Чудотворные и исцеляющие иконы. История иконы православной церкви


Русские иконы византийского типа - это иконы, которые были распространены на территории Киевской Руси в XI-XV вв., И, вобравшая в себя византийский стиль искусства и следовала византийском канона иконописания. Однако, русская икона византийского типа, пройдя путь внутреннего осмысления и «переваривания» русским мировоззрением основ православной эстетики и философии, уже в XIII в. заявляет о себе как о достаточно специфический, особый тип иконописи. С легкой руки Владимира Великого переняла Русь христианскую веру образца византийского. Византия, мощная и авторитетная страна тех давних времен, привлекла русского князя числе и пышной церковной службой и невероятной энергетикой святых образов. Поэтому неудивительно, что русская православная икона заявила о себе миру именно как икона византийского типа. Заявила и начала тихо-мирно менять, казалось бы суровый и неприкосновенный канон византийского иконописания. Многие иконы стали чудотворными, так как свидетельствуют о чудесах и исцелениях. Так, путешественники пространствами Киевской Руси, давайте по порядку. Русские иконы византийского типа - это иконы, которые были распространены на территории Киевской Руси в XI-XV вв., И, вобравшая в себя византийский стиль искусства и следовала византийском канона иконописания. Однако, русская икона византийского типа, пройдя путь внутреннего осмысления и «переваривания» русским мировоззрением основ православной эстетики и философии, уже в XIII в. заявляет о себе как о достаточно специфический, особый тип иконописи. Формирование качественно новые черты в русских иконах византийского типа объясняется, в первую очередь, достаточно отличным от византийско-христианского, славянско-языческим, способом восприятия мира, что, несмотря на введение христианства на Руси, еще долго влиять на ход мыслей русича. Как пишет летопись в 989-996 годах в Киеве по желанию Владимира строится большой каменный храм Пресвятой Богородицы, называемый еще Десятинной церковью. Иконы и другие предметы для богослужения в этом храме были привезены из Корсуня (уже тогда принадлежал Византии). Так первые византийские иконы попали в Киев. Дальше правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого происходило так-называемое «дачи» икон из Византии, икон с четким каноном иконографии и художественных техник. На протяжении X-XI вв. на Русь также прибывали византийские и греческие иконописцы, что учили русичей ремеслу иконописи, о чем свидетельствуют неоднократные упоминания подобных явлений в «Повести временных лет» и «Киево-Печерском патерике». Однако, уже к XII в. приглашение византийских иконописцев на Русь становились все менее многочисленными. Ведь уже с XI в. в Киеве появляется, собственно иконописи, что сосредоточивается вокруг собора святой Софии и Печерского монастыря при содействии митрополита киевского Илариона. Первыми русскими иконописцами считают Алимпия Печерского, Григория и его учеников. Эти живописцы были достаточно искусными, и уже на рубеже XI-XII вв. они сумели выработать собственные приметы иконописи - трехмерность, прямую перспективу, теплые и гармоничные тона, приближение рис святых ликов с рис местного населения, таким образом, выделив киевскую школу иконописи с византийской. Такие особые приметы ярко развились в русском иконописи XIII в., Когда после завоевания крестоносцами Константинополя и монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь уменьшился надзор византийских визитаторив за иконописания на территории Руси. Параллельно с Киевом в XI-XII вв. возникают и другие центры общественно-культурной жизни, в которых, соответственно, развивалось иконописи со своими характерными особенностями - Чернигов, Переяслав, Владимир-Волынский, Галич, Владимир-Суздальский. Но следующее, XIII в., Было довольно сложным для Киевской Руси - золотоордынский иго и междоусобные войны тяжело отразились на всех сферах ее существования. Соответствующая атмосфера не могла не отразиться в русском искусстве той эпохи, хотя и упадок, однако, отнюдь не прерывалась. Так, по Руси строят хорошо укреплены небольшие храмы, монастыри, становятся очагами иконописи. Сами иконы становятся более монументальными, суровыми, как данность такой же строгой суток. Искать в это трудное время внутреннего равновесия и обновление в вере, Русью распространяется идея защитной силы иконы, просьба заступничества у Девы Марии (с этим связана популярность иконописного типа Богоматерь-Одигитрия (Проводница). Расширяется список образов, входящих в православные иконы, среди них: Украинский мученики за веру Борис и Глеб, князь Владимир, княгиня Ольга, основатели Печерского монастыря Антоний и Феодосий. С XIV в. культурно-художественная жизнь Киева, сильно разрушенного феодальными войнами и монголо-татарским нашествием, сохраняло, можно сказать, только локальное значение. Центры украинских художественной жизни переместились на запад - на Галичину и Волынь, ведь Галицко-Волынская земля дольше, чем другие русские княжества сохраняла свою независимость от татар и была размещена на важных в то время торговых путях. С середины XIV в., Когда украинская территория была разделена между Польшей (Галиция с городами Холм и Белз) и Литвой, особенно важную роль в обществе начинают играть города Галицко-Волынской земли, такие как Львов, Перемышль, Самбор, Луцк. Города владели Магдебургским правом, т.е. определенным самоуправлением, в них повсеместно возникали ремесленные цеха. В городах начал создаваться слой национально активного населения (состоящий, преимущественно из предпринимателей и ремесленников), проявлял сопротивление национально-общественным притеснениям. Поэтому, если раньше ячейками живописи на Руси были монастыри - в XIV-XV вв. ими становятся ремесленные центры западнорусских городов. Так же, если раньше главными заказчиками произведений искусства была феодально-церковная верхушка - в XIV-XV вв. основными заказчиками уже являются городские ремесленные или сельские общины. Поэтому и искусство при таких обстоятельствах меняется - становится доступным и лаконичным, затрагивает чувства масс, торжественная репрезентативность смягчается тонкой лирикой. Следует добавить, что в течение XIV-нач. XV на территории Руси еще достаточно распространенными были идеи покровительства икон, их помощь в борьбе с захватчиками, и если в XII-XIII вв. главным выразителем этой идеи была фигура Богородицы, то позже вместе с ней эту идею олицетворяли в себе еще и святые Николай и Юрий. Юрия рисовали в поединке со злобным змеем, примером иконописного типа того времени является, например, икона из села Станиля Львовской области. Николая Чудотворца же изображали как князя Церкви, пастыря, что бережет свое стадо от волков этого мира, одевая его в соответствующую богатую одежду - владычный саккос золотого или белого цвета с узорами больших крестов. XIV-XV в. считается украинским Передвидродження. На русский иконопись того времени повлияло палеологовский Возрождения в Византии с его тенденциями к забытому эллинизма и жанровой толкование образов, Итальянский Проторенессанс XII-XIII вв., С его тяготением к реалистических течений и польское обращения к элементам германской готики. Украинская иконопись XV в. еще строго придерживался византийского канона иконографии и его все же коснулись прогуманистични идеи - ослабляется строгость и отстраненность фигур, обогащаются жизненным содержанием сюжеты, широко применяются черты человека «из народа», появляется определенная динамика в композиции. На рубеже XIV-XV вв. на Украине формируется трьохьярусний иконостас, способствует увеличению вариаций изображений икон праздничного чина и развития так называемого «жанрового иконописи». В таких иконах изображается много фигур и глубоко выражается действие. По имеющимся произведениями XV в. можно выделить существование в то время двух ярких иконописных школ: перемышльской и львовской, что внутри тоже делятся на два течения. Одна тяготеет к плоскостно-графических приемов и иерархически статичных образов, другая - к малярного выражения образа и сравнительно свободной и динамичной композиции. Следует сказать, что эти два течения сочетают элементы народного творчества, которые характеризуются высокой экспрессией, лаконизмом, упрощенностью, высокохудожественным примитивизмом. Своеобразным направлением выделяют также иконы Волыни, еще более насыщенные чертами народного творчества. Вообще, православные иконы на Руси, как византийское наследие, были положительно восприняты и получили нового, особенного, звучание не только в художественном выражении, но и в эстетически-богословском смысле. Такое переосмысление Русью и выработки собственных черт на основе полученного искусства Византии можно соотнести с явлением «диалога культур», которое описал ученый Ю.М. Лотман в статье «Проблема византийского влияния на рускую культуру в типологических осветлении». Легкому освоению византийского искусства способствовало чувственное восприятие природы русскими язычниками, их восхищение красотой, благодаря чему в византийском искусстве язычников особенно поразила красота и богатство отделки и художественного решения произведений. Конечно, мы не можем забывать, что у язычников-русичей на момент введения христианства уже была развита широкая эстетическое сознание. Все что давало древнерусской человеку духовное наслаждение считалось ней прекрасным. Духовная красота в глазах русича была самодостаточной ценностью и не нуждалась красоты физической, которая получала свою значимость только как знак, указывающий на красоту духовную, поэтому физическая красота стала знаком чистоты, святости, праведности и достигла своего художественного воплощения в ликах святых и ангелов русского иконописания . После монголо-татарского вторжения на Русь в ее эстетике остается ценность красоты, кроме того, красота получает новое звучание - в прославлении красоты родной земли, красоты разрушенных святынь, князей-защитников и воинов-героев. Аскетические идеалы принесены на Русь византийской эстетикой не слишком прижились. Ведь память о старославянские обряды, праздники и традиции с их красочностью, жизнерадостностью, жизнелюбием и зрелищностью, еще жила. И в христианском культовом искусстве русича прежде всего привлекали внешняя красота, возбуждала эмоциональную реакцию (удивление, восторг, радость), а абстрактная, не воплощена в конкретно-чувственные формы искусства, христианская духовность усваивалась хуже. Поэтому, человек Древней Руси чаще, чем византиец обращается за духовной пищей к искусству и наделяет его красоту большим значением, чем это было в Византии. В красоте внешний на Руси видели большую глубину, которую трудно было описать словами, однако, можно было почувствовать, увидеть. Отдельным аспектом русского искусства является его софийность (любовь к мудрости). Софийность искусства заключалась в глубоком понимании и ощущении древними русичами единства искусства, красоты и мудрости. Ведь искусство и мудрость считались неразрывно связанными, искусство не мыслилось не мудрым, поэтому и иконописца считали мудрецом. В искусстве русичи связывали два мудрости - человеческой и божественной. По канону в православных иконах. В древнерусском искусстве канон стал главным носителем традиций, выполнял внутри художественного образа функции знака-модели, недостижимого для ума духовного мира. Канон ограничивал творчество, и не убивал ее. Так, в русском искусстве следует отличать тему иллюстративную и тему художественную. Художник может принять извне эту иллюстративную тему и остаться свободным в своем восприятии ее как темы художественной. Правила канонического ограничения иконографии на Руси были воплощении в «ереминиях» или «типика» - в таких-то себе «лицевых» образцах, что «контролировали» иконописания в XIII-первой пол. XVI в. Однако, как известно, исцеляющие иконы во всем сходны между собой почти никогда не встречаются, поэтому, можно сказать, что значение «типика» немного преувеличено. Так, русский исследователь русских икон Е.И. Грабар считает, что важнее «типика» были неписаные традиции, которые передавались от учителя иконописи до его ученика, от мастера к подмастерью. И вместе с тем, тот же Е.И. Грабар подчеркивает, что ограничение русского автора определенному перечню тем имело положительное значение, ведь оно заставляло художника сосредоточить всю свою фантазию и мастерство на стилистической сущности живописи. Ко всему сказанному следует добавить, что иконопись на Руси также был пропитан высокой нравственностью. Так, рисовать иконы имели право только те люди, обладавшие исключительной духовной чистотой. Поэтому любой живописец не приступал к работе не помолившись об очищении души, просветление сердца и дарения светлого ума. Иконописец, вообще, был для русича не ремесленником, а чудотворцем, человеком, находящимся на грани земного и божественного мира; существовала также вера в то, что кисточку, которым иконописец рисует иконы, помогает исцелять больных. В Византии же подобного опыта не было. Там иконописцы имелись в простых ремесленников, а творцом иконы был тот, кто ее заказывал. Сакральную же силу икона в Византии получала не во время явления мира через намалювання (как считали на Руси), а после ее освящения. Уважение иконы на Руси было особенным. Здесь она стала предметом всеобщего почитания. православными иконами украшали каменные и деревянные церкви, княжеские хоромы и дома населения, иконы ставили на воротах, брали с собой в военные походы. Особенно серьезное и благоговейное отношение к иконам на Руси знаток русской и византийской эстетики, В.В. Бычков, связывает притяжением культовой памяти русичей к идолопочитания, активным народным мифотворчеством, что порождало легенды о чудесных появления икон, написание икон с помощью чудесных сил и чудотворства икон. Таким образом, родившись из чрева византийской иконописи, русские православные иконы, а затем и одна из их наследниц, икона украинского, «выросла» в новую, особую и неповторимую систему художественного сакрального образа. Образа с собственным самолюбием, восприятием мира и чувством прекрасного.

Чудотворная икона Матери Божьей в Кристинопольском Василианском монастыре

Чудотворная икона Матери Божьей в Краснопущенском Василианском монастыре

Чудотворная икона Матери Божьей в Краснобридском Василианском монастыре

Чудотворная икона Божьей Матери в Улашкивском Василианском монастыре

Чудотворная икона - Боронявская Матерь Божия

 
   Страницы: 1 «2» 







2015 - Правосланые иконы
Чудотворные и исцеляющие иконы. История иконы православной церкви