int(1512) взыскание погибших чудотворная икона | Чудотворные | Tsurganov.info






взыскание погибших чудотворная икона


ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Икона Божией Матери "Взыскание погибших"

Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери. называя Ее "Взыскание погибших". Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию.

Иконография

Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а он прижался к Ее щеке и держится рукой за шею. Его ноги свободно видны из под облачения.

Икона Божией Матери "Взыскание погибших" особенно почитается в Москве .

Первая московская святыня

Почитаемый образ «Взыскание погибших» находится в Москве, в храме Воскресения Словущего .

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Икона «Взыскание погибших» была найдена разрубленной на три части. Образ Богородицы страдал вместе с народом, и поэтому был ещё более почитаем. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Впоследствии она была реставрирована.

На иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Богородица изображена сидящей. Младенец Христос стоит на Её колене, левой щекой припадая к щеке Матери, ручками охватывает Её шею. Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты. На полях иконы изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Никола, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина.

К чудотворной иконе «Взыскание погибших» обращаются люди, с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях. Невесты молятся, чтобы брак был благодатным, а матери - о погибающих детях.

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Взыскание погибших, Звонарская. Нач. 20 века.

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях. была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Икону "Взыскание погибших" собирались отдать в один из Московских храмов, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. Пюхтицкий монастырь получил подворье в Москве в Звонарском переулке. она снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

Тропарь, глас 4

Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Ин тропарь, глас 7

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы, припадающе, молим Тя/ и надеющиеся на Тя да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси Владычице/ Взыскание погибших.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, не предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Использованные материалы


Взыскание погибших икона

"Взыскание погибших" икона Божией Матери

«Взыскание погибших» икона Божией Матери. Галерея икон.

По преданию, икона прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г. Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина Феодота Алексеевича Обухова из деревни Вязовки Калужской губернии (почти на границе с Московской губернией).

Крестьянин этот занимался различными промыслами, большую часть времени проживал в Болхове Орловской губернии, часто разъезжал по деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Но не забывал он сельскую церковь в селе Бор, прихожанином которой был (в родной деревне Федота – Вязовки – храма не было). Насколько позволяли ему средства, он украшал свой бедный сельский храм, жертвуя в него различные иконы.

Однажды в пути во время сильного мороза его застигла страшная вьюга. Настала ночь. Лошадь выбилась из сил и остановилась на краю непроходимого оврага. Мороз становился всё лютее, вьюга не унималась. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он непрестанно взывал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевской церкви Болхова, и поставить его в своём приходском храме. И Пресвятая Богородица услышала его сердечную молитву и взыскала погибающего.

В соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите», и, выйдя из дома, увидел привязанную лошадь, а в санях полузамёрзшего своего приятеля Феодота Обухова. Его внесли в дом, оттёрли, обогрели и вернули к жизни. По выздоровлении Обухов тотчас приступил к выполнению своего обета, заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы, на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. А прославилась Борская икона «Взыскание погибших» многими благодатными знамениями и чудесами. Так в 1871 году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока богоборческая власть не разрушила борский храм до основания. Святая икона после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько древних списков иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. в Санкт-Петербурге – в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе.

Перед этой иконой к Богородице обращаются невесты, выходя замуж, с молитвенной просьбой о защите и покрове их брака, молятся перед ней люди об избавлении от различных пороков, матери молятся о погибающих в грехах детях.

День празднования: 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Чтимый список с Борской иконы «Взыскание Погибших», Зачатьевский собор Высоцкого монастыря. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

"Взыскание погибших" икона Божией Матери.


Икона «Взыскание Погибших»: значение. «Взыскание Погибших» - чудотворная икона

Достоверно установить, когда и как появились образы с таким названием на Руси, сегодня не представляется возможным. Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробуем собрать воедино разрозненные данные. Возможно, получится цельная картина. Но сначала поговорим о появлении таких икон в православии вообще.

История появления образа

Церковные предания гласят, что первая икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» появилась в VI веке. Согласно легенде, инок Феофил, оклеветанный и изгнанный из дома архиерея, затаил в душе большую обиду. Отвернулся он от Бога и Матери Его и вступил в союз с дьяволом.

Но на пороге духовной гибели Феофил испугался содеянного и горячо просил Богородицу о спасении, называя её «Взыскание Погибших». Пресвятая Мать, услышав искренние молитвы его, приняла искреннее раскаяние падшего, даровала прощение и освободила от обязательств перед дьяволом.

Спасённый Феофил посвятил остаток жизни служению Богу и был прославлен в лике святых.

Ранние русские образы «Взыскание Погибших»

В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», впервые упоминавшаяся в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера.

Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Много ещё чудес сотворила эта икона Богородицы «Взыскание Погибших».

Двести лет спустя Кадышева, потомок знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья.

Граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.

Чудотворная Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших»

Особое почитание образов с таким названием на Руси началось с прославления Борского извода.

Красивое предание гласит о чудесном спасении Обухова Федота. В лютый мороз крестьянин выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг он в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. Дал он в тот момент обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви.

Чудесным образом сани оказались у крестьянского дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, он обнаружил Федота, замерзающего в санях.

Чудеса продолжались. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову. Но тот требует такую сумму за работу, которой у Обухова нет. Едва Федот вышел за двери, иконописец ослеп — очередное чудо Пресвятой Богородицы. Осознав, что это наказание за алчность, Гуров обещает написать извод за любую цену. И тут же зрение вернулось!

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

«Взыскание Погибших» в Серпухове

Ежегодно, начиная с 1892 года, торжественный Крестный Ход доставлял эту святыню в город Серпухов. Каждый верующий мог поклониться святыне и просить Божью Матерь о помощи. Особой удачей для православных серпуховчан была возможность принять этот образ для молебна в собственном доме.

Обычай был нарушен с установлением советской власти в России после Октябрьской революции. Храм, в котором хранилась эта чудотворная икона, сравняли с землёй. Многие образы были потеряны.

Но верующие продолжали поклоняться этой святыне и бережно хранили её копии. Один из таких списков находился в Троицком храме. Однако и эта церковь была закрыта в 1961 году. А чудотворная икона на 35 лет стала недоступной для верующих, так как всё это время находилась в хранилищах историко-художественного музея города Серпухова.

Возвращение святого образа в лоно церкви

Но в июне 1996 года святая икона «Взыскание Погибших» снова появилась в Серпухове: её временно поместили в Ильинский храм для молитв. Это событие стало большим праздником для многих жителей. Цветы, колокольный звон и церковное песнопение заполнили город в этот день.

Крестный Ход доставил чудотворный образ из Высоцкого монастыря в Ильинский храм. С раннего утра площадь при монастыре заполнили многочисленные паломники. А многие даже ночевали там.

В городских храмах состоялись торжественные богослужения. Бесконечный поток верующих, желающих причаститься и исповедоваться, двигался к Трехсвятительскому храму. Исповедовали в этот день несколько священников одновременно. Много народа собралось на центральной площади, где был прочитан Акафист иконе «Взыскание Погибших».

Окончательно образ Божьей Матери «Взыскание Погибших» был возвращён верующим в 1997 году. 18 мая святыня была передана Серпуховским историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Этот день стал большим праздником для православных серпуховчан. Сейчас образ доступен для верующих и продолжает творить чудеса.

Московская икона «Взыскание Погибших»

Велика любовь Матери Божьей к людям и безгранична милость её. В России найдётся не одна чудотворная икона «Взыскание Погибших». В Москве есть храм Воскресения Словущего, возведение которого относят к середине XVII века. Богослужения здесь не прекращались никогда. Икона «Взыскание Погибших» - одна из главных святынь этого храма.

Предание гласит, что представителя некогда богатой дворянской семьи стали преследовать беды: сначала смерть жены, а затем угроза полного разорения. Многодневные горячие молитвы перед этой домашней святыней отвели от его семьи нищету и несчастья.

В знак благодарности спасённый пожертвовал эту икону Храму Рождества Христова в Палашах. В 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса. Восстановленный храм работал до 1934 года и был закрыт. Утварь и иконы передавались в другие церкви и монастыри. Святой образ «Взыскание погибших» не сразу нашел себе новый дом.

Богородица сама выбирает себе обитель

Интересно, что при попытке перевезти икону в Пименовскую церковь повозка не сдвинулась с места. Решив, что сама Богородица не желает находиться там, выбрали новое место хранения святыни - Воскресную церковь, располагавшуюся на Малой Бронной. В этот раз кони буквально летели к месту назначения.

А когда и эту церковь снесли, икона «Взыскание Погибших» нашла своё последнее пристанище в Храме Воскресения Словущего.

Другие прославленные российские образы «Взыскание Погибших»

В Мариенбурге, в церкви Покрова Божьей Матери хранится список с самарского образа «Взыскание погибших». Эта икона была создана в 1888 году монахинями Раковской женской обители.

После революции этот образ был утрачен, но чудом обретён в 50-х годах прошлого столетия в Мариенбурге. Долгое время он находился буквально под ногами: его положили в качестве доски на пешеходный мост. Находку поместили в храм Покрова Божьей Матери города Мариенбурга. Примечательно, что накануне празднования дня памяти иконы «Взыскание Погибших» в феврале 1994 года эта икона начала мироточить.

Особо почитаются иконы «Взыскание Погибших», которые хранятся в московских храмах.

Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в Тульской области, стал местом хранения и почитания списка иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», созданным для церкви Успения Божией Матери в селе Себино.

Интересные факты об иконе «Взыскание Погибших» из Раковского монастыря

Сохранились рукописи, в которых засвидетельствованы чудесные изменения внешнего вида этого образа. В обычное время Раковская икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» была тёмной, изображения на ней едва просматривались. Но иногда образ вдруг просветлялся, как будто свет изливался изнутри. Это считалось Божьим посланием о радостных событиях. Описаны случаи появления на лике и руках Божией Матери и Младенца капель миро. Это происходило в период с мая по октябрь месяцы 1895 года, со времени освящения нового каменного храма Свято-Троицкого монастыря.

Иконография образов «Взыскание Погибших»

Изводы этого типа являют нам Матерь Божью сидящей. На её коленях стоит Младенец Христос. Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику. Руки Царицы Небесной образуют кольцо вокруг фигуры Младенца, пальцы её плотно сцеплены.

Существовало несколько вариантов икон этого типа — с покрытой или непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными.

Иногда в композицию включались дополнительные элементы: окно с пейзажем или изображения святых. Так, на московском образе Богородица изображена с непокрытой головой в окружении святых.

Примечательны размеры Борской иконы. Ширина её 1 метр 25 сантиметров, а высота превышает 2 метра. В верхней части иконы - изображение Крещения Христова. Это связано с тем, что крестьянин Обухов спасся от смерти именно в праздник Крещения. По преданию, эту огромную икону Федот принёс в храм на руках. Так он почтил Богородицу за чудесное спасение.

Почему эти образы так именуют?

Попробуем разобраться, какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных. Пресвятая Мать спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, утонувших в пороках.

«Взыскание Погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

Именно к этим образам идут матери с просьбой о спасении младенцев. Икона, неоднократно являвшая чудеса избавления детей от болезней и страданий, считается покровительницей и заступницей малолетних.

О чём молятся верующие перед иконой Богородицы «Взыскание Погибших»?

К этому образу обращаются с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке и здоровье детей.

К этому образу идут просить исцеления для больных близких, находящихся при смерти. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани.

Молитва иконе «Взыскание Погибших» помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Важно, чтобы просьбы шли от чистого сердца и были полны веры в Бога. Только тогда Матерь Божия явит свою милость и силу заступничества.

Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души. Но лучше выучить молитвы, которые можно найти даже интернете. А еще лучше для этого сходить в храм.

В церковном календаре 5 (18) февраля установлен день памяти иконе Богородицы «Взыскание Погибших».

Православные традиции продолжаются

На Руси возникают всё новые храмы иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Только один пример — по инициативе Харьковского союза ветеранов Афганистана в 2007 году было начато строительство часовни в память о погибших участниках локальных войн.

Часовня была задумана, чтобы увековечить память 19-летнего пограничника Евгения Родионова, погибшего «за веру» в 1996 году. 100 дней в плену не изменили убеждений молодого бойца, он мужественно встретил смерть. Евгений почитается православными как мученик за веру.

А уже летом 2008 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил преобразование часовни в храм. Главной святыней стала икона «Взыскание Погибших». Фото этого храма вы можете видеть ниже.

26-метровую церковь венчает крест, изготовленный в Украине. Проект храмового комплекса включает в себя колокольню и прицерковный парк.

23 августа 2008 года стал двойным праздником для харьковчан: годовщина освобождения города от фашистских оккупантов и освящение нового храма в честь иконы Богородицы «Взыскание Погибших».

«Взыскание погибших» - икона, значение которой для православных трудно переоценить. Таких богородичных образов не так много, но почти все они являются чудотворными.


П разднование 5 февраля.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание

погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуджших в Церковь.

К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку:

"Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

В первые эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери появляется в повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.). Сюжет восходит к IV в. инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию

Первая чудотворная икона Богородицы "Взыскание погибших" стала известной в селе Бор, Калужской губернии.

Более двух веков назад жил в селе Бор крестьянин Федот Алексеевич Обухов.Это был человек благочестивый,

любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова его настигла

страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре дорогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага.

На морозе Обухов совершенно продрог. Невидя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая,

что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мысленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших».

В соседнем селении жилодин крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал голос под окном:«Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старогодруга Федота Обухова. Федота обогрев, вернули к жизни.

С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел.

Когда икона была готова, Федот Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм во имя Святителя Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 3

О, Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия. Но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благосердию.

О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога Матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение.

Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой есть воистинну Христос, Сын Бога живаго. Судия живых и Мертвых, воздаяй коемуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния; воистинну бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.

Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молимся и надеющиеся на Тя да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси Владычице Взыскание погибших.

КОНДАК, ГЛАС 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, не предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

ИН КОНДАК, ГЛАС 8


Опрос

Об иконе Божией Матери «Взыскание погибших»

Имя этой иконы принадлежит к числу трогательнейших наименований, какие только были усвоены Пречистой Деве, и выражает глубокую и благодарною думу человечества о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

«Погибший» — какое страшное слово! Над человеком, значит, добро окончательно утратило свою силу; он никогда не вернется в число людей, живущих здоровой жизнью. Никому ненужный, лишняя обуза для себя, всеми презираемый, влачит он жалкое существование, без дела, падая из одной лужи в другую, жалкое посмешище «врага», потерянный для земли, потерявший себя для неба.

И вот таких-то безнадежных людей спасительницей, этих «погибших взысканием» является Богоматерь.

Когда люди считают какого-нибудь человека безвозвратно потерянным, и он сам чувствет, что все для него кончено, невидимо следящая за ним Богоматерь является его надежной опорой. Она с жаром материнской любви и ни пред какою действительностью не отступающей веры борется за такого погибшего и сообщает ему новые жизненные силы, когда он лежит почти трупом.

Что шепчет Богоматерь такой измученной, пропавшей душе: это тайна Ее, это тайна спасаемого Ею человека. Но чудным образом она льет целительный бальзам на сплошную язву души, выпрямляет, выхаживает, оздоровляет пропадающего человека.

В проникнутом горячею верою акафисте Покрова Богоматери знаменитый проповедник Иннокентий Херсонский проводит следующую замечательную мысль о чудесном заступлении плоти Богоматери: «Господь, желая показать людям бездну щедрот Своих, силу терпения Своего, даровал Тебя людям, как непреодолимую защиту. И если кто из них праведным судом Божиим оказывается достойным осуждения, — Твоим державным покровом сохраняется на покаяние».

Русский народ с незапамятных времен усвоил Богоматери трогательное название «Взыскание погибших» — и издавна в России писались иконы с этим наименованием, пока, наконец, прославление одной из них не сделало это имя особенно известным.

В половине XVIII столетия в селе Бор, Калужской губернии, почти на границе ее с Московской, был деревянный, крайне бедный храм. Один из прихожан, живший в деревне Вязовке, Федот Обухов, по силе возможности своей, помогал убогому храму, в котором ризы были крашенинные, а сосуды оловянные, жертвуя туда иконы и утварь.

Крестьянин Обухов часто бывал в городе Волхове, Орловской губернии, разъезжая оттуда по окрестным селам и деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Однажды зимой, в лютый мороз, он был застигнут в пути страшной вьюгой и сбился с дороги: лошадь его выбилась из сил и стала на краю непроходимого оврага; ехать дальше было некуда, а вьюга и мороз все ожесточались. В этой крайности несчастный Обухов от всего сердца помолился Божией Матери, дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви города Волхова, и пожертвовать его в свой приходский храм. Затем он отпряг лошадь, привязал ее к саням, укрылся, чем мог, лег в сани и стал понемногу замерзать. Еще несколько минут, и он бы погиб.

Но не дремало над ним око Той, Которую он с такою верою призывал. Совершилось необъяснимое происшествие: сани с отпряженной лошадью, стоявшие у края оврага, вдруг очутились у ворот крестьянина соседней деревни. Сидя внутри избы, этот крестьянин услыхал под окном голос: «Возьмите».

Вышедши к воротам, он увидал привязанную лошадь, а в санях Федота Обухова. Его внесли в дом, оттерли, обогрели и вернули к жизни.

Когда он совсем оправился от последствий ужасного события, то заказал в Волхове, согласно обету, икону «Взыскание погибших»; по написании ее, отвез к себе в дом, а потом на своей голове благоговейно перенес ее в храм.

Икона эта, писанная в память чудесного спасения человека от гибели, и сама прославилась чудесами. На поклонение ей ежегодно собиралось много народу, и на копейки усердных богомольцев на месте прежней бедной деревянной церковки воздвигли прекрасный, богатый каменный храм.

Замечательны обстоятельства, сопровождавшие строение храма. Два соседних помещика спорили между собой, так как каждому из них хотелось, чтобы храм стоял на его земле. В это время староста храма, человек благочестивый, видел во сне, что он из старого храма на голове вынес икону «Взыскание погибших» и поставил там, где она и wnepb стоит в новом храме, и был при этом голос: «Здесь Мне будет место». Вскоре пришел из Синода указ строить храм на том самом месте, которое видел во сне староста.

Великое чудо сотворила Богоматерь через Борскую икону «Взыскание погибших» в 1871 году. Было холерное время, и жители Серпухова пожелали принести к себе икону. В городе был мальчик, немой и невладевший ногами. Увидав икону, он вдруг произнес: «Вот взыскание погибших», — и тут же стал на ноги. По принесении иконы холера в Серпухове прекратилась. В воспоминание об этом серпуховские граждане пожертвовали в храм села Бор драгоценное Евангелие с изображением иконы и с надписью, говорящей о чуде.

Борская икона «Взыскание погибших» отличается громадными размерами. В вышину она более 2 м, а в ширину 1 м 25 см. Вверху иконы изображено Крещение Христово — в память того, что именно в праздник Крещения крестьянин избавлен был от гибели. Богоматерь изображена в полурост, обхватив обеими руками стоящего во весь рост Божественного Младенца.

Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находилась и в Харьковской губернии. Обретена она, по преданию, около 1770 года; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением той местности от холеры.

В Троицком женском монастыре Самарской губернии пребывал чудотворный образ «Взыскание погибших», силою которого исцелился в ноябре 1896 года 58-летний крестьянин села Большой Каменки Алексей Казаков, от страшного нарыва, потребовавшего трех операций и обезобразившего все его лицо, а также от сильной зубной, головной и глазной боли.

16 августа 1898 года эта же икона исцелила диакона села Вязовки, Петра Кандалинцева, а 28 июля того же года крестьянина села Большой Глушицы, Василия Лазарева.

Известны были еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхов в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном, Конотопского уезда, Черниговской губернии; в городе Вороноже и в г. Козлове Тамбовской губернии.

С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существовала церковь во имя этой иконы.

В Москве икона «Взыскание погибших» сейчас находится в храме в честь Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Празднование ей совершают 5/18 февраля.


Источники: http://drevo-info.ru/articles/2948.html, http://www.vidania.ru/icony/icon_vzyskanie_pogibshih.html, http://fb.ru/article/140966/ikona-vzyiskanie-pogibshih-znachenie-vzyiskanie-pogibshih---chudotvornaya-ikona, http://hram-s-sarovskogo.narod.ru/ikona_vziskanie.htm, http://www.svyato.biz/vzyskanie-pogibshix/93-ob-ikone-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
взыскание погибших чудотворная икона