int(1990) ахтырская икона божией матери | Богородица | Tsurganov.info




ахтырская икона божией матери


АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Ахтырская икона Божией Матери

Празднование 2 июля

Описание

Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства. На ней – поясное изображение Пресвятой Богородицы со сложенными на груди в молении руками. Слева от неё – Господь Иисус Христос. распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории [1]. в короне с непокрытой головой [2]. с непокрытой головой [3] .

История

Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл. Украина ). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова. священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.

Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод. закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор. в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург [4] .

Впоследствии святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова. который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона, приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию. а затем в Сан-Франциско. где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. Затем Ахтырская икона перешла в ведение Сиднейского архиепископа Илариона (Капрала) .

Ахтырская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв.


Ахтырская икона Божией Матери

По преданию, икона была явлена 2 июля 1739 года. Благочестивый священник Покровской церкви города Ахтырки Василий Денисов (по другим источникам, Василий Данилов или Даниил Васильев) обрёл икону во время сенокоса на огороде около храма. После её обретения начались чудеса, икону перенесли в храм. Священный Синод. проведя расследование, в 1751 году постановил: «святую оную икону почитать за чудотворную ». По повелению императрицы Елизаветы Петровны был воздвигнут каменный храм. предположительно по проекту Д. Ухтомского. освящённый в 1768 году .

В 1903 году при отправке иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она была похищена. В 1975 году стало известно, что икона находится в Сан-Франциско (США ). Список с неё в 1995 году привёз в Ахтырский Покровский собор харьковский митрополит Никодим (Руснак). С этим списком была возобновлена традиция крестного хода на место Ахтырского Троицкого монастыря. совершаемого на третий день после Дня Святой Троицы .

Иконография восходит к образцам итало-греческого искусства. На иконе изображена скорбящая Богоматерь со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее — Иисус Христос. распятый на Голгофском кресте. При этом высота фигуры Христа значительно меньше высоты фигуры Богоматери, то есть в иконе применена нехарактерная для византийской иконографии прямая (а не обратная) перспектива .

В различных вариантах Богородица может изображаться в мафории. в короне, с непокрытой головой.

Иконография Ахтырской иконы легла в основу созданной в XX веке Равенсбрюкской иконы. с той однако разницею, что на последней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте.

Икона почитается как чудотворная. после постановления Синода (1751 год) списки с Ахтырской иконы стали распространёнными в основном на юге России, в Харьковской епархии. Особо чтимые списки Ахтырской иконы Божией Матери были в Николаевской церкви на Арбате в Москве. в Михайловском храме Харькова. в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре .

Литература

  • Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб. Вера, 1997. — С. 370-371.
  • Щенникова Н. В. Э. П. И. Ахтырская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том IV. — М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 217-218. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9

Ахтырская икона Божией Матери

Предание

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (Сумская обл. Украина). Священник Покровского храма Василий Данилов, отличавшийся праведной, благочестивой жизнью, во время сенокоса обрел в высокой траве излучавший ослепительный свет образ Богоматери, на котором было изображено моление Богородицы перед распятым на Голгофе Господом Иисусом Христом. Иерей благоговейно поднял икону и перенес ее к себе в дом, где она находилась три года.

По прошествии трех лет, в праздник Покрова, о.Василий был поражен исходившим от иконы необычайным светом. В этот же день в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть образ чистой водой. Поступив, как указала ему Богородица, священник собрал воду в сосуд, чтобы поутру вылить ее в реку, но той же ночью он увидел второй необыкновенный сон. Снилось о. Василию, что он идет к реке с водой, оставшейся после омовения иконы, и слышит голос Богородицы: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Отец Василий имел дочь, страдавшую от этой болезни. Он дал ей испить святой воды, и больная мгновенно выздоровела. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, священник решил, что образ должен быть в храме, и перенес его в сельскую Покровскую церковь.

После чудесного случая исцеления дочери священника последовали еще несколько необычайных событий. Водой от святой иконы исцелился больной лихорадкой сын иконописца Иоанна, бравшегося поновить чудотворный образ. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери во сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году. Богородица указала ей день ее скорой кончины и обещала покровительство двум малолетним дочерям баронессы. Обе сироты после смерти матери были взяты ко двору императрицей Елизаветой Петровной и впоследствии выданы замуж за богатых вельмож, графов Панина и Чернышова. Графини до самой смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ, приобретенный Степановым, был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее в благословение Комитету Русской Православной молодежи.

В 1975 году о местонахождении Ахтырской иконы стало известно в СССР, и через 20 лет, в 1995 году, митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с чудотворного образа и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлен крестный ход с чтимым списком на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Этот ход совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых.

Перед чудотворной иконой Ахтырской Пресвятой Богородицы издревле принято молиться не только об исцелении от лихорадки и других болезней, но и о благополучном замужестве дочерей. Также икона считается покровительницей детей.

Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Иконография

В иконографии Ахтырской иконы Божией Матери явственно прослеживаются черты итало-греческой школы. Скорбящая Богоматерь, в соответствии с католической традицией, изображена со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее - Иисус Христос. распятый на Голгофском кресте. Такая примечательная деталь, как значительная разница в высоте фигур Христа и Богоматери, относит изображенное не столько к определенному моменту предстояния Богородицы у креста Спасителя, но, скорее, символически говорит о подвиге всей жизни Богоматери, еще задолго до рождения Христа знавшей о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Который пострадает за грехи людские. Богородица предстает на Ахтырском образе в глубоком смирении и полной покорности воли Божией, выраженными в Евангелии словами: «Се Раба Господня».

Иконография образа отражает и некоторые черты литургической практики. Известно, что в древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, молящейся за весь род человеческий.

В различных иконографических вариантах Ахтырской иконы Богородица изображается в мафории (XIX в. ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIXв. ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в. ГММК). Также иконографическая схема Ахтырского образа послужила основой для созданной в XX веке Равенсбрюкской иконы. которая отличается от прототипа тем, что на ней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте.

Списки с иконы

После прославления Ахтырской иконы Божией Матери в 1751 году с образа был сделан ряд списков. Один из первых по времени списков с чудотворной иконы, также прославившийся многими исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла. построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова в 1773 году.

Особое распространение копии с Ахтырского образа получили на юге России, в Харьковской епархии. Известны также чтимые списки с Ахтырской иконы в храме «Николы Явленного» и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве. в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарской», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря .

В честь чудотворной иконы был освящен также ряд храмов: в селе Чернетове Брянской области (построен в 1805 году на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области (основан в 1870-е, местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 1920-х гг.), храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области (построен в 1825 году А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен Церкви в 1991 году), храм Ахтырской Божией Матери и Крестовоздвижения в с. Лукино (Псковская область), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000 г.).

Еще одним святым местом, связанным с чудотворной иконой, являются часовня и купель в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Архангельские Борки Липецкого района, созданные в 1816 году. Источник стал почитаемым после того, как в нем омыли икону Божией Матери «Ахтырская», прославившуюся после этого многочисленными исцелениями.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, / у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, / скорбь велию претерпела еси / и благодать от Него прияла еси / сущия в скорбех утешати. / Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе / и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, / умиленно к Тебе вопием: / Заступнице усердная, / благая и милостивая! / Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни / и спаси души наша, // да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, / чудотворному Пречистыя Девы образу; / сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, / емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, // покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Источники: http://drevo-info.ru/articles/6725.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F5%F2%FB%F0%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8, http://www.portal-slovo.ru/art/42973.php

Комментарии: 1

  • 13.07.19, 15:32
    Алексей
    Перезвоните мне пожалуйста 8(921)740-47-60 Вячеслав.

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
ахтырская икона божией матери