int(1331) нерукотворная икона иисуса христа | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info






нерукотворная икона иисуса христа


Икона: Иисус Христос в образах рукотворных и нерукотворных

Кого чаще всего изображает икона? Иисус Христос – главная фигура, которую писали и продолжают писать художники-церковники. Более 200 лет продолжался конфликт между отцами христианской веры по поводу дозволенности изображать образ Бога. Одна сторона называла это язычеством и кощунством, ссылаясь на запрет сотворения идолов. Другая аргументировала свое решение тем, что икона не является божеством, а позволяет несовершенному человеку приблизиться к непостижимому путем его олицетворения. Кто из них победил, становится понятно при посещении любого храма.

Начало иконописи

Как возникла первая икона? Нерукотворный образ Иисуса Христа появился, когда он вытер свое лицо куском ткани (платом), на котором после того образовалось волею Божьей его изображение. Так гласит предание. Царь Авгарь, правивший Осроеной, исцелился при помощи этого лика от страшной болезни - проказы. А само полотно стало истоком для ряда икон «Нерукотворный Спас». Самая древняя икона, которая существует и в наши дни, датируется 15-м веком. Она была написана восковой краской и хранится в одном из египетских монастырей.

Все христианство буквально пронизано символикой и потаенным смыслом. В буквальном значении не рассматривается сегодня ни Писание, ни икона. Иисус Христос также на изображениях окружен аллегориями. Особенно часто это встречалось, когда иконопись в христианстве только зарождалась. Также этот прием был актуален во времена иконоборчества. Он позволял избежать гонений и наказаний за прославление изображений Спасителя. В то время его писали в образе птицы, которая, по мнению наших предков, выкармливала потомство своей плотью, – пеликана. А метафорический дельфин был «спасителем утопающих». Параллель со спасением грешных душ очевидна. Позже подобные уловки были запрещены, разрешена ставшая известной нам каноническая икона. Иисус Христос стал изображаться в том образе, который мы привыкли видеть в храмах.

Владыка земной и небесный

Чудесное явление

Одно из наиболее любимых на Руси изображений - Нерукотворный Спас - икона, Иисус Христос на которой является нам простым, близким и понятным. Обычно иконописцы изображали его мужчиной среднего возраста, с тонкими, четкими и правильными чертами лица. Одухотворенностью и спокойствием веет от него, наверное, потому так часто этот лик украшал собою знамена российских воинов. Фоном может быть ткань, завязанная вверху узлами, или кирпичная кладка. Второй вариант произошел как раз из той истории с больным царем. После выздоровления Авгарь крестился и стал христианином. Чудесный образ венчал ворота в город. После смерти правителя вернулось язычество, икона была замурована, а место это забыто. Спустя 4 сотни лет одному из епископов было видение о том, где следует искать Спас. За это время икона не пострадала и даже отзеркалилась на глиняной плите, покрывавшей ее.


Икона «Спас Нерукотворный»

Празднование 16/29 августа.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Этот образ, утверждает Священное Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса .

Первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его лик.

В книгах Нового Завета упоминания об этом событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков Церкви и в литургическом предании.

Имеется две истории об убрусе: восточная и западная.

Восточная связана со временем правления в сирийском городе Эдессе царя Авгаря, тело которого было поражено проказой. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство.

Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит.

Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот не силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя.

По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал сначала частичное исцеление, а после крещения проказа и вовсе исчезла. Сам образ стал очень почитаем в Эдессе.

Св.ап. Фаддей /один из 70-ти апостолов/, при посещении правителя Авгаря, написал следующие слова: “Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится”.

Плат был прибит на не гниющую доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус. Этим преданием объясняется появление иконы «Спас на чрепии». После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года. Константинопольский император Роман Лакапин в 944 году смог добиться выдачи этого образа и торжественно перенес его в Константинополь, где он находился до 1204 года. Затем эту икону захватили крестоносцы, но корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян.

Почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

В западной истории убруса повествуется о «праведной женщине Веронике, сопровождавшей Христа в Его крестном пути на Голгофу, из чувства сострадания подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. И чудесным образом образ Христа запечатлелся на ткани. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.

Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ).

На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Свидетельства о Нерукотворном образе

Первое письменное свидетельство о Нерукотворном образе на Востоке датируется IV веком. Согласно исследованиям им стало апокрифическое письмо Авгаря ко Христу и ответ Христа Авгарю, найденное в папирусах из Фаюма IV или V века и при раскопках в Эфесе в надписи на древнейшем дверном косяке одного дома.

Есть ссылки на удостоверение благочестивой аквитанской паломницы по святым местам Востока Сильвии, которая в конце V века получила от Едесского епископа списки посланий Авгаря и Господа.

Евсевий Памфил в I книге написанной им истории сохранил ответное послание Спасителя к Авгарю.

Историк Евагрий в 4-й книге своей «Церковной истории» передает рассказ об осаде Едессы в 544 году и чудодейственной помощи от иконы дочери персидского царя Хозроя. В греческой письменности с VI века распространилось множество записок, заметок, летописных преданий, повествований и поучений об убрусе. Они фиксировались, в том числе, и в Минеях. После 944 года с перенесением образа из Едессы в Константинополь появляется праздник в честь этого события, выпадающий на 16 августа. Император Константин Багрянородный пишет «Повествование о Нерукотворном образе Господа нашего Иисуса Христа и о перенесении его из Едессы в Царьград».

Свидетельство историка Евагрия: «Рассказывают, что дочь Хозроя была одержима бесом, который кричал, что не оставит ее, пока к ней не будет принесен из Едессы Нерукотворный образ Христа. Хозрой умолял едессян прислать ему образ в Ктезифонт, тогдашнюю столицу Персии. Жители Едессы, не желая отсылать своей святыни, сняли с образа копию, которую и отправили к Персидскому царю. Но едва послы перешли границу и вступили в пределы Персии, бес вышел из девицы. Обрадованный выздоровлением дочери, Хозрой в благодарность за это, наградил послов и отослал икону обратно в Едессу…»

Из рассказа Евагрия можно предположить, что подлинный Нерукотворный образ являлся единственным достоверным оригиналом для живописцев, изображавших Лик Спасителя. Видимо, иконописное предание об образе Христа под влиянием атмосферы гонений первых трех веков передавалось только верным христианам, поэтому оно не получило такого широкого распространения, как другие изображения Господа. Память о нем сохранилась в сознании Церкви.

Обоснование достоверности истории появления убруса напрямую связано с формированием канона иконографии Господа Иисуса Христа, и с самими богословскими основами иконопочитания.

Исследования академика Кондакова Н.П.


Икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается самой первой иконой в мире. Существует две истории. рассказывающие о происхождении чудесного образа, по которым сам способ получения лика Иисуса Христа не отличается, различны лишь обстоятельства, при которых это изображение было получено.

Первый вариант происхождения иконы Спаса Нерукотворного таков: в городе Едессе, столице небольшого государства Осроены (ныне юго-восток Турции) правил царь Авгарь Уккама(Абгар Чёрный)V. Авгарь одним из первых правителей в мире призвал всё население своего государства принять христианство, сам он очень уважительно относился к Христу и его вере, и даже предлагал сделать из Осроены центр христианской веры. В свои молодые годы Абгар V заболел чёрной, египетской проказой (той же болезнью, что и библейский многострадальный Иов ) и никак не мог излечиться, сильно страдая от болезни. Желая облегчить свои страдания, Абгар Уккама попросил своего придворного художника Ананию отвезти Иисусу письмо с приглашением и написать портрет Христа. Анания поехал в Иерусалим, чтобы нарисовать образ Спасителя с натуры. Но так велико было количество людей рядом с Иисусом, что художнику не оставалось ничего другого, как установить мольберт и холст на пригорке и издалека начать рисовать Христа. Естественно, что выразительно и точно написать Его лик, светящийся божественной силой и мудростью, у Анания не получалось. Спаситель, увидев художника, послал апостола Фому, чтобы тот привёл Ананию к Нему. Узнав про болезнь царя Авгаря и его послание, Иисус попросил Ананию отдать Ему холст. Приложив Своё лицо к материи, Спаситель отдал холст художнику. Тот взглянул и обомлел: на холсте чудеснейшим образом отпечатался невыразимо прекрасный божественный лик Иисуса Христа. Так появилась первая икона Спас Нерукотворный.

Царь Авгарь, получив портрет Иисуса Христа, припал к образу с молитвой и вскоре излечился от своей мучительной болезни. Позже царь поместил холст с ликом Спаса Нерукотворного над городскими воротами Едессы, скинув оттуда статую языческого божества. И много-много лет образ Иисуса Христа защищал от захватчиков столицу Осроены, служа в том числе и молитвенным образом для населения Едессы.

В 944 году чудесный холст перенесли в Константинополь при непосредственном участии византийского императора Константина VII Багрянородного. Там и находилась 200 лет икона Спаса Нерукотворного, пока крестоносцы, участвовавшие в Четвёртом Крестовом Походе, не разграбили Новый Рим, и не вывезли с собой икону. По преданию, образ Нерукотворного Спаса утонул вместе с кораблём, на котором увозили награбленное.

Второй же вариант возникновения образа Спаса Нерукотворного связан со Страстями Христовыми. в частности с эпизодом несения креста Спасителем. Святая Вероника, сопровождая Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу, отирала Его лицо от пота и крови льняным платком, посредством чего на нём отпечатался лик Спасителя. Этот платок и изображение на нём стали прообразом иконы Спаса Нерукотворного.

Иконография Спаса Нерукотворного делится на две основные разновидности: Спас на убрусе (Убрус) и Спас на чрепии (Чрепий или Керамида). хотя встречаются изображения лика Спасителя без фона. В образе Спаса Нерукотворного на убрусе лик Христа написан на фоне тканевого платка (убрус - это платок), из упомянутых выше двух преданий. В Керамиде лик Спасителя написан на фоне кирпичной кладки: по преданию образ Спаса Нерукотворного отпечатался на кирпичах, скрывавших нишу, в которой была спрятана икона Иисуса Христа.

Нерукотворный образ Спасителя отличается от образа Господа Вседержителя своим призывом к молящемуся: Спас взывает к гуманности, он не судит, а поддерживает, укрепляет духовные силы человека.

Молитва к иконе Спаса Нерукотворного помогает в исцелении болезней, в обретении и укреплении жизненных и духовных сил.

На этой странице Вы можете заказать икону Спаса Нерукотворного.


Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Икона "Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа"

Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама. больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус. и лик без убруса, т.н. Чрепие .

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия .

Перенесение в Константинополь

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа .

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную. где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, метонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи ".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церквной истории" и называет образ "богозданной иконой ".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Использованные материалы

  • "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа ", страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/aug16-perenesenie.html
  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М. 2008, стр. 25 - 27

Источники: http://fb.ru/article/130614/ikona-iisus-hristos-v-obrazah-rukotvornyih-i-nerukotvornyih, http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconostas_v02.htm, http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/spas-nerukotvorniy.html, http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=10&sid=342, http://drevo-info.ru/articles/588.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
нерукотворная икона иисуса христа