int(812) образ христа на иконе | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info






образ христа на иконе


Икона «Спас Нерукотворный»

Празднование 16/29 августа.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Этот образ, утверждает Священное Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса .

Первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его лик.

В книгах Нового Завета упоминания об этом событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков Церкви и в литургическом предании.

Имеется две истории об убрусе: восточная и западная.

Восточная связана со временем правления в сирийском городе Эдессе царя Авгаря, тело которого было поражено проказой. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство.


Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит.

Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот не силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя.

По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал сначала частичное исцеление, а после крещения проказа и вовсе исчезла. Сам образ стал очень почитаем в Эдессе.

Св.ап. Фаддей /один из 70-ти апостолов/, при посещении правителя Авгаря, написал следующие слова: “Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится”.

Плат был прибит на не гниющую доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус. Этим преданием объясняется появление иконы «Спас на чрепии». После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года. Константинопольский император Роман Лакапин в 944 году смог добиться выдачи этого образа и торжественно перенес его в Константинополь, где он находился до 1204 года. Затем эту икону захватили крестоносцы, но корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян.

Почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

В западной истории убруса повествуется о «праведной женщине Веронике, сопровождавшей Христа в Его крестном пути на Голгофу, из чувства сострадания подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. И чудесным образом образ Христа запечатлелся на ткани. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.

Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ).

На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Свидетельства о Нерукотворном образе

Первое письменное свидетельство о Нерукотворном образе на Востоке датируется IV веком. Согласно исследованиям им стало апокрифическое письмо Авгаря ко Христу и ответ Христа Авгарю, найденное в папирусах из Фаюма IV или V века и при раскопках в Эфесе в надписи на древнейшем дверном косяке одного дома.

Есть ссылки на удостоверение благочестивой аквитанской паломницы по святым местам Востока Сильвии, которая в конце V века получила от Едесского епископа списки посланий Авгаря и Господа.

Евсевий Памфил в I книге написанной им истории сохранил ответное послание Спасителя к Авгарю.

Историк Евагрий в 4-й книге своей «Церковной истории» передает рассказ об осаде Едессы в 544 году и чудодейственной помощи от иконы дочери персидского царя Хозроя. В греческой письменности с VI века распространилось множество записок, заметок, летописных преданий, повествований и поучений об убрусе. Они фиксировались, в том числе, и в Минеях. После 944 года с перенесением образа из Едессы в Константинополь появляется праздник в честь этого события, выпадающий на 16 августа. Император Константин Багрянородный пишет «Повествование о Нерукотворном образе Господа нашего Иисуса Христа и о перенесении его из Едессы в Царьград».

Свидетельство историка Евагрия: «Рассказывают, что дочь Хозроя была одержима бесом, который кричал, что не оставит ее, пока к ней не будет принесен из Едессы Нерукотворный образ Христа. Хозрой умолял едессян прислать ему образ в Ктезифонт, тогдашнюю столицу Персии. Жители Едессы, не желая отсылать своей святыни, сняли с образа копию, которую и отправили к Персидскому царю. Но едва послы перешли границу и вступили в пределы Персии, бес вышел из девицы. Обрадованный выздоровлением дочери, Хозрой в благодарность за это, наградил послов и отослал икону обратно в Едессу…»

Из рассказа Евагрия можно предположить, что подлинный Нерукотворный образ являлся единственным достоверным оригиналом для живописцев, изображавших Лик Спасителя. Видимо, иконописное предание об образе Христа под влиянием атмосферы гонений первых трех веков передавалось только верным христианам, поэтому оно не получило такого широкого распространения, как другие изображения Господа. Память о нем сохранилась в сознании Церкви.

Обоснование достоверности истории появления убруса напрямую связано с формированием канона иконографии Господа Иисуса Христа, и с самими богословскими основами иконопочитания.

Исследования академика Кондакова Н.П.


Икона Спасителя. Чудотворные иконы. Православная икона - икона Спасителя

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.


Иконы Иисуса Христа

Иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и иконы Богоматери есть в каждой церкви и в каждой верующей семье, ведь именно благодаря им живёт в сердцах и душах наших христианская вера. Как повествует один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин, богослов и защитник иконопочитания, самую первую икону Иисуса Христа. а точнее даже его портрет долго не могли написать живописцы по заданию одного из эдесских царей Авгара - такое сильное сияние исходило от лика Его. По преданию, Иисус Христос, чтобы помочь художнику, приложил холст к своему божественному лику, и на материи чудесным образом отпечатался Его образ. Позднее этот холст признали первой прижизненной иконой Христа и дали ему название Спаса Нерукотворного.

Особенности изображения икон Господа Иисуса Христа

Одной из главных особенностей в иконографии Иисуса Христа является Его необычный крестчатый нимб - нимб, в который вписано очертание креста. Изначально образы Иисуса Христа подписывали греческими буквами "Альфа" и "Омега", памятуя об Откровении Иоанна Богослова, где Господь Бог говорит о себе: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний". Позже на иконах Иисуса Христа появились две надписи: земное имя, подписанное как IC XC. и небесное имя "Сущий ", написанное на греческом, где каждая буква вписана в одну перекладину крестчатого нимба - ? ??

Одеяние Иисуса Христа на иконах практически всегда одинаковое: простая красная рубаха - хитон, которую сверху накрывает завязанный особым способом прямоугольный отрез ткани - синего цвета гиматий. Иногда на хитоне изображён клав - нарядная полоса ткани, идущая от плеча до нижнего края одежды, бывшая отличительным признаком людей благородного происхождения.

Основные образы Спаса Иисуса Христа

В православной традиции вариантов изображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на иконах очень много, но самыми часто встречаемыми и заметными являются следующие:

    Спас Вседержитель - икона такого типа изображают Иисуса Христа как Небесного Царя и Судью, неслучайно второе название этой иконы, Пантократор. переводится как "Всемогущий", "Всесильный". На иконах Спаса Вседержителя образ Иисуса может быть написан как в полный рост, так и поясно и оплечно. Отдельный иконографический образ Спаса Вседержителя - Господь Вседержитель на троне. или же, называемый иначе Спас на престоле. Престол на этой иконе выступает обязательным атрибутом царской власти, на котором во время Страшного Суда Иисус Христос будет судить людей. Спас в Силах - разновидность иконы Господь Вседержитель на троне. Господа Иисуса, восседающего на престоле, окружают бесплотные Силы небесные - Небесное Воинство, составленное из всех девяти ангельских чинов Спас Нерукотворный - он жеМандилион Чудотворный. На этих иконах пишется только лик Иисуса Христа, так как прообразом Спаса Нерукотворного стала самая первая икона Иисуса Христа, хранившаяся в Эдессе. Икона эта являлась куском материи, закрепленной на деревянной основе. По преданию, Спаситель просто приложил холст живописца к лицу Своему, и на ткани проявился лик Его. Различают две самые распространённые разновидности Спаса Нерукотворного - Спас на убрусе и Спас на чрепии. он же Керамида. Особенностью иконографии Спаса на убрусе является фон, на котором виден нерукотворный Лик Спасителя - убрус, что на старославянском языке значит платок, полотенце. В Керамиде фоном является черепичная или кирпичная кладка. Согласно легенде о Спасе на чрепии, на кирпичной кладке ниши, скрывавшей в себе икону Спаса Нерукотворного, проступил лик Его. Спас Эммануил - иконы Господа Иисуса Христа в отроческом возрасте. "Эммануил" в переводе с иврита означает "С нами Бог!". Считается, что появление образа Спаса Эммануила связано с осуждением взглядов Архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего Божественную сущность Иисуса Христа до крещения его Иоанном Крестителем. Особенностью этого типа икон является не по-детски серьёзный и мудрый взгляд Иисуса. Царь Славы - поясное изображение умершего Иисуса Христа, находящегося в гробе. Отсюда второе название этого иконографического типа - Христос во гробе. Глаза Спасителя закрыты, голова склонена набок, ладони в ранах от гвоздей, которыми Он был прибит к кресту. Не рыдай Мене Мати - изображение умершего Спасителя в гробе, которого оплакивает стоящая рядом Богородица. Как и в Царе Славы, руки Иисуса бессильно скрещены, голова наклонена, глаза прикрыты. За спиной у Иисуса виден Животворящий Крест, рядом с которым иногда изображают орудия Страстей Христовых. Деисус - композиция из Богоматери, Иоанна Предтечи и Иисуса Христа в образе Господа Вседержителя, находящегося в центре иконы. На иконе деисусного чина Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Господу Богу за род человеческий, держа руки в жесте молитвенного заступничества. В домашних иконостасах иногда встречается Деисус, в котором Иоанна Предтечу заменил Святой Николай Чудотворец, столь почитаемый христианами всего мира.

Иконы Христа Спасителя

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: ". Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. "

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.


Иконы Иисуса Христа

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Быстрый поиск икон Иисуса Христа по части названия

Ищем

Примеры: поиск "госп" в базе икон отобразит "Вознесение Госп одне", "Распятие Госп ода Иисуса Христа", "Хвалите Госп ода С Небес " и другие подобные иконы.


Источники: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconostas_v02.htm, http://fb.ru/article/140116/ikona-spasitelya-chudotvornyie-ikonyi-pravoslavnaya-ikona---ikona-spasitelya, http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/ikoni-iisusa-christa.html, http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikony_hricta_cpacitela.htm, http://pravicon.com/iNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
образ христа на иконе