int(1077) оклады икон 19 века | 10-21 век | Tsurganov.info






оклады икон 19 века


О серебряных окладах, греческих иконах и стоимости икон раньше и сейчас

Оглавление: [скрыть ]

В России иконы в серебряном окладе появились в 12 веке, и цены на них были очень высокими. И лишь с 1730 года, когда на Урале открыли залежи серебра, производство серебряных окладов подешевело.

Иконы “одевают” в серебряные оклады или ризы для того, чтобы cберечь их от внешних воздействий, а также для того, чтобы выразить свое почтение и благодарность святым. Иконы в золотых и серебряных окладах, покрытых дрaгоценными камнями, филигранью и эмалью присутствовали в домах богатых людей, у людей победнее были образы с латунными окладами, посеребренными сверху.

В настоящее время чаще всего атрибутируют (то есть определяют признаки произведения искусств) икону по серебряному окладу, а оклад – по клеймам. На клеймах 19 века обозначен город, где произведена икона, проба серебра, чаще всего 84-ая, дата и именник – штамп мастера.

Как правильно выбрать греческую икону

Почитание икон пришло к нам из средневековой Византии, а греческие иконы до сих пор имеют высокую цену.

После падения Римской империи в 4 веке и разделения ее на Западную и Восточную, Восточная часть стала называться Византией. Византия переняла лучшие культурные традиции Древнего Рима и дала миру образы искусства, отличающиеся глубокой одухотворенностью и силой выразительности. На византийских иконах – отстраненные, скорбные лики, погруженные в безмолвную молитву.

Особенно почитаются образы, созданные в монастырях Старого Афона в 19 -20 веках. В афонских иконах сочетаются традиции художников периода Ренессанса и греческих иконописцев византийского периода.

Интересно, что на горе Афон есть не только греческие, но и русские монастыри, самые известные из них – Пантелеймоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты. Паломники из России вывезли оттуда множество икон, которые тоже называют афонскими, но имеют свои особенности, а именно:

  • крупный силуэт на золотом фоне;
  • иконография, подражающая древней;
  • светотени c мягкими переходами;
  • условная трактовка ликов, лишенная всякой “портретности”;
  • ровнейшая, без рельефа, поверхность досок, получающаяся за счет многократного нанесения масляной краски;
  • несоблюдение анатомических пропорций (лики и кисти рук более крупные по отношению к телу).

В русских афонских монастырях распространены иконы Божьей матери: Троеручница, Скоропослушница, Иверская, Достойно есть, Вратарница.Также почитают образ святого Пантелеймона.

В основе современной греческой иконы – пластик или дерево, а оклад выполнен из серебра самой высокой пробы.

Настоящую греческую икону купить не так просто. Во-первых, она должна быть произведена в Греции, следовать византийским образцам, то есть пропорции фигур должны быть удлиненными, колорит – сдержанным, композиция – лаконичной. Проба серебряной ризы – высшей.

Самая дорога икона в мире – это греческая икона “Умиление”, написанная в 15 веке иконописцем из Константинополя. Ее цена – 1 миллион 150 тысяч евро.

Сколько стоили иконы тогда и сейчас

До 20-го века иконой, как предметом определенных художественных достоинств, никто не интересовался. Ее почитали как святыню, прикладывались к ней, ждали от нее исцеления, утешения, совета.

Перед государством стояла задача создавать для народа недорогие в производственном отношении, доступные иконы с упрощенной иконографией. А задача для мастера – написать как можно больше икон с меньшими затратами, и за труд крестьянина-художника платили так же, как и за труд обычного ремесленника.

Простые люди 19 века были нетребовательны к художественной ценности произведения и цену иконы видели в ее чудотворной и исцеляющей сущности, поэтому совершали паломничества в отдаленные уголки России.

Цена иконы зависела от ее размера, от известности мастера, написавшего ее, от количества изображаемых святых, использования драгоценных металлов и прорисовки орнамента. Так, в Валаамском монастыре маленькая простая иконка на кипарисовой дощечке стоила 7 копеек, а большой образ с серебряным окладом “с позолотою” стоила 145 рублей.

В настоящее время цена иконы зависит от времени написания, состояния, размера, уровня письма, драгоценности и толщины серебряного оклада и варьирует от десятков и сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.

Вот примерные цены на иконы 19 века в серебряном окладе, которые продаются в настоящее время: образ “Святого Николая” – цена 80 тысяч рублей; образ ‘Спаса Нерукотворного’ – цена 95 тысяч рублей; образ “Святого Пантелеймона” – цена 70 тысяч рублей.


Оклад иконы

Ри?за. или окла?д (в южных и западных областях России  — шата. цата [1]. греч. ???????? ) — накладное украшение на иконах. покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично?го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства .

Бывали металлические. золотые и серебряные, также из латуни. меди и даже белой жести ; шитые. бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью. подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом .

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии. некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.


Старинная икона Господь Вседержитель, оклад с позолотой и серебрением "Абросимовъ". Россия, Москва XIX век

Старинная антикварная икона с образом Спаса Вседержителя написана в Москве конца XIX века. Икона покрыта великолепным окладом, изготовленным в мастерской Абросимова, поставщика двора Его Императорского Величества. Оклад даже спустя 100 лет весь сияет серебрением и позолотой, можно сказать "весь горит". Гальваника, серебрение, позолота, зеркальная полировка. Размер: 31,5х26,5х2,1 см. Икона без каких либо вмешательств, живопись под слоем потемневшей оригинальной олифы, оборот обтянут оригинальной старой тканью. Отличный коллекционный образец старинной русской иконы.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иконе Спас Вседержитель или Пантократор верующие молятся о сохранении членов семьи. Кроме этого, икона Спасителя – это образ, которому можно и нужно поверять любые проблемы нашей нелегкой мирской жизни. Кто, как не Он, Христос Спаситель, всегда откликнется на душевную молитву, всегда поможет, подскажет, утешит, выручит, спасет нас в жизни земной, а за невидимой чертой дарует Царствие Небесное!

Мастер — Абросимов Петр Евстратович, купец, придворный фабрикант, владелец фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий, основанной в 1869 году и известной до 1908 года. Упоминается по адресу: «Тверская часть, 1-й участок, Б.Знаменский пер. собственный дом. Москва». Содержание вывески предприятия повествовало о его профессиональных интересах: «Придворный фабрикант П.Е Абросимов. Серебряные, бронзовые и гальванопластические изделия. Золочение и серебрение металлических вещей гальванически и через огонь». Абросимов Петр Евстратович наследовал мастерскую, профессиональный авторитет и исключительное мастерство своего отца, Абросимова Евстрата Андреевича, «золотарных» дел мастера, купца 3-й гильдии. Профессиональные достоинства Е.А.Абросимова формировали устойчивые семейные традиции, продолжение которых осуществлялось в системе последовательного наглядного обучения. Оригинальное интеллектуальное творчество, профессиональное художественное мастерство Абросимова П.Е. отражают историческую закономерность развития русского золотого и серебряного дела, национальных традиций ювелирного искусства, вновь возродившихся для продолжения в эпоху обращения к национальной самобытности.

Икона "Спас Вседержитель", чаще просто "Спаситель" или "Спас" - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия. Так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18).

Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов:

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,

Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8)

Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет (Откр.4:8)


????? XIX ???? ? ??????????? ??????? - "????? ???? ??????? ???????"

????????? ?????

????? ????? ?????? "???????? ????"

*??? ????????? ???????????? ??????????? ????? ???????? ??? ???? ???????? ? ???????? ????????, ??? ????????? ?????? ????, ??? ????????? ? ?????????? ???????. ????? ?????? ???????? ???? (????????) ???????? ?????? ? ?????????? ??????? ? ?????.


Источники: http://oserebre.ru/izdeliya-iz-serebra/ikony-v-oklade.html, http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B, http://www.1939.ru/kupite-v-moskve-ikona-gospoda-zolotoj-oklad-AR7845, http://www.liveinternet.ru/users/bogsve/post251751278NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
оклады икон 19 века