int(1586) значение иконы пресвятой богородицы | Богородица | Tsurganov.info






значение иконы пресвятой богородицы


Акафист Пресвятой Богородице, перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый Цвет» и значение иконы

Икона Пресвятой Богородице «Неувядаемый Цвет»

На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

О, Преблагословенная Богородице Дево, — радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим — Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая: Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная. Радуйся, любве неисчерпаемый источник; Радуйся, сосуде Богом избранный. Радуйся, Заступнице наша усердная. Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.

О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.

Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога». Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем: Радуйся, Благодатная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная. Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида — отца Его; Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая. Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: «Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!» Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.

Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!» О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице: Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея; Радуйся, яко ублажат Тя вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный; Радуйся, Источниче жизни и безсмертия. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая: Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;

Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая. Радуйся, Заре, таинственнаго дне; Радуйся, душ наших возрождение. Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице; Радуйся, Лилия райская. Радуйся, Дево всепетая; Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу!» Рождается Спаситель мира. Христос приходит — великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.

Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!» А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием: Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая; Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю. Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая; Радуйся, Царице мира. Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.

Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая: Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая. Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души. Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец; Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком. Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех; Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице. Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая; Радуйся, умягчение злых сердец. Радуйся, умиление благих. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

«Чадо! Что сотвори нам?» — Тако вопрошаше Сына Своего — Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отце в наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, — в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света — источник чистый Духа — Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения; Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства. Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице; Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая. Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.

Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице: Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе; Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана. Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко в скорби сердца Твоего — Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки; Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.

«Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой». О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти: Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася; Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный. Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны. Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят. Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.

Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: «О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!» Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице: Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку; Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба. Радуйся, яко вся земля ликует и вси ангели поют на небеси: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!»; Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя. Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго; Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник. Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.

Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая: Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная; Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление. Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род; Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.

О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он — грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая: Радуйся, молние тьму нашу освещающая; Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая. Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая; Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися. Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся; Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая. Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Значение и история иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»


Икона "Покров Пресвятой Богородицы": значение и описание

В период земной жизни Богородица много страдала. Самым тяжким испытанием была казнь Иисуса Христа. После смерти все ее страдания были возмещены славой и небесной радостью. Как мать она понимает все человеческие страдания и помогает каждому, кто к ней обращается. Она не осуждает человеческий род, а жалеет его и просит у Бога прощения для каждого человека. Все это отображает икона «Покров Пресвятой Богородицы». В честь этого есть один из великих праздников с одноименным названием. Его празднуют 1(14 по старому стилю) октября.

Чудесное событие, предшествующее празднику

В 10 веке в Константинополе, столице греческой империи, во время нападения большого войска сарацин жители города собрались во Влахернском храме. На то время здесь хранилась риза и головной убор Богоматери. Все вместе они молились Богу, прося его о помощи и спасении от врагов. Во время молитвы Святой Андрей поднял свой взгляд и увидел Богородицу, идущую по воздуху над сводами храма в окружении ангелов и святых. Вместе с жителями Она долго молилась со слезами на глазах, взывая о спасении города. Затем Она подошла к престолу, сняла покрывало с головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился, защищая их от врагов. Именно это событие и отражает икона «Покров Пресвятой Богородицы». На рассвете вражеское войско было разбито, а город спасен.

В чем помогает икона

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» защищает от бед и неприятностей. Перед ней просят о том, чтобы все плохое миновало дом. Богородицу просят о защите от всевозможных болезней, а также об их излечении, если они уже присутствуют. Помимо этого, перед этим образом просят о защите от врагов видимых и невидимых.

Рекомендуется, чтобы в каждом доме имелась икона «Покров Пресвятой Богородицы». Молитва перед ее образом защитит не только ваш дом, но и всех близких от зла и бед. В первых ее строках идет восхваление Богородицы и Ее Сына, затем подтверждение того, что вы верите в ее силу и поклоняетесь чудотворному образу. А лишь потом излагаются просьбы, после которых опять идет восхваление.

Описание иконы

Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» (фото ниже) объединила два мира – небесный и земной. На ней можно увидеть алтарь и нефы Влахернского храма. Здесь же видно завесу, закрывающую образ Богоматери. Она пишется в большинстве случаев в темно-красных тонах. В самом центре на амвоне изображен Роман Сладкопевец. В руках у него находится свиток. В ветхом рубище стоит Андрей, показывая ученику Епифанию дивное явление. Возле Романа стоит Вселенский патриарх, византийский император, иноки и народ. Над всеми изображена Церковь Небесная с пророками, святителями, мучениками, среди которых Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. В самом центре иконы – Пресвятая Богородица. Она держит в руках благодатный покров, который может укрыть весь православный мир.

Чтимые списки иконы

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет достаточное количество чтимых списков, многие из которых можно увидеть в храмах России. Так, списки с этой иконы находятся в Москве в церкви Воскресения. В столице чтимый список находится в Покровском соборе Василия Блаженного, а также список есть в Красном селе в церкви Покрова. Чтимая копия иконы хранится в Христорождественской церкви в Харькове. Подобные чтимые копии есть в городе Новгороде, где возвышается Николаевский собор.


В чем помогает «Умиление»?

Икона считается женской, ею желательно оберегать жизнь молодых женщин и девочек. Она помогает пережить сложный пубертатный период, покровительствует в зачатии и родах, сохранении чистоты, добром нраве и целомудрии девушки. Желание получить исцеление от недуга, просьбы о счастливой судьбе дочерям, женском счастье и удачном замужестве приводят людей к лику «Умиление».

Изначально икона была изображена на холсте, и прикреплена к кипарисовой доске. Роскошную ризу и праздничный венец из драгоценных камней и жемчужин презентовал Николай второй.

Изначально хозяином чудотворной иконы был Преподобный Серафим Саровский. Он молился ей об исцелении болезней людей, которые приходили к нему за помощью. Преподобный Серафим мог видеть сердца и души людей, поэтому помогал им. Маслом лампадки, горевшей у лика Богородицы, он смазывал больных, и они выздоравливали.

Сам Серафим называл икону «Радость всех Радостей» – это наиболее точное отображение самого счастливого и чудесного мига на лице Матери Божьей.

Оригинал иконы находится в келье Преподобного Серафима. С иконы монахини сделали много копий, некоторые из которых переняли на себя чудодейственную силу оригинала. Существует утверждение, что икона помогает всем людям по их вере – чем сильнее вера человека, тем ощутимее помощь Божией Матери.

Умер Преподобный перед этой же иконой. Серафим Саровский завещал «Умиление» сестрам Дивеевского монастыря.

Празднуется день иконы 1 и 10 августа.


Иконы пресвятой богородицы и их значение. Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская»

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой.[1] Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы.[2] С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».

В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону.[3] 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе.

Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской» Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году.[4] До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено: 28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года.


Иконы Пресвятой Богородицы

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

При составлении данного раздела использованы материалы с CD-диска "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", книги ”Обитель пресветлая и дивно украшенная” издания Новодевичьего монастыря, книг об историях Княгининого, Никольского, Феодоровского, Иосифо-Волоцкого, Боголюбского, Данилова, Донского, Авраамиева, Никитского, Можайского Ферапонтова, Покровского Московского, Покровского Хотькова, Колоцкого монастырей, Давидовой пустыни и Гефсиманского скита. Также см. список используемой литературы.


Источники: http://pokrov-endov.cerkov.ru/pravoslavnaya-biblioteka/akafisty/akafist-presvyatoj-bogorodice-pered-eya-ikonoj-imenuemoj-neuvyadaemyj-cvet-i-znachenie-ikony/, http://fb.ru/article/132022/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi-znachenie-i-opisanie, http://www.novotekaru.ru/ikona-umilenie-presvyatoj-bogorodicy-znachenie/, http://soakinge.ucoz.ru/news/ikony_presvjatoj_bogorodicy_i_ikh_znachenie_ikona_presvjatoj_bogorodicy_smolenskaja/2014-07-17-61, http://www.vidania.ru/icony/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
значение иконы пресвятой богородицы