int(1274) иконы иисуса христа православные | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info




иконы иисуса христа православные


Иконография Иисуса Христа

Образ Иисуса Христа стоит в центре христианского изобразительного искусства. Стремление осмыслить и описать Спасителя двигало первыми мастерами, которые заложили основы православной иконописи. Это же самое стремление вызывало немалые нарекания со стороны тех отцов церкви, которые полагали любое изображение Бога недопустимым язычеством. Идейный конфликт, вошедший в историю как эпоха иконоборчества, затянулся на два столетия и окончился полным признанием позиции иконопочетателей, которые утверждали, что честь, отдаваемая образу, переходит и на прообраз.

Иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна. Стремление представить образ Бога, непостижимого в своей высшей сущности, вызвало к жизни различные толкования: Иисус добрый пастырь и Судия, Ветхий Денми и отрок Эммануил, царь Иудейский и Агнец.

Спас Нерукотворный, Новгородская школа, XII в. Третьяковская галерея

По преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий отер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Древнейшая же икона, дошедшая до наших дней, была написана в VI веке в технике энкаустики (письмо восковыми красками) и хранится сегодня в Синайском монастыре в Египте.

Особое направление иконографии Иисуса Христа составляют аллегорические изображения, которые были особенно популярны на ранних этапах истории христианства. Наиболее известные среди них это: пастырь и агнец. Встречаются также изображения Христа в образе пеликана — птицы, которая, как утверждали в те времена, кормит птенцов своей собственной плотью, что символизирует жертву. Метафорический образ дельфина, который нередко встречается в древних росписях, представляет буквальное толкование выражения о «спасении утопающих», в смысле спасения утопающих душ.

В годы иконоборчества символические изображения получили широкое распространение, поскольку они позволяли воздать дань Спасителю и избежать гонений. Впоследствии все аллегории и метафоры были поставлены под запрет и, к моменту раскола церкви, произошедшему в 1050 году, иконография Иисуса Христа оказалась сосредоточенной на его каноническом образе.

Спас Вседержитель. Доска, восковые краски, VI в. монастырь св. Екатерины, Египет

Представления об облике Сына Божьего были основаны на легендарных «прижизненных» изображениях и свидетельствах «самовидцев» — тех, кто воочию видел Спасителя. К ним, как считается, относился предшественник Понтия Пилата проконсул Иудеи Публий Лентул, который описал Христа в послании римскому сенату. Текст письма был обнаружен в Средние века среди документов архиепископа Кентерберийского и сразу же вызвал немало сомнений. Одна из причин — восторженный стиль, несвойственный речи римского наместника. «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь… Это прекраснейший из земнородных», — восхищается автор, выдавая свои христианские убеждения. Схожее описание содержится в «Житии Андрея Первозванного», составленном в начале IX века иерусалимским монахом Епифанием. Что же касается ранних изображений Христа, богослов Ириней Леонский, писал во II веке про некий образ, который был будто бы сделан самим Пилатом.

Ко времени становления русской иконописи на рубеже XI - XII веков, система изображений Христа окончательно сформировалась. В центре иконографии стали два основных типа — Нерукотворный Спас и Христос Пантократор. Первый тип представляет лик Иисуса Христа на белом или на золотом фоне и отсылает к истории о легендарном нерукотворном плате царя Авгаря. Основное значение образа связано с идеей божественного, нерукотворного начала иконописи как таковой.

Образ Христа Пантократора (Вседержителя) составляет центральное направление христологического цикла. К этой группе относятся такие иконы, как «Спас на престоле», «Спас в Силах », «Психосостер» (Душеспаситель), «Елеемон» (Милующий) и некоторые другие. В основе иконографии лежит представление Христа как Небесного Царя и Судии. Спаситель изображается в рост, по пояс, оплечно или сидящим на троне. В левой руке его располагается свиток или Евангелие, правая согнута в благословляющем жесте, а вокруг головы расположен особый крестчатый нимб, который является обязательным элементом изображения Христа, также как сочетание синих и красных цветов одежд и фона.

В целом православная иконопись знает более десяти характерных направлений в иконографии Иисуса Христа. Изображения Спасителя в отроческом возрасте относятся к типу Спаса Эммануила. Образ Ветхого Денми, наоборот, представляет Христа седовласым старцем. Особое направление — «Страстной цикл» — объединяет изображения на тему Страстей, включая такие иконы как «Распятие», «Положение во гроб», «Не рыдай Мене, Мати», «Сошествие во ад» и другие. Некоторые иконы, такие как «Ангел Благое молчание » и «Ангел Великого Совета» представляют Христа в архангельском чине, то есть в небесной, божественной сущности, до воплощения в теле человека.


Иконы Иисуса Христа

Иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и иконы Богоматери есть в каждой церкви и в каждой верующей семье, ведь именно благодаря им живёт в сердцах и душах наших христианская вера. Как повествует один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин, богослов и защитник иконопочитания, самую первую икону Иисуса Христа. а точнее даже его портрет долго не могли написать живописцы по заданию одного из эдесских царей Авгара - такое сильное сияние исходило от лика Его. По преданию, Иисус Христос, чтобы помочь художнику, приложил холст к своему божественному лику, и на материи чудесным образом отпечатался Его образ. Позднее этот холст признали первой прижизненной иконой Христа и дали ему название Спаса Нерукотворного.

Особенности изображения икон Господа Иисуса Христа

Одной из главных особенностей в иконографии Иисуса Христа является Его необычный крестчатый нимб - нимб, в который вписано очертание креста. Изначально образы Иисуса Христа подписывали греческими буквами "Альфа" и "Омега", памятуя об Откровении Иоанна Богослова, где Господь Бог говорит о себе: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний". Позже на иконах Иисуса Христа появились две надписи: земное имя, подписанное как IC XC. и небесное имя "Сущий ", написанное на греческом, где каждая буква вписана в одну перекладину крестчатого нимба - ? ??

Одеяние Иисуса Христа на иконах практически всегда одинаковое: простая красная рубаха - хитон, которую сверху накрывает завязанный особым способом прямоугольный отрез ткани - синего цвета гиматий. Иногда на хитоне изображён клав - нарядная полоса ткани, идущая от плеча до нижнего края одежды, бывшая отличительным признаком людей благородного происхождения.

Основные образы Спаса Иисуса Христа

В православной традиции вариантов изображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на иконах очень много, но самыми часто встречаемыми и заметными являются следующие:

    Спас Вседержитель - икона такого типа изображают Иисуса Христа как Небесного Царя и Судью, неслучайно второе название этой иконы, Пантократор. переводится как "Всемогущий", "Всесильный". На иконах Спаса Вседержителя образ Иисуса может быть написан как в полный рост, так и поясно и оплечно. Отдельный иконографический образ Спаса Вседержителя - Господь Вседержитель на троне. или же, называемый иначе Спас на престоле. Престол на этой иконе выступает обязательным атрибутом царской власти, на котором во время Страшного Суда Иисус Христос будет судить людей. Спас в Силах - разновидность иконы Господь Вседержитель на троне. Господа Иисуса, восседающего на престоле, окружают бесплотные Силы небесные - Небесное Воинство, составленное из всех девяти ангельских чинов Спас Нерукотворный - он жеМандилион Чудотворный. На этих иконах пишется только лик Иисуса Христа, так как прообразом Спаса Нерукотворного стала самая первая икона Иисуса Христа, хранившаяся в Эдессе. Икона эта являлась куском материи, закрепленной на деревянной основе. По преданию, Спаситель просто приложил холст живописца к лицу Своему, и на ткани проявился лик Его. Различают две самые распространённые разновидности Спаса Нерукотворного - Спас на убрусе и Спас на чрепии. он же Керамида. Особенностью иконографии Спаса на убрусе является фон, на котором виден нерукотворный Лик Спасителя - убрус, что на старославянском языке значит платок, полотенце. В Керамиде фоном является черепичная или кирпичная кладка. Согласно легенде о Спасе на чрепии, на кирпичной кладке ниши, скрывавшей в себе икону Спаса Нерукотворного, проступил лик Его. Спас Эммануил - иконы Господа Иисуса Христа в отроческом возрасте. "Эммануил" в переводе с иврита означает "С нами Бог!". Считается, что появление образа Спаса Эммануила связано с осуждением взглядов Архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего Божественную сущность Иисуса Христа до крещения его Иоанном Крестителем. Особенностью этого типа икон является не по-детски серьёзный и мудрый взгляд Иисуса. Царь Славы - поясное изображение умершего Иисуса Христа, находящегося в гробе. Отсюда второе название этого иконографического типа - Христос во гробе. Глаза Спасителя закрыты, голова склонена набок, ладони в ранах от гвоздей, которыми Он был прибит к кресту. Не рыдай Мене Мати - изображение умершего Спасителя в гробе, которого оплакивает стоящая рядом Богородица. Как и в Царе Славы, руки Иисуса бессильно скрещены, голова наклонена, глаза прикрыты. За спиной у Иисуса виден Животворящий Крест, рядом с которым иногда изображают орудия Страстей Христовых. Деисус - композиция из Богоматери, Иоанна Предтечи и Иисуса Христа в образе Господа Вседержителя, находящегося в центре иконы. На иконе деисусного чина Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Господу Богу за род человеческий, держа руки в жесте молитвенного заступничества. В домашних иконостасах иногда встречается Деисус, в котором Иоанна Предтечу заменил Святой Николай Чудотворец, столь почитаемый христианами всего мира.

Православная икона Иисус Христос Вседержитель

В любом православном храме в центральной его части главным украшением является икона Иисус Христос Вседержитель. На иконописном изображении Он представлен как Небесный Царь. Это один из самых основных образов, которые можно встретить как в одиночном виде, так и в составе классических православных иконостасов. Многие христиане, желая создать полный домашний иконостас, желают купить икону Иисуса Христа не только в традиционных иконописных вариантах, но и уже ставших популярными янтарных  иконах, иконах, вышитых бисером, с драгоценными окладами. Во время таинства венчания икона Иисус Христос Вседержитель является главным атрибутом для благословления молодых, во время поминальных или погребальных православных обрядов образ Христа является неотъемлемой их частью. В иконных лавках при каждом православном храме, в интернет-магазинах, в иконописных мастерских или антикварных галереях можно выбрать самый подходящий образ Спасителя по своим возможностям и вкусам. Цена иконы Иисуса Христа может быть очень разной в зависимости от вида оформления и времени написания образа.

Русская православная икона Иисус Христос Спаситель

Несмотря на разнообразный иконописный ряд православных икон Иисуса Христа, самым востребованным является образ Спасителя на иконе Иисус Христос Вседержитель и Спас в силах, на котором Христос восседает на троне в окружении ангелов. Вседержитель означает всемогущество Христа, его способность сотворить все, что существует в этом мире, что само по себе является только его прерогативой. Это означает, что титул Вседержитель относится и к человеческой и божественной природе. Иконография Господа Вседержителя очень разнообразна. Он изображается и в полный рост, восседающим на троне или в поясном изображении. Левая рука Христа держит Евангелие, а правая – благословляет. Евангелие на разных иконах пишется по-разному – в закрытом и открытом виде. Первые и последние буквы на раскрытом Евангелие означают альфа и омега – начало и конец, сущность самого Вседержителя. На иконе Иисус Христос Спаситель пишется в одеждах, которые Он носил во время земной жизни – красный хитон и синий гиматий. Синий цвет – небесное начало, духовность, красный – мученичество и царственность. Эти цвета символизируют единство духовного, небесного и земного.

Христианская икона Иисуса Христа – вышивка бисером


Список

Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» ( Дан. 7:9 ). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, Первого Лица Святой Троицы. приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы. как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.


Презентация на тему: Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе

Создать учительский

сайт бесплатно НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 2 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 3 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 4 класс NEW! РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(1 часть) РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(2 часть) NEW! МУЗЫКА

Видеоуроки. 1 класс NEW! ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МАТЕМАТИКА МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 5 клаcc МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 6 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 7 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 8 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 9 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 10 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 11 класс NEW! ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 7-9 классы ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 10-11 классы СТЕРЕОМЕТРИЯ

Задачи. 10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК

И ЛИТЕРАТУРА РУССКИЙ ЯЗЫК

Видеоуроки. 5-9 классы РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 5 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 7 класс NEW! РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 9 класс ФИЗИКА ФИЗИКА

Видеоуроки. 7 класс ФИЗИКА

Видеоуроки. 8 класс NEW! ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 6 класс ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 8 класс ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 9 класс ИСТОРИЯ РОССИИ Видеоуроки. 9 класс БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 5 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 6 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 7 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 8 класс NEW! БИОЛОГИЯ


Источники: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/, http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/ikoni-iisusa-christa.html, http://www.sudba.info/pravoslavnaya-ikona-iisus-xristos-vsederzhitel/, http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%9F/%D1%80/%D0%B0/%D0%B2/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0.html, http://ppt4web.ru/mkhk/prjamye-izobrazhenija-iisusa-khrista-v-pravoslavnojj-ikone.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иконы иисуса христа православные