int(1147) иконы складни 18 век | 10-21 век | Tsurganov.info




иконы складни 18 век


Винтажные и старинные предметы интерьера .

Новые поступления в антикварный салон ,Сочи.

1.Складень 18 век размеры 9х5,5 см.Медный сплав, цена 4000 руб.

Складень с завершением «Спас Нерукотворный». В среднике изображен святитель Никола с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке.

2.Складень,18 век,размеры 9х5 см.Медный сплав, цена 4000 руб.

Складень с навершием «Спас Нерукотворный». В центре изображена святая Параскевья Пятница с восьмиконечным крестом в правой руке и свитком в левой. В верхней части — поясные изображения мучениц. Екатерины и Варвары. На створках в трех рядах поясные парные изображения святых в трехчетвертном повороте к центру. Левая створка: архангел Михаил и апостол Петр, святитель Василий Великий и великомученик Георгий, святители Иоанн Златоуст и Петр митрополит. Правая створка: архангел Гавриил и апостол Павел, святитель Григорий Богослов и великомученик Димитрий Солунский, святитель Афанасий и священномученик Власий.

3.Складень 18 век.размеры 9х5 см.Медный сплав,цена 4000 руб

Складень с завершением «Троица Новозаветная». В среднике изображена Богоматерь Всех скорбящих радость, на створках — избранные святые: Ангел-хранитель и мученик Иоанн Воин (левая), преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский (правая). Завершение створок — композиция «Благовещение».

4.Икона "Николвй Чудотворец"17-18 век 5,5 х3,5 см.(редкость) цена 3000 руб.

В центре изображен святитель Никола с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. Медная икона близка памятникам новгородской каменной пластики XIV в. Образцом для иконы явилась створка иконы-энколпия XIV в.

Путевые иконы

Искусство иконописи многогранно и принимает различные формы — от колоссальных мозаик и фресок до небольших образов, от изысканной ювелирной работы до традиционной темперы на левкасе. Смысл и содержание неизменны: маленький «путный» образ также священен как храмовое панно. Что же касается формы, здесь проявляется творческое, эстетическое начало иконописи, связанное со вкусом, культурой и мастерством. В данном ключе интересна традиция путевых («путных», или дорожных) икон, которые представляют особую грань православной истории и искусства.

Путевая икона — маленький образ, сопровождающий человека в пути, — известна с XII века и входит в число древнейших христианских традиций. Первые образцы дорожных икон, дошедшие до наших дней, происходят из Византии. Паломники и монахи брали иконы с собой в дорогу и обращались к ним во время ежедневных молитв. Впоследствии путевые иконы получили распространение среди купцов и военных, вельмож и простого люда. По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, каждый без исключения ратник в XVII веке имел на груди красивый трехстворчатый складень, которому он поклонялся в походах.

Понятие «путевой иконы» охватывает широкую группу реликвий, включая складни, иконостасы и медальоны. Общее, что объединяет их все, это небольшой размер, личная принадлежность и характерное исполнение. Традиционная техника темперного письма не имела широкого распространения вплоть до XVII столетия. Большая часть икон, сохранившихся до наших дней, выполнены из меди в технике басмы, литья и чеканки и представляют собой небольшую пластину с рельефным изображением. Иногда мастера обращались к дереву, камню и кости, которые, в силу неприхотливости и долговечности, более соответствуют назначению путной, походной святыни.

История путевых икон демонстрирует эволюцию от схематичных отливок до изысканных произведений искусства, созданных с применением драгоценных металлов и ювелирных техник, включая эмаль, инкрустацию самоцветами, камфарение. Широкую популярность снискали складни, которые состояли из четырех или более пластин, покрытых искусной чеканкой. Некоторые из них представляют миниатюрные копии крупных иконостасов с пророческим, праздничным, местным и деисусным рядами. В целом же, содержание путевой иконы многообразно и не ограничено строгим каноном. Широкое распространение получили образки Богоматери и Христа, а также евангельские сюжеты. Однако чаще всего встречаются изображения святых покровителей, которых владелец иконки молил о заступничестве в пути.

С началом XVIII столетия металлический образ начал уступать место традиционной, писанной темперой или маслом иконе. В определенной степени, это было связано с официальным запретом рельефных изображений, принятым по указу Петра I в 1722 году. Согласно одной из легенд, причиной запрета стали случаи попадания молний в храмы, хранившие большое количество металлических образов. По другой теории указ императора связан с процессом церковных реформ, централизацией патриаршей власти и наступлением на раскольников. Несмотря на запрет, за которым последовали конфискации и закрытия мастерских, производство металлических путевых икон не было искоренено и продолжалось вплоть до начала XX века.

Традиция путевых икон насчитывает тысячу лет и переживает сегодня второе рождение. Метод изготовления и стиль претерпели за это время значительные изменения, но смысл остался все тем же. Маленькая икона в кармане или в салоне автомобиля символизирует покровительство человеку в пути, также как медные образки, принадлежавшие воинам и византийским миссионерам в эпоху развития и становления христианства.

Складни

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол. — Прим. авт. )». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», — писал архидиакон Павел Алеппский [Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М. 1898. Вып. 3. С. 136].

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.

Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.

Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.

Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех. c. 102 ¦

Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.

  • Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:
  • Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
  • Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.
  • Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:
  • Деисус (три вида);
  • Деисус с избранными святыми, так называемые складни-«девятки», в среднике которых Деисус, на створках — изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:
  • апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);
  • Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка);
  • изображения избранных трех из Двунадесятых праздников;
  • Двунадесятые праздники (створы большие);
  • Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
  • Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).
  • Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
  • изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);
  • изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

    Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.

    Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок


  • Выговская старообрядческая пустынь. Книги,миниатюры,иконы,кресты.

    Миниатюра "Семён Денисов" и заставка-рамка поморского орнамента из Месяцелова с Пасхалией. Выг. 1774 год .

    Фронтиспис и заставка-рамка поморского орнамента из Праздников певческих. Начало 19 века

    Миниатюра "Святой князь Владимир" и поморский полуустав золотом из Месяцеслова с Пасхалией. Лекса. 1820 год

    Миниатюра "Церковь воинствующая" из "Творений" Симеона Солунского. Выг. 1820-ые годы

    Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери". Выг. 1717 год

    Оборотная сторона

    Основатели школы, сами талантливые и плодовитые писатели, братья Андрей и Семен Денисовы воспитали целую плеяду учеников, к числу которых относятся Трифон Петров, Даниил Матвеев, Гавриил и Никифор Семеновы, Мануил Петров, Иван Филиппов, Василий Данилов Шапошников, Алексей Иродионов и многие другие. Тогда как представители официальной церкви презрительно называли поборников древнего благочестия "мужиками и невеждами", старообрядческие писатели создавали сочинения, ни в чем не уступающие произведениям признанных литературных авторитетов петровского времени, таких, как Димитрий Ростовский и Феофан Прокопович. Более того, имел место случай, позволивший выговским книжникам с блеском продемонстрировать свои глубокие филологические и источниковедческие познания. В начале XVIII в. для борьбы с расколом былинаписаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствуют древним, а листы пергамена переплетены заново.


    Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

    * Воспроизводится по изданию: Гнутова С. В. Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Альбом. — М. Интебрук-бизнес, 2000. — ISBN 5-89164-060-0 — 136 c. ил.

    Авторы-составители: Светлана Витальевна Гнутова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублева;

    Елена Яковлевна Зотова, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублева.

    Фотосъемка: С. И. Степин.

    Просматривать содержание альбома можно также в режиме галереи .


    Какие есть старинные иконы складни

    Огромной популярностью христианские иконы-складни пользовались еще с давних времен. Существовало огромное многообразие их видов: складни нательные, нагрудные, киотные. Старинные складни – иконы, так называемые путевые иконы, которые православные христиане брали с собой в дальнюю дорогу, на богомолье, в военный поход. Некоторые иконы складни так и назывались – походные. Начиная с XVII века, у всех воинов, без исключения, на груди находился православный образ в виде тройного складня. В тяжелые минуты и перед началом военных сражений каждый воин поклонялся ему, прося защиты. Среди первых старинных складней из трех икон были литые складни, доставленные из Византии в X веке. В XIX веке литые складни заменяли целые иконостасы и святцы. Прообразом этого иконографического типа икон послужили Царские врата при входе в алтарь церкви. Самые первые виды икон-складней были небольших размеров и были нательными. В связи с тем, что до наших дней, по сравнению с количеством православных икон других видов, дошло старинных складней икон из трех створок гораздо меньше, это еще раз подтверждает, что процесс их изготовления был более трудоемким. Створки и другие составляющие отливались из бронзы отдельно, а затем, крепились к среднику. Ближе к первой половине XVIII века появились новые типы складней, с другими иконографическими сюжетами и приемами иконографии.

    Какие можно купить типы старинных складней икон


    Старинный бронзовый складень Деисус с избранными святыми. Россия, XVII-XVIII век.

    Медный сплав, патина.

    Размер: 8.9 х 11.2 см (в развернутом виде).

    Перед Вами старинный медный складень Деисус с избранными святыми. изготовленный, судя по всему, на рубеже веков, в конце 17-го или начале 18-го века.

    Складень использовался прошлым хозяином достаточно много, это намоленный религиозный предмет. у которого очень большая история.

    Старинный меднолитой складень Деисус с избранными святыми хорошо сохранился. Однако от частого использования и чистки лики частично утратили рельеф. В оглавии имеется сквозное отверстие для подвешивания складня (например, на шее, или для размещения его в молельном месте). Створки аутентичные, складень идеально открывается и закрывается.

    Подобные компактные «мини-иконостасы» стали популярны в 18-м веке, а к началу 20-го их производство достигло своего пика, столь необходимы они были молящимся людям, перемещающимся по России. В любом месте можно было достать свой складень и раскрыв его створки, предаться молитве. Старообрядцы ставили складень перед собой и во время трапезы, совершая молитвы перед вкушением пищи и по окончании.

    На среднике, в верхнем поле изображен Деисусный чин: Спас на престоле и предстоящие Богоматерь и Иоанн Креститель.

    Нижний ряд средника старинного складня отображает преподобных Зосиму и Савватия Соловецких, святителей Николая Чудотворца и Леонтия Ростовского.

    В левой створке мы видим парные поясные изображения святых Архангела Михаила и апостола Петра, святителя Василия Великого и Великомученика Георгия, святителя Иоанна Златоуста и Петра митрополита.

    На правой створке изображены Архангел Гавриил и апостол Павел, святитель Григорий Богослов и Великомученик Дмитрий Солунский, святитель Афанасий и священомученик Власий.

    Вы можете приобрести старинный складень с Деисусом и избранными святыми у нас, это уникальный религиозный предмет, которому исполнилось более двух сотен лет.


    Источники: http://evgeni-1.livejournal.com/81528.html, http://www.liveinternet.ru/community/lj_npl_22/post319596540/, http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=92&ch_l2=0&chap=2&lng=ru, http://www.sudba.info/kakie-est-starinnye-ikony-skladni/, http://kupistarinu.ru/skladni-bronzovie/starinniy-bronzoviy-skladen-deisus-s-izbrannimi-svyatimi-rossiya-xvii-xviii-vekNULL Комментариев пока нет!
    Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения
    Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








    2017 - Правосланые иконы
    иконы складни 18 век