int(1298) икона богородицы и спасителя | Богородица | Tsurganov.info




икона богородицы и спасителя


ОБРАЗЫ СПАСИТЕЛЯ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Мы именуем себя христианами. Поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.

Все иконные изображения Христа Спасителя являются свидетельством Боговоплощения, явления в мир Сына Божия во плоти. Это земное воплощение святости стало напоминанием и призывом человеку следовать собственной предназначенности к обожению. Все религиозное искусство вообще есть не что иное, как запечатленное в особой форме это напоминание и этот призыв.

Не случайно первой собственно иконой, то есть первым (в прямом смысле) запечатленным образом стало нерукотворное изображение Христа, отпечаток Его лика на полотне - так называемый образ Спаса Нерукотворного.

Имеются и иные типы иконной передачи образа Сына Божия.

Самый распространенный - Христос Пантократор (Вседержитель).

Сын Божий также нередко изображается, как известно, в виде Младенца - прежде всего на богородичных иконах. Кроме того, образ Спасителя присутствует и на большинстве праздничных икон, каждая из которых имеет свой сюжет и композиционные особенности.

Не может обойтись христианин и без иконы Богородицы “ теплой заступницы мира холодного”. Как с младенческих лет каждый привыкает обращаться к родной матери за помощью и поддержкой, так и до смертного часа человек может молитвенно прибегать к заступничеству нашей Матери всеобщей.

Изображение Приснодевы имеют уже более тысячи вариантов, но все они восходят к нескольким образцам, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первым нужно назвать тот тип изображения Богоматери, который именуется Умиление. К иконам Умиление относятся такие распространенные иконы, как Донская, Федоровская, Жировицкая, Почаевская, Толгская и многие другие. Иконография этого типа основана на изображении Божией Матери и Богомладенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. В этой композиции символизируется любовь Бога и человечества, олицетворенного Приснодевой. Выделяется же среди всех - величайшая святыня Русской земли - чудотворная икона Богородицы, именуемая Владимирской. По преданию, Сама Божия Матерь при виде только что созданного духовного Ее изображения сказала: “ Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”.

Другой иконографический тип - Богоматерь Одигитрия, Путеводительница. Неверно было бы понимать это обозначение как покровительство в каком-то пути -путешествии. Здесь имеется в виду жизненный путь человека ко спасению. К иконам этого типа относятся - Смоленская, Иверская, Тихвинская, Троеручица, Споручница грешных и др. к нему же близка и Казанская икона.

Все они символизируют небесное водительство человека по пути его жизни.

Богородица на иконах этого типа держит Младенца Христа на одной руке, указывая на Него другою - как на Путь которым человек должен следовать в своей жизни. В основе такого понимания иконы - слова Спасителя “ Аз есмь путь…”

На иконах типа Знамение, Богородица изображается с воздетыми руками - в молении за род человеческий. На уровне Ее груди располагается круг- медальон, в котором помещен Превечный Младенец.

Многие иконы, которые трудно объединить в одном типе (настолько они различны между собой) принято называть акафистными. Таковы иконы «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость» «Неопалимая купина», «О Тебе радуется…», «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Боголюбская» и др. Каждая из них раскрывает какую-то из особенностей Божией Матери, о которых говорится в акафистах, Ей посвященных.

В различных случаях жизни церковные практики рекомендуют молиться перед некоторыми конкретными иконами. Так, молитва перед иконою «Неупиваемая чаша» помогает от страсти хмельного дурмана и наркотической зависимости; к образу Божией Матери Всецарица обращаются при онкологических заболеваниях; в скорбях молящиеся припадают к иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость»; Федоровская икона, восходящая, по преданию, к евангелисту Луке, становится прибежищем к молитве для будущих матерей; иконы Владимирская, Казанская, Знамение - хранят в себе помять об избавлении от нашествий иноплеменников; икона Богородицы «Прибавление ума», кажется не требует особого пояснения; праздничная икона Покрова Пресвятой Богородицы знаменует собою «надежду ненадежных», к ней всегда прибегают ищущие святого покровительства Небесной Заступницы. Но можно утверждать, что во всех тяготах жизни, как и во всех радостях ее, обращение к любой иконе - равно благодатно.

В православной практике получило широкое распространение благословлять молодоженов образами Спасителя и Пресвятой Богородицы и вручать им венчальные иконы. С этими иконами молодые начинают свою семейную жизнь, у этих образов с надеждой возносят молитвы во всех бедах и напастях, подстерегающих их на жизненном пути и с благодарностью в радости, в счастливые моменты жизни.

РОДОВАЯ ИКОНА

Традиционно, в каждом русском доме хранилась родовая икона, ее хранили и передавали из поколения в поколение, перед ней молились, прося Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых о защите своих родичей и потомков от злых сил, наветов, болезней и невзгод. В жизни часто случается, что дети грешных родителей несут на себе наказания и расплачиваются своим здоровьем за их грехи. Каждое последующее поколение таких детей “вбирает” в себя все новые и новые грехи рода, порождает так называемые “роковые судьбы”, хотя дело не в фатальности, а в наследственном грехе. Подобный грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невинные.

Поэтому важное средство для преодоления невзгод - горячая молитва перед родовой иконой. Только молитвенным усилием родных порочная цепь невзгод может прерваться. Так было в истории нашего отечества Например, родовой святыней семьи Романовых была икона Спаса Нерукотворного, написанная в 1676 году в дар Алексею Михайловичу иконописцем Симоном Ушаковым. Со временем икона перешла к Петру I, он очень дорожил родовой святыней и часто брал ее с собой. Образ уберег Петра под Полтавой от вражеских пуль, с ним совершался молебен при основании Петербурга, его ставили у изголовья заболевшего монарха. Петр просил, чтобы именно эта родовая икона находилась при его погребении. Точный список Нерукотворного Спаса сопутствовал Александру III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. Император с семьей оказались невредимыми в разрушенном вагоне. Чудом уцелела, и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Известны случаи, когда родовые икон становились общерусскими святынями и почитаемыми верующими больших областей. Таковы иконы Божией Матери Касперовской, Калужской, Боголюбской, Святителя Николая из сибирского села Ипатово и многие другие.

Много бед пережила многострадальная Россия, перестали существовать многие русские фамилии, но Божией волей сохранились те из них, где из поколения в поколение накапливались и передавались духовные традиции, где была сильна молитва и теплилась лампада перед иконой.

Copyright © 2006-2014 "Иконописная мастерская "Александрия"

Создание сайта - iDex Group: Разработка


Иконы Спасителя

«Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Икона Иисуса Христа - это писанное в красках свидетельство Священного Писания и дошедших до нас исторических данных о земной жизни Богочеловека. Всеохватывающим описанием Иисуса Христа, которое нам дает представление и с которого пишутся иконы Иисуса Христа, является обобщающее описание монаха Епифания: «был весьма прекрасен видом (как глаголе пророк (Пс 44,3), «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же…. шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие…красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост, пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его. слегка суживающееся книзу, слегка покрывающиеся румянцем настолько, чтобы выказать благочестивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался».

Икона Спасителя всегда была особо почитаема Православной церковью. Написанные еще при жизни Богочеловека, они являются свидетельством Его участия в нашем спасении, в Его заботе о нас и любви к нам. Изображение Спасителя в образе человека является фактом Его человеческой природы, сочетающейся с Его божественной природой. Икона Спасителя несет огромное духовное наполнение, символизируя мир и благодать, повиновение Господу. Подарок Иконы Христа Спасителя станет хорошим подарком, который наполнит сердца и души Божественным Светом.


Иконы Богородицы и Спасителя

Иконы изготавливаются под заказ.

Для поиска нужного вам образа Вы можете воспользоваться функцией "Найти".

Если Вы не найдете среди представленных необходимую Вам икону - обращайтесь. Мы постараемся Вам помочь.


Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.

Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: ". царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение, известное под названием Спас Нерукотворный. На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий. монах Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства. В истории русской иконописи много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя святого преподобного Андрея Рублева. Выдающимися иконописцами были также Феофан Грек. Дионисий. Даниил Черный .

Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.

Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.

Финифть - на иконных окладах и других изделиях декоративного искусства: металлические детали, украшенные эмалью. Финифтью называются и небольшого размера образки - иконки овальной и прямоугольной формы, написанные эмалевыми красками. Центром изготовления финифти с XVII до начала XX века был Ростов Великий.

Спас Нерукотворный – икона с изображением Иисуса Христа, оставленным Им Самим на полотенце, которое Он некогда приложил к Своему лицу (см. Иконопись ).

"Благодатное небо" – чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Дева изображена стоящей на небе, в сиянии, со скипетром и в короне (празднование – 19 марта и в Неделю всех святых ).

Боголюбская икона Божией Матери – первая русская икона, чудотворная, написана в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в 1155 году (празднование 1 июля).

"Взыскание погибших" - чудотворная икона Божией Матери. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон с таким названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути сильнейшей метелью. Лошади выбились из сил и остановились у непреодолимого оврага. Отчаявшись добраться до жилья и замерзая, Обухов стал засыпать в санях. В последние мгновения жизни он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи, и Она услышала: в соседнем селении крестьянину почудился под окном чей-то голос: "Возьмите". Он встревожился: вышел, начал искать и обнаружил неподалеку от околицы замерзающего Обухова. Выздоровев, спасенный в благодарность заказал икону, которая под названием "Взыскание погибших" прославилась впоследствии многими чудесами. Празднование 18 февраля.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в XII веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбово, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских булгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь. а 8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Празднество 6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению - событие это вошло в историю под названием "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом. 3 июня установлено празднество в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

"Воспитание" - икона Божией Матери, на ней Она изображается с Младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Её. Список с сей иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, находится в Казанском Московском соборе. Перед этой иконой Пресвятую Богородицу просят о помощи в воспитании детей. Празднование иконе - 18 марта.

"Всех скорбящих радость" – чудотворная икона Божией Матери, впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. На иконе Богородица изображается во весь рост, окруженная бедствующими людьми: нищими, обидимыми, больными. Празднование 6 ноября.

"Державная" икона Божией Матери – явила себя русскому народу 15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства - скипетром и державой - в руках. По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 15 марта.

Донская икона Божией Матери – чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые – в битве на Куликовом поле, когда ее носили среди воинов, и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Феодор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким. в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне. Празднование иконе совершается 1 сентября.

"Живоносный источник" - чудотворная икона Божией Матери, явившаяся людям близ источника, находившегося в роще, неподалеку от города Константинополя. Так Сама Богородица указала источник, творивший чудеса исцелений. Над источником был построен храм. Празднование в пятницу Светлой (пасхальной) седмицы.

Знамения Божией Матери икона – представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом в круге. Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название было дано Новгородской иконе. После выноса ее на городскую стену войска Андрея Боголюбского. осаждавшие город в 1170 году, обратились в бегство. Празднование этой иконе, как и всем иконам Знамения Божией Матери, 10 декабря. Курская икона Знамения Божией Матери была обретена в 1295 году на берегу реки Тускары, близ того места, где находился Курск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Феодоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Коренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Курской-Коренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября и в девятую пятницу по Пасхе.

Иверская икона Божией Матери – величайшая святыня Афона. В IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Тогда в тех краях распространилось иконоборчество. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов ударил икону копьем. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени. Потом он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в "столпе огненном" на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится и доныне. Точный список с иконы был привезен в 1648 году в Москву и помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. Празднование – 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.

Иерусалимская икона Божией Матери – по преданию, написана в Гефсимании евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Иисуса Христа. Празднование 25 октября.

Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Икона была найдена и отнесена в ближайший храм. От нее стали совершаться чудеса. Подробное сказание о них было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Гермогеном. В 1612 году икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Казанская икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны. Празднование 21 июля и 4 ноября.

"Млекопитательница" - икона Божией Матери, на которой Она изображается кормящей грудью Младенца Христа. Икона эта находится на Афоне. при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев. Празднование иконе - 25 января.

"Неопалимая купина" – в Ветхом Завете горящий и несгорающий куст, в котором Бог Отец явился Моисею. В христианских церковных песнопениях это Богородица, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Существует икона с таким названием, празднование – 17 сентября.

"Нечаянная радость" – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 14 мая и 22 декабря.

"Одигитрия" (греч. – путеводительница) – икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская. Тихвинская. Иверская. Иерусалимская. Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

"Оранта" (лат. - молящаяся) - икона Богоматери. Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.

"Отрада" ("Утешение") – чудотворная икона, находящаяся на Афоне. Празднование 3 февраля.

"Помощница в родах" - икона Божией Матери, на ней Пресвятая Богородица изображена воздевающей руки к Небу, с младенцем при персях, как на иконе "Знамение". Перед этой иконой молятся о благополучных родах. Празднование иконе - 8 января.

Почаевская икона Божией Матери - чудотворная икона Божией Матери, которая находится в Свято-Успенском Почаевском монастыре. В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Празднование Почаевской иконе совершается 5 августа, 21 сентября и в пятницу на Светлой седмице.

"Призри на смирение" - икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.

Пюхтицкая икона Божией Матери - чудотворная икона, найденная в XVI веке на горе Пюхтице, на месте явления Богородицы. Чудеса совершаются и от источника, возле которого она была найдена. В 1891 году там был выстроен Пюхтицкий Успенский монастырь. Празднование иконе 28 августа.

"Скоропослушница" – чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне. где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп, и вновь прозрел только после покаяния. Празднование 22 ноября.

Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская (см. "Одигитрия" ).

"Спорительница хлебов" - икона Божией Матери, написана по благословению старца Оптиной пустыни преп. Амвросия. пламеневшего детской верою к Божией Матери. Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель. На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи. Старец Амвросий указывал этим празднованием, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!" От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи. Празднование 28 октября.

"Споручница грешных" – чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме Святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе. Празднование 20 марта и 11 июня.

Тихвинская икона Божией Матери – чудотворная икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона была перенесена в Иерусалим, потом - в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 году, когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Празднование 9 июля.

Толгская икона Божией Матери – чудотворная икона, явившаяся в 1314 году Ростовскому святителю Прохору. Празднование 21 августа.

"Троеручица" – чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название "Троеручицы". В настоящее время находится на Афоне. Празднование 11 июля, 25 июля.

"Умиление" Псково-Печерская – чудотворная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями. Принесена в Псково-Печерскую обитель около 1521 года. Празднование 3 июня, 6 августа, 8 сентября, 20 октября.

"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.

"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите. " Празднование 7 февраля.

Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой. В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата. Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В 326 году святая царица Елена. получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.


Иконы Спасителя и Богородицы

Иконы Спасителя и Богородицы

Мы называем себя христианами и поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. С этих икон начинается домашний иконостас любой семьи. они помещаются во главе этого иконостаса – читайте об этом в разделе икона в современном доме. Иногда в качестве таких икон выступают венчальные иконы. но если у вас их нет, либо вам хочется иметь дома настоящие рукописные иконы – вы можете заказать их в нашей мастерской. Иконы Спасителя и Богородицы станут замечательным подарком для любой православной семьи. Их можно поместить не только дома, но и в кабинете на работе.

Все иконные изображения Иисуса Христа являются свидетельством земного воплощения святости - Боговоплощения, явления Христа в наш мир в человеческой плоти. Все религиозное искусство есть не что иное, как запечатленное в особой форме напоминание и призыв следовать собственному предназначению согласно Евангельским словам: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Иконы Христа — воплотившегося Бога занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

И не случайно первой иконой, то есть в прямом смысле первым запечатленным образом стало нерукотворное изображение Иисуса Христа - отпечаток Его лика на полотне - образ Спаса Нерукотворного .

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: ". Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. "

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя:

1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих;

2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока).

Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Слово "нимб" переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Его изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, *царь Эдессы Авгарь* принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На такой иконе Христос предстает перед нами в поясном изображении облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми углами. Квадрат — это символ земли. По четырем углам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Сириец Павел Алеппский, побывавший в России в XVII веке, писал:“Икона Владычицы пишется ими в различных бесчисленных видах, и каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно также и изображения Господа Христа и иконы Св. Николая бываю разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображения Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности, и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности”.

Богоматерь на русских иконах почти всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Как замужняя женщина Богородица имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу.

На челе (на лбе) и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.

Существует пять основных типов изображения Божией Матери:

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская.

На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар. Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.


Источники: http://www.alexandria.ru/gallery/spas.php, http://icon-art.com.ua/ru/ikony-spasitelya/, http://kapitele.com.ua/ru/ikona1, http://www.homutovo.ru/vocabulary/v_tem_icona__t.html, http://nedoom.ucoz.com/news/ikony_spasitelja_i_bogorodicy/2013-07-27-127
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
икона богородицы и спасителя