int(1067) иконы начала 20 века | 10-21 век | Tsurganov.info




иконы начала 20 века


Основы Слобожанских икон середины XIX - начала ХХ века

// Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті №2 2010. - Х.:ХДАДМ, 2010. - С. 75-78.

Шулика В. В.

Аннотация: статья посвящена технологическому аспекту Слобожанской иконы - материалу, типологии и конструкциям основы.

Ключевые слова: техника иконописи, икона, Слобожанщина.

Анотація: Шуліка В.В. Основи Слобожанських ікон середини XIX - початку ХХ століття.

Стаття присвячена технологічному аспекту Слобожанської ікони - матеріалу, типології та конструкціям основи.

Ключові слова: техніка іконопису, ікона, Слобожанщіна.

Annotation. Shulika V.V. Fundamentals Slobozhanskiy icons middle of XIX - beginning of XX century The article focuses on the technological aspect Slobozhanska icons - the material, typology and construction basics.

Key Words: technique of iconography, icon, Slobozhanschina.

Постановка проблемы. Правильный выбор основы под живопись является залогом сохранности произведения. Часто, руководствуясь информацией, полученной при осмотре основы, можно сделать вывод о времени создания произведения, истории его бытования, школе. Основа может рассказать о произведении искусства иногда больше, чем красочный слой. Проводя комплексные исследования сакральной живописи Слободской Украины, были сделаны исследования материальной структуры произведений слобожанской иконописи. Основа, как фундамент всего произведения, и стала темой настоящей статьи.

Анализ публикаций. Специальных исследований, посвященных технике и технологии иконописи Слобожанщины, до настоящего времени проделано не было. В последние годы в Украине исследованиями в данной области занимается автор данной публикации [8,9]. В Российской Федерации из слобожанской иконописной традиции исследовалась иконопись сл. Борисовка (ныне Белгородская обл.). Впервые информация об основах Борисовских икон была собрана заслуженным деятелем культуры РФ, жителем пгт. Борисовка И.Г. Охрименко [5]. Кроме того, в 2009 г. была опубликована монография Курского исследователя И.А. Припачкина, посвященная иконописи сл. Борисовки [6], где описаны и основы для икон.

Результаты работы. Как это не парадоксально звучит, но в середине XIX - начала ХХ века Слобожанщина являлась одним из наиболее развитых иконописных регионов империи. По количеству написанных икон, Слобожанщина уступала, вероятно, только суздальским селам. К сожалению, недостаточная изученность вопроса не позволяет однозначно позиционировать вышеизложенное положение дел, но количество и многоликость слобожанской иконы поневоле требует более чем серьезного к себе отношения. Крупные иконописные центры Слобожанщины, такие как Борисовка и Чугуев, достаточно известны, но кроме "брендовых" иконописных центров иконы писали в Харькове [1,7], Судже [6], Глинской Пустыне [3] и, вероятно, еще в ряде крупных и мелких слобод и городов. В зависимости от местоположения иконописных мастерских и от назначения икон диктовался выбор основы.

Следует заметить, что во второй половине XIX в. иконописью занимаются преимущественно светские мастера, а монастырская иконописная традиция отходит на второй план. Только в конце XIX в. при игумене Исаии (Гомолко) (управлял монастырем 1888-1912) появляется достаточно крупная иконописная школа в Рождества Богородицы Глинской пустыни (ныне Сумская обл.), но и этим центром руководит светский художник-реставратор Д.М. Струков [3, С. 341].

Иконописный промысел требовал развития сопутствующих промыслов, таких как дощечный, киотный, позолотный, не говоря уже об импортировании и изготовлении красок, масла, лаков, кистей и пр. Причем в различных иконописных центрах и мастерских предпочитались различные, часто совершенно непохожие друг на друга приемы и материалы.

Наиболее массовым по писанию икон на Слобожанщине была сл. Борисовка (ныне Белгородская обл. РФ). В литературе приводятся "угрожающие" цифры - 307000 [5,6] и даже 500000 [6] икон в год. Такая массовость иконописания требовала и необходимого количества материалов.

И. Г. Охрименко сообщает, что Борисовские иконы конца XIX - начала ХХ ст. разделялись на 6 видов (по размеру киота): 7-ми (31,1 см.), 8-ми (35,56 см.), 10-ти (44,45 см.), 12-ти (53, 34 см.), 14-ти (62,73 см.), 16-ти (71,12 см.) вершковые. Производство киотов лежало на мастеровых столярах, которые сами покупали материалы и самостоятельно реализовывали продукцию. В среднем каждый рабочий производил в год около 1800 киотов разного качества [5]. Основными материалами для изготовления досок и киотов были липа, ясень, дуб (дуб, вероятно, использовался только для производства киотов) [5, С. 142].

Как основной материал для иконных досок Борисовки И.А. Припачкин называет липу. Кроме того, для дорогих заказов изредка использовался кипарис (очень дорогой импортный материал). Для личковых подокладниц могла использоваться ольха (малопригодная древесина для живописи). И.А. Припачкин, цитирует источник 1885 г. где говорится, что иконописцы избегали употребления осины, т.к. это дерево по народным приметам считалось нечистое, так как именно на нем повесился Иуда, кроме того осина сильно деформировалась во время сушки [6, С. 107].

Автором данной публикации выявлено, что подавляюще большинство Борисовских икона написано на липовых и сосновых досках, хотя Российские исследователи сосну не упоминают.

Массовость не всегда предполагала качество. Это касалось и живописи и обработки основы. В борисовской традиции встречаются как хорошо обработанные рубанком доски с врезанными с тыльной стороны шпонками, так и основы, сделанные из обрезков досок, неправильной формы, грубо обработанные и без шпонок. Недостатки обработки скрывались фолежной мишурой. Причем такие грубо обработанные доски использовались и для портретной живописи. Так, в Борисовском историко-краеведческом музее был выявлен портрет иконописца А.И. Игнатьева, написанный его отцом И.В. Игнатьевым на 7-ми вершковой иконной доске без шпонок (ил. 1).

Использование холстов в качестве основы для борисовской иконы - вопрос открытый, хотя борисовские мастера с холстом как с основой знакомы были. Об этом говорят работы борисовского иконописца и выпускника Академии Художеств П.И. Игнатьева, хранящиеся в Борисовском музее, написанные на холстах. Это икона-картина "Святое семейство" (?), где св. Иосиф изображен как мужчина сер. XIX в. подстриженный, гладко выбритый, в соответствующих одеждах (ил. 2). Кроме того, в том же музее хранятся парные семейные портреты жителей слободы, написанные этим же мастером. Все работы выполнены на среднезернистых, полотняного плетения льняных холстах.

В начале ХХ в. возможно благодаря деятельности (с 1902 г.) учебно-иконописной мастерской, встречаются иконы на меди и железе. Такие иконы находятся в Архангельском храме Борисовки, а так же выявлены в частном собрании в Харькове (фрагмент хоругви).

Для эскизных работ в конце XIX в. использовался тряпичный картон и мелкозернистый холст. Такие эскизы были обнаружены в фондах Борисовского музея, принадлежащие кисти В. Хвостенко (1886) и М.И. Хвостенко. В начале ХХ в. стала использоваться фанера (М.И. Хвостенко).

Чугуевская икона в количественном отношении безусловно уступала Борисовской, однако, и требование к качеству икон у чугуевцев было значительно выше. Как и в Борисовке, спрос на иконы породил в Чугуеве киотный и дощечный промысел. Чугуевский киот прославился не только качественной столярной обработкой, но и тонкой прорезной, золоченой резьбой. В Чугуеве особое распространение получала деревянная основа с одной или двумя врезными шпонками. Встречаются крупноформатные иконы с тремя шпонками, где центральная шпонка выровнена в один уровень по отношению к основе. Шпонки не широкие, достаточно высоко поднимающиеся над поверхностью доски. По своей конструкции Чугуевские доски восходят к XIV-XV вв. когда пазы для шпонок прорезали от одного края иконы до другого, делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании [2]. Тыльные стороны досок всегда гладко оструганы (ил. 3).

Зафиксировано применение трех пород древесины: липа, сосна и очень редко осина. Возможно, ограниченное применение осины было связано с теми же причинами, что и у иконописцев Борисовки.

Тыльные стороны досок покрывались защитным покрытием в виде масляной краски (глауконит, коричневая охра) и, значительно реже, в виде раствора воска. Толщина досок колебалась от 2 до 2,8 см. Дефекты деревянной основы восполнялись смесью свинцовых белил с животным клеем. Часто доски использовались вторично.

Изредка мастера Чугуева обращались к холстяной основе. В Чугуевском музее И. Репина были выявлены иконы, написанные на среднезернистых, полотняного плетения льняных холстах. Эти иконы датируются серединой XIX в.

Третий вид основы, которая была распространена у иконописцев Чугуева - основы из металла. В процессе исследования выявлены в основном малоформатные иконы, написанные на медных досках и оцинкованном железе (мастер П.П.С. 1889).

О досках Харьковских икон однозначно говорить трудно, т.к. до сих пор выявлено ничтожно малое количество доподлинно харьковских икон. Автором исследования в Свято-Усекновенском храме г. Харькова была выявлена икона Богородицы "Козельщанская" Московско-Харьковской мануфактуры И.Щеклеева второй пол. XIX в. Тыльная сторона иконы была покрыта бархатной сорочкой. Основа иконы - липовая доска с торцевыми шпонками. Такие доски не были выявлены ни в Борисовской ни в Чугуевской традициях.

Суджанская икона, на данный момент, практически не исследована, но некоторые иконы, выявленные на территории Суджи и Суджанского района позволяют обнаружить типологическую близость. Это иконы из иконостаса в с. Уланок и икона свв. Кирилл и Мефодий в фондах Суджанского краеведческого музея. Все иконы датируются началом ХХ в. и написаны на довольно толстых липовых досках с высоко выступающими врезными, сквозными шпонками. Доски не имеют ярко выраженного защитного покрытия.

Кроме того, в процессе исследования, были обнаружены крупноформатные иконы на липовых досках с косыми шпонками (ил. 4). Две такие иконы были обнаружены в фондах Лебединского городского художественного музея, остальные в частных собраниях. На данный момент ведется работа по идентификации места создания икон, написанных на досках такой конструкции.

В Рождества Богородицы Глинской пустыне, вероятно, в качестве основы доминировала липа, но о конструкциях досок говорить преждевременно, так как этот вопрос нуждается в дальнейшем исследовании.

Выводы

На Слобожанщине, в середине XIX - начала ХХ в. в качестве основы для икон доминировала деревянная основа. Наибольшее распространение получили липовые и сосновые доски, реже ольха (Борисовка), осина (Чугуев), кипарис. В конструктивном отношении встречаются как доски высокого качества обработки с врезными, сквозными шпонками, так и доски низкого качества без шпонок (Борисовка). В Харькове зафиксировано применение досок с торцевыми шпонками. О защите тыльной стороны и торцов досок наиболее проявляли заботу Чугуевские иконописцы, покрывая доски масляной краской (глауконит, охра жженая).

Холст, как основа для икон, применялся значительно реже. Распространение получили среднезернистые льняные холсты полотняного плетения.

Метал, как основа для живописи, применялся мастерами Чугуева (малоформатные домашние иконы) и Борисовки (храмовые иконы и хоругви).

В качестве основ для эскизов мастера Борисовки использовали мелкозернистый холст и тряпичный картон. В начале ХХ в. стала употребляться фанера.

Список использованных источников
  1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография. - в 2-х т. / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер. - репринт. изд. - Х. 1993. - 982 с.
  2. Гренберг, Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследования / Ю.И. Гренберг. - М. Изобразительное искусство, 1982. - 319 с.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь: история обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI - ХХ века / схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. Изд. отд. Московского патриархата, 1994. - 605 с.
  4. Лужецкая, А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ века / А.Н. Лужецкая. - М. Искусство, 1965. - С. 206-226.
  5. Охрименко, И. Г. Очерки истории Борисовского района / И.Г Охрименко. -- Т 3. - [Борисовка]: Очерки истории Борисовского района: [машинописная копия рукописи] // Личный архив И.Г Охрименко.
  6. Припачкин, И.А. Иконописание слободы Борисовки / И.А. Припачкин. - Курск: Полстар, 2009. - 323 с.
  7. Харьковская старина: из воспоминаний старожила В. П. Карпова (1830-1860 гг.). - Х. Типография "Южного Края", Сумская, д. А. А. Иозефовича, 1900. - С. 377-383.
  8. Шулика, В. В. Иконописные центры Слободской Украины середины XIX нач. ХХ в. / В.В. Шулика // Теорія і практика матеріально-художньої культури: IX електронна наукова конференція. Харків, ХДАДМ 20 грудня 2007 р. зб. матеріалів. - Х. ХДАДМ, 2007. - С. 119-126.
  9. Шулика, В. В. Церковний живопис Слобожанщини середини ХІХ - початку ХХ століття: іконографія, стилістика, техніко-технологічні особливості: автореф. дис. канд. мистецтвознавства: 17.00.05. - Х. ХДАДМ, 2010. - 20 с.

Иконы стиля 20 века

Женщины, не всегда с безупречной внешностью, но обладающие абсолютно безукоризненным вкусом, ставшие легендами в истории моды прошлого столетия – вот иконы стиля 20-ых, 40-ых, 60-ых годов, тех десятилетий, которые своими печальными и трудными событиями сотрясали весь мир. Эти дамы смогли в таких трудных житейских условиях, войнах, революциях, перестройках, подарить этому миру хоть капельку надежды и свою красоту. Итак, предоставляем вашему вниманию женщин, удостоившихся называться иконами стиля 20 века.

Самые стильные

Угловатый мужской тип фигуры и женственные и нежные черты лица столь естественно и грациозно совмещались в прекрасном создании по имени Грета Гарбо. Актриса отдавала предпочтение минимализму, ее костюмы были всегда предельно строги. Преобладающий цвет – черный, но это только переводило взгляд и заостряло внимание на божественном лице Греты. Четкость черт, утонченность линий, холодные насмешливые губы с яркой помадой, и неоспоримо прекрасный и властный взгляд под покрывалом накладных ресниц и густых теней выражал глубокую печаль и загадку.

Женщина, перевернувшая моду с ног на голову, ставшая императрицей высокой моды, впервые обличившая леди в брючный костюм и создавшая легендарное маленькое черное платье, великая Коко Шанель также является всеми признанной иконой моды и стиля.

И как же не вспомнить о красоте неземной, чистой, граничащей с ангельской, девственной и непорочной. Икона стиля 50-х годов, девушка с огромными доверчивыми глазами, талантливая и прекрасная Одри Хепберн. Ее стиль скорее асексуален, выражен словами «простота и комфорт». Но как часто мы возвращаемся к модным трендам, которые подарила миру икона стиля, непревзойденная Одри Хепберн. Короткая челка, леггинсы, юбка колокольчиком, свободные брюки с высокой талией, черное платьице на тонких бретелях, очки «стрекоза» и широкие густые брови – этот образ покорил сердца миллионов.


Иконы стиля XX века

Опубликовано 05.04.2012, автор OUTFIT

Марлен Дитрих – дива ретро-стиля

Марлен Дитрих – роковая красотка 20-х годов XX века, покорявшая мужчин и женщин не эффектной внешностью и умением подать себя, но оригинальными и даже экстравагантными для своего времени нарядами.

Черный цилиндр, бабочка, смокинг мужского покроя в сочетании с волнистыми белокурыми волосами и ярким макияжем бесцеремонно стерли грань между мужским и женским в ее дерзком образе. Одну из самых женственных представительниц слабого пола современники называли «самым стильным мужчиной Голливуда».

Актриса стала одной из первых дам, отважившихся надеть мужской костюм и при этом восхищать своим новым образом коллег по цеху и зрителей. Долгое время это эпатировало публику, не привыкшую к столь смелым экспериментам. Зато через некоторое время брючные костюмы стали повседневной одеждой европейских и американских модниц.

Актриса часто появилась в коротких шортах, мужской шляпе и высоких сапогах – и сегодня не все женщины могут осмелиться на такой наряд.

Конечно же, в гардеробе звезды были и платья: она предпочитала строгие платья-футляры, элегантно подчеркивавшие фигуру, а при случае любила блеснуть перед восхищенной публикой в шикарном вечернем платье

Марлен Дитрих первой появилась на экране в «раздевающем платье». Оригинальность модели заключалась в том, что блестки и стразы располагались таким образом, что создавали эффект обнаженного тела. Еще одним неотъемлемым атрибутом стиля актрисы были меха и роскошные украшения из драгоценных металлов и камней. А перчатки изготавливались специально но слепку ее руки.

При этом дива считала вульгарным обнажать пальцы стоп и поэтому всегда носила только закрытую обувь, но непременно на каблуке.

Актриса тщательно следила за своей внешностью и не переставала работать над собой: будучи девушкой в теле, она привела себя в идеальную форму с помощью диет. На съемочной площадке она разрешала снимать себя только в строго определенном ракурсе, чтобы ее несовершенные черты лица казались идеальными. Также она просила выставлять свет под определенным углом.

Яркая, смелая и харизматичная Марлен Дитрих покорила своими смелыми образами не только зрителей, но и великих мужчин, таких как Жан Кокто, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк.

Воссоздай образ Марлен Дитрих:

Мэрилин Монро – чувственная сексуальность

Мэрилин Монро не просто икона стиля и символ эпохи, ей пытались подражать миллионы женщин по всему миру. Ее образ является самым тиражируемым не только в XX, но и в XXI веке.

В одежде она придерживалась единственного правила: все, что ты надеваешь, должно вызывать желание у мужчины. Поэтому все ее наряды были невероятно эротичными: они обязательно облегали тело и подчеркивали пышные, но грациозные и волнующие формы.

Она предпочитала платья с глубоким декольте, любила оставлять открытыми плечи или спину, ей нравились разрезы на платье или юбке.

В одежде преобладали черные и белые цвета, которые выигрышно подчеркивали ее белоснежную кожу и волосы. Струящиеся вдоль тела ткани придавали образу чувственности. Материалы она выбирала под стать своим нарядам: шелк, атлас, вельвет, бархат, кружева, вуаль. Многие ее платья были отделаны стразами.


Глава 2. Обновление и мироточение икон

Обновление святых икон в начале 20 века

Вплоть до XX века мироточение или елеоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.

Первообразом чудес в объятой смутой России было открытие иконы Николая Чудотворца, написанной над Никольской башней Кремля. Произошло оно весной 1918 года и описано множеством очевидцев. Будущий архиепископ Иоанн (Шаховской) видел его еще мальчиком. Образ святителя Николая, поврежденный при Наполеоне, а затем уязвленный при расстреле Кремля большевиками, сохранился все-таки в основе своей невредимым, и поэтому новые власти завесили его красным полотнищем.

И вот в тихий солнечный день москвичи увидели, что оно сперва разорвалось сверху донизу, а потом ленточками стало отрываться и спадать вниз. Собралась толпа молящихся, а 22 мая со всех концов первопрестольной пришел с молитвою большой крестный ход.

Второе чудо обновления произошло в матери городов русских — Киеве, находившемся тогда временно также в оковах богоборцев. В одно октябрьское утро вдруг обнаружилось, что купола почитаемого древнего храма неожиданно ночью сделались как бы вновь позолоченными. Местные жители рассказывали, что площадь вокруг него осветилась ярким облаком, которое приняли за пожар. А потом оказалось, что не только купол засиял червонной позолотою, но и росписи с иконами внутри, включая старенькую Плащаницу.

Обновления стали настолько многочисленными, что в одном только Новгородском уезде (не губернии) их в 1925 году перепугавшиеся противники веры насчитали более полутора сотен. Причем они, по их кощунственным отчетам, «поражали» одну за другою деревни. Совершенно новым стало пиление изображений Пречистой Девы на стекле. В середине 1920-х годов в подмосковной деревне в избе на окне стал проявляться лик Казанской Заступницы, причем только когда пастух вечером вел мимо по дороге стадо. Нагрянувшая комиссия установила, что стекло было принесено из разграбленного помещичьего дома, где стояло перед чтимой иконой. Тайну возникновения отображения не раскрыли, но на всякий случай его вынули и разбили.

В 1964 году молния ударила в старинный деревянный храм ХУЛ столетия во имя Иоанна Богослова на Ишне, что близ Суздаля. Она спустилась вдоль иконостаса, завязала узлом увесистый бронзовый подсвечник — а потом, пройдясь по иконе Распятия Христова, обновила ее и вылетела вон. Об этом невиданном прежде случае написал замечательный исследователь нашей отечественной старины и новизны Александр Николаевич Стрижов, видевший нерукотворно «отреставрированную» икону вскоре после происшествия.

В 1923 году прокатилась череда обновлений икон. Так, 9 июля 1923 года у прихожан станции Пограничная Георгия Васильевича и Елизаветы Ивановны Журицких обновилась икона святого мученика Иоанна Воина. Эта икона была достаточно ветхой, очень темной с едва заметным ликом.

Долгое время она находилась в киоте под стеклом, которое не открывалось. Икона была написана на дереве, она была украшена ризой и венчиком вокруг из фольги золотистого цвета. Совершенно неожиданно икона стала необыкновенно светлой, с отчетливо прояснившимся ликом святого и обновившейся фольговой ризой. После столь чудесного события владельцы иконы пожертвовали ее в местный храм.

10 июля того же года обновилась Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая у жителя соседнего с Пограничной поселка Благовещенского Ивана Дмитриевича Кондратюка. Владельцем этой иконы Иван Дмитриевич являлся уже 42 года, за это время Казанская икона заметно потемнела и утратила отчетливость своих очертаний. Однажды хозяйка дома во время утренней молитвы заметила просветление иконы. Обратив внимание на чудесное явление, хозяйка немедленно позвала дочь, которая также стала свидетельницей самого процесса просветления иконы.

Практически в это же самое время были зафиксированы следующие факты обновления икон:

1) Икона Спасителя у прихожанки станции Пограничная Матрены Викуловны Мотях. Икона была приобретена хозяйкой 42 года назад. Ее писали красками, и несмотря на свою простоту, она была достаточно хорошо сделана. После обновления хозяйка пожертвовала икону в Харбинский собор.

2)         Иверская икона Божией Матери у прихожанина Михаила Прокопьевича и Варвары Андреевны Романюк.

3)         Икона святого великомученика Георгия Победоносца в доме большевика, но верующего человека Василия Ананьевича Беликова. Икона была приобретена его матерью, богобоязненной женщиной, 16 лет назад. Ее образ был отчеканен на жести. После обновления икона стала блестеть, как будто только что была изготовлена на фабрике; остались только кое-где ничтожные пятнышки, показывающие, какой икона была до обновления. Обновление иконы произошло в тот момент, когда хозяин молился. Икона висела в переднем углу. Во время молитвы хозяин заметил яркий блеск, причем обновление иконы последовало в течение суток. О просветлении иконы он никому не говорил, кроме своей матери, боясь различных кривотолков. До обновления икона была совершенно темная, покрыта пылью и засижена мухами.

Весной 1925 года произошло обновление Иверской иконы Божией Матери У Василия Александровича и Марии Михайловны Ушановых, проживающих в Харбине. Обновление сопровождалось особенным, необыкновенным знамением. Сами владельцы иконы описывают это знамение следующим образом. В. А. Ушанов, придя домой, по обыкновению направился помолиться перед иконами в другую комнату. В комнате горела лампада. Перейдя через порог, он почему-то начал читать «Воскресение Христово видевше. » и увидел «полон угол огня». Это явление вызвало у него смущение, он испугался, не стал молиться и вышел из комнаты, но о случившемся никому ничего не сказал. В среду перед Троицей дети заметили белое пятно по подбородку лика Божией Матери. Затем постепенно стали просветляться все черты лика, как Божией Матери, так и Спасителя. В течение двух месяцев просветлели пречистые руки и ноги Божией Матери и Спасителя. Явление света, виденное И. А. Ушановым, повторилось 16 августа. Около 9 часов вечера вдруг увидели в углу, где иконы, несколько раз вспыхивавший о нет голубого и белого цвета. Вспышки свети повторялись до 25—30 раз.

Сегодня также наблюдается тенденция повсеместных знамений от икон, начало которых можно отнести к 1991. Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.

В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).

Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточит Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.

Обновления и мироточения чаще наблюдаются в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990 году они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеденецком), в нескольких приходских храмах — вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь.

В Кирсанове в конце 40-х годов на фронтоне Успенского собора чудесным образом обновилась роспись — изображения святителя Николая Угодника и Успения Божией Матери. Давно отцветшие краски засияли как новые. Свидетелем тому был весь город: красавец собор возвышался в центре.

В начале 50-х годов на апсиде Тихвинской церкви бывшего Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря появилось изображение — икона «Покров Божией Матери». Примечательно, что церковь эта снаружи расписана никогда не была.

Как явленный образ ни закрашивали, ни забеливали, он все равно проступал — ив нем отчетливо виделась Богородица. В Нее стреляли из винтовки, а затем всю икону сколотили зубилом вместе со штукатуркой. До сих пор сохранился контур склонившейся над людьми Матери Божией.

Многочисленность знамений в конце XX века связана с духовными и историческими процессами, сопровождавшими переломную эпоху. Так, 1991 год стал, без сомнения, решающим в судьбе России. Начался распад собиравшегося веками единого государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в серьезные испытания.

В самом начале этого периода неожиданно были обретены мощи двух великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с грядущим России, — преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского/Произошло это в Императорском Казанском соборе Санкт-Петербурга

А на Светлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году.

18 ноября 1991 г. произошло удивительное событие: хулиганы бросили в окно Малого собора московского Донского монастыря зажигательную бомбу. Собор был поврежден. Но когда проводились восстановительные работы, 19 февраля 1992 г. здесь были обретены мощи святого Патриарха Тихона.

В Смоленске — древнем городе^крепос-ти с великими святынями, чудотворными образами, который исконно охранял Русь от нашествий с Запада, 22 ноября 1991 года в Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало кровопролитной первой чеченской войны: 27 мая 1994 года обновилась икона святителя Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня» в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — «Иверской» и «Скоропослушницы».

Во время страшных событий в г. Буденновске (раньше этот мирный ставропольский город носил название Святой Крест) многие люди в небе над больницей, где были захвачены заложники/видели Пресвятую Деву, молящуюся перед Крестом. Это великое чудо, явление Матери Божией произошло в июне 1995 г. На основании свидетельств очевидцев Ставропольский митрополит благословил написать икону Божией Матери, получившую название « Свято-Крестовская ».

Некоторые чудеса в начале 90-х годов XX века были связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В начале XX века, незадолго до ареста и убийства последнего российского императора и его семьи, древняя чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня дома Романовых внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее время). В сентябре 1994 г. в Царском Селе замироточил Феодоровский образ. Многие верующие связали это чудо от иконы — покровительницы царского дома с захоронением останков в Петропавловском соборе Великого князя Георгия Александровича, оскверненных кощунственной эксгумацией в июле того же года, которое происходило в тот же день.

Несколько чудес произошли в петербургском храме Богоявления, построенном и освященном в память чудесного спасения Наследника цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891 г. После возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины «Уверение апостола Фомы». В 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери.

31 января 1997 г. в доме прихожанки г. Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона царя-мученика Николая Александровича и св. равноап. князя Владимира. А в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы Государя Николая Александровича.


Старинная печатная икона святой Николай Чудотворец. Россия, XIX век-начало XX века.

Бумага, икона на бумаге, икона Николая Чудотворца хромолитография. Оригинальная рамка-киот со стеклом. Состояние коллекционное.

Размер иконы: 14.5 х 21.0 см.

Размер рамки: 19.5 х 24.9 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Старинная икона святого Николая Чудотворца на бумаге в необычном стиле – пожалуй, стоит купить печатные иконы, чтобы понять, что они тоже уникальны и неповторимы, ведь при изначально больших тиражах до наших дней вполне могло сохраниться не более нескольких экземпляров, а то и вовсе – один!

Коллекционная напечатанная икона на бумаге в идеальном состоянии и редком исполнении! Для увлеченных собирателей и верующих людей: красивая и бюджетная икона Николая Чудотворца 19 век. Оригинальная рамка добавляет красоты и указывает на внушительный возраст предмета!

Старинная печатная икона Николая Угодника Чудотворца… да, оказывается, и таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Бумажные иконы выпускались и в частных типографиях и в монастырских, были они различными по исполнению, качеству, цветности и технологии изготовления. Бумажные иконы купить тогда можно было и в церковных лавках и в иконных лавках, торговали ими офени и торговцы на многочисленных ярмарках и рынках. Паломническая икона становилась тем почитаемым предметом. который привозил с собой человек, посетивший Святые места. Дешевые и доступные старинные иконы тогда, в XIX веке раскупались охотно, привозились не только для своего дома, но и дарились родственникам, друзьям, соседям… Поначалу русская Церковь противилась возникновению печатных икон, пришедших, безусловно, с Запада, из германских земель.

Патриарх Иоаким в своей духовной грамоте выражал горечь, сожаление о том, что русские люди покупают «листы печатные немецкие», переживал за целостность и сбережение христианской веры, подвергшейся испытанию нашествием печатных икон лютеранского, еретического толка. Но это происходило в далеком 1674 году, а в восемнадцатом столетии печатная икона окончательно приживается в домах верующих людей, старинные гравюры служат образцами для иконописания. Монастырские типографии появляются в России в тридцатых-сороковых годах 19-го века и конечно, они приступают к выпуску печатных икон. Существовало две основные технологии производства печатной иконы. Иконы литография – это одноцветная печать, производимая путем оттиска матрицы на бумаге или картоне. Часто цветные печатные иконы ошибочно называют литографиями. Икона хромолитография – это цветная икона, и сам способ получения такого изображения сложен, многоэтапен, но и результат может быть столь удивительно хорош, что и сегодня Вы удивляетесь красоте и сложности старинной печатной иконы!

Для хромолитографической печати мастер-гравер на специальных литографских камнях исполнял несколько изображений, каждое из которых отвечало за определенный цвет. Краска наносилась попеременно на эти подготовленные матрицы и осуществлялась последовательная печать на бумаге, картоне или металле. Дело это было трудоемкое, но зато позволяло печатать неограниченные тиражи красочных и привлекательных икон. Купить иконы литография Вы можете на нашем сайте и каждая из них заставляет задуматься, помолиться, осознать то, что даже бумажная старинная икона может быть очень интересной! Печатная икона производилась в Мстере, тут печатались картинки-лубки с религиозными сюжетами, но и здесь, как оказалось, конкуренция будет выживать слабейших: мастерская Мстеры закрылась в середине восьмидесятых годов XIX века….

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы. они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег. Иконы на металле 19 век породил множество, но увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешевые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии их (жестяные иконы) встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столицах России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка – то есть придание объема железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография, мелкорельефное очень сложное по своему рисунку, тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства (а мы считаем, что так оно и есть) повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более, что вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной».

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть еще один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе! Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в ее линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая! Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причем отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберете ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю. Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток и для завоевывания Покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жесткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

Если Вы купите старинную жестяную икону Жако Москва. то Вы увидите, сколь точно выдержаны ее размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как четок и многоцветен рисунок! Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу, а в результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающих, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести! Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились. Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце 19-го столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстеры, Палеха, и правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон. В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешевая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так! Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов, в 1901 году сам император Николай II издает особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева! И когда в начале следующего, 20-го века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах, также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния. Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера:жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции. положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история. Что же Вам остается делать сегодня? А сегодня каждый из Вас может купить печатные иконы на нашем сайте и понять для себя, что печатная икона на металле или печатная икона бумаге есть удивительное явление в русской истории, которым можно искренне восхищаться! Не важно, с какой целью Вы хотите купить старинную печатную икону – для коллекции, для домашнего киота, или хотите купить икону в подарок. В любом случае эти антикварные иконы будут храниться бережно и проживут, даст Бог, еще не одно столетие в Вашей семье! Так что нам остается сказать только одно: В добрый путь, старинная печатная икона!

День Николая Чудотворца отмечается 19 декабря (день смерти святого) – Никола Зимний, 22 мая (день прибытия мощей в город Бари (мощи Николая Чудотворца сейчас хранятся именно там)) – Никола Вешний, 11 августа – рождество святого Николая, даже праздник Николая Чудотворца отмечается трижды в год, у какого святого есть так много праздников, отмечаемых и почитаемых в народе?

Молитва Николаю Чудотворцу совершается о спасении от внезапной гибели, от опасности утопления в реке или в море, одним словом, в воде. Николай Угодник – покровитель всех путешествующих людей, иконе с изображением святого Николая можно молиться за себя и путешествующих родных и знакомых. В народе относились с особенной любовью к этому святому: Николай Чудотворец может сотворить любое чудо, он в силах исполнить обыкновенное человеческое желание, а потому ему может посвятить молитву не только взрослый человек, но и ребенок! Молитва Николаю Чудотворцу о помощи всегда поможет, молитва Николаю Чудотворцу о здравии всегда даст облегчение страждущему человеку!

Икона Николая Чудотворца, молитва перед ней – неотъемлемая часть существования верующего христианина, поэтому Вы можете купить икону Николай Чудотворец для своего дома, или купить икону в подарок! Икону Николай Чудотворец можно подарить ребенку, а можно подарить икону взрослому человеку, купить икону в подарок верующей семье, купить икону родственникам! Старинная икона Николая Чудотворца из Малороссии станет украшением частного собрания религиозной живописи! Вы можете купить икону в Москве, или мы доставим ее Вам почтой по всей территории России, предварительно бережно упаковав!


Источники: http://shulika-art.kh.ua/29st.html, http://womanadvice.ru/ikony-stilya-20-veka, http://www.theoutfit.ru/blog/ikony-stilya-xx-veka, http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/38.htm, http://kupistarinu.ru/ikoni-pechatnie/starinnaya-pechatnaya-ikona-svyatoy-nikolay-chudotvorec-rossiya-xix-vek-nachalo-xx-vekaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иконы начала 20 века