int(998) чудотворные православные иконы | Чудотворные | Tsurganov.info




чудотворные православные иконы


Икона Спасителя. Чудотворные иконы. Православная икона - икона Спасителя

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.


Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.


ICON

Ивановская область, город Шуя

Икона – окно в духовный мир

Неотъемлемой частью духовной жизни была и остается православная икона. Православные иконы сопровождали человека с первого дня его рождения. Образ Пресвятой Богородицы, Спасителя, Святых приносят в дом мир и спокойствие, объединяют семью, помогают мыслить и действовать с чистыми помыслами. Вот почему многие современные православные люди всё чаще задумываются о присутствии в доме такого окна в духовный мир, все больше ощущая необходимость приобщаться к духовности, быть рядом с православной иконой. И это стремление неслучайное, ведь и по сей день православные иконы являют миру чудеса, становясь чудотворными.

Чудо православной иконы

Чудотворная икона – иконописное изображение, которое помогает человеку справиться с болезнью, исцеляет его, а также помогает в различных жизненных тяготах. Говоря о чудотворных иконах, нужно сразу оговориться – любая икона по сущности своей чудотворна, если у нас хватает веры, чтобы это заметить. Наиболее явным чудом является чудо мироточения, когда на иконах, мощах святых появляется миро, порой испускающее благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»). Также чудом является осветление иконы – когда православная, ветхая и потемневшая, как от копоти, вдруг начинает осветляться. Бывает, что православные иконы плачут слезами и кровью.

Чудотворных икон, известных на Руси, великое множество. За некоторыми иконами издавна закрепилась слава «чудотворных» – иногда по чудесному их обретению, иногда по чудесам и исцелениям, связанным с ними. Некоторые из них были обретены при чудесных обстоятельствах (как Толгская), некоторые написаны святыми (икона Владимирская, Тихвинская и Смоленская – апостолом Лукой, Троица – св. Андреем Рублевым), некоторые найдены по видениям и снам (икона Казанской Боже Матери, «Неупиваемая Чаша»), «Всех скорбящих радость», Иверская, Почаевская, Смоленская-Одигитрия. И это далеко не полный список православных икон, которые известны своими чудесами. Но всех их объединяет одно – неизъяснимым путем они откликаются на наши просьбы и молитвы; спасают, приходят на помощь и исправляют, когда такое спасение уже кажется не в людской власти. С каждой чудотворной иконой связаны десятки подобных историй. Чудеса от них продолжают совершаться по сей день.

Иконы Владимирская и Казанская – одни из самых почитаемых

Так, например, икона Владимирская – главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой чудодеяния Владимирской иконы рассматривались как основополагающие.

Другой повсеместно чтимой и самой популярной чудотворной иконой является Казанская икона божьей матери. Казанская икона Божьей Матери избавила Москву и Россию от нашествия поляков в 1613 году. Защитила русскую землю икона Казанской Божей Матери и в Великой Отечественной войне. Именно с этой иконой Казанской Боже Матери обошли блокадный Ленинград – город был спасен. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.


Православные чудотворные иконы воинов

Одно из основных мест в истории христианства занимает почитание святых воинов. Православные иконы воинов являются главными православными атрибутами тех людей, чья профессия напрямую связана с защитой Родины. Эти иконы считаются помощниками, способными своим оружием и ратным мастерством спасти в тяжелые годы разрушений и бедствий, а также, помочь в житейских невзгодах. Их славные подвиги живут в сердцах верующих, передаваясь в преданиях, церковных молитвах, на иконописных изображениях из поколения в поколение. Многие христиански иконы воинов – это иконы святых великомучеников, широко почитаемых, как в древние времена, так и в наши часы. Многие православные стараются купить иконы воинов, как оберег в свои дома или в качестве защиты для сыновей, которые ушли служить в армию. История православия знает много имен святых воином, которым молятся в тяжкие часы испытаний. Самые узнаваемые из них – это Иоанн Воин, Георгий Победоносец, Федор Стратилат, Федор Тирон. Христофор, Сергий, Димитрий Солунский и другие. Чтит церковь и память других воинов, которые редко встречаются в иконописи или в монументальном искусстве, и которых не так часто вспоминают в наши дни.

Самые почитаемые и популярные иконы воинов

Одним из самых прославленных христианских святых воинов является Иоанн Воин. В любом православном храме икона Иоанна Воина выделяется среди других икон своим воинственным видом. Будучи одним из солдат императорского войска, он тайно помогал христианам во времена их гонений, освобождая заключенных. Через некоторое время был сам арестован, а после освобождения посвятил себя служению людям. Молитвы этому святому помогают обличать воровство и возвращать украденное, защищают от нападений, и отводят всякую опасность. Не будет лишним купить икону воина Иоанна небольшого размера и носить ее при себе тем, кто рискует жизнью изо дня  в день. Великомученик Георгий Победоносец был одним из умных и отважных солдат императора Диоклетиана. Не смотря на то, что был любимцем императора, стал защитником христиан во времена их истребления. Раздав все свое богатство и отпустив рабов, он выступил против жестокости и несправедливости императора, за что был подвергнут страшным мучениям. За чудодейственную помощь людям и за его духовную победу над мучителями его прозвали Победоносцем. На иконе воин Георгий изображен на белом коне с копьем, поражающим змея. В селах его считают защитником от хищников и покровителем скотоводства.

Возможности купить иконы воинов в наши дни

Издавна народные умельцы, писавшие иконы, старались каждый святой образ сделать неповторимым. В наши дни люди стараются купить иконы воинов, которые бы имели уникальное изображение. Лучше всего  это делать по своим эскизам в иконописных мастерских. Большой процент уникальности в иконах, вышитых бисером. Каждая работа имеет индивидуальный подход к оформлению с добавлением различных материалов, среди которых стразы, бусы, мех. Иконы войнов, вышитые бисером имеют очень торжественный и красивый вид и станут прекрасным подарком для близкого человека.


Владимирская икона Божией Матери. XII век. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в. т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в. один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.

Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.


Чудотворная икона

Чудотворная икона  — в Православной и Католической церквах иконописное изображение. почитаемое как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

Богословское обоснование

Чудотворная икона, принесённая пр. Далматом. (Далматово). Фото С. М. Прокудина-Горского. 1912 год

Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. [1] В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. [2] В основном это иконы Богородицы .

Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный ) — плат с изображением Иисуса Христа. которое появилось на нём после того как он отёр им своё лицо. [3] Плат был послан эдесскому царю Авгарю. который исцелился через него от проказы. В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука. который написав икону Богородицы принёс её Деве Марии и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут ». [4]

В христианском понимании в чуде «побеждается естества чин; установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и „недостойными действует“, как творит чудеса и силами природы ». [5] По этой причине чудотворение иконы понимается как её внешнее и временное проявление и иконы пишутся не на основе чудотворных образцов, а «по образу, и по подобию, и по существу, смотря на образы древних живописцев и знаменовати с добрых образцов ». [6]

Признание иконы чудотворной

Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. [7] Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное:


Источники: http://fb.ru/article/140116/ikona-spasitelya-chudotvornyie-ikonyi-pravoslavnaya-ikona---ikona-spasitelya, http://www.rus-icon.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2/44-%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B.html, http://www.sudba.info/pravoslavnye-chudotvornye-ikony-voinov/, http://www.tanais.info/art/ikonab.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%E4%EE%F2%E2%EE%F0%ED%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
чудотворные православные иконы