int(990) акафистная икона божией матери | Богородица | Tsurganov.info




акафистная икона божией матери


Акафист Божией матери перед иконой «Казанская»

Празднование 22 октября/4 ноября и 8/21 июля

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго,

покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную,

благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чyдныя Твоея иконы.

Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице,

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся»,

егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея;

и мы, грешнии, прославляющее явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа,

со умилением вопием Благодатней:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице;

Радуйся, Мати Божия.

Радуйся, Царице Небесе и земли;

Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение.

Икос 2

Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая откровица ищущи,

тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение;

мы же, дивящеся свыше данному отроковице вразумлению,

благоговейно вопием к Преблагословенней: Радуйся, устнами чистыми хвалу Богови совершающая;

Радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая.

Радуйся, верных известная похвало;

Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани,

от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице,

слепым телесныма очима зрение подавающи,

омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи,

девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи.

Сего ради зовем Ти:

Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая;

Радуйся, лучами чудес всех просвещающая.

Радуйся, слепых прозрение;

Радуйся, омраченных смыслом просвещение.

Икос 4

Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну,

яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость,

икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук

супостат и возопиша Заступнице христиан:

Радуйся, Мати Бога Вышняго;

Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Радуйся, яко всем твориши спастися державный Твой покров прибегающим;

Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.

Радуйся, предваряющая на помощь;

Радуйся, избавляющая от всех бед.

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 5

Боготочная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая,

лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития,

мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения

с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуа.

Икос 5

Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многие чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров и,

победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный

во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную,

яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави.

Сего ради вопием Пречистей:

Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего;

Радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.

Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий;

Радуйся, палато преукрашенная.

Радуйся, Радосте градов и весей;

яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и,

ведущее Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы,

да простреши к Сыну Твоему Богоносныя руки за люди Твоя,

во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуа.

Икос 6

Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую

во новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских

светиши светом чудес и милоствей:

притекающии бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление,

недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно: Радуйся, неистощимый источниче святыне;

Радуйся, многотекущая реко Божественная благодати.

Радуйся, грешных с Богом примирение;

Радуйся, грехов наших очищение.

Радуйся, благочестия Наставнице;

Радуйся, в добрых делех утверждение и помоще.

Радуйся, добрыя обеты приемлющая;

Радуйся, благим намерением способствующая.

Радуйся, злыя начанания разрушающая;

Радуйся, вражия козни расторгающая.

Икос 7

Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия,

якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих

просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею

за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают.

Темже благодарственно вопием Ти:

Радуйся, Российския страны покрове;

Радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.

Радуйся, несокрушимый щите воинов наших;

Радуйся, броне их неуязвимая.

Икос 8

Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати,

священным Твоим предстательством: имаши бо Матернее дерзновение ко Христу Богу нашему.

Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим,

да величающее воспеваем Ти:

Радуйся, Невместимаго вместилище; радуйся, осененная силою Вышняго.

Радуйся, прозябшая Клас Небесный;

Радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая.

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице:

недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице;

обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих:

Радуйся, Благодатная;

Радуйся, яко Господь с Тобою.

Радуйся, Благословенная в женах;

Радуйся, обретшая благодать у Бога.

Икос 10

Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава,

православному воинству на враги укрепление.

Темже, благодаряще Тя, вопием:

Радуйся, прославляющих Тя прославляющая;

Радуйся, не чтущих Тя посрамляющая.

Радуйся, врагов устрашение;

Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.

Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице:

та бо невещественный огнь благодати Твоея восприемши,

и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя,

и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице: Радуйся, Невесто Неневестная;

Радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево;

Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства;

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена,

хвалим Тя яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес,

яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлогающе на Тя и в сей и в будущей жизни,

прославляющее Тя, вопием: Радуйся, христиан непостыдное упование;

Радуйся, верных спасительное прибежище.

Радуйся, ненадежных надеяние;

Радуйся, отчаянных спасение.


АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Акафистная Зографская икона Божией Матери [1] .

Прославившаяся в XIII веке чудотворная икона в Успенском храме Зографского монастыря на Афоне. По сказанию [2]. находилась в келье некоего старца-отшельника, который непрестанно читал Акафист Богородице. Однажды, во время чтения акафиста, был от иконы голос, известивший о нашествии на монастырь латинян и предрекший мученическую кончину иноков. Богородица сказала монаху:

"Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли ".

Старый монах сказал все, как ему было велено. Благодаря этому большинство братии укрылись, а 26 бесстрашных иноков и трудников. отказавшись принять унию с Западом. затворились в монастырской башне (пирге) и были заживо сожжены в ней. Впоследствии чудотворная икона была обретена на пепелище невредимой.

У иноков Акафистная Зографская икона известна под названием «Хэрово» (от возгласа Акафиста «Радуйся!» — греч. «Ca‹re!»); так же именуется и местность, где было откровение старцу. Другое название иконы — «Предвозвестительница» — напоминает о ее предсказании старцу. Особенностью почитания иконы в монастыре является возможность замены причастна литургии чтением Акафиста. В память избавления обители от пожара в 1873 года 28 июля установлено совершение бденной службы Божией Матери ради Ее иконы с крестным ходом вокруг монастыря.


В настоящее время икона находится в иконостасе храма Успения Богородицы, слева от царских врат. По мнению современных болгарских ученых, она может быть датирована не ранее XVIII века. Покрытое серебряной ризой изображение Богоматери в среднике окружено рамой с 10 композициями праздников. Оклад (1846 ) пожертвован петербургским купцом С. М. Комаровым (в иночестве Серафим).

Иконография

Изображение на иконе относится к иконографическому типу Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, со свернутым свитком в левой руке и благословляющей правой. Размер иконы без рамы ок. 36x28 см. В издании Н. П. Кондакова по ошибке воспроизведена др. икона из кладбищенской церкви Зографского монастыря, неверно отождествленная исследователем с Акафистной Зографской иконой.

Библиография

  • Краткое описание двадесять монастырей, обретающихся во Святой Горе Афонской. Солунь, 1839. Л. 5;
  • Сказание о некоторых достопамятных событиях и чудесах Божией Матери, совершившихся в недавнее время на Св. горе Афонской. СПб. 1865. С. 12–13;
  • Путеводитель по Св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. СПб. 18673. С. 147;
  • Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб. 1871. С. 4–5;
  • Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по Святой горе Афонской. в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов Афонских. М. 1880. С. 143;
  • Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Богоматери и других святых. СПб. 1892. Серг. П. 1997р. С. 79–85: илл. перед с. 79;
  • Письма Святогорца к друзьям своим о Cвятой горе Афонской. М. 18958. Ч. 2. С. 334, 336–339;
  • Афонский патерик. С. 236–237;
  • Каталог выставки изображений Богоматери. М. 1897. С. 33, № 106;
  • Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображения). М. 1901. С. 123–124;
  • Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб. 1902. С. 157: Илл. на с. 158;
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований. М. 1904. С. 262;
  • Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М. 1907. С. 95–96;
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 643–644;
  • Божков А. Василиев А. Художественото наследство на манастира Зограф. София, 1981. С. 432. Прим. 27; 305–306.

Акафистная икона

Акафистная икона Божией Матери

Акафист – форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает «неседальное пение», то есть гимн, при пении которого не сидят. Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»), составленный по случаю избавления Константинополя в 626 году от персов и авар по молитвам перед иконой Божией Матери. Существует несколько икон с наименованием «Акафистная».

«Акафистными» часто называют иконы. на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородицы. В центральной части таких образов нередко помещалась икона Божией Матери Арапетская (Аравийская или «О Всепетая Мати»), поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной».

На Балканах распространена «Акафистная» икона. на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне.

В Государственном историческом музее хранится икона со сложным религиозно-догматическим сюжетом, которая также называется «Акафистной». В нижней части иконы приведены слова из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, яко Агнца непорочна во чреве Твоем упасшася. Радуйся, Агнца и Пастыря Мати. Радуйся!»

День празднования такой же, как у «Акафистной» Хилендарской иконы. 25 января (12 января по старому стилю).

Акафистная икона Божией Матери.

Акафистная икона Божией Матери.


IconBM.ru

Имеются 5 фото в этой категории.

Икона Пресвятой Богородицы "Акафистная Зографская (Предвозвестительница)"

Дни празднования:    23 октября (10 октября)

Прославившаяся в XIII веке чудотворная икона в Успенском храме Зографского монастыря на Афоне. По сказанию, находилась в келье некоего старца-отшельника, который непрестанно читал Акафист Богородице. Однажды, во время чтения акафиста, был от иконы голос, известивший о нашествии на монастырь латинян и предрекший мученическую кончину иноков. Богородица сказала монаху:

"Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли".

Старый монах сказал все, как ему было велено. Благодаря этому большинство братии укрылись, а 26 бесстрашных иноков и трудников, отказавшись принять унию с Западом, затворились в монастырской башне (пирге) и были заживо сожжены в ней. Впоследствии чудотворная икона была обретена на пепелище невредимой.

У иноков Акафистная Зографская икона известна под названием «Хэрово» (от возгласа Акафиста «Радуйся!» — греч. «Ca‹re!»); так же именуется и местность, где было откровение старцу.

Другое название иконы — «Предвозвестительница» — напоминает о ее предсказании старцу. Особенностью почитания иконы в монастыре является возможность замены причастна литургии чтением Акафиста. В память избавления обители от пожара в 1873 года 28 июля установлено совершение бденной службы Божией Матери ради Ее иконы с крестным ходом вокруг монастыря.

В настоящее время икона находится в иконостасе храма Успения Богородицы, слева от царских врат. По мнению современных болгарских ученых, она может быть датирована не ранее XVIII века. Покрытое серебряной ризой изображение Богоматери в среднике окружено рамой с 10 композициями праздников. Оклад (1846) пожертвован петербургским купцом С. М. Комаровым (в иночестве Серафим).

Иконография

Изображение на иконе относится к иконографическому типу Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, со свернутым свитком в левой руке и благословляющей правой. Размер иконы без рамы ок. 36x28 см. В издании Н. П. Кондакова по ошибке воспроизведена др. икона из кладбищенской церкви Зографского монастыря, неверно отождествленная исследователем с Акафистной Зографской иконой.

Акафистная Зографская (“Предвозвестительница”), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Помощница в борьбе с католицизмом. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы св. Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась папе. Явившись в обителях Святой Горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению. Были случаи увлечения, но большая часть иноков с твердостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием. Так, силою Божиею, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря подвизавшийся в уединении некий старец пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою и вдруг услышал голос от иконы: “Радуйся и ты, старец Божий!” Старец затрепетал от страха. “Не бойся, — продолжал голос от иконы, — но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются”. Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди него. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви, обещая за это всякие милости и много золота. “У нас глава Церкви — Христос, — отвечали иноки с башни, — и мы все скорее умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием”. — “Так умирайте же!” — с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было 10 октября 1276. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой.


икона Богородицы « АКАФИСТНАЯ »

25 января (12 января по старому стилю)

__________________________________________________

Существует несколько разновидностей икон с наименованием Акафистная Божия Матерь. Икону, празднование которой совершается 25 января, называют Хилендарской. С этим образом связано следующее событие. В 1837 году по неосторожности экклесиарха (человека, который заведовал в монастыре порядком богослужения) в храме Хилендарского монастыря на Афоне загорелся иконостас.

От огня иконостас практически весь выгорел, но образ Божией Матери остался совершенно невредимым. После чудесного спасения иконы от огня перед ней был прочитан акафист Пресвятой Богородице. С тех пор образ стал называться Акафистным. Акафистная Хилендарская икона послужила прообразом иконы «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ». Интересно, что монахи Хилендарского монастыря ещё называют эту икону Скоропослушницей, за скорую помощь Богородицы после молитвенного обращения к Ней перед этой иконой Божией Матери.

_______________________________________________

Другой распространённый вид Акафистной иконы Божией Матери имеет сложный религиозно-догматический сюжет, воплотивший идею прославления Царицы Небесной – Матери Господа Иисуса Христа. В нижней части иконы Божией Матери приведены слова из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, яко Агнца непорочна во чреве Твоем упасшася. Радуйся, Агнца и Пастыря Мати. Радуйся!»

____________________________________________

Акафистной иконе Божией Матери третьей разновидности изображается Божия Матерь, восседающая на троне.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Иконы Богородицы - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!


Источники: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/icons_bogor_kazan_a.htm, http://drevo-info.ru/articles/11434.html, http://www.vidania.ru/icony/icon_akafistnaya.html, http://iconbm.ru/index.php?catid=254&func=viewcategory&Itemid=3&option=com_joomgallery, http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57:ikona-bozhiei-materi-akafistnaya&catid=30:ikona&Itemid=3
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
акафистная икона божией матери