int(868) успение богородицы икона | Богородица | Tsurganov.info




успение богородицы икона


Икона «Успение Богородицы»

Перед нами праздничная икона "Успение Богородицы" школы Дионисия (15-16 век), относящаяся  к типу облачной: на облаках апостолы слетаются на Успение. В центре изображения – почившая Богородица. Плащаница с Ее телом расположена на престоле, подобно престолу алтаря храма, на котором находится погребальная плащаница Господа и Евангелие.


Фигуры, изображенные на иконе. разные.  У небожителей вокруг головы - золотые нимбы, по которым их  можно отличить от остальных. К числу небожителей причислена и Богородица. Кроме Нее, нимбы  у Господа и ангелов, расположенных как по сторонам одра (слева и справа – по три ангела), так и на облаках. На них,  по усердной молитве Марии, они приносят в дом Приснодевы апостолов для участия в ее Успении .

Ангелы присутствовали как во время Успения. воспев его ангельским хором,  так и по дороге к месту Ее погребения в Гефсиманском саду. Здесь перед своими крестными страстями до кровавого пота молился Иисус Христос. В этом саду погребены отец, мать и обручник Марии Иосиф, здесь, по завещанию Богородицы, она желала быть похороненной.

Апостолы расположены так же, как и ангелы по краям одра: пять человек слева, и 7 человек справа.  Хотя в момент Успения Богородицы апостола Фомы не было, но здесь изображены все 12 апостолов.

Фома опоздал к Успению на три дня и, благодаря этому, апостолы узнали, что  Богородица вознеслась на Небеса.

Слева на переднем плане – апостол Петр с кадилом в руке. Он возглавлял погребальную процессию и  кадил во время этого шествия.

Справа – фигура апостола Павла, склоненная к ногам Богородицы. Во время шествия он, как самый богословски-образованный, пел молитвы и псалмы.  Петр и Павел отделены от всех фигур апостолов стеной ангелов, что подчеркивает их особую роль в распространении христианства.

Слева, за ангелами, у главы Богородицы видна фигура любимого ученика Господа - Иоанна.  Во время шествия процессии он нёс, по завещанию Богородицы, райскую ветвь, врученную архангелом Гавриилом Богородице в знак  залога исполнения его слов.

За спинами ангелов и апостолов слева и справа стоят плачущие женщины, пришедшие попрощаться с Девой Марией. На заднем плане изображены их дома. Перед женщинами рядом с  Иисусом Христом стоят священники – Иаков, брат Господа, епископ Иерусалимский, и три ученика-священника апостола Павла: Тимофей, Дионисий и Иерофей.

Центральной фигурой иконы является Иисус Христос. Он изображен чуть слева, в Божественной Славе – Мандорле. В Мандорле присутствуют  образы Небесных Сил: серафимы,херувимы, престолы,господства, силы, власти,начала, архангелы и ангелы с которыми он вошел в дом.

Его одежды золотятся и горят,  как и подобает царским одеждам.  Господь держит в руках маленькую фигурку – Душу Богородицы. Она запелёната как младенец в знак того, что Ее ожидает в Царстве Небесном новая жизнь.

На переднем плане, в значительно уменьшенном по сравнению с другими фигурами виде, изображен иудей Афония, который хотел перевернуть одр Богородицы. Ангел отсекает ему кисти рук. После покаяния и молитвы он обращается в христианство и руки снова становятся целыми.

Наконец, на самом верху изображена в белоснежных одеждах в Мандорле Божественной Славы восседающая в кресле Богородица. Ее руки  воздеты в молитвенном жесте, означающем, что она и после Успения не оставила людей, а горячо молится за них  и подает помощь всем, обращающихся к ней с молитвой и верой.

Мандорлу с Богородицей держат ангелы. Над ней изображены двери в Царство Небесное. Они открылись специально для Девы Марии, чтобы Она взошла туда и села рядом со Своим Сыном – Господом Иисусом Христом.

Цветовая симфония иконы выполнена в царственных тонах Вечности – золотом, синем и красном. И хотя сюжет иконы погребальный, но на самом деле цвет создает образ радости, торжества и победы над смертью.

В золотых и синих цветах Вечности изображен верх иконы – Царство Небесное. В небесно-синем цвете исполнена  Мандорла Божественной Славы Иисуса Христа; облака, на которых спускаются апостолы;   Мандорла Богородицы и  ее царственное ложе тоже окаймляется золотой  рамкой.

На иконе много красного цвета, цвета царственности. Особенно много красного в  образе Богородицы и ангелов на облаках в момент перенесения апостолов. Плащаница Богородицы горит красным, показывая, что Ее ложе царственное, Она – Царица Небесная, с царственным нимбом святости вокруг головы.

Ярко золотистому, голубому и красному цветам Неба противостоят темные погребальные цвета хитонов апостолов и ангелов, женщин и священников. Земля также выполнена в мрачных фиолетовых тонах. Цветовыми решениями верха и низа иконописец как бы говорит: «Земля плачет, а Небо радуется» и Богородица с Высоты Своего Небожительства восклицает:

«Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни».


Икона "Успение Пресвятой Богородицы": как возник образ и праздник

После того как Иисус попал в Царствие Небесное, заботиться о Богородице стал Иоанн Богослов. А когда он отправлялся в дальний путь и не было его рядом, Матерь Божья жила в доме его родителей.

К ней постоянно приходили верующие люди, чтобы увидеть Богородицу воочию и побеседовать о событиях, которые происходят в ее жизни, о сыне ее Христе и о его рождении. Она же, в свою очередь, постоянно проповедовала христианство и много молилась.

Как гласит предание

Икона "Успение Пресвятой Богородицы" – что же на ней изображено? Обо всем этом ниже.

Итак, когда начались массовые гонения христиан, Мария с Богословом поехала в Ефес, там Иоанн собирался проповедовать людям христианскую веру. Именно тогда Богородица посетила Лазаря Четверодневного, который жил на Кипре. А когда поднялась Мария на Святой Афон, она сказала такие слова: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Совсем незадолго до своего Успения Богородица побывала в Иерусалиме. Вскоре о ней как о Матери Божьей узнали во всем мире. И здесь верующие ехали к ней на проповеди, а враги горячо желали убить. Но Господь благополучно хранил ее от всех нападок и опасностей.

У Гроба Господня

Вернулась домой Дева Мария веселая. Она радовалась, что встретится со своим сыном. Единственное, о чем она попросила Господа, - это чтобы он собрал к ее кончине всех апостолов, которые тем временем проповедовали христианство в разных концах мира. Очень часто приходила она ко Гробу Господню. Там она подолгу молилась и размышляла о чем-то. И в один из таких дней во время молитвы спустился к ней с небес Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что скоро жизнь ее земная закончится и начнется жизнь на небесах.

Собственно именно отсюда и начинается история того, что представляет собой икона "Успение Пресвятой Богородицы".

Что изображено на иконе?

Вот подошел тот день. Близился час Успения. Богородица лежала и молилась на одре, которое было украшено красивыми тканями, а вокруг него горело множество свечей. Рядом с ней собрались апостолы. Все ждали, когда же случится Успение Пресвятой Богородицы.

Икона эта запечатлела именно этот тревожный час. Вдруг свечи погасли, и комнату озарило ослепляющим светом. Это сам Христос сошел с небес в сопровождении Ангелов и Архангелов и множества других душ. Вот какое имеет икона "Успение Пресвятой Богородицы" значение.

Обрадовалась Мария, увидев сына своего живого и невредимого, а затем поднялась с одра и поклонилась ему до самой земли. Согласно древнему преданию, без всякого страдания и боли предала Святая Мария свою душу в руки Иисуса и Господа. Вслед за Божественным светом раздалось в комнате пение, небесные врата открылись и приняли душу Богоматери.

О вариантах исполнения образа и самом погребении

Каждая икона "Успение Пресвятой Богородицы" выполнена в своем стиле. Но события она отражает одни и те же. Где-то изображается просто картина предсмертного часа Марии в окружении апостолов. А где-то над лежащей на одре Богородицей можно увидеть Божественный свет и Иисуса с Ангелами и Архангелами.

После того как душа Богородицы вознеслась на небо, над ее телом появился светящийся круг наподобие большого венца. До самого погребения сопровождал этот круг тело Марии.

В последний путь провожали ее десятки верующих, что очень не понравилось иудейским священникам и некоторым начальникам. В один момент подбежал ко гробу Богородицы один такой священник, по имени Афония, и попытался опрокинуть тело Девы Марии на землю. За это невидимый ангел, который шел за гробом, отрубил ему руки. Упал священник на колени, раскаялся в своих злых умыслах и стал просить о помиловании, и апостол Петр исцелил Афония. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" в некоторых вариантах исполнения может иметь изображение этой сцены.

Далее, согласно преданию, иудейские воины бросились с оружием на толпу людей, которые несли гроб с телом Богоматери, но таинственный круг преградил им дорогу. Погребли Деву Марию в пещере, вход которой закрыли большим камнем-валуном. Каково было удивление верующих, когда после трех дней неустанных молитв они вернулись в пещеру и открыли гроб, а тела Богоматери там уже не было! Лишь на дне виднелась ее погребальная пелена.

Это чудо говорило о том, что Дева Мария вознеслась на небо со своим телом.

Немного о самом празднике

Об Успении Пресвятой Богородицы и вознесении ее на небеса свидетельствует множество церквей и монастырей, которые построили в честь этого события. И в этот величественный и торжественный день все верующие люди могут ощутить, что Матерь Божья с нами, и через молитву к ней каждый получит ее материнское предстательство и заступничество. Успение Пресвятой Богородицы – старейший праздник, который появился много веков назад. К нему церковь готовится посредством особого Успенского поста, который установили в древние времена.


Икона Успения Пресвятой Богородицы

История праздника

Сведения о последних годах земной жизни Пресвятой Богородицы можно почерпнуть из ряда апокрифов и некоторых благочестивых преданий.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из таких источников, как «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (середина V века ), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского». Один из таких апокрифов помещен в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула. История появления праздника Успения описана также у преподобного Иоанна Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери», где приводятся слова иерусалимского епископа Ювеналия. Все перечисленные апокрифы являются достаточно поздними сочинениями (V-VI век) и отличаются друг от друга содержанием.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры.

К моменту Своего успения Богородица жила в Иерусалиме, посещая для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сказавший, что через три дня Она отойдет ко Христу Богу. Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к этому часу, архангел возвестил Ей: «…Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести Ее перед гробом Богородицы при погребении.

Перед кончиной Богоматерь захотела собрать у Своего ложа апостолов, которые к тому времени проповедовали по разным странам христианскую веру. По молитве Пресвятой Богородицы Святой Дух чудесным образом, как сообщает предание, - на облаках, собрал апостолов с разных концов земли, чтобы они могли поклониться Пресвятой Деве перед Ее успением.

Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Димитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был взят иудеями.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. После глубокого раскаяния Афонии его руки сделались вновь целыми божественной силой, а сам он принял христианскую веру.

Согласно апокрифам, апостол Фома был единственным из учеников Христовых, кто не успел на похороны Богородицы (он пришел в Иерусалим на третий день после погребения). Тогда апостолы привели его к гробнице, чтобы он также мог поклониться телу Богоматери. Как повествует святитель Димитрий Ростовский, «когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы.»

Вечером того же дня, когда апостолы собрались все вместе за трапезой, и апостол Петр, возвышая по обычаю укрух в память Христа, произнес: «Велико имя Святой Троицы», ученики Христовы увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами. Богоматерь благословила апостолов со словами «Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». Свое матернее благословение Пресвятая Дева распространила через апостолов и на всех верующих христиан до самых последних времен.

Установление праздника

До IV века Успение Пресвятой Богородицы не праздновалось среди христиан как общецерковный праздник. Окончательное утверждение церковного празднования Успения во всех частях христианского мира произошло только около VIII века. День празднования Успения 15/28 августа, согласно «Истории Церкви» Никифора Каллиста Ксанфопула, был учрежден императором Маврикием, издавшим специальный эдикт (вторая половина VI в.) [1].

Событие Успения Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Козьма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин в VIII веке, а стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием. Издавна празднику предшествует пост, который был утвержден в XII в. на Константинопольском соборе при патриархе Луке. Празднование Успения Пресвятой Богородицы всегда с особой торжественностью проходило в Гефсимании на месте Ее погребения, где был возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм.

В монастырях и некоторых храмах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы. В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается ее каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и продолжается 9 дней - с 15/28 августа до 23 августа / 5 сентября. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1/14 августа по 14/27 августа, являющийся наиболее строгим после Великого поста.

Духовный смысл праздника

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое » (ирмос 9 песни канона).

Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы называют также «Второй Пасхой».

Данное название является свидетельством того, что Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, является спасительным для всего человеческого рода как попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Подобно вознесшемуся Спасителю, Пресвятая Богородица в Своем явлении апостолам пообещала быть с человеческим родом «во вся дни до скончания века».

Иконография

Сложение иконографии Успения Пресвятой Богородицы относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – оклад Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

Одни из самых ранних дошедших до наших дней стенописных изображений Успения Пресвятой Богородицы принадлежат X-XI вв. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике кроме апостолов у одра Богоматери изображены святители, которые, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский.

Фреска из пещерной церкви в Гёреме (Каппадокия, Турция), датируемая XI веком, свидетельствует об уже достаточно сложившейся композиции. В центре на пурпурном, украшенном золотой резьбой одре с белым орнаментированным покровом, изображена почившая Богоматерь. За одром - Христос, принявший душу Своей Матери в виде спеленатого младенца. Господь протягивает Ее одному из двух ангелов, который должен вознести Ее в небесные обители [2]. По обе стороны от одра - апостолы, фигуры которых сохранились фрагментарно. Слева перед одром - апостол Петр, совершающий каждение, справа припадает к ногам Девы Марии апостол Павел, за ложем приник к самому изголовью Иоанн Богослов.

На протяжении X - XI веков композиционная схема Успения практически не меняется. К ней добавляются лишь некоторые детали такие, как, например, архитектурные кулисы на втором плане, указывающие на историческое место, где произошло событие Успения - горница на Сионской горе в Иерусалиме. В оконных нишах зданий часто изображаются девы и жены иерусалимские, к которым, согласно «Слову Иоанна, архиепископа Солунского», апостол Петр обращался с проповедью.

Иногда душа Богородицы изображается не на руках у Христа, а в покрытых дланях ангела, несущего Ее в рай. Если достаточно свободного пространства для изображения (как, например, в росписи церкви Святой Троицы монастыря Сопочаны), то художник помещает над ложем Богоматери целый сонм небесных сил, парящих вокруг фигуры Спасителя.

В конце XIII - первой половине XIV века получает широкое распространение извод «облачное Успение». В этом иконографическом варианте чудесно восхищенные из разных стран апостолы изображаются не только у одра, но и в верхней части композиции летящими на облаках к Иерусалиму. На Руси такое изображение впервые встречается на иконе начала XIII века из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря близ Новгорода [3].

На храмовой иконе из псковской церкви Успения «на Пароменье» (первая четверть XIV века) перед одром Богоматери вместо традиционной свечи изображен сосуд сложной формы [4]. Кувшин-стамна, вставленный в чашу напоминает здесь о древнем прообразе Богородицы - золотой стамне с манной, хранившейся в ковчеге завета. На этой псковской иконе фигура Христа вписана в темно-синюю мандорлу, которая появляется в иконографии Успения не ранее конца XII века.

На рубеже XII - XIII веков иконография Успения дополняется сюжетом с отсечением рук Афонии, изображающимся на первом плане композиции перед одром Богоматери. При этом фигуры Афонии и ангела, отрубающего ему руки, намеренно уменьшаются как второстепенные элементы композиции. Впервые этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а на Руси эпизод с «Чудом отсечения рук Афонии» появляется во росписях собора Снетогорского монастыря (1313 год), церкви Успения на Волотовом поле (1360-е годы), церкви Федора Стратилата на Ручью (около 1380 года) и присутствует на многих иконах XV - XVI веков.

К второстепенным сюжетам композиции Успения можно причислить и изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме, как это можно видеть на иконе Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Согласно одному из сказаний об Успении, апостол Фома, не успевший на похороны Богоматери, явился свидетелем Ее вознесения на небо и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее телесном вознесении.

В XVII столетии появляются крупномасштабные иконы Успения с клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада.

Подобное повествование об Успении написано на клеймах иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева. В последнем клейме данного образа ложу Богоматери предстоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди которых представлены пророки Давид и Даниил, а за ложем Марии написана фигура благоразумного разбойника с крестом, свидетельствующая о том, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а в раю. В связи с этим особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай (А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю»).

В разговоре об иконографии Успения Пресвятой Богородицы важно отметить и то, что многие изобразительные элементы, составляющие данную композицию, имеют скрытый литургический смысл. Так, ложе с телом Богоматери несомненно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являет собой образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывает на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Изображения четырех святителей, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизируют причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, являются образами диаконов.

Чудотворные и чтимые иконы

Среди многочисленных чудотворных и местночтимых образов Успения Пресвятой Богородицы можно выделить ряд наиболее известных икон.

Одна из древнейших чудотворных икон Успения Божией Матери написана в 1147 году и находится ныне в собрании Государственной Третьяковской Галереи. Она известна чудесным спасение города Пскова в 1581 году во время нашествия польского короля Стефана Батория, а также в 1812 году во время нашествия Наполеона на Россию.

Икона Успения Божией Матери (Киево-Печерская) - одна из древнейших явленных икон Русской Православной Церкви. По преданию, Сама Божия Матерь вручила эту икону четырем византийским зодчим, которые в 1075 году принесли образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Икона была прославлена многими чудесами. Ее иконографической особенностью является Евангелие, стоящее перед одром Божией Матери.

Икона Успения Божией Матери (Овиновская) прославилась в 1425 году в Костромской губернии.

Икона Успения Божией Матери (Псково-Печерская) вместе с образом «Умиление» в 1581 году явила чудо во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Летопись зафиксировала первое исцеление от образа в 1473 году.

Икона Успения Божией Матери (Пюхтицкая) явилась в XVI веке на эстонской земле. Она была найдена простыми пастушками у корней дуба после явления Пресвятой Богородицы у святого источника.

Икона Успения Божией Матери (Семигородная) была написана преподобным Дионисием Глушицким, основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой в Семиградскую волость.

Икона Успения Божией Матери ( Далматская) названа по имени инока Далмата – основателя Успенского Далматовского монастыря в Пермской губернии.

Примечания

1. Праздник в честь Успения Богородицы изначально имел название «Память Блаженной». Именно под этим наименованием его начали праздновать в Сирии в V веке. В VI веке название праздника было заменено на «Праздник успения Божией Матери».

2. До XIII века в византийском искусстве возносимая ангелами душа Богородицы изображалась как младенец в белых пеленах. Первым византийским памятником, где возносимая душа Богоматери изображена не как младенец, а как взрослая Дева, стали «Златые врата» собора Рождества Богородицы в Суздале (1230 год). Это изображение позволило некоторым исследователям полагать, что в данном случае представлено не только вознесение души Богородицы в небесную славу, случившееся сразу по разлучении с телом, а ее телесное воскресение Христом после погребения.

3. Редкой иконографической деталью новгородской иконы являются красные туфли, стоящие на подножии перед одром Богородицы, что в данном контексте может являться образом оставления земного пути. Известно, что согласно церемониалу принятому в империи ромеев, красную обувь могли носить только особы царской крови, в том числе и Богородица как происходящая из рода царя Давида. Также к интересным особенностям иконы относятся стоящие за ложем два высоких подсвечника со свечами.

4. Зажженная свеча пишется перед одром Богоматери по собственному указанию Богородицы, пожелавшей чтобы в горнице горела свеча (согласно изложению Иоанна Солунского).

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице; / преставилася еси к животу, / Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.


Menu

28 августа — последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне.

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Изображения Успений Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае в общем воспроизводят схожую иконографию.

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века. Здесь иконография праздника усложняется: появляются изображения святителей, по преданию присутствовавших при этом событии (это могут быть святители Иаков брат Божий, Иерофей Афинский, Тимофей Эдесский и Дионисий Ареопагит). Кроме того, появляются изображения Небесных сил, сопровождающих Христа. На фреске Мирожского монастыря архангелы Михаил и Гавриил представлены в лоратных одеждах, как царедворцы Небесного Владыки. В архитектурных сооружениях по краям композиции помещены изображения плачущих иерусалимских жен.

Изображение Погребения Богоматери на т.н. «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (XII-XIII вв.), равно как и некоторые другие более ранние памятники византийского мира, свидетельствуют о наличии целого изобразительного цикла, связанного с преданиями об Успении Богоматери. В дальнейшем различные разновременные части этого цикла, как мы увидим, будут совмещаться в пределах одного изображения… Кроме того, здесь появляется изображение нечестивого Авфонии, попытавшегося перевернуть одр Богоматери и наказанного за это ангелом.

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало XIII века) является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии «облачного» Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.

Авфония с отсеченными руками т.о. перемещается в центр композиции, хотя наказующий ангел с мечом остается слева вверху.

Ангелы появляются не только в окружении Христа, но и среди апостолов на земле. Апостолы приносятся на облаках, и у каждого в облаке свой «личный» ангел-путеводитель. А пониже этих облаков изображены ветхозаветные пророки, предрекшие появление Марии, вместе с символами их пророчеств.

Выше фигуры Христа – телесное вознесение Богоматери и отдание пояса апостолу Фоме. Некоторые из вышеперечисленных особенностей будут впоследствии восприняты древнерусской иконописью.

Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия.

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина XIV века.

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония) – также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек (?) Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи).

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.

Храмовая икона «Успение Богоматери» первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало XV века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Храмовая икона «Успение Богоматери» Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г.

Икона Дионисия «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника). Белый цвет одежд возносимой ангелами Богоматери особенность, встречающаяся в памятниках круга Дионисия.

«Успение Богоматери». Мастер Феофан Критский. Икона середины XVI века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне.

Икона XVI века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ) – один из поздних образцов «сложной» иконографии праздника. За святителями слева изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также св. царь Давид (в данном случае они изображены как предки Богоматери), подчеркнуто «многослойно» изображение Небесных Сил, окружающих Христа. Уникальные для иконографии Успения особенности в этой иконе – изображение Небесного Иерусалима вверху и образ Ветхого Днями – возможно заимствованы из икон Страшного Суда того же времени.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец XVII века.

Болгарская икона XIX века Успения Богоматери. От некогда многосложной композиции с летящими апостолами осталось лишь явление Богоматери апостолу Фоме.

Современная греческая Успения Пресвятой Богородицы.


Успение Пресвятой

"Успение Пресвятой Богородицы" икона Божией Матери

«Успение Пресвятой Богородицы» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос, действительно, чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.

Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.

День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).

"Успение Пресвятой Богородицы" икона Божией Матери.

"Успение Пресвятой Богородицы" икона Божией Матери.


Источники: http://sotvori-sebia-sam.ru/ikona-uspenie/, http://fb.ru/article/128611/ikona-uspenie-presvyatoy-bogoroditsyi-kak-voznik-obraz-i-prazdnik, http://www.portal-slovo.ru/art/48370.php, http://www.nsad.ru/page/ikony-uspenija-presvjatoj-bogorodicy/, http://www.vidania.ru/icony/icon_uspenie_presvyatoi_bogorodizy.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
успение богородицы икона