int(812) иконы образ спасителя | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info




иконы образ спасителя


Икона «Спас Нерукотворный»

Празднование 16/29 августа.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Этот образ, утверждает Священное Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса .

Первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его лик.

В книгах Нового Завета упоминания об этом событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков Церкви и в литургическом предании.

Имеется две истории об убрусе: восточная и западная.

Восточная связана со временем правления в сирийском городе Эдессе царя Авгаря, тело которого было поражено проказой. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство.


Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит.

Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот не силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя.

По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал сначала частичное исцеление, а после крещения проказа и вовсе исчезла. Сам образ стал очень почитаем в Эдессе.

Св.ап. Фаддей /один из 70-ти апостолов/, при посещении правителя Авгаря, написал следующие слова: “Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится”.

Плат был прибит на не гниющую доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус. Этим преданием объясняется появление иконы «Спас на чрепии». После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года. Константинопольский император Роман Лакапин в 944 году смог добиться выдачи этого образа и торжественно перенес его в Константинополь, где он находился до 1204 года. Затем эту икону захватили крестоносцы, но корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян.

Почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

В западной истории убруса повествуется о «праведной женщине Веронике, сопровождавшей Христа в Его крестном пути на Голгофу, из чувства сострадания подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. И чудесным образом образ Христа запечатлелся на ткани. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.

Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ).

На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Свидетельства о Нерукотворном образе

Первое письменное свидетельство о Нерукотворном образе на Востоке датируется IV веком. Согласно исследованиям им стало апокрифическое письмо Авгаря ко Христу и ответ Христа Авгарю, найденное в папирусах из Фаюма IV или V века и при раскопках в Эфесе в надписи на древнейшем дверном косяке одного дома.

Есть ссылки на удостоверение благочестивой аквитанской паломницы по святым местам Востока Сильвии, которая в конце V века получила от Едесского епископа списки посланий Авгаря и Господа.

Евсевий Памфил в I книге написанной им истории сохранил ответное послание Спасителя к Авгарю.

Историк Евагрий в 4-й книге своей «Церковной истории» передает рассказ об осаде Едессы в 544 году и чудодейственной помощи от иконы дочери персидского царя Хозроя. В греческой письменности с VI века распространилось множество записок, заметок, летописных преданий, повествований и поучений об убрусе. Они фиксировались, в том числе, и в Минеях. После 944 года с перенесением образа из Едессы в Константинополь появляется праздник в честь этого события, выпадающий на 16 августа. Император Константин Багрянородный пишет «Повествование о Нерукотворном образе Господа нашего Иисуса Христа и о перенесении его из Едессы в Царьград».

Свидетельство историка Евагрия: «Рассказывают, что дочь Хозроя была одержима бесом, который кричал, что не оставит ее, пока к ней не будет принесен из Едессы Нерукотворный образ Христа. Хозрой умолял едессян прислать ему образ в Ктезифонт, тогдашнюю столицу Персии. Жители Едессы, не желая отсылать своей святыни, сняли с образа копию, которую и отправили к Персидскому царю. Но едва послы перешли границу и вступили в пределы Персии, бес вышел из девицы. Обрадованный выздоровлением дочери, Хозрой в благодарность за это, наградил послов и отослал икону обратно в Едессу…»

Из рассказа Евагрия можно предположить, что подлинный Нерукотворный образ являлся единственным достоверным оригиналом для живописцев, изображавших Лик Спасителя. Видимо, иконописное предание об образе Христа под влиянием атмосферы гонений первых трех веков передавалось только верным христианам, поэтому оно не получило такого широкого распространения, как другие изображения Господа. Память о нем сохранилась в сознании Церкви.

Обоснование достоверности истории появления убруса напрямую связано с формированием канона иконографии Господа Иисуса Христа, и с самими богословскими основами иконопочитания.

Исследования академика Кондакова Н.П.


Икона Спасителя. Чудотворные иконы. Православная икона - икона Спасителя

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.


Центральная Россия (903) 743-3248

Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248

Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248

Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248

Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248

Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248

Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248

Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл


Узнать стоимость

Иконы Христа занимают главное место в православном храме и в доме верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописании, собственно и само иконописание существует только потому, что Неизреченное Слово Божье воплотилось: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного Отцу» (Ин.1:14).

Иисус Христос, как учит Церковь, совершенный Бог и совершенный Человек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона — это не портрет Христа, но его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит). В иконописи был выработан специальный канон изображения Иисуса Христа, по которому мы узнаем Его образ.

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе (682 г.) эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения т.н. исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле.

Такие изображения Христа появилось не ранее IV в. Только в начале одни изображали Его юным, другие — в зрелых летах, одни — прекрасным как греческие боги, другие — намеренно в некрасивом и уничиженном виде. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение Христа в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и был принят как канонический. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа могут изображать только Его лик (Спас Нерукотворный), также Спаситель может быть представлен в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения (различные варианты иконографии Вседержителя). Христос изображается и как Младенец или Отрок (Спас Эммануил), и даже в ангельском образе (Спас Благове молчание, София Премудрость Божия).

На полуфигурных и ростовых иконах обычно правая рука (десница) изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу (закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия). Благословение и книга — символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, и иконография выражает это через цвет одежд Спасителя, как правило, на иконах Христос предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ). Красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий — Божественную. Обычно на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) — знак царского достоинства.

Иконы Спасителя могут быть различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый догматический и богословский смысл образа Спасителя. Основных иконографических типов шесть.

  1. Спас Нерукотворный 
  2. Спас Вседержитель 
  3. Спас на престоле 
  4. Спас Эммануил 
  5. Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) 
  6. Спас Ветхий денми

Спас Нерукотворный

Нерукотворный образ Спасителя — один из самых чтимых образов на Руси. Первые изображения появились в раннехристианский период (катакомбы Коммодилы, сер. IV в.), затем образ получил широкое распространение в Византии, и оттуда пришел на Русь. Существует три вида изображений Нерукотворного образа: на золотом фоне, на убрусе (греч. Мандилион) и на чрепии (греч. Керамида).

Согласно преданию появление этого образа связано с царем Авгарем, правившем в г. Эдесса. Царь заболел проказой, и тщетно искал лекаря. Услышав об Иисусе Христе, он послал за Ним своего слугу Ананию, но Спаситель отказывается оставить Иерусалим, но обещал помочь царю. Он попросил принести Ему воды и полотенце, умылся и вытер лицо, и тотчас на ткани — нерукотворно — отпечатался Его образ. Когда слуга доставил это полотенце в Эдессу, царь, приложившись к нему, получил исцеление, и уверовал во Христа. Авгарь хранил чудотворный образ в своем дворце как величайшую святыню. Но наследники царя вернулись к язычеству, и христиане замуровали чудесный образ в нише городской стены. Через четыре столетия, во время осады города персами (545 г.), епископ Эдессы получил откровение о местонахождении Нерукотворного образа. По его указанию кирпичная кладка была разобрана, и жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток его на глиняной доске (черепице), закрывавшей нишу. Так в иконописи появились изображения Нерукотворного образа «на убрусе» (полотенце) и «на чрепии» (череице). Иногда Лик Христа изображается просто на золотом фоне.

На православных иконах Спас Нерукотворный изображен со спокойным, величественным выражением Лика и с открытыми глазами. На католических, напротив, лик Христа пишется страдальческим, часто с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови. Западное предание объясняет происхождение Нерукотворного образа так: праведная женщина Вероника, увидев Христа, когда Он шел с крестом на Голгофу, утерла своим платком Лик Его истекающий кровью Лик, ион запечатлелся нерукотворно на этом платке. Такой иконографический тип получил наименование «Плат св. Вероники». Иногда на иконах изображается святая жена, держащая в руках плат с образом Христа. Такие изображения появились в России не ранее конца XVII в.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель или Пантократор (греч.‘ο Παντοκράτωρ) — основной тип икон Христа. Этот образ есть в каждом православном храме: в куполе и возле Царских врат, в алтаре и в отдельно стоящем киоте, его изображают на священнических облачениях и на богослужебных книгах. Этот образ представляет Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Спас на престоле

Образ представляет Христа как царя и судию. Престол — символ царственной славы Спасителя. Нередко рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча, такой образ получил наименование дейсис (греч. Моление) или в древнерусском написании — деисус. — Разновидностью этой иконографии является икона «Спас в силах», представляющая образ Второго и Славного пришествия Христа в силе и славе. Сложная символика кругов и квадратов (образ вселенной) и символическое изображение различных ангельских чинов призвана показать образ Христа-Вседержителя, соединяющего в весь видимый и невидимый мир. Обычно такая икона занимает центральное место в иконостасе. Этот образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Образ Христа в детском или отроческом возрасте. Имя Эммануил переводится как «с нами Бог» (евр.), взято из пророчества Исайи о Христе: «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Как и на многих иконах Христа помимо букв IC ХС (Иисус Христос) в нимбе встречается начертание греческих букв οωN (Сущий, имя открытое Богом Моисею на горе Синай), они обозначают, что и в детском возрасте во Христе пребывает вся полнота Божества, ибо Христос — Единородный Сын Божий и Единосущий с Отцом.

Спас Благое Молчание

Эта икона изображает Иисуса Христа до Воплощения, в виде Ангела Великого Совета, как именует Его Св. Писание. Этот образ называют также София Премудрость Божия, ибо в Св. Писание Христос назван Словом Божьим (греч. Логос) и Божьей Премудростью (греч. София). На таких иконах в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда, которую образуют два квадрата: один обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском образе, с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.

Спас Ветхий денми

Это довольно редкий образ, встречается чаще не отдельно, а в составе композиций. Он представляет Христа с белыми (седыми) волосами, как старца (не путать с изображением Бога Отца, являющегося неканоническим и запрещенным соборами). В этом образе отражены эсхатологические представления Церкви, он восходит к книге пророка Данила и символизирует Божественную полноту и предвечность Христа.


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Икона "Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа"

Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама. больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус. и лик без убруса, т.н. Чрепие .

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия .

Перенесение в Константинополь

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа .

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную. где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, метонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи ".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церквной истории" и называет образ "богозданной иконой ".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Использованные материалы

  • "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа ", страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/aug16-perenesenie.html
  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М. 2008, стр. 25 - 27

Источники: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconostas_v02.htm, http://fb.ru/article/140116/ikona-spasitelya-chudotvornyie-ikonyi-pravoslavnaya-ikona---ikona-spasitelya, http://www.ikonu.ru/savior_icon/, http://www.st-alipy.ru/icon/jesus/?SECTION_CODE=jesus&PAGEN_1=3, http://drevo-info.ru/articles/588.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иконы образ спасителя