int(898) воскресение христа икона | Иисус Христос Спаситель | Tsurganov.info






воскресение христа икона


Воскресение Иисуса Христа

Воскресение Иисуса Христа  — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является основной доктриной христианства .

Содержание

Пророчества о воскресении Христа

Ветхозаветные пророчества о Христе антиномичны. темы страдающего Мессии и грядущего во славе Царя часто сменяют одна другую. Наиболее отчётливо это выражено в пророчестве Исаии (Ис.53 ):

когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.



Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа. Севостьянова Юля.

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи — воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф 12, 39— 42; 16,4; Лк 11, 29—32 ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”. Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово. Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литературы:

  1. Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
  2. Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
  3. Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
  4. Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Севостьянова Юля

10 класс, Аничков лицей

Руководитель: Бианки А.М. Ранне А.А.


Впервые прочла такое об этой иконе.

Может быть местные музейщики решили так интерпретировать образ.

Однако в серьезной литературе по иконографии ничего подобного не встречается.

Карл Христиан Фельми, специалист по православной иконе с мировым именем, почётный член Московской Духовной Академии вот что пишет об этом лике Христа:

"Икона из Синайского монастыря заслуживает особого внимания. Речь идет о первом византийском станковом изображении, т.е. об иконе в общепринятом понимании этого слова, об изображении Христа, датируемом доиконоборческим периодом. Эта довольно крупная икона (84х45,5 см) написана в технике энкаустики, между тем как вскоре после окончания иконоборческого спора нормой в иконописи стало использование яичной темперы. Техника написания иконы лишний раз подтверждает многократно высказываемое предположение о близости ранних икон портретам мумий из оазиса аль-Файюм. Согласно утверждению Курта Вайцмана, данная синайская икона свидетельствует "о совершенном владении античной традицией" и в то же время "возвысить человеческое начало, создать впечатление отчуждённости и безвременности, связанных с представлением о Божестве. Чтобы избежать застылости выражения, художник намеренно использует асимметрию".

Поскольку ассимметрия касается не только разлета бровей и несколько набок спадающей бороды - черт, которые несомненно придают образу большую живость, - в изображении начинает отчетливо прослеживаться принцип "обратной перспективы", характерной для классической иконописи. При помощи обратной перспективы художник пытается показать людей и предметы одновременно с нескольких сторон, как если бы зритель обходил их вокруг. Таким образом, масштабы как бы задаются самим рассматриваемым объектом, а не человеком, смотрящим на него. В результате применения обратной перспективы предметы при удалении увеличиваются. При изображении лика Христа желание художника показать Спасителя с нескольких точек одновременно приводит к тому, что одна сторона (обычно это правая по отношению к смотрящему) пишется шире, чем другая (левая), чтобы хотя бы отчасти дать вид сбоку. Да и волосы на голове изображаются так, чтобы по правой стороне можно было догадаться, как они спадают на спину.

Следует заметить, что синайская икона изначально была более симметричной. По данным Курта Вайцмана, икона, найденная в 1962 году, была обрезана сверху и с обоих боков, причем "с левой стороны сильнее, чем с правой, поэтому фигура Христа по сравнению с первоначальным вариантом, оказалась расположенной не на центральной оси образа, что "негативно сказалось на иератическом характере иконы и нарушило ее симметрию".

"Иконы Христа"

« Последнее редактирование: 10.04.2007, 01:27:20 от Кристина Леонидовна »


Схема вышивки «Воскресенье Христа»

Схема

Нажмите на картинку «Оригинал», чтобы посмотреть фотографию из которой была сделана схема вышивки «Воскресенье Христа». Нажав на картинку «Предпросмотр» вы увидите приблизительный вид вышивки. В «Таблице цветов» дается расшифровка символов, используемых в схеме вышивки.


Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F1%EA%F0%E5%F1%E5%ED%E8%E5_%C8%E8%F1%F3%F1%E0_%D5%F0%E8%F1%F2%E0, http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/sosh2.htm, http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=23367.0, http://xrest.ru/overview/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0-66687/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
воскресение христа икона