int(1211) как определить век иконы | 10-21 век | Tsurganov.info




как определить век иконы


ДЕРЕВЯННАЯ ОСНОВА ИКОНЫ

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:

1 — поле,

2 — лузга,

3 — ковчег,

4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы:

1 — доска,

2 — проклейка,

3 — паволока,

4 — левкас,

5 — красочный слой,


Как узнать сколько могут стоить старинные иконы

Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона — бесценна. Но в наше время рыночных отношений все имеет свою цену. Не стали исключением и старинные иконы, стоимость которых всегда очень высока, в виду разных причин и составляющих ее факторов. Широкое использование интернет-магазинов дает возможность каждому заинтересованному человеку в вопросе, сколько стоят старинные иконы. найти точный и исчерпывающий ответ онлайн через интернет. Как правило, стоимость старинных икон включает многие показатели. Прежде всего, это уникальность и время обретения этой святыни православным христианским народом. Святые иконы. датированные периодом до XVIII столетия имеют, более высокую стоимость, чем старинные иконы XIX века, выполненные в традициях ближе к современной иконописи.

Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Огромное значение в формировании цены старинных икон играет и ее чудотворная сила, которая на протяжении многих веков помогает своим обладателям в разных жизненных ситуациях. Старинные иконы различаются по размеру и искусству письма. Особо популярными сюжетами этой категории святых икон являются  писанные на дереве образы Вседержителя, Богородицы, Николая Угодника и Георгия Победоносца. В самом начале становления православной веры, эти образы были самыми почитаемыми в России. В каждой, даже самой далекой деревне, в каждой избе, находились русские иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Николая Чудотворца была даже в нескольких экземплярах – большого размера в божнице и маленькая дорожная. Не последнее значение в стоимости старинных икон отводится имени мастера — иконописца, технике и материалу, из которого она изготовлена.

Как узнать, сколько стоят старинные иконы

Многие желающие как продать, так и купить старинную икону, интересуются. как оценить стоимость такой иконы. Реальную цену старинной иконы можно узнать, обратившись к профессионалам. Среди большого количества экспертов иконописных работ точно определить реальную стоимость иконы могут только антиквары. Они обладают профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и точно знают рыночную стоимость, которую определяет спрос и предложение. Кроме того, они сами занимаются продажами и покупками этой категории христианских икон и могут даже по фотографии онлайн определить ее ценность.


куак отличить старую икону

евгений пушкарев Ученик (97), закрыт 2 года назад

­ Искусственный Интеллект (107052) 2 года назад

  Как вы думаете, можно прочитав Уголовный Кодекс, стать адвокатом? Так же нельзя, походив в музей, стать искусствоведом. Тем более, бывают подделки икон такого уровня, что и искусствоведы ошибаются. Старообрядческие подделки 19 века, до 2000-х гг. не все выявили. Таким образом, отличить подлинность икон может только специалист, особенно если это высококлассная подделка. Для правильной оценки нужно знать все - от технологии изготовления артефакта используемых материалов до способов его реставрации и знания современного антикварного рынка.

☻ВОПРОС: Как узнать возраст иконы?

ОТВЕТ: Как и чем изготовлена доска? Как и чем написана икона (маслом или темперой, на сусальном золоте или потали). Полноценная икона или «подокладная». Каков сюжет иконы? Всегда ли достоверно можно определить возраст иконы по ее окладу? Какова манера письма иконы? Рассмотрим эти вопросы последовательно.

☻ ВОПРОС: Каким образом понять, как и чем изготовлена доска?

ОТВЕТ: Доска несет на себе следы такой обработки. С 18 века обрабатывать доски начали более тщательно. Но следы грубой обработки может иметь и доска середины 19 века, - по многим причинам - не было, например, под рукой хорошего инструмента.

☻ВОПРОС: Как определить, чем написана икона – маслом или темперой?

ОТВЕТ: Написанная маслом икона больше напоминает живописную картину. Она тщательно прописывалась – мазки, подмалевки, тени, полутени. Как правило, большая часть подокладных икон конца XIX – начала ХХ века написана маслом. Иконы, написанные темперой более схематичны, условны. Они более традиционны. Вся древнерусская живопись – это темперные краски.

☻ВОПРОС: Как определить, на чем написана икона – на сусальном золоте или потали?

ОТВЕТ: Специалист разберется быстро. Олифа, со временем темнеет, желтеет и т. д. Поталь имеет серебристый цвет. Сусальное золото – глубокий желтый. При потемневшей олифе и поталь, и сусальное золото приобретают примерно одинаковый цвет – темно желтый. Легко можно разобраться при проведении реставрационных работ - один мазок растворителем и все понятно. А без использования растворителя понять уже трудно.

☻ВОПРОС: Как выяснить полноценная икона или «подокладная».

ОТВЕТ: Определить сложно. Мы рассматриваем вариант - икона под окладом, необходимо понять, какая икона – подокладная или полнопрописанная. Обычно эксперты обращают внимание на соотношение – уровень живописи и уровень исполнения оклада. Однако это не всегда бывает действенным. Каждый эксперт может рассказать большое количество случаев - «думали подокладница – оказалось полнопрописанная» и наоборот.

☻ВОПРОС: Какая взаимосвязь между возрастом иконы и сюжетом иконы?

ОТВЕТ: Понятно, что икона с Серафимом Саровским не могла появиться ни в 18, ни в 19 веке. Его канонизировали в начале 20.

☻ ВОПРОС: Всегда ли достоверно можно определить возраст иконы по ее окладу?

ОТВЕТ: Серебряные оклады часто имеют пробу и клеймо мастера, по которым можно определить, когда оклад был изготовлен. Однако нередки случаи, когда на чтимые иконы 17 – 18 века делали оклад в 19-20 веках.

☻ВОПРОС: Каким образом определить, какова манера письма иконы?

ОТВЕТ: Очень часто возраст иконы можно определить по манере письма. Но это задача искусствоведов.

☻ ВОПРОС: О чем необходимо помнить, приобретая икону как объект инвестиций в антиквариат?

ОТВЕТ: большую роль играет даже не возраст иконы, а манера ее написания, сохранность, сюжет и т. д. Икона 20 века, порой, стоит в десятки раз больше, чем икона 17 века. И помощь специалиста в определении объекта инвестиций должна быть решающей.


Продается старинный намоленный бронзовый образок 19 века "Икона Распятие Христово с предстоящими святыми".

Бронзовая иконка относится к "Русскому медному литью", изготовленному в медницах русских старообрядцев, такие дорожные иконки-образки имели широкое распространение по всей России 17-19 века.

На лицевой стороне представлено Распятие Христово с парными группами предстоящих: Богоматерь и Мария (слева), апостол Иоанн Богослов и Лонгин Сотник (справа). Над крестом — два летящих ангела. Распятие Христово — казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Покупка будет доставлена в любой населенный пункт на территории России ускоренной ценной бандеролью 1 класса Почта России (дополнительно 200 руб)

Оплата может быть произведена через любое отделение Сбербанка РФ


Оценка икон, стоимость икон 17, 18, 19 века, оценка старинных икон по фото

Как оценить стоимость иконы? На этот вопрос есть только один ответ - реальную стоимость иконы можно узнать только у профессионалов. Выставить на форуме, спросить у знакомых, уточнить у работников музея - не лучший вариант. В большом количестве противоречивой информации можно запутаться и в лучшем случае вы получите оценку исторической ценности, но не рыночную оценку иконы. Оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.

В чем отличие?

Оценка стоимости старинной иконы предполагает что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом - который является антикваром будет реальной.

Точная оценка антиквариата, и оценка старинных икон не исключение, возможна только в живую. Возможна ли оценка икон онлайн по фото или по описанию? Такая оценка очень приблизительна и для того, чтобы понять реальную стоимость и ценность необходимо, как минимум подержать икону в руках. Данное правило относится к среднестатистическим иконам. Но есть и исключения, некоторые виды икон делались очень часто и часто повторялись и чтобы определить ее стоимость достаточно одной фотографии для точной оценки.

Стоимость икон 16, 17, 18, 19 века

Стоимость старинных икон. как првило, зависит от большого числа параметров и задавать вопросы: какая стоимость икон 17 века, или стоимость иконы 18 века, а так же стоимость иконы 19 века? совершенно бессмысленно так как информации слишком мало чтобы получить точный ответ. И даже сегодня покупаю мерную икону стоимость будет сильно отличаться и зависеть от имени мастера, техники и материалов. В антикварных иконах та же ситуация.

В Антикварном Доме работает группа специалистов в области древнерусской культуры и искусства. Каждый обладает уникальным опытом. Старинные иконы это главная специализация по которой производится оценка. На сегодняшний день наши эксперты консультируют порядка 40% антикварных салонов и магазинов по всей стране, активно привлекаются к формированию крупнейших коллекций и постоянно участвуют во всех российских выставках.

Как осуществляется оценка икон по фото?

чтобы получить оценку стоимости необходимо отправить фотографию нам на электронную почту, либо использовать форму для оценка антиквариата онлайн которая расположена справа.


Источники: http://art-con.ru/node/250, http://www.sudba.info/kak-uznat-skolko-mogut-stoit-starinnye-ikony/, http://otvet.mail.ru/question/82716650, http://vk.com/topic-40466083_27071328, http://xn--80aafjrieucenuv6k.xn--p1ai/poleznaya-informaciya/ocenka_ikonNULL

Комментарии: 14

02.12.15, 02:34
Алена
добрый день помогите оценить икону ,век?

05.12.15, 17:13
Петр
Помогите определить название и стоимость иконы

05.12.15, 17:13
Петр
Помогите определить название и стоимость иконы

18.01.16, 12:40
РќРёРЅР°
Размер иконы 40х50,помогите пожалуйста определить век и цену

30.05.16, 11:32
Ирина
Помогите,хоть примерно узнать век и ценность иконы,Спасибо

30.05.16, 17:14
Лариса
Помогите установить возраст иконы, а также святых, изображённых по бокам. А также выскажите предположение, какой именно из наборных окладов на не й был. спасибо.

04.10.16, 16:21
евгений
здравствуйте! помогите дать оценку данной иконе спасибо

26.01.17, 21:50
Влад
Помогите установить возраст иконы

18.02.17, 18:50
РђРЅРЅР°
Здравствуйте. Помогите установить век и ценность иконы

18.02.17, 18:56
РђРЅРЅР°
Здравствуйте. Помогите установить век и ценность иконы

18.02.17, 18:57
РђРЅРЅР°
Здравствуйте. Помогите установить век и ценность иконы

12.05.17, 10:55
Сергей
Добрый день, помогите определить возраст и стоимость иконы.

16.06.17, 11:44
Дмитрий
Здравствуйте, помогите определить возраст

16.08.17, 16:48
Владлена
Добрый день. В моем доме появились иконы. Помогите уточнить название, возраст . Благодарю. Владлена


Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
как определить век иконы