int(1100) озерянская икона божией матери | Богородица | Tsurganov.info




озерянская икона божией матери


икона Богородицы «ОЗЕРЯНСКАЯ»

12 ноября (30 октября по старому стилю)

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен. В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова в храме, построенном в её честь.

________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянская»

Молитва первая

О Преблагословенная Влады­чице наша Богородице! К Тебе, обретшей благодать пред Богом, во еже родити миру Спаса душ наших, с Ним же у Креста Его молитвою за мир сраспинавшаяся, и Материю Света Им пронареченная, припадающе, молимся. Призри, Всемилостивая, на нас, Предвечным Советом Пресвятыя Троицы, к благодатному насле­дию жизни вечныя созданных, жалом же греховным уязвленных и смерти телесней и душевней поверженных сущих, и якоже святую икону Твою Озерянскую пречудне срастивши, всем вер­ным источник чудес от нея ис­точила еси, сице же и нас, на Твою, Богомати, икону, благого­вейно взирающих, душевне и телесне исцели, и немощное ес­тество наше, сечением грехов­ным разсекаемое, паки с Богом соедини, и чадами Его Божественныя любве, силою и действи­ем Святаго Духа, нас соделай. Сердца же наша, Всемилостивая, благодатию Христовою раствори, и волю нашу ко исполнению заповедей Божиих спешну со­твори, ноги же наши на путь мирен — Истину Христову направи. И сице, о Всеблагая, все естество наше любовию к Богу воспламени. Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ны­не знамением Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в еди­номыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани, Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави. Верных же Твоих, пред свя­тою иконою Твоею припадаю­щих и в скорбех Тебе молящих­ся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй. Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори и прощение грехов наших испроси. И тако, Преблагословенная Ма­ти, воздвигни нас на благодарст­венное Ти славословие, и в подвизе покаяния нас укрепляющи, неосужденных причастников Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа нашего Иисуса Христа по кончине жития нашего быти нас милостивно сподоби. В час же исхода нашего молитву Ма­тернюю о нас пред Богом со­твори, и бедныя души наша чрез мытарства лютыя, начала и влас­ти тмы, невозбранно в Царствие Небесное, идеже мир и радость безконечная, приведи, — во еже в Церкви Небесней, Тобою, Чест­нейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, укра­шенной, непрестанно славословити и воспевати смерти Побе­дителя — Агнца Божия, вземшаго грехи мира. Ему же, о Благодатная, Тебе ради, осанна и благодарение, слава, честь и по­клонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом — Уте­шителем Святым, ныне и при­сно, и во веки веков. Аминь!

Молитва вторая

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречи­стая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстоя­ще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемога­ют в печалях душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя стра­дальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудо­творною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утеше­ние подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пре­чистая, воздвигни нас на благодарст­венное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царст­вие Сына Твоего посреди нас утвер­дится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Озе­рянская нам, Владычице, показася; пред неюже души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосер­дая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное ду­шам нашим, Пречистая, испроси.

________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянская»

Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице, Боже­ственное знамение спасения — Христа Богомладенца на руку Своею держащи, молитвам Церкве земныя внемлющей, струи животворныя от явленныя иконы Своея Озерянския всем верным источающей, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богоро­дице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и щедротами Сына Твое­го души наша озари, да зовем Ти: Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Архангел Гавриил, спасение наше предвозвещая, благословен­ную в женах пронарече Тя, Бо­городице. Мы же, благовестнику Бога Вышняго внемлюще, велию таинству дивящеся, радуемся; Те­бе — знамение Лика Своего Озерянскаго нам даровавшую — Матерь Господа нашего испове­дуем, и яко Матери милосердия и щедрот, со благоговением во­пием Ти: Радуйся, священное сокровище славы Божией, свещеносяще во Святая Святых светло введенная; Радуйся, благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание. Радуйся, пророческих проречений сбытие многоценное, Христа всем предвозвестившая; Радуйся, о Тебе бо Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася. Радуйся, Главизно нашего спасения, Триипостасное естество в Едином Божестве миру явившая; Радуйся, Отроча Младо, Отчее Сияние, мир просветившее, нам родившая. Радуйся, Мати Пречистая, прежде рождества и по рождест­ве Дева пребывшая; Радуйся, яко о Рождестве Сы­на Твоего вси земнороднии, спасающеся, возвеселишася. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Видя благочестивый муж веси Озерянския, егда изыде на дела­ние свое, святую икону Твою, Владычице, внезапу косою его разсеченную, со слезами умиле­ния к Лику Твоему повержеся, и со благоговением разсеченныя части в дом свой принесе, слез­но прося умилостивления о гресе своем. Егда же воутрии сих не обрете, страхом и скорбию объят бысть, помысли бо гневу Божию на доме своем быти, со умилением возопи Богу: Аллилуиа.

Разумети хотя тайны сея силу, еюже сокрыся из дому его святая икона Твоя, Владычице, муж сей боголюбивый на место разсечения ея поспеши. И егда же паки сращенну сию обретше, знаме­ние велие в сем уразуме, о нем же иерею Феодору поведа, и людем веси Озерянския о чудеси велие возвести. Тии же о Твоем, Богомати, милосердии слышавше, гласом радования благодарне возопиша: Откуду нам сие, да Ма­ти Господа нашего к нам прииде! Сице умиляющеся, воспеваху Ти таковая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Имже мир от греха и смерти спасеся; Радуйся, благословен бо Плод чрева Твоего, Имже глава змиева сокрушися. Радуйся, Церкве Христовы, седмию Вселенскими Соборы утвержденныя, присное украшение; Радуйся, веры Православныя, Духом Святым ограждаемыя, не­поколебимое утверждение. Радуйся, Препрославленная, во дни нашествия иноплеменник всемощно нас охраняющая; Радуйся, мольбы верных Своих, пред Пречистым Твоим образом приносимыя, милостиво приемлющая, Радуйся, сращением святыя иконы Твоея мужа праведна зело возвеселившая; Радуйся, разсеченное диаволом естество наше Рождеством Сына Твоего паки с Богом соединив­шая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Сила благодати неисповедимая не токмо от святыя иконы Твоея, Пречистая, верным источашеся, но и во источнице, на месте чуднаго явления ея, хромым хож­дение, глухим слышание, слепым прозрение обильно подавашеся. Тако бо Твоего Матерняго мило­сердия бездну неизследимую людие видевше, от недугов душев­ных и телесных исцеляхуся, сер­дца же своя в любви Божией утверждаху, с веселием поюще Ему: Аллилуиа.

Имея сие неописуемое сокро­вище веры — Твоего, о Богомати, Лика Пречистаго благослове­ние, и в нем Твой Покров и земли нашея благодатное укра­шение, иерей Божий Феодор, умиляяся, все имение свое разда и в пределех веси Озерянския, святую обитель — храмину Лику Твоему со пустыннолюбцем Севастианом воздвиже; себе же, в жертву живую — иночествовати в ней, Сыну Твоему и Богу нашему приведе, идеже со инеми пустыннолюбцы о Тебе, Благо­датная, радуяся, сынолюбно воспе таковая: Радуйся, Мудрость, Слово и Силу — Сына Отча, из Тебе воплотившагося, миру явившая; Радуйся, Христа — Пасху не­тленную мертвым, живым и гря­дущим уготовившая. Радуйся, Владычице милости­вая, Свой Божественный Покров на нас простирающая; Радуйся, Голубице чадолюби­вая, утешение благое в сердца наша низпосылающая. Радуйся, Покрове ширший об­лака, явлением иконы Твоея милостивно нас посетившая; Радуйся, любвеобильная Мати, землю Харьковскую благодатно освятившая. Радуйся, Божия Слова предивное Селение, град наш и люди от нашествия вражия охраняю­щая; Радуйся, незримая путеводи-тельнице, к небесному Отечеству нас руководящая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Бурю житейских скорбей и напастей в людех утолити хотящи, святую икону Твою на уте­шение нам даровала еси, Влады­чице, Юже аки Самую Тя с нами сущую зряще, недоумеюще, взы­ваем: кую Ти похвалу принесем, Заступнице усердная, Яже источ­ник благодатных исцелений пред Пречистым образом Твоим с ве­рою молящимся и Твоея помощи просящим всещедро источаеши, и сице непрестанно нас милуеши, разве неисчерпаемыя щедроты Твоя величающе, благодарст­венно вопием Триединому Богу: Аллилуиа.

Слышавше ближнии и даль­нии людие о пречудном явлении святыя иконы Твоея и о чудесех от нея бываемых, со умилением в святую обитель Озерянскую притекаху, и во всяких скорбех житейских, и в дни нашествия иноплеменник, в надежде спасе­ния своего, о Тебе, Всепетая Мати, уверяшася, и сице ликовствующе, Господа любовию прославляху. Темже и мы, надежду радости сея приемше, о Господе радуемся, Тебе же гласом хвале­ния приносим таковая: Радуйся, Агнице, рождшая Аг­нца, вземшаго грехи мира, — небесе и земли Царице и Влады­чице; Радуйся, всех верных от зол ограждение и священное прибе­жище. Радуйся, Благая Утешительни­це, нечаянную радость в святей иконе Твоей нам принесшая; Радуйся, душ немощных Целительнице, благость любве Божия нам открывшая. Радуйся, упование на милосер­дие Божие в сердца наша бла­годатно вселяющая; Радуйся, теплотою любве Божественныя сердца наша оживот­воряющая. Радуйся, одушевленный Храме, Великаго Царя Божественное жи­лище; Радуйся, Селение Небесное, Херувим пребольше и Серафим превыше. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Боготечней звезде икона Твоя, о Богомати, уподобися, егда святыя — обители Озерянскую, Куряжскую и Харьковскую обтекаше и цельбоносньми струи, не­оскудно от нея источающимися, изобильно верных напаяше и, благодатию Святаго духа тех оживотворяющи, телесне и душевне, по вере их, исцеляше. Мы же душевныма нашима очима к Тебе, Первообразу Ея, воз­водимся, недугов наших исцеле­ния, грехов прощения и Небес­ным Утешителем душ наших посещения умильно просим, с верою вопиюще о Тебе Богу: Аллилуиа.

Видевше икону Твою, Влады­чице, косою разсеченную и чу­додейственно сращенную сущу, и токи чудес от нея изливаемыя, вси людие, со усердием к ней притекающе, Матерний Покров Твой и защищение, надежду и умилостивление в ней разумеваху. Сице и мы, стрелами врага разсекаеми и волнами страстей потопляеми, душевне изнемогаю­ще, в Тебе, о Всеблагая, надежду нашего спасения имуще, дерзаю­ще молимся: услыши нас, греш­ными усты глаголющих Ти си-цевая: Радуйся, Преблагая Покрови­тельнице града нашего, Твоими бо молитвами роди христианстии спасаются; Радуйся, всех греховне блуж­дающих на путь жизни вечныя добре наставляющая. Радуйся, безумства, лени и страстей силою любве Твоея нас милостивно спасающая; Радуйся, бедныя души наша, огнем Духа Святаго, на подвиг любве согревающая и укрепляю­щая. Радуйся, всех под Твой покров и защищение Матерые приемлющая; Радуйся, в подвиге веры изне­могающих молитвам их внем­лющая. Радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая; Радуйся, верная Спутнице, пу­тешествующих и по морю плава­ющих от всяких бед избавляю­щая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Проповедник немолчен благодатныя помощи Богоматере явися человек некий, суху руку имый, иже со слезами умиления к иконе Ея святей припадая, удобь исцеление прият, и о чудеси, на нем бывшем, с радостию и бла­годарением всей церкви поведа. Мы же, имуще сию источник благодатных исцелений, наипаче же пред Престолом Божиим За­ступницы усердныя за всех нас Матернее заступление, со дерзновением вопием любящему нас Богу: Аллилуиа.

Возсия нам, паче лучь солнеч­ных, святая икона Твоя, Влады­чице, в пределех Озерянских, егда губительная язва на страну нашу найде, и многи острием смерти изсече. Людие же, гнев Божий видяще, со слезами уми­ления ко святей иконе Твоей, о Богомати, повергахуся, и не ток­мо православнии, но и иновернии, к источнику Твоего мило­сердия притекавший с верою, исцеляхуся. Сице бо милость Божию Твоими Матерними молит­вами на себе видяще, со благо­дарением воспеваху Ти таковая: Радуйся, в дни мора язвеннаго непреложная наша Надеждо и Спасительнице; Радуйся, всех, в неудобоисцельных недузех страждущих, премилосердная Целительнице. Радуйся, ум наш, небрежением омраченный, благодатными стру­ями, от иконы Твоея изливае­мыми, озаряющая; Радуйся, близ смерти сущия и душевне изнемогающия милостивно к жизни возвращающая. Радуйся, светлое благодати по­знание, о Тебе бо вся силы небесныя хвалятся; Радуйся, надеждо благ вечных, Тобою бо земнороднии к жизни вечней приуготовляются. Радуйся, Мати Предвечнаго Бо­га, целебную радость верным ис­точающая; Радуйся, Честною Кровию Сы­на Твоего грехи мира омываю­щая; Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Хотящи явити людем стражду­щим Твоея Матерния любве неисчерпаемую щедрот бездну, аки студенцы в пустыни знойней, чудотворныя иконы Твоя и новая знамения от них, о Богомати, даровала еси, да вси в болезнех душевных и телесных неисцельно изнемогающи, и ко Твоему милосердию с верою притекаю­щии, спасение обретают. Тако у иконы Твоея Озерянския немощнии и одержимии, исцеления душ и телес своих приемлюще, с веселием и благодарением воспеваша Богу: Аллилуиа.

Новую песнь хваления принесе Ти пажить Харьковская, Мати Врача душ и телес наших, егда некая слепая отроковица с материю своею слезныя молитвы у иконы Твоея Озерянския творящи, внезапну велиим гласом радования возопи: О, мати моя! Свет Божий вижу, тьму непро­ходную очес моих просвещающий! Людие же, видевше Твоего, о Богомати, благодатнаго враче­вания силу, Твоему милосердию себе вверяху, с верою и любовию ко святей иконе Твоей припадающе, таковыми взываху по­хвалы: Радуйся, Источниче милосер­дия неисчерпаемый, неисцельных болезней врачевание содержащий; Радуйся, всех оставленных врачами Твоею благодатною си­лою исцеляющая. Радуйся, дев благочестивых невестительнице и усердная о нас молитвеннице; Радуйся, во искушениих и соблазнах житейских блуждающих ко спасению Путеводительнице. Радуйся, Звездо неугасимая, зрети Бога Вышняго нас просвещающая; Радуйся, растления душевнаго и совести лукавства нас избавля­ющая. Радуйся, о Тебе бо матери и дщери, и невесты Христовы на­дежду имуще, спасаются; Радуйся, божественную ра­дость и вечное спасение уповаю­щим на Тя приуготовляющая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Страшное и ужасное видение людем Божиим бысть, егда у святыя иконы Твоея, Владычице, чудо велие и неизреченное совершися: дщерь бо некая, бесом томимая сущи, хулу страшную на Сию изрекаше, обаче молитв ради Святыя Церкве, наипаче же Твоего предстательства силою, от сего лукавства спасена бысть, и на славословие Твое, Пречистая, подвижеся. Мы же радуемся и, веселимся, яко не посмеются о нас врази наши, ниже погубит нас Господь грех ради наших, молитвами Твоими. Сего ради, благодаряще, о Тебе вопием Богу: Аллилуиа.

Вся в вышних пребывающи и нижних, к Лику Твоему святому припадающих, никакоже оставля­вши, Богородице. Сице бо чело­век, духа злаго имый, с верою моляся пред Пречистым образом Твоим Озерянским, Владычице, исцелен бысть, и в радости ду­шевней о благодеянии на нем бывшем, благодарение Тебе принесе. С ним же и на нас, о Всеблагая, во время благопотребно посети и от ловления диаволя души наша сохрани, да не постыдимся, ниже посрамимся, принося Ти сицевыя похвалы: Радуйся, яко именем Твоим, паче всякаго имене, пленения диаволя и всея силы вражия человецы свобождаются; Радуйся, яко призывающий имя твое от клеветы человеческия и внезапныя смерти Тобою избавляются. Радуйся, бедствующим на вся­ком месте всеусердная Предстательнице; Радуйся, за обидимых, озлоб­ленных и уничиженных присная Ходатаице. Радуйся, Ты бо кающихся грешников из челюстей духов злобы изымавши; Радуйся, Ты бо всех на Тя уповающих в любовь Божию вводиши. Радуйся, красотою девства Твоего воспевати величие Божие нас научающая; Радуйся, Рождеством Сына Твоего грозное смерти жало притупляющая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Вси сущии в бедах, болезнех и печалех, радостно восхвалим Святую Заступницу нашу, Бого­родицу, обретшую благодать у Бога, во еже недужныя исцеляти, немощныя укрепляти, плененныя свобождати и стражущия от ду­хов нечистых и прочих бед избавляти. Темже, яко несомненней Предстательнице нашей умильно глаголем: помози и научи нас, о Милосердствующая Мати, волю Божию всегда творити, и пребывати в любви Его, и яко кадило благовонное, непрестанно приносити Ему: Аллилуиа.

Витии многовещаннии недоумеют, что глаголати о Тебе, Мати Божия, видяще тайну необъемлемую и величие неописуе­мое святаго Лика Твоего, Дево Чистая, даром чудотворений сияющаго и всех, припадающих к нему с верою, цельбоносными дарами снабдевающаго. Мы же, неисчетная благодеяния сия ведуще, аще и от скверных устен наших, обаче умиленною душею и сердцем сокрушенным, дерзаем воспевати Тебе сия похвалы: Радуйся, Отца Небеснаго бла­говоления предображение, каю­щихся грешников милосердием Божиим снабдевающая; Радуйся, Едина Мати милосер­дия, вдов и сирот милующая и питающая. Радуйся, на горе Афонстей, Почаевстей и в иных обителех иконами Твоими преславно чу­додействующая; Радуйся, новую купель Силоамскую в пустыне Озерянстей верным на утешение источившая. Радуйся, иноков благоподвизающихся к Отечеству Небесному верная Предводительнице; Радуйся, супружеств христиан­ских благословение и чад их Преблагая Покровительнице. Радуйся, Церкве Небесныя присное радование, земныя же от всех козней вражиих непрео­доленное избавление; Радуйся, в вечнем Царствии Сына Твоего, радости неизреченныя верным уготовление. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Спасительное прибежище и Твоего Предстательства уверение, и милосердия Твоего явление — икона Озерянская нам, Владычи­це, показася, пред Нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Ми­лосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли, и спасение вечное ду­шам нашим, Пречистая, испроси, да спасаеми Тобою, Сыну Твоему и Богу нашему благодарно зо­вем: Аллилуиа.

Стену тверду и от бед ограж­дение, противу козней вражиих спасительное прибежище, неду­гов исцеление и ины дары многи в святей иконе Твоей, Влады­чице, обильно даровала еси нам. Сию благоверный христолюбец, иже ушесы своими зело страдаше, в трикратном явлении видев, со умилением к Той припадая, благодатнаго исцеления сподобися. Тако видяще любве Твоея, Богомати, неисчерпаемое море, дерзающе, молимся: услыши нас убогих, грешными усты глаголю­щих Ти сицевая: Радуйся, Предвечнаго Царя Родительнице, Церкве Православныя забрало и ограждение; Радуйся, народа нашего от бед Хранительнице, и от всех врагов избавление. Радуйся, наша всеусердная Благодетельнице, паству Харь­ковскую матерински опекающая; Радуйся, Цвете Небеснаго бла­гоухания, благодатным миром сердца наша растворяющая. Радуйся, незримая Предста­тельнице, Ты бо воистину кре­пость наша и спасение; Радуйся, благоутробная и ми­лостивая к человеком, болезней наших надежное исцеление. Радуйся, благая хлебодательнице, дождями ранними и позд­ними землю нашу напояющая; Радуйся, от враг видимых и невидимых, возстающих на ны, нас избавляющая. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Пение всеумиленное прино­сим Ти, Всемилостивая Владычи­це! Не вемы бо, что сотворим, егда внезапу найде на нас страшный час смерти? На Тя все упование наше возлагаем, и к Твоей святей иконе, юже на утешение нам даровала еси, припадающе, просим: буди милости­ва к нам грешным и не презри молений наших, но всели в сер­дца наша печаль по Бозе Спаси­теле нашем, да пламенною любовию зовем Ему: Аллилуиа.

Светозарную свещу, во мраце жития сущим неугасимую, зрим святую икону Твою, Всенепорочная, — Твоего милосердия источ­ник, благодать всем источающий, у него же мнози грешницы, кающеся, спасение улучиша, и Тво­им ходатайством Царствие Не­бесное обретоша. Помози и нам, Всемилостивая, да Твоими Ма­терними молитвами с мудрыми девами Царствию Христову при­общимся, идеже веселящеся во­пием Ти таковая: Радуйся, приятное молитвы кадило, за спасение мира у престола Святыя Троицы присно благоухающая; Радуйся, органе молитвы неумолкающия, милосердия Божия миру просящая. Радуйся, равноапостолов и проповедников евангельския истины благодатное вдохновение; Радуйся, верных иерархов Церкве Христовы правило веры и от скорбей избавление. Радуйся, храмов Божиих усер­дных строителей и верных в них служителей любовию Христовою обогащение; Радуйся, трудолюбивых земле­дельцев хлебом жизни вечныя насыщение. Радуйся, Божественною красо­тою Сына Твоего и Бога нашего непрестанно наслаждающаяся; Радуйся, Его же, яко Судию и Бога, о спасении мира неотступ­но умоляющая. Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

Благодати Твоея земное зна­мение дати восхотевши, источ­ник чудес неисчетных пажити Харьковстей в иконе Твоей Озерянской отверзла еси, Владычице. В ней же Божественная благо­дать, еюже Всевышний облагодатствова Тя, знамения и чудеса выну содевает, душевных и те-лесных недугов исцеление всем с верою притекающим подает. Тем­же и нам благодати сея помощь у Сына Твоего, Пречистая, исп­роси, да не погибнем люте без покаяния, но Тобою спасаемии, немолчно поем Единому Свето­зарному Богу: Аллилуиа.

Поюще любве Твоея бездну неизреченную, юже изливаеши роду христианскому, благодарно припадающе, молим Тя, Богородице: яко в животе сем, тако и в страшный час смерти не остави нас, но ускори на помощь и, яко воистину Матерь Божия и над всеми владычествующая, от лютых мытарств и руки бесовския души наша исхити, и Сыну Твоему и Богу нашему спасены приведи, да якоже на земли, тако и на небеси, со всеми святыми воспеваем Ти таковыя похвалы: Радуйся, щедрот бездно, от начала веков во главизну нашего спасения предъизбранная; Радуйся, источниче любве неизреченныя, Материю милости­вою Страстотерпцем Голгофским миру указанная. Радуйся, у Креста Сыну Свое­му сострадавшая, и с Ним мир возлюбившая; Радуйся, Церковь Сына Твоего от всех зол избавляющая, род христианский возвеличившая. Радуйся, цвете девства неувядаемого, венец всех добродетелей в Себе сплетшая; Радуйся, радуго Божественнаго Знамения, небесныя и земныя у Престола Божия Собою совокупльшая. Радуйся, всесвятый бо Лик Твой, благодатию и жизнию дышущий, яко рай Божественный, на Тя взирающим; Радуйся, превыше Небес Пре­вознесенная, Отрадо и Утешение непрестанно Тя величающим. Радуйся, благословенная в же­нах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

О Преблагословенная Мати Христа Бога нашего, Церкве Небесныя предивное украшение, земныя же щит и утверждение, всем во всяких скорбех Матернее заступление, и среди соблазнов мира сего благодатное душ на­ших озарение! Приими, Всеми­лостивая, сие убогое моление наше, пред Пречистым образом Твоим Тебе приносимое, и умо­ли Всеблагаго Бога явити ми­лость Свою на ны и на народы наша, во еже в силе и благодати Духа Святаго всякое зло препобеждая, николиже в любви Божией не насытитися, и тако чи­стым сердцем зде и в будущем веце воспевати святых Святейше­му Слову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, за­тем икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!


(Празднование 30 октября / 12 ноября и в Неделю Антипасхи)

Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.

«Твоего, о Богомати, Лика Пречистаго благословение»

В далеком прошлом здесь была изрытая оврагами пустынно-лесистая местность, через которую текла речка Озерянка. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.

В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.

Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу. В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.

Архиепископ Харьковский, а впоследствии Черниговский, Филарет (Гумилевский) в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» сообщает: «Характерную особенность святой иконы Озерянской составляет украшение из звезд, окружающих лики Богоматери и Предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами».

Озерянский храм в Покровском монастыре г. Харьков

А вот какое описание иконы встречаем в книге Д.И. Багалея и Д.П. Миллера «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905 год)»:

«Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Ее в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у Обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева, облака. Размеры иконы: высота – 40 см. ширина – 34 см».

С Озерянской иконы было сделано множество списков. Они существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

Забегая вперед, скажем, что именно описание святыни, сделанное в начале XX века Д.И. Багалеем и Д.П. Миллером, оказалось тем источником, опираясь на который Озерянская икона, погибшая в 1930-е годы, была воссоздана в начале уже XXI столетия – в сентябре 2010 года. 16 сентября того же года этот воссозданный образ был освящен на месте его обретения – в Озерянах, а в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Покровского мужского монастыря (Харьковская епархия).

«Икону Твою на утешение нам даровала еси, Владычице»

Но вернемся вновь в XVIII век. В те далекие годы чудотворно явленная икона привлекала в Озерянку тысячи паломников, больных, страждущих людей.

Но в 1787 году в числе прочих монастырей Слободской Украины Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь, куда перенесли и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Преображенский монастырь тоже закрыли, и Озерянскую икону перенесли в Покровский собор. Когда же Куряжский монастырь вновь был открыт, икону возвратили в эту обитель.

Озерянский храм с. Буды Харьковской обл.

Озерянский образ Богоматери стал почитаться как охраняющий Харьков и всю Слободскую Украину. Помолиться к нему приходили тысячи верующих из всех уголков Российской империи. Монахи документально зафиксировали многочисленные случаи чудесного исцеления: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногой; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни…»

Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления было зафиксировано в 1833, 1848 и 1871 годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.

В 1844 году по просьбе жителей Харькова преосвященный Иннокентий (Борисов) получил разрешение Святейшего Синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор. Тогда же установили и два крестных хода: 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля – из Харькова в Куряж. Это были торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать “Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую”».

В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив ее иконами.

«В пределех Озерянских»

После Октябрьской революции богослужения в приходском Иоанно-Предтеченском храме продолжались до 1935 года – в ноябре этого годы храм был закрыт и разрушен. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме. В 1941 году был открыт храм в церковном доме. Впоследствии богослужения проводились в часовне. Но в середине 1960-х годов и она была закрыта и разрушена. Безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений – и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение. И верили люди, что «возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».


Озерянская икона Божией Матери

Озерянская икона Божией Матери — главная святыня и покровительница города Харькова и всей Слобожанщины. Официально считается, что Первообраз утерян в 30-е годы ХХ века. С нее остались многочисленные списки, которые существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

История иконы Озерянской иконы Божией Матери

Истинное изображение представлено и точно описано в «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год) Д. И. Багалея, Д. П. Миллер.

В сентябре 2010 года истинное изображение Озерянской иконы Божией Матери было воссоздано вновь, 16 сентября 2010 освящено на месте его обретения — в Озерянах и в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Свято-Покровского мужского монастыря.

Святогорская пустынь

Благочестивый иерей Феодор видел много чудес от образа Богоматери и захотел, чтобы в его пустынном хуторе был основан мужской монастырь. В то время посетил Озерянку известный наместник Святогорского Успенского монастыря Севастиан Юхновский, который, по преданию, был тогда сильно болен. Пешком пришел он из своей обители в Озерянку, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери, и вылечился. Узнав о желании о. Феодора учредить здесь монастырь, о. Севастиан взялся помочь местному священнику. По Святогорским актам от 1696 г. видно, что благочестивый иерей Феодор передал в лице наместника Святогорского монастыря, отца Севастиана, всю свою недвижимую собственность в Озерянке Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому для основания в Озерянке монастыря, каковой не замедлил там устроиться ревностными трудами Святогорского наместника, отца Севастиана, и стал известен под именем Озерянской Богородичной Пустыни.

Первое чудо от иконы явилось Архимандриту Севастьяну при свидетеле, строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко.

Начало основания Монастыря относится к 1710 году. Уже в 1711 году была сооружена Богородичная церковь, что и положило начало основанию пустыни. Место это тогда было действительно пустынно. Окружали его высокие холмы, глубокие ложбины и густые лесные заросли. На холме, на левом берегу реки Озерянки, поставили деревянную церковь. Со временем поставили еще одну церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольню с часами.

Пустынь была небольшой. Братия в 1773 году владела 5 фруктовыми садами, 7 десятинами пахотной земли, 6 десятинами сенокоса, 3 десятинами леса. Численность братии тоже была маленькой. На 1787 год состав был таким: Игумен Иезекиль Туранский, 4 иеромонаха, 1 иеродьякон, 1 монах и послушники. Но просуществовала эта пустынь недолго, около 80 лет.

В 1787 году во время пребывания Императрицы Екатерины II в Харькове она подписала указ о передаче под руководство Григория Потемкина Харьковского наместничества. По воле «светлейшего князя Таврического» прекратили свое существование 15 монастырей Слобожанщины, среди них были закрыты Озерянская Богородичная пустынь, Змиевской Николаевский казачий монастырь, Святогорский монастырь. Имущество их было изъято в казну, а братия всех монастырей была собрана в Куряжском монастыре.

Ввиду малочисленности, повелением Государыни Императрицы Екатерины II и решением Священного Синода в 1787 году пустынь была упразднена. Главный храм монастыря, освященный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был разобран и перенесен в слободу Мерефу. Икона была перенесена в Куряжский монастырь, но и он был закрыт в 1788 году (не помогли даже семейные связи архимандрита Наркиса из рода Квиток), и икону перенесли в Харьковский Покровский Монастырь.

Но вскоре по просьбе к Екатерине ІІ украинского генерал-губернатора А. Я. Левандинова и на средства тайного советника П. Ф. Сабурова в 1796 г. Куряжский монастырь был возобновлен, а в следующем году сюда опять перенесли Озерянскую икону, где она находилась 47 лет: «Наконец, в 1796 году стараниями бывшего генерал-губернатора Харьковского и Воронежского, генерал-поручика Леванидова дозволено устроить в нем монастырь заштатный на положении общежительном. Усердием харьковских граждан обитель сия вскоре приведена была в положение изрядное; затем императором Павлом I пожалованы сему монастырю вместе с прочими мельницы, рыбные ловли и положенное число десятин земли. В 1836 году он возведен по штату во второклассный». Одной из причин улучшения материального состояния монастыря было то, что к Озерянской иконе, которая находилась здесь, в.

все лето шел большой поток богомольцев. Образ сей пребывал прежде в особо устроенной пустыни, верстах в 30 от Харькова, подвластной вместе с братией харьковскому училищному монастырю (ныне Свято-Покровский мужской монастырь), а по уничтожении сей пустыни перенесен в Харьков, и со времени возобновления данного монастыря в 1796 году, пребывает в нем поныне.

Чудеса от Озерянской иконы Божьей Матери

Сила особенной благодати исходила от чудотворной иконы на месте ее явления — «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось». Сохранились немало свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе, вылечивались физические болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она долго молилась перед чудотворным образом, а затем умыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И произошло великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно завеса, сползла слепота. Сначала он различал контуры предметов, а затем увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря.

Кроме того известны многие исцеления от иконы. Исцелился житель Чугуева, который имел усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин из с. Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона исцелились, как и Григорий Квитка, от слепоты.

Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Ее непрестанно носили по домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям. И везде служили молебны. В это время общий страх и разочарования были в городе, но в доме где являлась чудотворная икона Богоматери, все словно оживали, подбадривались, спешили к ней приложиться. Прикладывались не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что «видели от неё силу, которая оживляет и исцеляет». И молитва верующих была услышана…

Холера отступила, а горожане еще больше уверовали в благодатную помощь Озерянского образа Богоматери.

В сентябре 2010 года восозданная Озерянская икона была обнесена крестным ходом вокруг Харькова как защитница города.

Судьба иконы в советское время

О судьбе чудотворной Озерянской иконы в советские времена почти ничего не известно. До 1926 встречаются эпизодические данные.

В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два старых списка: один в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском приходском храме на Холодной горе.


Озерянская икона

Озерянская икона Божией Матери

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна, в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен. В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова, в храме, построенном в её честь.


Чудотворная икона Божией Матери "Озерянская"

Озерянская икона Божией Матери, покровительница Харькова, охотников и рыбаков, молитва перед этой иконо помагает при тяжелых травмах и переломах, празднование иконе отмечается 12 ноября. По «чудотворности» она уступает только главной иконе Российской империи – иконе Казанской Божьей Матери. Она была найдена в конце XVI ст. возле села Озерянка. Легенда гласит о том. что крестьянин вышел на луг косить траву и услышал человеческий стон.Наклонившись, в траве он нашел разрубленую на две половины икону. Косарь взял обе половины, отнес домой и поставил рядом с другими иконами. На следующее утро он не обнаружил иконы дома, а нашел он ее на месте явления иконы, но разрезанные части иконы плотно соединились, так что почти не осталось следа!

На месте чудесного явления лика Богородицы из-под земли заструился чистый родник.

На поклонение этой иконе стекалось множество жителей из Харькова и и окрестных селений. Икона хранилась в Куряжском монастыре и поставлена в храме Преображения Господня, а летом для богомольцев ее переносили в церковь святого Онуфрия, устроенную на роднике под горой.

Известен случай из биографии Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп вылечить его не удалось. Тогда мать с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. После чего Григорий стал прозревать!

Известно немало сведений о том, как благодаря Озерянской иконе, излечивались физические недуги и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний.В 1871г. была остановлена эпидемия холеры, чудотворную икону перевезли в Харьков и носили по домам улицам и лавкам, везде служили молелебны, а к иконе прикладывались даже иноверцы!

В 1892г. в Харькове была издана книга «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской», где описывалось множество чудесных исцелений.

В 30-е годы прошлого столетия икона была утеряна, нет точных сведений, что случилось с ней, остались только 2 списка с нее один в Свято-Благовещенском Соборе, а другой в Свято - Озерянском на Холодной Горе ( говорят, что в церкви возле этой иконы пахнет розами).

Свято-Благовещенский Собор

Свято - Озерянский Собор

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы,

именуемой "Озерянской".


Источники: http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=385:ikona-bozhiei-materi-bogorodica-bogomateri-ozeryanskaya&catid=33:ikona-bogomateri&Itemid=3, http://www.pravoslavie.ru/put/57343.htm, http://ozeryana.kh.ua/icon/, http://www.vidania.ru/icony/icon_ozeryanskaya.html, http://www.crown6.org/publ/73-1-0-989
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
озерянская икона божией матери