int(1590) покров святой богородицы икона | Богородица | Tsurganov.info




покров святой богородицы икона


Значение чудотворной иконы покров Пресвятой Богородицы

На Руси праздник Покрова Божьей Матери широко отмечался в крестьянской среде, используя обряды древнеславянских осенних празднований в ознаменование завершения полевых работ. В основу этого праздника положено древнее предание о явлении Богородицы в Влахернском храме в Константинополе в период 910 года. В наши дни уделяют большое значение иконе Покров Пресвятой Богородицы молодые девушки, которые стремятся выйти удачно замуж, просят Пречистую Богоматерь о женском счастье, о том, чтобы Она послала им хорошего заботливого мужа. Женщины, которые уже состоят в законном браке, просят Богоматерь о семейном благополучии, о даровании здоровых детей. Данная святыня со времен древности считалась женской иконой.

Сегодня православную икону покрова Пресвятой Богородицы можно купить при православном храме или заказать в интернет магазине. Из доступных и очень красивых вариантов народного мастерства очень популярны сегодня иконы Покрова Божьей Матери – вышивка бисером и удивительно изысканные христианские иконы из янтаря. Кроме того, сама икона Покрова является праздничной святыней, поэтому может быть подарена в канун празднования Покрова Богородицы – 14 октября уважаемому человеку или родным.

Русские храмы в честь иконы Покрова Божьей Матери

В XII веке храмы в честь чудотворной иконы Покрова Божьей Матери стали появляться на Руси. Так в Нерли был построен архитектурный памятник православного зодчества, который до сегодняшних дней является особым достоянием русского народа. Основателем храма стал Андрей Боголюбский, который и утвердил празднование в Русской Церкви Покрова Богородицы в 1164 году. Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы очень сильно вплывало на властьимущих того времени. В Москве царь Иван Грозный построил собор Покрова у храма Святой Троицы, который известен как храм Василия Блаженного. В Новгороде существовал монастырь Покрова Богородицы, который называли Зверинский монастырь.

Церковная икона Покрова Божьей Матери – вышивка бисером

Стало замечательной традицией преподносить в дар христианские иконы, выполненные руками современных мастеров иконописи. Одним из таких являются православные иконы Покрова Божьей Матери – вышивка бисером, отличающиеся от классических вариантов иконописи уникальным оформлением, яркими красочными решениями и прекрасным религиозным сюжетом, умело и профессионально воплощенным мастерами. Это очень кропотливая работа, так как икона имеет много персонажей в своем изображении, что требует высокого художественного мастерства. Дополненная драгоценными материалами, бисерная икона имеет самый уникальный праздничный вид и может стать самым достойным подарком.


Празднование:

История

В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений.

Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса.

Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног.

Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.

Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания:

— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

— Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается.

Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия».

В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся».

В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом.

Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери.

Вот некоторые из чтимых икон Покрова в России:

В Москве: в Покровском соборе Василия Блаженного; в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова в Красном селе.

В Харькове, в Христорождественской церкви, за рекой Лопанью, прославившаяся помощью жителям во время холеры.

В Минской губернии: в городе Новогрудке, в Николаевском соборе, и в селе Жукове.

В Ярославской губернии, в трех верстах от Углича, на другом берегу Волги, в Покровском Паисиевом монастыре.

В Вологодской губернии, в Дионисиево-Глушицком монастыре, написанная самим основателем обители преп. Дионисием Глушицким, жившим в начале XV века.

В Покровском Добром монастыре, близ г. Лихвина Калужской епархии также есть чтимый образ Покрова Богоматери. Ежегодно в конце августа икону торжественно приносят в г. Лихвин, где она остается около месяца и посещает дома жителей, а к празднику своему возвращается обратно в монастырь.

Самая же известная из икон этого имени есть икона Псково-Покровская, празднование которой совершается 1 октября.

Молитвы

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы


Икона "Покров Пресвятой Богородицы": значение и описание

В период земной жизни Богородица много страдала. Самым тяжким испытанием была казнь Иисуса Христа. После смерти все ее страдания были возмещены славой и небесной радостью. Как мать она понимает все человеческие страдания и помогает каждому, кто к ней обращается. Она не осуждает человеческий род, а жалеет его и просит у Бога прощения для каждого человека. Все это отображает икона «Покров Пресвятой Богородицы». В честь этого есть один из великих праздников с одноименным названием. Его празднуют 1(14 по старому стилю) октября.

Чудесное событие, предшествующее празднику

В 10 веке в Константинополе, столице греческой империи, во время нападения большого войска сарацин жители города собрались во Влахернском храме. На то время здесь хранилась риза и головной убор Богоматери. Все вместе они молились Богу, прося его о помощи и спасении от врагов. Во время молитвы Святой Андрей поднял свой взгляд и увидел Богородицу, идущую по воздуху над сводами храма в окружении ангелов и святых. Вместе с жителями Она долго молилась со слезами на глазах, взывая о спасении города. Затем Она подошла к престолу, сняла покрывало с головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился, защищая их от врагов. Именно это событие и отражает икона «Покров Пресвятой Богородицы». На рассвете вражеское войско было разбито, а город спасен.

В чем помогает икона

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» защищает от бед и неприятностей. Перед ней просят о том, чтобы все плохое миновало дом. Богородицу просят о защите от всевозможных болезней, а также об их излечении, если они уже присутствуют. Помимо этого, перед этим образом просят о защите от врагов видимых и невидимых.

Рекомендуется, чтобы в каждом доме имелась икона «Покров Пресвятой Богородицы». Молитва перед ее образом защитит не только ваш дом, но и всех близких от зла и бед. В первых ее строках идет восхваление Богородицы и Ее Сына, затем подтверждение того, что вы верите в ее силу и поклоняетесь чудотворному образу. А лишь потом излагаются просьбы, после которых опять идет восхваление.

Описание иконы

Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» (фото ниже) объединила два мира – небесный и земной. На ней можно увидеть алтарь и нефы Влахернского храма. Здесь же видно завесу, закрывающую образ Богоматери. Она пишется в большинстве случаев в темно-красных тонах. В самом центре на амвоне изображен Роман Сладкопевец. В руках у него находится свиток. В ветхом рубище стоит Андрей, показывая ученику Епифанию дивное явление. Возле Романа стоит Вселенский патриарх, византийский император, иноки и народ. Над всеми изображена Церковь Небесная с пророками, святителями, мучениками, среди которых Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. В самом центре иконы – Пресвятая Богородица. Она держит в руках благодатный покров, который может укрыть весь православный мир.

Чтимые списки иконы

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет достаточное количество чтимых списков, многие из которых можно увидеть в храмах России. Так, списки с этой иконы находятся в Москве в церкви Воскресения. В столице чтимый список находится в Покровском соборе Василия Блаженного, а также список есть в Красном селе в церкви Покрова. Чтимая копия иконы хранится в Христорождественской церкви в Харькове. Подобные чтимые копии есть в городе Новгороде, где возвышается Николаевский собор.


Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника

История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена[1]. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник

Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.

Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.

Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.

Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.

Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение

Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.

В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

01/14 октября

14 октября Русская Православная Церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых.

Православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих. Это праздник в память события, произошедшего 1 октября 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Память об этом событии бережно хранится православным народом на протяжении всех десяти веков. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей великой измученной России.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь (православная греческая столица) был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и св.Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил св.Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

Св.Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?". - "Вижу, святой отче, и ужасаюсь". Пречистая Дева стояла "на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших", - говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое перед народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, Она сохранила благодать, бывшую там. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был введен заботами св.князя Андрея Боголюбского, внука Владимира Мономаха, в XII веке. На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским (внук Владимира Мономаха) в 1165 году. Этот храм - всемирно известный шедевр древнерусского зодчества - храм Покрова на Нерли. Известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

День иконы Богородицы Псково-Покровская

01/14 октября

Псково-Покровская икона Богородицы находилась в Псковоградской Покровской церкви, и точная копия с нее – в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя святых Апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе в Пскове установлено в память избавления города в 1581 году от его осады Польским королем Стефаном Баторием.

В 1581 году с 26 августа Стефан Баторий осадил со своими войсками Псков. 27 августа, за несколько дней до штурма, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел над Псково-Печерской обителью необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес. Свет шел от обители к Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел старец Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?». При этих словах св. епископ предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! В моем монастыре сего лета не было литургии». На это Богоматерь произнесла: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай, пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья, припали к ногам Ее и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Чудесное видение, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написаны: Богородица, святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, и сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе помещено описание чудесного явления Богоматери, и составлена особая на память этого события служба. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр происходящего, самое важное место обороны (в память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь – «пролом» в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город). Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов.

Эта икона прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровская по церкви, в которой находилась. Празднование Псково-Покровской иконе совершается 1 октября.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581г. он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили храмовую икону - почитавшийся чудотворным Псково-Покровский образ Богородицы.

В Московском Успенском соборе празднование этой иконе совершалась в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними с 1736 по 1740 гг.

После закрытия храма Покрова Богородицы от Пролома икона была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944г. икона была вывезена немцами из церкви Богоявления с Запсковья. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы.

В 1970г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии.

Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000г. власти этой страны передали ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000г. русская икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йорком фон Штудницем.

7 сентября 2001г. в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона - живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская займет свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе.

Похожие Православные праздники:


Источники: http://www.sudba.info/znachenie-chudotvornoj-ikony-pokrov-presvyatoj-bogorodicy/, http://azbyka.ru/days/ikona-pokrov-presvjatoj-bogorodicy, http://fb.ru/article/132022/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi-znachenie-i-opisanie, http://www.pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogorodicy-ikony-prazdnika/, http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik10
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
покров святой богородицы икона