int(14899) Креховская чудотворная икона СВЯТОГО НИКОЛАЯ | Чудотворные и исцеляющие иконы. История иконы православной церкви | Tsurganov.info






Креховская чудотворная икона СВЯТОГО НИКОЛАЯ


Креховская чудотворная икона СВ. НИКОЛАЯ

 



Историческое Происхождение

Разные исторические источники дают несколько данных относительно происхождения Чудотворной иконы св. Николая:

1. О. Михаил Ваврик, ЧСВВ отмечает, что образ "происходил еще со времен самого основателя Иоиля" (умер 1638 г.).

 

 

2. В 1657 г. Креховский монахи были с "челобитной" у русского царя. После монахи были в Москве еще 6 раз (последняя дата - 1700 г.). В 1698 г. Петр I сам побывал в Крехове.

Для царя было важно сохранить "обитель, оставшуюся православной среды совращенной въ униатство окрестности", и он долгое время присылал сюда "цhлыя фуры" с продуктами, "денежнимы пособиями" "и всякимъ добромъ". А в 1721 г. монастырь приступил к унии ... Может, икона на ряду с другими ценностями была подарком Москвы? Или приобрели ее монахи, когда возвращались после "челобитных" (именно тогда имели финансовую возможность)?

"Представители российских иконописных школ на всю Средневековью и на большой отрезок Нового Времени взяли византийский принцип несменяемости," абсолютной обусловленности тематике, фиксированной в порядке строгой регламентации, до мельчайших деталей ". Сербия, Украина, Белоруссия лишились этого принципа еще до того, как Византийская Империя распалась в середине ХV века ". (За профессором Д. Степняком) Чудотворный образ св. Николая выходит за пределы византийских принципов, поэтому он не может быть подарком русского царя (тем более, что Петр был под тем осмотром слишком большим "канонистом"). А если и приобретена икона во времени путешествия, разве что в пределах Украины или Белоруссии (кандидат исторических наук Петр Шкрабьюк отмечает, что, "... возможно, икону уже после Иоиля принесли из Белой Руси ...")

 

3. На территории, где находится Креховская обитель сегодня, в I пол. XVII в. были возведены три деревянные церкви - Преображения (в 1663 г. посвящена Митрополитом Петром Могилой), св. Николая (построена еще при жизни Иоиля по благословению Могилы) и св. Троицы. В 1721 г. начали строить новый каменный храм св. Николая. И как указано в "Воспоминания из Креховского отпуста" (1911 г.), "до сеи церкви постарались монахи в образ св. О. Николая ". Этого же мнения придерживается и искусствовед Владимир Вуйцик.

 

4. Василий Григорович-Барский. "Ревностный православный" с "киевских лесов", неутомимый путешественник, который в течение 24 лет посещал святые места Европы, Ближнего Востока, Египта. В 1723 году он побывал в Креховском (уже два года греко-католическом) монастыре. Упоминает в своих записках о церкви, братии, игумене, однако об иконе св. Николая никаких данных. Думаем, такая вещь не могла пройти мио его внимания, ибо, по словам самого Барского, "желал идти не так в Рим, как к святителю Христову Николаю в городе Бари ..." (хотя, о Креховской Чудотворной иконе Божией Матери, подаренной Красовский еще в 1660 г., также не упомянуто ...)

II. Одежды

В одних источниках указано, что при игумене о. Сильвестре Мальском (1759-1771) одет образ св. Николая в серебряную суконку, а в 1776 году (по В. Вуйцик - в 1785) она была позолочена. О. К. Мрозовский, ЧСВВ в "Краткой исторической разведке в Креховский монастырь" (1917) - его мысли подает в своей работе и искусствовед Владимир Вуйцик - пишет, что это сделано во времена, когда настоятелем был о. Т. Голдаевич (1811-1822 гг.) Эти, казалось бы, противоречия становятся вполне понятными, если посмотреть в "Памятку с Крехова" (1896 г.): "... Хотя лакимство язычников и языческих христиан три раза снимали серебряную одежду, однако набожные почитатели своими Вдовиными лептами всегда по кождий грабежи убирали своего могучего заместителя ... "

III. Отпусти

Креховский монастырь издавна славился своими отпустями. В XVII-XVIII веках здесь бывали паломники не только из ближайших окрестностей, но и из-за Днепра, Дона, из Валахии, Греции, Крита. Хотя в году было несколько отпустей (на Благовещение, Петра и Павла, Преображение, Покрова, а впоследствии и св. Пассивов), все же Святониколаевский происходил торжественный. Чудотворная икона св. Николая (а в 1896 г. к ней присоединилось и миро св. Николая, которое подарил вл. Ю. Пелеш) притягивала к себе тысячи паломников: в 1910 г. их было около 60 000, а в 1912 - около 80 000, в 1927 г. - 70 000 ...

 




IV. Путешествия.

Крехов-Львов-Крехов

В 1775 г. австрийский император Иосиф II начал отменять монастыри в Галичине. В опасности оказался и Креховский монастырь. "Угрозу Йосифитського касата помогли отвести от монастыря его чудотворные иконы, стягивали сюда тысячи благоговейных людей, главным при роковом отпусте на" Теплого "Николая и Спаса". (За о. М. Ваврик, ОСВВ). Если в XVIII веке образ спас обитель, то уже в ХХ веке надо было спасать его ...

 

1939 г. В монастырском здании расположили "Штаб укрепрайон". Поскольку большевики церкви не трогали, то иконы св. Николая и Верхратские Божией Матери остались неповрежденными.

 

15 февраля 1949. Принудительное переселение монахов из Крехова в Унев. Из воспоминаний о. Антония Масюка, ЧСВВ: "Еще того же года, 49-го, приехал в Крехов посланец из Успенской церкви. И снял образ, но не св. Николая, а св. Иосафата. Ошибся. Ибо образ Иосафата заслонял Николая и посланник этого не заметил. Только гость уехал, как ко мне прибежал наш столяр Николай Грень. "Прошу господина, - радостно сообщил он, - святой Николай является! Но и его могут забрать бандиты; может спрячешь? "Вечером принес образ ко мне (авт. о. Антоний после однодневного пребывания в Уневе вернулся в Крехов, где работал в интернате) и прикрутил шурупы к задней стенке шкафа - лицом к середине, и получилось , будто бы голая доска. В пятьдесят четвёртом я переехал в Брюховичи, а со мной и святой Николай ... И все же Брюховичи должен покинуть ... Но перед тем ... ко мне приехал Иван Могиляк с женой. Он когда-то помогал Буцманюк расписывать монастырскую церковь в Жовкве, а теперь был священником, и отношения наши были очень теплые. А так меня донимал КГБ, то я попросил Могилянка спрятать образ св. Николая в надежном месте. Он тут же положил икону в свою машину, потом отреставрировал и передал Успенской церкви (авт. г. Львов), где был настоятелем: там она нашла убежище в захристии ...

 

А когда наступила свобода, протоархимандрит Патрило говорит мне: "Пока вы живой, забирайте икону назад в Крехов". Я взял Всеволода Сокирко, тоже священника, - и мы пошли к женщине покойного Могилянка. Потому что она была свидетелем, когда я передавал образ ее мужу. И матушка помогла нам: поговорила с о. Политыло - и он отдал нам икону легко, без помех. Я еще спросил: частно будем убирать, или торжественно? Он: "О, торжественно!" Я тогда уже был настоятелем в церкви св. Андрея. И предупредил верующих, чтобы с хоругвями пришли к Успенской церкви. Там - богослужение. Я и о. Назарий Лех, василианин, подождали в захристии до конца, после Богослужения стали перед Царскими Вратами. И два священника вынесли и вручили нам икону. Я несколькими словами поблагодарил за укрывательство ее (о. Политыло не было), и мы вышли на улицу. Мы в руках несли образ в церковь Андрея, а за нами с пением шли люди. Через две или три недели выехали из Львова в Жовквы: я, Всеволод Сокирко и другие отцы. Перед въездом в город нам встретилась монахи во главе с о. Феодосии (авт. Янкив) во главе, и мы пересели в нанятый автобус - и отправились прямо в Крехов.

 

Вот что отмечает монастырская хроника: "Большое событие - в монастырь вернулся из Львова чудотворный образ св. Николая. До этого святого состоялся молебен "(23.ХИИ.1990).

 

В 2003 году икона была отреставрирована и помещений над боковым престолом работы Игоря Косика в монастырской церкви (на Пасху состоялось посвящение новой части иконостаса). Металлические одежды с Чудотворной иконы св. Николая хранятся в монастырской часовне на копии иконы.

V. Чудеса

1. Параскевия Попелова, вдова из с. Прут, тяжело заболела и потеряла дар речи (13.02.1778). Ее сын Игнатий пожертвовал себя и мать св. Николаю в Креховский монастыре. Когда они прибыли в церковь, женщина начала говорить. В присутствии о. Иосифа Калинского и о. Иеронима Медийовського под присягой показала полученную милость.

 

2. А. Сильвестр Лащевский (был игуменом в 1775-1780 гг) "через св. О. Николая получи милось в одном причиненном ущербе. "

NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
Креховская чудотворная икона СВЯТОГО НИКОЛАЯ