int(2106) иконы спасителя иисуса христа | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info






иконы спасителя иисуса христа


Иконы Спасителя

«Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Икона Иисуса Христа - это писанное в красках свидетельство Священного Писания и дошедших до нас исторических данных о земной жизни Богочеловека. Всеохватывающим описанием Иисуса Христа, которое нам дает представление и с которого пишутся иконы Иисуса Христа, является обобщающее описание монаха Епифания: «был весьма прекрасен видом (как глаголе пророк (Пс 44,3), «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же…. шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие…красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост, пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его. слегка суживающееся книзу, слегка покрывающиеся румянцем настолько, чтобы выказать благочестивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался».

Икона Спасителя всегда была особо почитаема Православной церковью. Написанные еще при жизни Богочеловека, они являются свидетельством Его участия в нашем спасении, в Его заботе о нас и любви к нам. Изображение Спасителя в образе человека является фактом Его человеческой природы, сочетающейся с Его божественной природой. Икона Спасителя несет огромное духовное наполнение, символизируя мир и благодать, повиновение Господу. Подарок Иконы Христа Спасителя станет хорошим подарком, который наполнит сердца и души Божественным Светом.


Иконы Иисуса Христа

Иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и иконы Богоматери есть в каждой церкви и в каждой верующей семье, ведь именно благодаря им живёт в сердцах и душах наших христианская вера. Как повествует один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин, богослов и защитник иконопочитания, самую первую икону Иисуса Христа. а точнее даже его портрет долго не могли написать живописцы по заданию одного из эдесских царей Авгара - такое сильное сияние исходило от лика Его. По преданию, Иисус Христос, чтобы помочь художнику, приложил холст к своему божественному лику, и на материи чудесным образом отпечатался Его образ. Позднее этот холст признали первой прижизненной иконой Христа и дали ему название Спаса Нерукотворного.

Особенности изображения икон Господа Иисуса Христа

Одной из главных особенностей в иконографии Иисуса Христа является Его необычный крестчатый нимб - нимб, в который вписано очертание креста. Изначально образы Иисуса Христа подписывали греческими буквами "Альфа" и "Омега", памятуя об Откровении Иоанна Богослова, где Господь Бог говорит о себе: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний". Позже на иконах Иисуса Христа появились две надписи: земное имя, подписанное как IC XC. и небесное имя "Сущий ", написанное на греческом, где каждая буква вписана в одну перекладину крестчатого нимба - ? ??

Одеяние Иисуса Христа на иконах практически всегда одинаковое: простая красная рубаха - хитон, которую сверху накрывает завязанный особым способом прямоугольный отрез ткани - синего цвета гиматий. Иногда на хитоне изображён клав - нарядная полоса ткани, идущая от плеча до нижнего края одежды, бывшая отличительным признаком людей благородного происхождения.

Основные образы Спаса Иисуса Христа

В православной традиции вариантов изображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на иконах очень много, но самыми часто встречаемыми и заметными являются следующие:

    Спас Вседержитель - икона такого типа изображают Иисуса Христа как Небесного Царя и Судью, неслучайно второе название этой иконы, Пантократор. переводится как "Всемогущий", "Всесильный". На иконах Спаса Вседержителя образ Иисуса может быть написан как в полный рост, так и поясно и оплечно. Отдельный иконографический образ Спаса Вседержителя - Господь Вседержитель на троне. или же, называемый иначе Спас на престоле. Престол на этой иконе выступает обязательным атрибутом царской власти, на котором во время Страшного Суда Иисус Христос будет судить людей. Спас в Силах - разновидность иконы Господь Вседержитель на троне. Господа Иисуса, восседающего на престоле, окружают бесплотные Силы небесные - Небесное Воинство, составленное из всех девяти ангельских чинов Спас Нерукотворный - он жеМандилион Чудотворный. На этих иконах пишется только лик Иисуса Христа, так как прообразом Спаса Нерукотворного стала самая первая икона Иисуса Христа, хранившаяся в Эдессе. Икона эта являлась куском материи, закрепленной на деревянной основе. По преданию, Спаситель просто приложил холст живописца к лицу Своему, и на ткани проявился лик Его. Различают две самые распространённые разновидности Спаса Нерукотворного - Спас на убрусе и Спас на чрепии. он же Керамида. Особенностью иконографии Спаса на убрусе является фон, на котором виден нерукотворный Лик Спасителя - убрус, что на старославянском языке значит платок, полотенце. В Керамиде фоном является черепичная или кирпичная кладка. Согласно легенде о Спасе на чрепии, на кирпичной кладке ниши, скрывавшей в себе икону Спаса Нерукотворного, проступил лик Его. Спас Эммануил - иконы Господа Иисуса Христа в отроческом возрасте. "Эммануил" в переводе с иврита означает "С нами Бог!". Считается, что появление образа Спаса Эммануила связано с осуждением взглядов Архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего Божественную сущность Иисуса Христа до крещения его Иоанном Крестителем. Особенностью этого типа икон является не по-детски серьёзный и мудрый взгляд Иисуса. Царь Славы - поясное изображение умершего Иисуса Христа, находящегося в гробе. Отсюда второе название этого иконографического типа - Христос во гробе. Глаза Спасителя закрыты, голова склонена набок, ладони в ранах от гвоздей, которыми Он был прибит к кресту. Не рыдай Мене Мати - изображение умершего Спасителя в гробе, которого оплакивает стоящая рядом Богородица. Как и в Царе Славы, руки Иисуса бессильно скрещены, голова наклонена, глаза прикрыты. За спиной у Иисуса виден Животворящий Крест, рядом с которым иногда изображают орудия Страстей Христовых. Деисус - композиция из Богоматери, Иоанна Предтечи и Иисуса Христа в образе Господа Вседержителя, находящегося в центре иконы. На иконе деисусного чина Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Господу Богу за род человеческий, держа руки в жесте молитвенного заступничества. В домашних иконостасах иногда встречается Деисус, в котором Иоанна Предтечу заменил Святой Николай Чудотворец, столь почитаемый христианами всего мира.

Иконы Спасителя

Иконы Христа - воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: «. Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. »

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как «облако», «туман», «ореол». Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий», сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - «совершенный человек по человечеству». Нимб передает то, что Христос и «совершенный Бог по Божеству».

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа «Спас на убрусе» лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы «Спас на чрепии» объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на «доску негниющу» и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах «Спас на чрепии» нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме». (Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в Cилах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с «Пантократором» и «Спасом на престоле», но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник»). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким он был на земле, а -»Спас в силах» - таким, каким он придет в конце времен, то «Спас Благое Молчание» - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Символические именования Христа

Христос Ветхий Деньми

Христос Ветхий Деньми (Ветхий Денми, Ветхий Днями) - изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий Деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила (Дан 7: 9, 13) Бог описывается в виде старца. Понимание библейского Ветхого Деньми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображение Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого Деньми.

Первые изображения Христа Ветхого Деньми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Ангел Великого совета

Ангел Великого совета - одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других).

Благое Молчание

Спас Благое Молчание - иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не кресчатый, восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида), нимб Господа Саваофа

Добрый Пастырь

Добрый Пастырь - символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегортческом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, - с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк 15:3 7).

Лоза Истинная

Спас Лоза Истинная - редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин15:5). В ранних вариантах (15 век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII-XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «. », что, собственно и означает «виноградная лоза».

Спас Недреманное Око

Спас Недреманное Око - особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем - летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт49:8,9, Откр 5:5и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с ХIV века одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Спас Иерей

Спас Иерей (Христос Священник) - символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 Псалом: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека…» (Пс. 109, 4). В киевском соборе Святой Софии в апсиде над Горнемместом находится мозайческое изображение Христа Священника в круглом медальоне. Христос изображается почти безбородым молодым человеком, на Его голове выстрижено гуменцо. Фреска «Христос Иерей» входила в цикл росписей церкви Спаса на Нередице (в нише под нижним окном алтарной апсиды). Изображения Христа Священника не прослеживаются позднее XIII в. далее их сменяет иконографический тип Спаса Великого Архиерея. Размещение образов в алтарной апсиде указывает на направленность изображений священнослужителям. Очевидно, одна из функций образа - служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа.

Вели?кий Архиере?й

Вели. кий Архиере. й - символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветном пророчестве, (Пс CIX, 4), комментируемом апостолом Павлом (Евр V, 6).

В иконописи Великий Архиерей - изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Так, существует устойчивая иконография Царя Царей - Великого Архиерея, сочетающая царский и священнический титулы Христа.

Царь Иудейский

Христос Царь Иудейский - композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. См. Ecce homo и Муж скорбей.


Центральная Россия (903) 743-3248

Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248

Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248

Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248

Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248

Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248

Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248

Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл


Иконы Иисуса Христа

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Быстрый поиск икон Иисуса Христа по части названия

Ищем

Примеры: поиск "госп" в базе икон отобразит "Вознесение Госп одне", "Распятие Госп ода Иисуса Христа", "Хвалите Госп ода С Небес " и другие подобные иконы.


Источники: http://icon-art.com.ua/ru/ikony-spasitelya/, http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/ikoni-iisusa-christa.html, http://www.svershinin.ru/ikoni_spasitelya.html, http://www.ikonu.ru/savior_icon/, http://pravicon.com/iNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
иконы спасителя иисуса христа