int(1067) иконы начало 19 века | 10-21 век | Tsurganov.info






иконы начало 19 века


Основы Слобожанских икон середины XIX - начала ХХ века

// Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті №2 2010. - Х.:ХДАДМ, 2010. - С. 75-78.

Шулика В. В.

Аннотация: статья посвящена технологическому аспекту Слобожанской иконы - материалу, типологии и конструкциям основы.

Ключевые слова: техника иконописи, икона, Слобожанщина.

Анотація: Шуліка В.В. Основи Слобожанських ікон середини XIX - початку ХХ століття.

Стаття присвячена технологічному аспекту Слобожанської ікони - матеріалу, типології та конструкціям основи.

Ключові слова: техніка іконопису, ікона, Слобожанщіна.

Annotation. Shulika V.V. Fundamentals Slobozhanskiy icons middle of XIX - beginning of XX century The article focuses on the technological aspect Slobozhanska icons - the material, typology and construction basics.

Key Words: technique of iconography, icon, Slobozhanschina.

Постановка проблемы. Правильный выбор основы под живопись является залогом сохранности произведения. Часто, руководствуясь информацией, полученной при осмотре основы, можно сделать вывод о времени создания произведения, истории его бытования, школе. Основа может рассказать о произведении искусства иногда больше, чем красочный слой. Проводя комплексные исследования сакральной живописи Слободской Украины, были сделаны исследования материальной структуры произведений слобожанской иконописи. Основа, как фундамент всего произведения, и стала темой настоящей статьи.

Анализ публикаций. Специальных исследований, посвященных технике и технологии иконописи Слобожанщины, до настоящего времени проделано не было. В последние годы в Украине исследованиями в данной области занимается автор данной публикации [8,9]. В Российской Федерации из слобожанской иконописной традиции исследовалась иконопись сл. Борисовка (ныне Белгородская обл.). Впервые информация об основах Борисовских икон была собрана заслуженным деятелем культуры РФ, жителем пгт. Борисовка И.Г. Охрименко [5]. Кроме того, в 2009 г. была опубликована монография Курского исследователя И.А. Припачкина, посвященная иконописи сл. Борисовки [6], где описаны и основы для икон.

Результаты работы. Как это не парадоксально звучит, но в середине XIX - начала ХХ века Слобожанщина являлась одним из наиболее развитых иконописных регионов империи. По количеству написанных икон, Слобожанщина уступала, вероятно, только суздальским селам. К сожалению, недостаточная изученность вопроса не позволяет однозначно позиционировать вышеизложенное положение дел, но количество и многоликость слобожанской иконы поневоле требует более чем серьезного к себе отношения. Крупные иконописные центры Слобожанщины, такие как Борисовка и Чугуев, достаточно известны, но кроме "брендовых" иконописных центров иконы писали в Харькове [1,7], Судже [6], Глинской Пустыне [3] и, вероятно, еще в ряде крупных и мелких слобод и городов. В зависимости от местоположения иконописных мастерских и от назначения икон диктовался выбор основы.

Следует заметить, что во второй половине XIX в. иконописью занимаются преимущественно светские мастера, а монастырская иконописная традиция отходит на второй план. Только в конце XIX в. при игумене Исаии (Гомолко) (управлял монастырем 1888-1912) появляется достаточно крупная иконописная школа в Рождества Богородицы Глинской пустыни (ныне Сумская обл.), но и этим центром руководит светский художник-реставратор Д.М. Струков [3, С. 341].

Иконописный промысел требовал развития сопутствующих промыслов, таких как дощечный, киотный, позолотный, не говоря уже об импортировании и изготовлении красок, масла, лаков, кистей и пр. Причем в различных иконописных центрах и мастерских предпочитались различные, часто совершенно непохожие друг на друга приемы и материалы.

Наиболее массовым по писанию икон на Слобожанщине была сл. Борисовка (ныне Белгородская обл. РФ). В литературе приводятся "угрожающие" цифры - 307000 [5,6] и даже 500000 [6] икон в год. Такая массовость иконописания требовала и необходимого количества материалов.

И. Г. Охрименко сообщает, что Борисовские иконы конца XIX - начала ХХ ст. разделялись на 6 видов (по размеру киота): 7-ми (31,1 см.), 8-ми (35,56 см.), 10-ти (44,45 см.), 12-ти (53, 34 см.), 14-ти (62,73 см.), 16-ти (71,12 см.) вершковые. Производство киотов лежало на мастеровых столярах, которые сами покупали материалы и самостоятельно реализовывали продукцию. В среднем каждый рабочий производил в год около 1800 киотов разного качества [5]. Основными материалами для изготовления досок и киотов были липа, ясень, дуб (дуб, вероятно, использовался только для производства киотов) [5, С. 142].

Как основной материал для иконных досок Борисовки И.А. Припачкин называет липу. Кроме того, для дорогих заказов изредка использовался кипарис (очень дорогой импортный материал). Для личковых подокладниц могла использоваться ольха (малопригодная древесина для живописи). И.А. Припачкин, цитирует источник 1885 г. где говорится, что иконописцы избегали употребления осины, т.к. это дерево по народным приметам считалось нечистое, так как именно на нем повесился Иуда, кроме того осина сильно деформировалась во время сушки [6, С. 107].

Автором данной публикации выявлено, что подавляюще большинство Борисовских икона написано на липовых и сосновых досках, хотя Российские исследователи сосну не упоминают.

Массовость не всегда предполагала качество. Это касалось и живописи и обработки основы. В борисовской традиции встречаются как хорошо обработанные рубанком доски с врезанными с тыльной стороны шпонками, так и основы, сделанные из обрезков досок, неправильной формы, грубо обработанные и без шпонок. Недостатки обработки скрывались фолежной мишурой. Причем такие грубо обработанные доски использовались и для портретной живописи. Так, в Борисовском историко-краеведческом музее был выявлен портрет иконописца А.И. Игнатьева, написанный его отцом И.В. Игнатьевым на 7-ми вершковой иконной доске без шпонок (ил. 1).

Использование холстов в качестве основы для борисовской иконы - вопрос открытый, хотя борисовские мастера с холстом как с основой знакомы были. Об этом говорят работы борисовского иконописца и выпускника Академии Художеств П.И. Игнатьева, хранящиеся в Борисовском музее, написанные на холстах. Это икона-картина "Святое семейство" (?), где св. Иосиф изображен как мужчина сер. XIX в. подстриженный, гладко выбритый, в соответствующих одеждах (ил. 2). Кроме того, в том же музее хранятся парные семейные портреты жителей слободы, написанные этим же мастером. Все работы выполнены на среднезернистых, полотняного плетения льняных холстах.

В начале ХХ в. возможно благодаря деятельности (с 1902 г.) учебно-иконописной мастерской, встречаются иконы на меди и железе. Такие иконы находятся в Архангельском храме Борисовки, а так же выявлены в частном собрании в Харькове (фрагмент хоругви).

Для эскизных работ в конце XIX в. использовался тряпичный картон и мелкозернистый холст. Такие эскизы были обнаружены в фондах Борисовского музея, принадлежащие кисти В. Хвостенко (1886) и М.И. Хвостенко. В начале ХХ в. стала использоваться фанера (М.И. Хвостенко).

Чугуевская икона в количественном отношении безусловно уступала Борисовской, однако, и требование к качеству икон у чугуевцев было значительно выше. Как и в Борисовке, спрос на иконы породил в Чугуеве киотный и дощечный промысел. Чугуевский киот прославился не только качественной столярной обработкой, но и тонкой прорезной, золоченой резьбой. В Чугуеве особое распространение получала деревянная основа с одной или двумя врезными шпонками. Встречаются крупноформатные иконы с тремя шпонками, где центральная шпонка выровнена в один уровень по отношению к основе. Шпонки не широкие, достаточно высоко поднимающиеся над поверхностью доски. По своей конструкции Чугуевские доски восходят к XIV-XV вв. когда пазы для шпонок прорезали от одного края иконы до другого, делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании [2]. Тыльные стороны досок всегда гладко оструганы (ил. 3).

Зафиксировано применение трех пород древесины: липа, сосна и очень редко осина. Возможно, ограниченное применение осины было связано с теми же причинами, что и у иконописцев Борисовки.

Тыльные стороны досок покрывались защитным покрытием в виде масляной краски (глауконит, коричневая охра) и, значительно реже, в виде раствора воска. Толщина досок колебалась от 2 до 2,8 см. Дефекты деревянной основы восполнялись смесью свинцовых белил с животным клеем. Часто доски использовались вторично.

Изредка мастера Чугуева обращались к холстяной основе. В Чугуевском музее И. Репина были выявлены иконы, написанные на среднезернистых, полотняного плетения льняных холстах. Эти иконы датируются серединой XIX в.

Третий вид основы, которая была распространена у иконописцев Чугуева - основы из металла. В процессе исследования выявлены в основном малоформатные иконы, написанные на медных досках и оцинкованном железе (мастер П.П.С. 1889).

О досках Харьковских икон однозначно говорить трудно, т.к. до сих пор выявлено ничтожно малое количество доподлинно харьковских икон. Автором исследования в Свято-Усекновенском храме г. Харькова была выявлена икона Богородицы "Козельщанская" Московско-Харьковской мануфактуры И.Щеклеева второй пол. XIX в. Тыльная сторона иконы была покрыта бархатной сорочкой. Основа иконы - липовая доска с торцевыми шпонками. Такие доски не были выявлены ни в Борисовской ни в Чугуевской традициях.

Суджанская икона, на данный момент, практически не исследована, но некоторые иконы, выявленные на территории Суджи и Суджанского района позволяют обнаружить типологическую близость. Это иконы из иконостаса в с. Уланок и икона свв. Кирилл и Мефодий в фондах Суджанского краеведческого музея. Все иконы датируются началом ХХ в. и написаны на довольно толстых липовых досках с высоко выступающими врезными, сквозными шпонками. Доски не имеют ярко выраженного защитного покрытия.

Кроме того, в процессе исследования, были обнаружены крупноформатные иконы на липовых досках с косыми шпонками (ил. 4). Две такие иконы были обнаружены в фондах Лебединского городского художественного музея, остальные в частных собраниях. На данный момент ведется работа по идентификации места создания икон, написанных на досках такой конструкции.

В Рождества Богородицы Глинской пустыне, вероятно, в качестве основы доминировала липа, но о конструкциях досок говорить преждевременно, так как этот вопрос нуждается в дальнейшем исследовании.

Выводы

На Слобожанщине, в середине XIX - начала ХХ в. в качестве основы для икон доминировала деревянная основа. Наибольшее распространение получили липовые и сосновые доски, реже ольха (Борисовка), осина (Чугуев), кипарис. В конструктивном отношении встречаются как доски высокого качества обработки с врезными, сквозными шпонками, так и доски низкого качества без шпонок (Борисовка). В Харькове зафиксировано применение досок с торцевыми шпонками. О защите тыльной стороны и торцов досок наиболее проявляли заботу Чугуевские иконописцы, покрывая доски масляной краской (глауконит, охра жженая).

Холст, как основа для икон, применялся значительно реже. Распространение получили среднезернистые льняные холсты полотняного плетения.

Метал, как основа для живописи, применялся мастерами Чугуева (малоформатные домашние иконы) и Борисовки (храмовые иконы и хоругви).

В качестве основ для эскизов мастера Борисовки использовали мелкозернистый холст и тряпичный картон. В начале ХХ в. стала употребляться фанера.

Список использованных источников
  1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография. - в 2-х т. / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер. - репринт. изд. - Х. 1993. - 982 с.
  2. Гренберг, Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследования / Ю.И. Гренберг. - М. Изобразительное искусство, 1982. - 319 с.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь: история обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI - ХХ века / схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. Изд. отд. Московского патриархата, 1994. - 605 с.
  4. Лужецкая, А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ века / А.Н. Лужецкая. - М. Искусство, 1965. - С. 206-226.
  5. Охрименко, И. Г. Очерки истории Борисовского района / И.Г Охрименко. -- Т 3. - [Борисовка]: Очерки истории Борисовского района: [машинописная копия рукописи] // Личный архив И.Г Охрименко.
  6. Припачкин, И.А. Иконописание слободы Борисовки / И.А. Припачкин. - Курск: Полстар, 2009. - 323 с.
  7. Харьковская старина: из воспоминаний старожила В. П. Карпова (1830-1860 гг.). - Х. Типография "Южного Края", Сумская, д. А. А. Иозефовича, 1900. - С. 377-383.
  8. Шулика, В. В. Иконописные центры Слободской Украины середины XIX нач. ХХ в. / В.В. Шулика // Теорія і практика матеріально-художньої культури: IX електронна наукова конференція. Харків, ХДАДМ 20 грудня 2007 р. зб. матеріалів. - Х. ХДАДМ, 2007. - С. 119-126.
  9. Шулика, В. В. Церковний живопис Слобожанщини середини ХІХ - початку ХХ століття: іконографія, стилістика, техніко-технологічні особливості: автореф. дис. канд. мистецтвознавства: 17.00.05. - Х. ХДАДМ, 2010. - 20 с.

Что за роспись на дереве? какого века икона? если можно по-подробнее

Марина Таланкина Оракул (62461) 4 года назад

Похоже это икона - подокладница или «краснушка".

В XIX веке, особенно к его концу, и в начале XX века появляются иконы-подокладницы. На загрунтованных досках иконописцы-кустари писали только те части изображений, которые не закрывались окладом. Обычно это были головы, кисти рук и стопы босых ног. Таким образом ремесленники максимально сокращали затрату времени на производство каждой иконы. Подокладницы были двух типов — более дорогие, предназначенные под серебряные оклады, и более дешевые, которые покрывали окладом из фольги или латуни. Эти самые дешевые иконы в среде иконописцев назывались «краснушками». Название их обусловлено тем, что доски не левкасили в обычном понятии этого слова, а покрывали очень тонким слоем красно-коричневого грунта. По грунту делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали головы, руки и ноги.


#3 vashce

Отправлено 22 мая 2014 - 08:12

1. Икона «Иисус Христос Эммануил».

На задней части есть уникальный штамп Постникова.

Темпера.

2. Икона «Праздники».

Конец XVIII века, начало XIX.

#9 генвик

Отправлено 22 мая 2014 - 18:32


Реставрация иконы 19 века "Сретение Господне".

Небольшие утраты живописного слоя, местами левкаса, кракелюр грунта,восстановление резьбы фона иконы, золочение.

Состояние до реставрации:

Размер иконы 53х69,5 см. Тыльная сторона: щит иконы состоит из двух досок, склеен. На месте склеивания глубокая насквозь щель 2 мм. Доски в хорошем состоянии.

Лицевая сторона: икона имела многочисленные потертости резьбы на левкасе, следы золота просвечивают только через живописный слой (смешанная техника - темпера, масло), большие глубокие трещины по всей поверхности иконы, кракелюр грунта. Утраты и сколы левкаса по периметру иконы.

Методика:

Фотофиксация. Описание состояния иконы.

Пробы грунта в соляной кислоте показали, что грунт гипсовый.

Копирование на промасленную кальку рисунка резьбы иконы, для дальнейшего восстановления утраченных фрагментов.

Обработка трещин и кракелюр этиловым спиртом.

Проклейка 3% на желатине. В теплом виде, мягкой кистью по всем трещинам - с просушкой,2 слоя.

Места глубоких трещин 12% проклейка на желатине - 1 слой, в теплом виде.

Заделка трещин пеньковой веревкой предварительно пропитанной в 3%, а затем 15% клею на желатине.

Побелка всех трещин теплым жидким левкасом 7% на желатине, в теплом виде от 3-5 раз.

Левкашение теплым левкасом7 %, для того чтобы он хорошо заполнил все глубокие трещины.

По периметру иконы, углы, места сколов последние слои наращивались без подогрева левкаса.

Выравнивание залевкашенной поверхности: автомобильной мелкозернистой шкуркой, притирание пробкой, с небольшим количеством воды.

Восстановление рисунка резьбы. Резьба глубиной 1-2 мм по всему фону иконы.

Подготовка поверхности иконы под золочение:

Тонировка акварелью (С.-Петербург) фона под цвет сохранившихся фрагментов полимента.

Покрытие фона шеллаком 2 раза.

Золочение на 12-часовой мордан (Маймери, Италия).

Покрытие золота шеллаком.

Восстановление утрат живописи - тонировка акварелью с яичной эмульсией.

Восстановление росписи декоративной рамки поля иконы, опушь, надпись на иконе - масляными красками (Мастер-класс ).

После просушки покрытие иконы дамарным лаком (дамарный лак ипинен - 1:1) в 2 слоя.


Старинная печатная икона святой Николай Чудотворец. Россия, XIX век-начало XX века.

Бумага, икона на бумаге, икона Николая Чудотворца хромолитография. Оригинальная рамка-киот со стеклом. Состояние коллекционное.

Размер иконы: 14.5 х 21.0 см.

Размер рамки: 19.5 х 24.9 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Старинная икона святого Николая Чудотворца на бумаге в необычном стиле – пожалуй, стоит купить печатные иконы, чтобы понять, что они тоже уникальны и неповторимы, ведь при изначально больших тиражах до наших дней вполне могло сохраниться не более нескольких экземпляров, а то и вовсе – один!

Коллекционная напечатанная икона на бумаге в идеальном состоянии и редком исполнении! Для увлеченных собирателей и верующих людей: красивая и бюджетная икона Николая Чудотворца 19 век. Оригинальная рамка добавляет красоты и указывает на внушительный возраст предмета!

Старинная печатная икона Николая Угодника Чудотворца… да, оказывается, и таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Бумажные иконы выпускались и в частных типографиях и в монастырских, были они различными по исполнению, качеству, цветности и технологии изготовления. Бумажные иконы купить тогда можно было и в церковных лавках и в иконных лавках, торговали ими офени и торговцы на многочисленных ярмарках и рынках. Паломническая икона становилась тем почитаемым предметом. который привозил с собой человек, посетивший Святые места. Дешевые и доступные старинные иконы тогда, в XIX веке раскупались охотно, привозились не только для своего дома, но и дарились родственникам, друзьям, соседям… Поначалу русская Церковь противилась возникновению печатных икон, пришедших, безусловно, с Запада, из германских земель.

Патриарх Иоаким в своей духовной грамоте выражал горечь, сожаление о том, что русские люди покупают «листы печатные немецкие», переживал за целостность и сбережение христианской веры, подвергшейся испытанию нашествием печатных икон лютеранского, еретического толка. Но это происходило в далеком 1674 году, а в восемнадцатом столетии печатная икона окончательно приживается в домах верующих людей, старинные гравюры служат образцами для иконописания. Монастырские типографии появляются в России в тридцатых-сороковых годах 19-го века и конечно, они приступают к выпуску печатных икон. Существовало две основные технологии производства печатной иконы. Иконы литография – это одноцветная печать, производимая путем оттиска матрицы на бумаге или картоне. Часто цветные печатные иконы ошибочно называют литографиями. Икона хромолитография – это цветная икона, и сам способ получения такого изображения сложен, многоэтапен, но и результат может быть столь удивительно хорош, что и сегодня Вы удивляетесь красоте и сложности старинной печатной иконы!

Для хромолитографической печати мастер-гравер на специальных литографских камнях исполнял несколько изображений, каждое из которых отвечало за определенный цвет. Краска наносилась попеременно на эти подготовленные матрицы и осуществлялась последовательная печать на бумаге, картоне или металле. Дело это было трудоемкое, но зато позволяло печатать неограниченные тиражи красочных и привлекательных икон. Купить иконы литография Вы можете на нашем сайте и каждая из них заставляет задуматься, помолиться, осознать то, что даже бумажная старинная икона может быть очень интересной! Печатная икона производилась в Мстере, тут печатались картинки-лубки с религиозными сюжетами, но и здесь, как оказалось, конкуренция будет выживать слабейших: мастерская Мстеры закрылась в середине восьмидесятых годов XIX века….

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы. они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег. Иконы на металле 19 век породил множество, но увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешевые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии их (жестяные иконы) встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столицах России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка – то есть придание объема железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография, мелкорельефное очень сложное по своему рисунку, тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства (а мы считаем, что так оно и есть) повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более, что вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной».

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть еще один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе! Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в ее линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая! Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причем отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберете ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю. Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток и для завоевывания Покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жесткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

Если Вы купите старинную жестяную икону Жако Москва. то Вы увидите, сколь точно выдержаны ее размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как четок и многоцветен рисунок! Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу, а в результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающих, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести! Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились. Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце 19-го столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстеры, Палеха, и правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон. В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешевая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так! Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов, в 1901 году сам император Николай II издает особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева! И когда в начале следующего, 20-го века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах, также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния. Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера:жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции. положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история. Что же Вам остается делать сегодня? А сегодня каждый из Вас может купить печатные иконы на нашем сайте и понять для себя, что печатная икона на металле или печатная икона бумаге есть удивительное явление в русской истории, которым можно искренне восхищаться! Не важно, с какой целью Вы хотите купить старинную печатную икону – для коллекции, для домашнего киота, или хотите купить икону в подарок. В любом случае эти антикварные иконы будут храниться бережно и проживут, даст Бог, еще не одно столетие в Вашей семье! Так что нам остается сказать только одно: В добрый путь, старинная печатная икона!

День Николая Чудотворца отмечается 19 декабря (день смерти святого) – Никола Зимний, 22 мая (день прибытия мощей в город Бари (мощи Николая Чудотворца сейчас хранятся именно там)) – Никола Вешний, 11 августа – рождество святого Николая, даже праздник Николая Чудотворца отмечается трижды в год, у какого святого есть так много праздников, отмечаемых и почитаемых в народе?

Молитва Николаю Чудотворцу совершается о спасении от внезапной гибели, от опасности утопления в реке или в море, одним словом, в воде. Николай Угодник – покровитель всех путешествующих людей, иконе с изображением святого Николая можно молиться за себя и путешествующих родных и знакомых. В народе относились с особенной любовью к этому святому: Николай Чудотворец может сотворить любое чудо, он в силах исполнить обыкновенное человеческое желание, а потому ему может посвятить молитву не только взрослый человек, но и ребенок! Молитва Николаю Чудотворцу о помощи всегда поможет, молитва Николаю Чудотворцу о здравии всегда даст облегчение страждущему человеку!

Икона Николая Чудотворца, молитва перед ней – неотъемлемая часть существования верующего христианина, поэтому Вы можете купить икону Николай Чудотворец для своего дома, или купить икону в подарок! Икону Николай Чудотворец можно подарить ребенку, а можно подарить икону взрослому человеку, купить икону в подарок верующей семье, купить икону родственникам! Старинная икона Николая Чудотворца из Малороссии станет украшением частного собрания религиозной живописи! Вы можете купить икону в Москве, или мы доставим ее Вам почтой по всей территории России, предварительно бережно упаковав!


Источники: http://shulika-art.kh.ua/29st.html, http://otvet.mail.ru/question/39240277, http://forum-antikvariat.ru/topic/204105-otcenka-ikon/, http://art-con.ru/node/1675, http://kupistarinu.ru/ikoni-pechatnie/starinnaya-pechatnaya-ikona-svyatoy-nikolay-chudotvorec-rossiya-xix-vek-nachalo-xx-vekaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
иконы начало 19 века