int(2064) иконы xvii века | 10-21 век | Tsurganov.info




иконы xvii века


ИКОНЫ X-XVII ВЕКА

Иконы, являющиеся самостоятельными живописными композициями, первоначально выполнялись в технике энкаустики и мозаики, позднее темперы, а затем, в основном с 18 века, масляной живописи.

Материалом для художника служили деревянные доски, холст, иногда металлические пластины и др.

Икона, в отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладала скульптура, получила особенно широкое развитие в Византии. Древнейшие сохранившиеся до наших дней иконы происходят из Передней Азии и датируются VI веком.

Название: "Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)"


Иконопись XVII века

После Смутного времени для царя продолжали работать иконописцы «строгановской школы» — Прокопий Чирин, младшее поколение Савиных. Ок. 1620 г. при дворе был создан Иконный приказ с Иконной палатой, просуществовавший до 1638 г. Его главной целью было возобновление «церковного благолепия» в храмах, пострадавших во время Смуты. В 1642 г. очевидно, учредили особый приказ, ведавший росписью кремлевского Успенского собора, которому надлежало точно восстановить роспись нач. XVI в. по снятым с нее прорисям. Работы имели грандиозный размах: под руководством Ивана Паисеина, Сидора Поспеева и других царских «изографов» трудилось ок. 150 мастеров из разных городов России. Совместная работа способствовала достижению высокого качества живописи, стимулировала обмен опытом, прививала во многом уже утраченные навыки артельного труда. «Школу Успенского собора» прошли такие известные художники XVII в. как костромичи Иоаким (Любим) Агеев и Василий Ильин, ярославец Севастьян Дмитриев, Яков Казанец и Степан Рязанец.


Вероятно, по окончании росписи иконописцы перешли в ведение Оружейного приказа, с этого времени Оружейная палата стала ведущим художественным центром страны. Ее иконописцы, работавшие по царским заказам, делились соответственно уровню квалификации на жалованных мастеров и кормовых иконописцев трех статей. Для выполнения работ большого объема привлекались также «городовые» иконописцы, работавшие в других городах, что обеспечивало повсеместное распространение «стиля Оружейной палаты». Для этого стиля характерно стремление к передаче объема, показу глубины пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам, к деталям одежд и обстановки. К 80-м гг. XVII в. получил широчайшее распространение зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позема, который передавал воздушную среду.

Ведущим в цветовой гамме стал красный цвет разных оттенков и насыщенности. Яркость и чистота цвета в иконах царских мастеров достигалась благодаря использованию дорогих привозных красок, в первую очередь баканов (полупрозрачные лаковые краски на основе кошенили, сандала и красного дерева). Начиная с сер. XVII в. иконописцы начали широко употреблять в качестве образцов сборники голландско-фламандских гравюр — иллюстрированные Библии Класа Янца Фишера (Пискатора), Петера ван дер Борхта, Маттеуса Мериана, Петера Схюта, «Замечания и размышления к Евангелию» богослова-иезуита Иеронима Наталиса и др. По Библиям ван дер Борхта и Пискатора написано множество фресковых циклов в московских, ростовских, костромских, ярославских, вологодских храмах. В этот период в отличие от XVI в. заимствовались новые иконографические варианты сюжетов, хорошо известных в русской традиции (напр. «Благовещение с книгой», «Воскресение Христово» как восстание из гроба). Надо отметить, что в греческом православном искусстве такая иконография появилась еще в XV в. и поэтому не воспринималась на Руси как противоречившая православному преданию. Гравюры-образцы при копировании подвергались переработке: те особенности иконографии, которые понимались как сугубо католические (непокрытая голова Богоматери, декольтированные женские платья), исправлялись соответственно православным нормам. Смысл обращения к иноземным источникам заключался не только в усвоении новых приемов построения формы. Вероятно, иконописцы старались возбудить повышенное внимание молящихся, заставить их размышлять над изображением, в то время как старая иконография в силу своей привычности служила прежде всего узнаванию сюжета.

Несмотря на многочисленные заимствования из западноевропейского искусства, московская иконопись 2-й пол. XVII в. в целом еще остается в русле традиционного иконописания. Светотеневая моделировка личного строилась на старой технике последовательных высветлений — плави, несколько модифицированной и усложненной Симоном Ушаковым. При моделировке фигур и интерьеров применялся специфический прием постепенного потемнения, как бы сгущения цвета у края формы; этот прием заменял моделирование объема с помощью светотени, свойственное живописи нового времени. Понятия об иллюзорном источнике света еще не существовало.

Сохранялась функция золота как Божественного света (окна «палат» при изображении интерьеров обычно делали золотыми или серебряными, даже если в дверных про-емах показывали пейзаж). Пространственные построения включали элементы как прямой (линейной, «ренессансной») перспективы, так и обратной, перцептивной; поэтому пространство в иконах и особенно во фресках выглядит неглубоким, сплющенным, даже если в основе лежит западноевропейский изобразительный источник. Цвет употреблялся не натуралистически, а эмоционально-выразительно, он не всегда отвечал естественной окраске предметов. При заметной общности стиля иконописцы Оружейной палаты все же делились на два направления: одни тяготели к монументальности, повышенной значительности образов (Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Тихон Филатьев), другие продолжали «строгановскую» традицию с ее миниатюрным, подчеркнуто эстетизированным письмом, с любовью к множеству подробностей (Никита Павловец, Сергей Рожков, Семен Спиридонов Холмогорец).

Изменения изобразительной системы иконописания в XVII в. связаны, очевидно, с начавшимся распадом средневековых родовых устоев об-ва. Наметившийся приоритет индивидуального начала привел к тому, что в Сыне Божием, Богоматери и святых начали искать индивидуальные черты. Это вызвало стремление сделать лики в иконах максимально «живоподобными». Важной составляющей религиозного чувства стало также сопереживание страданиям святых, Крестным Мукам Спасителя, что привело к широкому распространению страстных икон (вплоть до появления в иконостасах дополнительных рядов Страстей Христовых и апостольских страданий). Новые требования к церковной живописи обосновал царский иконописец Иосиф Владимиров в послании к Симону Ушакову.

Сходные черты проявились в книжной иллюстрации XVII в. Как и ранее, одни и те же мастера работали и над иконами, и над миниатюрами или гравюрами: иконописцы Федор Зубов (см. Зубовы), Иван Максимов, Сергей Рожков и другие иллюстрировали Толковое Евангелие (1678, ГММК, 10185), а Симон Ушаков делал рисунки для гравюр к стихотворной Псалтири и к Повести о Варлааме и Иоасафе. В посл. четв. XVII в. в Оружейной палате было создано несколько роскошно иллюминированных рукописей, в т. ч. Сийское Евангелие 1693 г. (БАН. № 8339), содержавшее ок. 4 тыс. миниатюр. Отказ от зрительного сохранения плоскости листа и выход в иллюзорное пространство, построенное (хотя и непоследовательно) по законам линейной перспективы, заметно изменили облик книги. В иллюстрациях месяцеслова Евангелия, предваряющих чтения по месяцам, использован западноевропейский (голландско-фламандский) источник, но нарядность колорита, подчеркнутая декоративность деталей оставляет эту рукопись целиком в русле позднесредневекового русского искусства. Орнаментация богатых заказных рукописей обогатилась в это время барочными растительными мотивами, напр. натуралистически исполненными срезанными цветами гвоздики, тюльпана, розы, василька. Лицевые рукописи, имевшие хождение среди посадского населения (преимущественно синодики и Апокалипсисы), по оформлению выглядели значительно скромнее, в них использовался контурный рисунок с легкой подцветкой, стилистические новации были очень незначительны или же вообще отсутствовали (нередко миниатюристы копировали старые образцы).

Во 2-й пол. XVII в. резко увеличилась потребность в иконах. Развитие экономики страны позволило не только в массовом порядке строить храмы в городах и вотчинах, но и дало возможность крестьянам приобретать образа в обмен на продукты своего хозяйства. В этих условиях иконописание в суздальских селах — Холуе, Палехе, Шуе, позднее во Мстере — приняло характер народного промысла. Судя по сохранившимся более поздним «расхожим» иконам, эти образа обладали свойствами народного искусства: композиции максимально очищались от подробностей и деталей, сводясь почти к пиктографической схеме, фигуры превращались в плоские силуэты, складки одежд — в скупой декоративный узор, палитра ограничивалась несколькими цветами с преобладанием красно-коричневого и грязновато-оранжевого (охра с добавлением киновари, заменявшая дорогой бакан). С технической стороны суздальские иконы представляли собой значительно упрощенный вариант иконописания, но они несомненно имели свои художественные достоинства и особую выразительность.

По свидетельству Иосифа Владимирова, в XVII в. иконы подобного рода имелись не только в частных домах, но и в церквах. Они подверглись резкой критике царского иконописца, осудившего «неискуснописанные» образа в первую очередь с профессиональной т. зр. Широкое распространение народного иконописания вызвало обеспокоенность церковных и светских властей, попытавшихся исправить положение запретительными мерами.

Грамота 1668 г. подписанная Патриархами Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Иоасафом Московским, со ссылкой на свт. Григория Богослова постановляла делить иконописцев на шесть чинов — от «изящных» знаменщиков до учеников — и разрешила заниматься иконописанием только «свидетельствованным», т. е. квалифицированным, иконописцам. В указе царя Алексея Михайловича 1669 г. запрещавшем жителям Холуя заниматься иконописью, говорилось о необходимости знать «в лицах и в составах размер» (Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи // ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 85). На этом основании можно заключить, что черты ликов и пропорции фигур в народных иконах подвергались искажению, типичному для непрофессиональных художников (в 70-х гг. XVIII в. Вологодский архиеп. Маркелл сообщал об иконах, где святые изображались с широкими лицами, узкими глазами и короткими пальцами). Однако главный недостаток народных икон церковные власти в XVII–XIX вв. видели, по всей вероятности, не столько в неискусности, сколько в «не истовости» письма, проявлявшейся в первую очередь в старообрядческом (двоеперстном) крестном знамении и архиерейском благословении и в написании имени «Исус» с одной буквой «и».


Разновидности икон

Чтобы выделить иконы необходимо определить критерий различия. Какие есть разновидности икон:

1. иконы различаются по веку.

выделяют так же иконы рубежные, например, рубеж 16 и 17 веков.

Старинные иконы 16, 17,18,19 и 20 века

Век иконы может определить только опытный специалист. Иконы 16 и 15 века стоят дороже, чем все остальные века. Начиная с 17 века, век иконы на стоимость уже не влияет. Это объясняется тем, что икон 16 века осталось очень мало, а 17 и остальные оставили очень много произведений иконописи.

2. Автор иконы

  • подписные
  • не подписные

Все наверное слышали про знаменитые иконы Андрея Рублева. Это шедевры мировой иконописи и сама фамилия великого иконописца уже увеличивает стоимость иконы в несколько раз. К сожалению все иконы Рублева уже известны и новых быть не может. Частенько люди принимают свои иконы за произведения этого иконописца, это случается потому что на обратной стороне иконы раньше подписывали ее стоимость, например, 15 РУБЛЕВЪ. по старославянски это означало 15 рублей, в конце многих слов тогда ставился твердый знак. Иногда цифры стирались, икогда на них не обращают внимания и люди в полной уверенности думают что у них икона Андрея Рублева. К сожалению мало кто знает что Андрей Рублев не подписывал своих икон, а принадлежность существующих определяется по записям в церковных книгах храмов для которых он писал иконы.

4. Размер иконы

  • большие иконы - храмовые иконы
  • домашние, заказные

Иконы большого размера, от 60 сантиметров писались в основном для храмов и церквей. Антикварный дом покупает эти иконы в первую очередь, так как участвует в восстановлении храмов. Иконы для дома чаще всего заказывали не большого размера 26х32 сантиметра, бывали меньше, бывали больше.

5. Сюжет иконы

Сюжетов икон великое множество.


Домонгольский период

1 Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве. названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики. а весь остальной храм был украшен фреской [1] .

Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось. Вообще, из Киева. Чернигова. Переяславля. Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры.

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора. построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов. выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками. из которых хорошо сохранились образ Христа Пантократора в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные части интерьера были расписаны фреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю [2] .

Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи. Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись [3]. Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий .

Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии. Работами греков являются росписи собора Михайловского Златоверхого монастыря. Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода. фрески собора Мирожского монастыря ) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.


Русские иконы

Торговля произведениями иконописи - одно из старейших направлений деятельности антикварного салона Империя. Галерея русской иконы "Империя" - это самый крупный специализированный салон такого рода в Санкт-Петербурге и Москве, в котором представлено широчайшее разнообразие сюжетов и школ иконописи, а также церковной утвари. В салоне выставлено не менее трехсот старинных икон. Среди них - древние уникальные памятники ХIV - ХV веков, связанные с художественными традициями Москвы, Ростова, Новгорода, Пскова и Твери, произведения царских мастеров ХVI-ХVII столетий. Во все м м ногообразии художественных центров и направлений представлена и иконопись ХVIII - начала ХХ века.

Клиенты галереи русской иконы - владельцы крупнейших коллекций, корпорации, представители деловой и культурной элиты, частные ценители древнерусского искусства, авторитетные антиквары России.

Русская икона - то единственное, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, и, следовательно, то, что в первую очередь формирует индивидуальность российского антикварного рынка. Это определяет высочайшую значимость иконного собрания "ИМПЕРИЯ". Обладая крупнейшей в России, а, следовательно, и крупнейшей из существующих, коллекцией старинных икон, предназначенных к продаже, иконный отдел "ИМПЕРИЯ" выступает своего рода "лицом" российского антикварного рынка в его неповторимом национальном аспекте.

Такое положение обязывает галерею Русской Иконы поддерживать качество своей работы на максимально высоком уровне. Помимо штатных экспертов, имеющих профильное университетское образование, к работе отдела привлекаются сотрудники крупнейших музеев и институтов. В галерее ведется статистический учет предметов, производится фотосъемка редких по стилю и иконографии памятников, фиксируются подписные и датированные иконы и выставляются на разнообразных выставках частных коллекций.

Являясь крупнейшим в своей области, иконный отдел может позволить себе работать с предметами сразу всех уровней, от драгоценных и чрезвычайно дорогостоящих до недорогих, но представляющих исторический и художественный интерес. Здесь хранятся уникальные иконы в окладах знаменитых ювелирных фирм, недорогие иконы в серебре качественной работы, образцы профессионального иконописания Палеха и Мстеры, позднебарочные "фряжские" иконы, древние памятники иконописи XV -XVII веков, произведения примитивной народной иконописи и, наконец, иконы "в работу", которые может приобрести реставратор по невысокой цене.

Собрание стремится к универсальности и на этом пути способно удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус. Не следует забывать о том, что хронологическая планка, отделяющая просто старые вещи от антикварных, медленно движется во времени и сегодня пролегает примерно через 40-е гг. ХХв. едва ли не для всех родов вещей, кроме русских икон. Иконописание в нашей стране, в отличие от иных видов искусств (светской живописи, прикладного и т.д.), прекратилось во втором десятилетии ХХ в. и, поскольку вопрос о действительном возрождении этого искусства в наши дни пока является спорным, эта хронологическая планка никуда не движется, ею навеки отмерен срок существования русской иконописи. Поэтому, задумываясь о приобретении русской иконы, необходимо помнить, что речь идет не только о древне м м оленном образе, но и об одном из предметов, количество которых с каждым годом неуклонно сокращается.

"В отличие от светских искусств, часто занимавших вторичное положение по отношению к иноземным образцам, иконопись после падения Византии развивалась в России независимо. В результате, среди прочих родов антиквариата, русская икона - то единственное, что в полной мере выражает феноменальность отечественной культуры. Особенно заметно это сейчас, в пору стирания контуров этнографического своеобразия России.

Никакой предмет в такой степени не обозначит русскую принадлежность обитаемой среды, как икона - настолько же экзотичная для любой иноземной культуры, насколько органичная и естественная для русского быта. Иконопись с ее традиционным одномерным, почти абстрактным изображением повлияла на таких мастеров живописи XX века, как Казимир Малевич и Василий Кандинский. Под впечатлением от икон находился и Анри Матисс. Обращаясь к Пикассо во время своей поездки в Россию в 1911 году, он писал: "Ты ничего не знаешь о том, что такое цвет, если не видел русских икон".

Если Вы хотите приобрести определенную икону, Вы можете оставить заказ, написав нашим экспертам info@imperiaikon.ru. Вы также можете связаться с галереей русской иконы по телефону (812) 388-38-03.

Для владельцев коллекций и ценителей древнерусской живописи.

За последние тридцать лет в нашей стране выросло новое поколение коллекционеров русской иконы, заметно расширились хронологические и тематические рамки их интересов. Произведения древнерусской живописи, выполненные в основном безвестными монахами, сегодня могут стоить целое состояние.Мы предлагаем свои услуги в формировании коллекций икон.

- Экспериза и оценка

Ежедневно, без перерывов и выходных, сотрудники галереи Русской Иконы доступны для проведения бесплатной экспертизы икон, консультаций и оценки икон. Штат галереи формируется из дипломированных искусствоведов с узкой специализацией по древнерусскому искусству. К экспертизе икон привлекаются ведущие ученые - искусствоведы из институтов и музеев Москвы. Галерея располагает уникальным сопытом продаж старинных икон на российском и мировом антикварных рынках.

Каждая уникальная приобретенная у нас старинная икона сопровождается экспертным заключением, в котором описываются все иконографические, композиционные, стилистические, хронологические особенности памятника. Заключение является гарантией подлинности предмета.

Антикварный салон Империя гарантирует правильность описаний предметов, выставляемых на аукционах, и несет ответственность за достоверность указанных в них сведений в течение 5 лет.

Устная оценка и консультация проводятся бесплатно.

Более подробную информацию Вы можете получить у наших сотрудников. Для предварительной оценки Ваших предметов Вы можете прислать фотографии и описание по электронной почте на адрес

Для более подробной экспертизы и объективной оценки, пожалуйста, укажите в сопроводительном письме характер имеющихся повреждений, дефектов и утрат (если они есть), наличие клейм и подписей в любо м м есте предмета, размеры, материал и др. Существенную помощь в проведении экспертизы может оказать история появления этого предмета в Вашей семье или сопровождающие его легенды и сведения о прежних владельцах.

Антикварный салон Империя гарантирует сохранение конфиденциальности сведений о владельце предмета.

Наши специалисты будут рады помочь вам выбрать соответствующий образ к любому церковному празднику, в подарок или к другим торжественным случаям. Старинная икона всегда будет оригинальным и вместе с тем безошибочно угаданным подарком к юбилею, именинам, новоселью или другой праздничной дате. Имея двойную значимость, как моленный образ и как историко-художественный памятник, икона может быть преподнесена и неверующему человеку в качестве коллекционного, интерьерного произведения, представляющего научный и культурный интерес. Когда вы приобретаете икону, то покупаете красоту и духовность.

- Оказание услуг в комплектовании коллекций

Любой клиент отдела "Русской Иконы" может пополнить свое собрание предметами различных направлений и уровней коллекционирования, получить экспертную оценку той или иной иконы, узнать тенденции развития антикварного рынка. Сотрудники отдела помогут Вам подобрать ценный экземпляр в личную или корпоративную коллекцию.

У нас самые различные иконы:


Источники: http://www.artvek.ru/ikoni.html, http://www.ukoha.ru/article/hitor/ikonopic_xvii_veka.htm, http://xn--80aafjrieucenuv6k.xn--p1ai/poleznaya-informaciya/usloviya-prodazhi, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%EE%EF%E8%F1%FC, http://imperiaikon.ru/poleznaya_informaciya/russkie_ikonyNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иконы xvii века