int(957) изображение христа на иконе | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info






изображение христа на иконе


Изображения Иисуса Христа

В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи, её идеология сместилась в сторону от ветхозаветного канона, описывающего Мессию Христа как принявшего на себя, в том числе внешне, все язвы человечества, в сторону прославления одухотворённого прекрасного образа Спасителя. Появились сочинения с подробным описанием облика Христа, в том числе датируемые временем его жизни (письмо Публия Лентула), которые следовали уже сложившейся в иконографии традиции.


В Библии

В Новом Завете многие воспринимают Христа как обычного человека, странника, сына простого плотника: «не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:22). «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк.6:3). «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин.10:33). Поэтому Его обвиняют в богохульстве за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим (Мк.14:61-62, Ин.10:33).

В Откровении даётся описание преображённого образа Христа: «Я увидел подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный… и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей» (Откр.1:12-16). В Ветхом Завете, в пророчестве Исаии о будущем Мессии, призванном принять на себя грехи человечества и обезобразиться этим, говорится: «Нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.» (Ис.53:2). Эти слова цитировал для описания не столько внешности, сколько символического облика страдающего Иисуса Юстин Мученик во II веке.[26] Подробнее см. Муж скорбей.

Христианские каноны в изображении

Основная статья: Иконография Иисуса Христа

Историю создания первого портрета Иисуса Христа передал в виде Предания один из последних Отцов Церкви Иоанн Дамаскин:

«Царствовавший в эдесском городе Авгарь [Авгарь V бар Ману Уккама] послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию».[27]

Икона Спаса Нерукотворного — канон для написания лика Христа — была написана по легенде с этого куска материи. Впервые об иконах с изображением Христа, изготовленных сектой карпократиан, упоминает во 2-й половине II века Ириней Лионский.[28] Изображение Христа на иконах, фресках и мозаиках с ранних времён следует определённому прототипу, несколько видоизменяясь в соответствии с развитием техники живописи и местными условиями. По описанию канонического облика Христа и историчности его образа см. статью Иконография Иисуса Христа.

В VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против культа почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество). Результатом этого движения, повторявшегося и позднее, стало уничтожение тысяч икон, мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Однако в конечном итоге победили последователи иконопочитания. На VII вселенском соборе в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви — иконопочитание. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Современные исследования

Изображение лица на Туринской плащанице (негатив)

Существует не получившая в научных кругах однозначной оценки версия, согласно которой на Туринской плащанице каким-то чудесным образом оказался запечатлённым лик Иисуса Христа во время его воскрешения из мёртвых.[29]

Туринская плащаница представляет собой часть древнего полотна чуть больше четырёх метров в длину и метра в ширину с отпечатком человеческого тела. По евангельскому рассказу Иосиф Аримафейский, попросил у Пилата тело умершего Христа, «обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк.15:46).

Независимые исследования, проведённые методом радиоуглеродного анализа, датировали возраст Туринской плащаницы в диапазоне XII—XIV веков[30], выводы экспертиз оспариваются некоторыми учёными — директор Института криминалистики ФСБ России д.т.н. А. В. Фесенко, директор Российского центра Туринской плащаницы А. В. Белякова, начальник отдела Института криминалистики ФСБ к.х.н. Ю. Н. Тилькунова, начальник отдела Министерства юстиции РФ к.х.н. Т. П. Москвиной «К вопросу о датировании Туринской плащаницы», первоначально опубликованная в Вестнике РАН[31]. Авторы статьи утверждают, что поскольку плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения верующих, что методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Введённые в 1532 году в ткань 7 % масла по расчётам авторов могли сдвинуть дату создания плащаницы на 1300 лет назад.[31]

Им возражает с. н. с. Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ, к. ф.-м. н. астроном В. Г. Сурдин, который в статье «Ошибка при решении элементарной задачи» (Вестник РАН) пишет, что возможность существенного искажения радиоуглеродного возраста Туринской плащаницы, доказываемая Фесенко и соавторами, основывается на грубой математической ошибке.[32][33]

Литературную реконструкцию образа Спасителя можно найти в исследовании главного научного сотрудника Государственного Эрмитажа Сапунова Б. В. в его труде «Земная жизнь Иисуса»[34]. Образ Христа воссоздан по методу так называемой «Теории свидетельских показаний», используя агиографические тексты из известных источников: «Послание к Византийскому императору Феофилу» (829—842 гг.), «Житие Андрея Первозванного» монаха Епифания (IX век) и так называемое «Письмо проконсула Лентула императору Тиберию и Римскому Сенату» (см. цитаты из источников в Иконография Иисуса Христа). По описанию Сапунова был составлен фоторобот[35].

Как светские, так и церковные историки считают достаточно подробное описание внешности Христа в указанных источниках не связанным с отображением реального облика Христа и, вероятно, основанным на сложившейся в иконографии стилистикой изображения Христа. Например, Чарльз Хаккетт, директор отдела епископальных исследований Богословской школы им. Кандлера (Атланта), полагает, что «он, видимо, был гораздо больше похож на смуглого (в оригинале „a darker-skinned“ — темнокожего) семита, чем привыкли изображать на Западе»[36].


ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV — IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях.

Описание монаха Епифания (начало IX в.): Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человb ческихъ“), ростомъ же или тb леснымъ возвышенiемъ шести полныхъ футъ; русые имb я волосы и не особенно густые, скорb е напоминавшiе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свb тлыя и блестящiя (подобно тому, какъ разсказываетъ исторiя о праотцb Его Давидb (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дb тище бb. и черменъ и лb пъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокiй, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имb я длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человb ческая, кромb Матери Его, въ дb тскомъ Его возрастb ; съ легкимъ склоненiемъ выи, настолько, чтобы не вполнb прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвb та тb ла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткiй обычай и во всемъ безгнb вную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягненка (агнца ) (Ин. 1:29), пеликана, рыбы, якоря и т. п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Свое развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в. в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему кресчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Iсус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи IИС ХС. не получившие широкого распространения.

Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий .

Иконографические типы

Спас Нерукотворный. Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображен в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отер им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов — Чрепие или Керамида — изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип «Плат Вероники», где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

Спас Вседержитель (Пантократор). Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне. по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие. правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах. стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Спас Эммануил. Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

Царь царем. Царь царем, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих" (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы. в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии "Архиерей Великий - Царь Царей".

Великий Архиерей. Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Не рыдай Мене, Мати. Не рыдай Мене, Мати. (Пьета) — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнаженное тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

Христос Ветхий Денми. Изображение Христа в облике седовласого старца.

Ангел Великого совета. Одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день седьмый. " и др.)

Благое Молчание. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.

Добрый Пастырь. Спаситель изображен в виде пастуха, окруженного овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.

Лоза истинная. Христос окружен лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.

Недреманное Око. Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.

Спас иерей - Христос в облике священника.

Царь Иудейский - Спаситель в терновом венце и багрянице.

Литература
  • Н. П. Кондаков. Иконографiя Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. Томъ. I. СПб. Комитет попечительства о русской иконописи. 1905. Репринт. М. «Паломникъ». 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М. Изд-во «Паломникъ», 2001.- 224 с. ил. ISBN 5-87468-110-8
  • Ю. Г. Бобров Основы иконографии древнерусской живописи. СПб. Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. ил. (Малая история культуры) ISBN 5-86457-024-9

Иконы Иисуса Христа

Иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и иконы Богоматери есть в каждой церкви и в каждой верующей семье, ведь именно благодаря им живёт в сердцах и душах наших христианская вера. Как повествует один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин, богослов и защитник иконопочитания, самую первую икону Иисуса Христа. а точнее даже его портрет долго не могли написать живописцы по заданию одного из эдесских царей Авгара - такое сильное сияние исходило от лика Его. По преданию, Иисус Христос, чтобы помочь художнику, приложил холст к своему божественному лику, и на материи чудесным образом отпечатался Его образ. Позднее этот холст признали первой прижизненной иконой Христа и дали ему название Спаса Нерукотворного.

Особенности изображения икон Господа Иисуса Христа

Одной из главных особенностей в иконографии Иисуса Христа является Его необычный крестчатый нимб - нимб, в который вписано очертание креста. Изначально образы Иисуса Христа подписывали греческими буквами "Альфа" и "Омега", памятуя об Откровении Иоанна Богослова, где Господь Бог говорит о себе: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний". Позже на иконах Иисуса Христа появились две надписи: земное имя, подписанное как IC XC. и небесное имя "Сущий ", написанное на греческом, где каждая буква вписана в одну перекладину крестчатого нимба - ? ??

Одеяние Иисуса Христа на иконах практически всегда одинаковое: простая красная рубаха - хитон, которую сверху накрывает завязанный особым способом прямоугольный отрез ткани - синего цвета гиматий. Иногда на хитоне изображён клав - нарядная полоса ткани, идущая от плеча до нижнего края одежды, бывшая отличительным признаком людей благородного происхождения.

Основные образы Спаса Иисуса Христа

В православной традиции вариантов изображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на иконах очень много, но самыми часто встречаемыми и заметными являются следующие:

    Спас Вседержитель - икона такого типа изображают Иисуса Христа как Небесного Царя и Судью, неслучайно второе название этой иконы, Пантократор. переводится как "Всемогущий", "Всесильный". На иконах Спаса Вседержителя образ Иисуса может быть написан как в полный рост, так и поясно и оплечно. Отдельный иконографический образ Спаса Вседержителя - Господь Вседержитель на троне. или же, называемый иначе Спас на престоле. Престол на этой иконе выступает обязательным атрибутом царской власти, на котором во время Страшного Суда Иисус Христос будет судить людей. Спас в Силах - разновидность иконы Господь Вседержитель на троне. Господа Иисуса, восседающего на престоле, окружают бесплотные Силы небесные - Небесное Воинство, составленное из всех девяти ангельских чинов Спас Нерукотворный - он жеМандилион Чудотворный. На этих иконах пишется только лик Иисуса Христа, так как прообразом Спаса Нерукотворного стала самая первая икона Иисуса Христа, хранившаяся в Эдессе. Икона эта являлась куском материи, закрепленной на деревянной основе. По преданию, Спаситель просто приложил холст живописца к лицу Своему, и на ткани проявился лик Его. Различают две самые распространённые разновидности Спаса Нерукотворного - Спас на убрусе и Спас на чрепии. он же Керамида. Особенностью иконографии Спаса на убрусе является фон, на котором виден нерукотворный Лик Спасителя - убрус, что на старославянском языке значит платок, полотенце. В Керамиде фоном является черепичная или кирпичная кладка. Согласно легенде о Спасе на чрепии, на кирпичной кладке ниши, скрывавшей в себе икону Спаса Нерукотворного, проступил лик Его. Спас Эммануил - иконы Господа Иисуса Христа в отроческом возрасте. "Эммануил" в переводе с иврита означает "С нами Бог!". Считается, что появление образа Спаса Эммануила связано с осуждением взглядов Архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего Божественную сущность Иисуса Христа до крещения его Иоанном Крестителем. Особенностью этого типа икон является не по-детски серьёзный и мудрый взгляд Иисуса. Царь Славы - поясное изображение умершего Иисуса Христа, находящегося в гробе. Отсюда второе название этого иконографического типа - Христос во гробе. Глаза Спасителя закрыты, голова склонена набок, ладони в ранах от гвоздей, которыми Он был прибит к кресту. Не рыдай Мене Мати - изображение умершего Спасителя в гробе, которого оплакивает стоящая рядом Богородица. Как и в Царе Славы, руки Иисуса бессильно скрещены, голова наклонена, глаза прикрыты. За спиной у Иисуса виден Животворящий Крест, рядом с которым иногда изображают орудия Страстей Христовых. Деисус - композиция из Богоматери, Иоанна Предтечи и Иисуса Христа в образе Господа Вседержителя, находящегося в центре иконы. На иконе деисусного чина Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Господу Богу за род человеческий, держа руки в жесте молитвенного заступничества. В домашних иконостасах иногда встречается Деисус, в котором Иоанна Предтечу заменил Святой Николай Чудотворец, столь почитаемый христианами всего мира.

Иконы Христа Спасителя

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: ". Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. "

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.


Иконы Иисуса Христа

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Быстрый поиск икон Иисуса Христа по части названия

Ищем

Примеры: поиск "госп" в базе икон отобразит "Вознесение Госп одне", "Распятие Госп ода Иисуса Христа", "Хвалите Госп ода С Небес " и другие подобные иконы.


Источники: http://vorotila.ru/Antikvariat-i-predmety-iskusstva/Izobrazheniya-Iisusa-Hrista-i80907, http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/word_iisus_hristos.htm, http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/ikoni-iisusa-christa.html, http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikony_hricta_cpacitela.htm, http://pravicon.com/iNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
изображение христа на иконе