int(22390) Рудковская чудотворная икона Пресвятой Богородицы | Чудотворные и исцеляющие иконы. История иконы православной церкви | Tsurganov.info






Рудковская чудотворная икона Пресвятой Богородицы


Рудковская чудотворная икона Пресвятой Богородицы

... Шел 1612 г. Татары нападали на украинские земли, жгли города и села, грабили, захватывали в плен. Такая же участь постигла и деревню Железную (железница), которое находится возле Корца в современной Ровенской области. Захватчики разграбили, разорили местную православную церковь, а потом сожгли вместе со всем селом. Вернувшись с поля, крестьяне застали только пепелище. В отчаянии они подошли к церкви. Каково же было их удивление, когда они увидели на пепелище чудом уцелевший образ Матери Божьей. Рудковский помещик Георий (Ежи) Чурилло забрал икону и увез ее в Рудки. В Костельной хронике сохранилась запись, что «татары сожгли деревню и церковь, а уцелевшую икону привез в Рудок их помещик Георгий Порай Чурилло в 1612 году». Как рассказывает легенда, лошади во время перевозки иконы остановились перед костелом в Рудках и не хотели сдвинуться с места даже под ударами кнута. Это было признано волей самой Матери Божьей, икону поместили в главном алтаре Рудковского костела.

Весть об удивительном спасении иконы мигом облетела окрестности. Этот случай признали чудом, знаком опеки над краем страдал от войн. Икона стала для наших земель драгоценной реликвией. Деревянная церковь в Рудках стала местом паломничества не только украинцев, но и поляков, венгров, словаков.

 

 

Еще с древних времен украинский народ с особым уважением и любовью относился к Богородице. Среди иконописцев сюжет с изображением Девы Марии с ее сыном Иисусом был одним из самых распространенных. Существовало несколько установленных церковью ее образов: изображение в полный рост с поднятыми в молитве руками - «Оранта» или «Знамение»; сидя с ребенком на руках - «Одигитрия» («Проводница» в жизни, дороге, особенно в море) сидя на престоле с ребенком - «Влахернитиса» (от названия предместья Царьграда с церковью Богородицы), с ребенком, который обнимает шею матери, - «Елеуса» (с греческого «восхищение, нежность») и другие. Среди них достаточно распространенным был вариант «Богородица-Одигитрия с похвалой» - Богородица с Младенцем и пророками слева и справа и изображениями песенника, Иоакима и Анны внизу. Эти персонажи представляют «похвалу» Богородицы. Особенностью украинских икон такого типа также является то, что в «похвале» изображены как ветхозаветные, так и новозаветные персонажи, символизирует сочетание Ветхого и Нового Заветов. Изображения пророков, их расположение также имело свой порядок, хотя он и не был строго регламентированным. Важное значение имеют символы пророчеств и фрагменты текстов на свитках, которые держат персонажи. Эти символы и тексты выражают идею прославления Богородицы. Таких икон, датируемыех XV-XVI вв., сохранилось очень мало.

Несколько древнейших памятников иконографического типа «Богородица с Младенцем и похвалой» - иконы с Подгородцах, Грушевая, Коростная хранятся во Львовском Национальном музее. Между группами икон первой половины XVI в. ученые выделяют три иконы Богородицы Одигитрии с пророками: из церкви Святой Параскевы в Панишах, костела в Рудках и церкви архангела Михаила в Берегах нижние. Они выводятся от общего образца, древнейшим подражанием которого является икона с Дмитриевской церкви в Подгородцах. Иконы из Панишив и Рудок отличаются, однако их объединяет колорит.

Икона Матери Божьей Рудковская была нарисована темперой на холсте, приклеенном к липовой доске, размером 137/106 см. Такую икону можно отнести к типу Одигитрии - Ливоручици (Проводницы с Младенцем на левой руке). Председатель Девы Марии немного повернута влево, а ее взгляд и головка Ребенка Иисуса обращены прямо. Иисус правой рукой благословляет верующих, в левой держит свернутый белый свиток Священного Писания. Богоматерь десницей поддерживает Ребенка, ее левая рука поднята в покровительственном и одновременно указательном жесте, что указывает на Иисуса, как Дорогу жизни. «Тип исполнения иконы строгий, - рассказывает преподаватель отделения сакрального искусства Детской школы народных искусств Леся Мандрыка. - Богородица не смотрит на Дитя, потому что это не обычное дитя, а сам Бог, а Бога никто и никогда не видел. Дева Мария указывает нам на Иисуса. Фигура Христа, хоть маленькая, но от него идет сила, он полновластный. В левой руке держит свиток святого Писания, ибо Он пришел нас учить. Десницей Христос нас благословляет. Два сложенных пальца означают два естества Христа - Божью и человеческую, три пальца указывают на Пресвятую Троицу. Пальцы сложены так, что образуют круг - символ вечности. Вокруг головы Иисуса изображен крестообразный нимб ».

Образ выполнен в византийском стиле. На Марии - багрово-фиолетовый плащ - признак королевской власти, Богородица имеет титул царицы. Красный цвет указывает на огонь божества, синий - на человеческую природу. Одежда Иисуса Христа белая, это цвет чистоты. Как отмечает г Леся, еще нужно обратить внимание на складки одежды. Их изображают геометрически, чтобы подчеркнуть другую природу, мир. Изображение иконы идет от темного цвета к светлому, как создание человека.

«Икона коронована, эта традиция распространена в Западной Церкви, хотя сама икона относится к Восточной Церкви», - отмечает Леся Мандрыка. Образ окружают фигуры 18 святых, которые провозглашают славу Богородицы с Младенцем. Они изображены в динамике, в движении. Вверху - изображение архангелов Гавриила и Рафаила. Фон иконы - позолоченный, орнаменованый цветами и листьями.

Трудно установить, к какому времени относится возникновение иконы, нет никаких упоминаний в документах, автор ее также неизвестен. Орнаменты могут указывать на конец XV - начало XVI в. Святые из Нового Завета могут быть опосредованными указанием, что первообраз относится к IX или Х в. Однако, исследователи сходятся во мнении, что икона с Рудок относится к наиболее ранним памятникам украинской иконописи.

И деревянный храм, в котором находилась икона, часто горел. В 1675 г. костел и плебанию снова сожгли, к счастью, снова чудом образ не сгорел. В 1655 году началось строительство каменного костела, которое закончилось в 1728 году. Сооружение костела Успения Божией Матери в Рудках объединила в себе черты ренессанса и барокко. Вместе с башней - колокольней Xviи-XVII века составляет историко-архитектурный ансамбль и является памятником общегосударственного значения.

19 августа 1851 Папа Пий IX предоставил для Рудок специальный отпуск (2 июля, 15 августа, 2 сентября). К Рудковской святыне приходили и простые люди, и знатные господа, и короли. Посетил Рудки польский король Ян Казимир, здесь молился Михал Корибут Вишневецкий. Ян III Собеский дважды побывал в Рудках: после победы над турками и татарами у Подгаец и после победы под Веной в 1683 году. Оба раза привозил богатые дары. Был специальный писарь, который вел список жертвователей, среди которых, конечно, была и семья польского писателя Александра Фредра (он, кстати, был дедушкой Митрополита Андрея Шептицкого). В своем произведении «Три по три» граф Александер Фредро писал: «Каждое воскресенье приезжала большая четырехместная карета, запряженная шестью гнедыми лошадьми ... Так ехали мы к обедне в Рудок ».




31 декабря 1917 из Ватикана поступил декрет о коронации иконы, и военные действия препятствовали осуществить торжественность. 2 июля 1921 икону на 300-летие ее присутствия в городе епископ перемышльский Юзеф Себастьян Пельчар, который позже был провозглашен святым Католической Церкви, короновал папской короной. В подтверждение этого факта была вмурована в стену храма каменная таблица, находится там и до сегодняшних дней. На Галичине таких коронованных икон единицы.

В годы после Второй мировой войны советская власть продолжала беспощадную борьбу с религией. В 1946 году костел закрыли, а потом превратили в склад. Здесь хранили продукты, потом - и минудобрения, в захристии была ветеринарная аптека. Оборудование костела использовали в светских целях. Подверглись надругательству также гробы и останки Фредро. Над боковыми навами была серьезно разрушена крыша святыни, поэтому во время дождя вода разрушала стены и пол.

Около 1500 римо-католиков выселили в Польшу. Они вывезли и часть церковного имущества, как читаем в польских источниках. Часть драгоценностей вывоз в Польшу ксендз А.Пастерчик, а в 1946 ксендз Михал Войтас вывез чудотворный образ. На советской границе ксендза Пастерчика, перевозивший воти (дары, предназначенные иконе), обыскали военные, забрали золото, а серебро с насмешкой рассыпали. Ксендз собрал серебро с иконы и поехал в Польшу.

Некоторое время Рудковскую икону хранили в Ланьцуте. Но служба безопасности начала подозревать в месте его пребывания, пришлось в строгой конспирации переправить образ в Духовную семинарию в Перемышле. Здесь уничтоженную икону отреставрировали.

В мае 1967 г. ксендз Игнаций Токарчук предложил создать санктуарий для Бещад в Ясенево круг Устирек. Власти знали о намерении создания санктуариума и старалась помешать. От половины июня все дороги были загорожены милицией и представителями службы безопасности. 17 июня 1968 священник из Ясеня ксендз Ришард Муха тайно, учитывая политическую ситуацию, забрал из Перемышля образ Рудковской Божией Матери. Святыню завернули в покрывало, спрятали под сено на телеге, довезли до Ясеня и хранили в частном жилом доме. 6 июля состоялось торжественное установление иконы в храме, а на следующий день, в воскресенье, прибыл кардинал Кароль Войтыла, будущий Папа Иоанн Павел II. Состоялась торжественная служба, икону провозгласили Королевой Бещад (Бескидов).

13 мая 1989 костел в Рудках вернули римо-католической общине, в тот день была совершена ​​первая Святая Месса. 2 июля того же года, в день санктуарийного отпуста, приход получил своего пастыря кс. Герарда Лирика, уроженца Мостиска. Верные вместе со священником начали восстановление храма: восстановили костел извне, а внутреннюю побелку пришлось высушивать многократно; отремонтировали крышу и отреставрировали колокольню, огородили двор святыни. Возле костела построили часовню Божьей Матери, которая там когда-то существовала. В 1990 г. перепрятаны тела Александра Фредри и других членов его семьи. Их гробы находятся в подземелье, в часовне Пресвятой Троицы, слева от главного алтаря.

Нынешний храм имеет три нефа. Чудотворный образ Рудковской Божией Матери находится в главном алтаре почти 400 лет. С 8 боковых алтарей лишь 4 сохранились в оригинальном состоянии. У алтаря Креста Господня в стене размещен аутентичный камень со Святой Горы Кальварии. С левой стороны главного алтаря находится оригинальный амвон второй половины XVII в. в виде лодки. Башня возле костела когда-то имела большие часы, но они не сохранились. Из трех колоколов сохранился также только один.

В 1994 году украинский художник Иван Сухой воссоздал точную копию Рудковской иконы Матери Божьей - Царицы Бескидов. 11 ноября 1995 копия иконы вернулась к Рудок. Образ ввел в костел и посвятил латинский архиепископ Львова Марьян Яворский. 2 июля 1996 кардинал Марьян Яворский украсил икону папскими коронами. В Рудках вновь возродилась традиция паломничества к чудотворному образу.

К сожалению, дальнейшая судьба оригинала иконы трагична. В 1992 году в Ясени при отпусте неизвестные злоумышленники похитили чудотворный образ с украшениями. Его до сих пор не нашли, и дальнейшая судьба неизвестна. Спасенная от пожара и безбожной власти, в то время, когда никто не боролся с церковью и можно было беспрепятственно чествовать Королеву Бещад (Бескидов), чудотворная икона, похоже, безвозвратно потеряна.

Рудкивщина хранит еще много тайн: небольшая речка Вишня во время наводнений становится бурным потоком и приносит много интересных находок. Местные жители находили кости мамонтов, оленей, лошадей, даже шерстистых носорогов и туров, которые водились здесь в доледниковый и раннеледовиковий период. Ведь именно из-за Рудки, как утверждают ученые, проходила граница ледника. Однако серьезных научных исследований в этой местности не проводилось. Возможно, найдутся энтузиасты, которые хотят романтики и новых открытий. А возможно, найдется и чудотворный образ Рудковской Божьей Матери ...

Александра Чаус

NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
Рудковская чудотворная икона Пресвятой Богородицы