князя Владимира – Глеб, как и его брат Борис, - один из самых почитаемых святых русской православной церкви. Его убили войны князя Святополка во главе с воеводой Горясером .Так, Святополк устранил законных претендентов на Киевский престол, который сам после смерти Владимира занимал незаконно.

На Смядыни

К столетию этого события на Смядыни был построен деревянный Борисоглебский монастырь. В середине XII века был построен каменный собор Борисоглебского монастыря, позднее ставший усыпальницей Смоленских князей. Первым Смоленским князем был десятый сын Владимира Святославовича – Станислав. Но он не жил в Смоленске, а только собирал в нем дань и передавал ее киевскому князю.

В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, Смоленским князем стал его пятый сын Вячеслав. Он жил в детинце на Соборной горе. Это был не наместник, а действительно князь. Поэтому 1054 год считается годом образования Смоленского княжества.

Печать Смоленского князя Вячеслава Ярославича

После смерти вячеслава, в 1057 году, смоленским князем стал его брат Игорь, а в 1077 году Смоленское княжество переходит к внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху. Владимир Мономах постарался придать величие Смоленску. В 1101 году он заложил на Соборной горе первую в Смоленске каменную церковь – Успенский собор. Этим он стремился укрепить христианство в крае. С этого момента детинец стали называть Соборным холмом.

В этот собор Мономах передал икону Богоматери Одигитрии. Икона была частью приданного его матери Византийской принцессы Анны. Икона датировалась второй половиной 1 века, а авторство ее приписывалось евангелисту Луке.

Богоматерь Одигитрия Смоленская

Заключение торгового договора с Ригой и северогерманскими городами (“Смоленская торговая правда”). 1229 год. В 1229 году был заключен договор, который получил название Смоленской Торговой Правды. По договору заключали мир “промеж Смоленска и Рыги”, разрешался проезд по Западной Двине как русским (смоленским, полоцким и витебским), так и немецким купцам. Единым судьей между русскими и немецкими куами признавался Смоленский князь.

Тот факт, что договор был заключен только от имени Смоленского князя, а распространялся на Полоцк и Витебск, говорит о подчинении Смоленску всех подвинских земель.

Этот договор создал благоприятные условия для развития торговли Белой Руси с Прибалтикой и немецкими ганзейскими городами. В 1233 году хан Батый послал большой отряд для покорения Смоленска. На пути врагов встретилось большое топкое болото Долгомостье на территории нынешнего Починковского района. Вокруг болота был непроходимый лес. Преодолели эту преграду немногие. Монголо-татары подошли к городу со стороны Молоховских ворот. Оборону Смоленска возглавил воин Меркурий. Разбив монголо-татар и Молоховских ворот, он направился к Долгомостью и разбил стоявшие там татарские отряды, убил хана, но и сам погиб.

Православная церковь причислила Меркурия Смоленского к лику святых.


История иконописи

Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки .

В римских катакомбах со II—IV веков сохранились произведения христианского искусства - росписи стен, носящие символический, либо повествовательный характер, в которых можно видеть самые ранние примеры христианской иконографии.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе. что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты »).

Трулльский (или Пято-Шестой) Собор запрещает символические изображения Спасителя, предписывая изображать Его только «по человеческому естеству ».

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества. идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

Богословие иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии. складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям.

Различное понимание иконы в Западной и Восточной традиции привело в конечном итоге к разным направлениям развития искусства в целом: оказав огромнейшее влияние на искусство Западной Европы (особенно Италии), иконопись в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь Христианства — Православие .

Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс » X — первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс » раннего XIV века.

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец  — святой Алипий (Алимпий) (Киев , ? — 1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек. Андрей Рублёв. Дионисий .

Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную (темпера ) технику постепенно вытесняет масляная живопись. в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива. реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого «открытия иконы » в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей. где она представляла «древнерусское искусство ». Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла М. Н. Соколова (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже .

Школы и стили

На протяжении многих веков истории иконописи сформировались многие национальные иконописные школы, претерпевшие собственный путь стилистического развития.

Византия

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.


Презентация на тему: Русская икона IX-XVII веков

Создать учительский

сайт бесплатно НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 2 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 3 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 4 класс NEW! РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(1 часть) РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(2 часть) NEW! МУЗЫКА

Видеоуроки. 1 класс NEW! ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МАТЕМАТИКА МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 5 клаcc МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 6 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 7 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 8 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 9 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 10 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 11 класс NEW! ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 7-9 классы ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 10-11 классы СТЕРЕОМЕТРИЯ

Задачи. 10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК

И ЛИТЕРАТУРА РУССКИЙ ЯЗЫК

Видеоуроки. 5-9 классы РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 5 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 7 класс NEW! РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 9 класс ФИЗИКА ФИЗИКА

Видеоуроки. 7 класс ФИЗИКА

Видеоуроки. 8 класс NEW! ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 6 класс ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 8 класс ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 9 класс ИСТОРИЯ РОССИИ Видеоуроки. 9 класс БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 5 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 6 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 7 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 8 класс NEW! БИОЛОГИЯ


Русь 9 - 13 веков.

Понедельник, 17 Декабря 2007 г. 22:23 + в цитатник

К сожалению, современный житель России представляет себе средневековую Европу куда лучше, чем Русь того же периода. Это происходит потому, что почти все основные представления о прошлом формируются массовой культурой. А она у нас ныне импортная. В результате “русское фэнтези” отличается от “нерусского” зачастую лишь вкраплениями “национального колорита” в виде Бабы Яги или Соловья-Разбойника.

Русь в 9-10 веках.

В 9-10 веках феодальные отношения на Руси только начинали складываться. Крестьяне (кроме небольшого числа пленных невольников) сохраняли свободу, и их обязанности перед государством ограничивались скромным оброком. Дань мехами (собирать которую князь должен был лично, объезжая владения) не давала средств на содержание многочисленной дружины. Главной силой русских армий оставались ополчения крестьян, обязанных выступать в поход по первому княжескому слову.

В поход рядовые воины выступали с копьями и “огромными”, “труднопереносимыми”, по определению византийцев, щитами. Небольшой топор служил как для боя, так и для строительства стругов. Кроме того, у каждого бойца непременно имелся лук. Охота на Руси в те времена все еще оставалась очень необходимым для выживания промыслом. Княжеские дружинники, естественно, располагали кольчугами, мечами и боевыми топорами. Но таких воинов было всего несколько сотен.

Даже несколько сотен хорошо вооруженных и опытных воинов в 9-10 веках составляли серьезную силу.

В 9-10 веках боевой порядок русского ополчения выстраивался на манер фаланги с дружиной в первом ряду. По флангам полка рассыпались лучники. Сильной конницы еще не было.

Несмотря на далеко не блестящие вооружение и подготовку войска, русское государство уже в первое столетие своего существования показало себя вполне сильным. Хотя, конечно же, только в своей “весовой категории”. Так, походы киевских князей против Хазарского каганата привели к полному разгрому этого государства, некогда взимавшего дань с племен юга Руси. Однако набеги на все еще могущественную Византию, как правило, заканчивались катастрофически. Армии Аскольда, Игоря и Святослава были разгромлены. Олега же, согласно русской летописи прибившего щит на врата Цареграда, греки не припомнят вовсе. Возможно, он прибивал к воротам щит ночью.

С другой же стороны, если о реальности подвигов Олега еще можно спорить, то фантастичность численности его войска — 80-100 тысяч! — сомнений не вызывает. Точно так же не соответствуют действительности и сообщения греков о наличии у Святослава 60 тысяч воинов.

Отправлять в дальние походы огромные армии могут только богатые державы с многочисленным населением. Русь же в 9-10 веках не удовлетворяла ни первому, ни второму условиям. Несмотря на то, что уже во времена Олега она занимала достойное место на карте, жило на ее просторах вдвое меньше людей, чем, например, на Британских островах. Русская летопись говорит всего о 10 тысячах воинов Святослава.

Русь в 11-13 веках.

Подобно тому, как это произошло в Европе, по мере развития феодальных отношений на Руси все большее число крестьян прикреплялось к земле. Их труд использовался для содержания боярских и княжеских дружин. Численность обученных и хорошо вооруженных воинов, таким образом, увеличивалась.

Крестьянские ополчения быстро теряли свое значение. Зато более заметную роль в 12-13 веках стали играть ополчения горожан.

В 12 веке дружинники и вовсе перестали спешиваться. С этого времени главной силой русских армий стала кавалерия. Тяжеловооруженных всадников поддерживали конные стрелки. Это могли быть как казаки, так и просто наемные половцы.

Русский витязь 13 века облачался в кольчугу, поверх которой надевалась чешуя или кожаный панцирь с железными пластинами. Голову воина защищал конический шлем, имевший наносье или маску. В целом, “армор класс” дружинников не только был для своего времени весьма солидным, но и превосходил таковой у европейских рыцарей. Богатырский конь, правда, несколько уступал размерами европейскому дестриэ, но разница между ними была несущественна.

С другой стороны, русский витязь сидел на своем огромном коне по-азиатски — в лишенном спинки седле с высоко расположенными стременами. В связи с этим защита на ноги русскими, как правило, не использовалась. Преимущество азиатской посадки заключалось в большой подвижности всадника. Кольчужные чулки оказались бы помехой.

Азиатская посадка позволяла всаднику эффективно использовать меч и лук, но не давала достаточной устойчивости для боя на копьях. Так что главным оружием дружинников были не копья, а мечи и палицы. Кроме того, в отличие от европейского рыцаря, витязь возил с собой и метательное оружие: лук со стрелами.

Русское вооружение в 12-13 веках, в целом, было лучше европейского. Тем не менее даже тогда “их” рыцарь в ближнем бою был несколько сильнее “нашего” витязя. Европейский всадник имел возможность первым воспользоваться своим более длинным копьем. Зато русская кавалерия превосходила европейскую подвижностью, разнообразием боевых приемов и умением взаимодействовать с пехотой.

Значительно превосходили дружинники рыцарей и числом. Правда, только по отношению к населению страны. Новгородская земля, где жило всего около 250 тысяч славян, располагала дружиной в 1500 всадников. Рязанское княжество — далеко не самое богатое на Руси — при населении менее 400 тысяч выставляло 2000 всадников в полном вооружении. То есть в отношении военной силы Новгород или Рязань в 13 веке были примерно равны такой стране, как Англия.

Солидная численность тяжелой кавалерии на Руси связана с тем, что в 11-13 веках Русь стала страной преимущественно торговой. Несмотря на то, что в русских княжествах жило не больше людей, чем в одной только Англии, городское население Руси было больше городского населения всей Западной Европы. Киев уже к началу 12 века насчитывал 100 тысяч населения. С ним мог сравниться разве что Константинополь.

В 12-13 веках пехота на Руси сохраняла большое значение в северных княжествах, где леса и болота частенько препятствовали действиям кавалерии. Так, жители Новгородской земли не только давали средства на содержание дружин князя и посадника, но и вооружались сами.

Существенным отличием русской средневековой пехоты от европейской было то, что вплоть до 17 века пики на Руси известны не были. В европейской средневековой фаланге за рядом щитников становились пикинеры, а только потом копейщики. На Руси же воины с рогатинами, копьями и сулицами становились сразу за щитниками.

Отсутствие пик существенно ослабляло пехоту, так как рогатины могли дать какую-то защиту только от легкой кавалерии. Клин крестоносцев во время Ледового побоища был остановлен не пешим ополчением Новгорода, а особенностями местной географии. Вылететь со льда озера на берег рыцарям не дал невысокий (всего около 1.5 метра), но скользкий обрыв. Немцы то ли недооценили крутизну склона, то ли вообще не заметили его, так как обзор им закрыли выехавшие на лед казаки.

Основной задачей русской пехоты в 12-13 веках была не борьба с кавалерией в поле, а оборона крепостей. Не потеряли своего значения и боевые действия на реках, где, естественно, конница угрожать пехоте не могла. При обороне же стен, как и в “речных сражениях”, бой велся преимущественно метательный. Поэтому главным оружием русского пехотинца являлся длинный лук или арбалет(самострел).

Арбалет традиционно считается оружием западным. Но в Европу арбалеты попали из арабских стран после Крестовых походов в 12 веке. На Русь же это оружие попало в числе прочих азиатских диковин по Волге уже в 11 веке.


Источники: http://gubkin.forumbook.ru/t72-topic, http://yfracoast.ucoz.ru/news/ikony_9_13_veka_smolenskaja/2014-05-23-12, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8, http://ppt4web.ru/mkhk/russkaja-ikona-ivii-vekov.html, http://www.liveinternet.ru/users/moonspell666/post60793463/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
иконы 9 века