int(1993) иоанн златоуст икона | Иоанн | Tsurganov.info




иоанн златоуст икона


Иоанн Златоуст

Житие святителя Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский - один из трех Вселенских святителей. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии- епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией».

Икона Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в храме Живоначальной Троицы в Листах города Москвы.

Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

Икона сятителя Иоанна Златоуста в житии. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике-науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на: праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

Избранные святые: Параскева Пятница Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. XV век. Псков.

Собрание Государственной Третьяковской галереи.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.

Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (.ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах, в 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сказал: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя».

В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу.

Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе в городе Сухуми). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу.

Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде, чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» - и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.


Изображения иконы Иоанн Златоуст, свт.

Страницы: [1] 2. Всего изображений: 47. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Русь. XVI.] Свт. Иоанн Златоуст с житием. Икона. Средняя Русь. Середина XVI века. 146 х 115. Из Федоровского собора Федоровского монастыря Переславля - Залесского. С 1926 в ПЗИХМЗ. Переславль - Залесский.


Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I

[греч. ???????? ? ???????????] (сер. IV в. Антиохия (ныне Антакья, Турция) - 14.09. 407, Команы Понтийские (около совр. сел. Гюменек близ г. Токат, Турция)), свт. (пам. 27 янв. 14 сент. 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (26 февр. 398 - 20 июня 404), отец и учитель Церкви.

Жизнь

И. З. оставил мало произведений, содержащих автобиографические сведения. Среди них - трактат «О священстве», в котором И. З. неоднократно говорит о матери и об антиохийском периоде своей жизни. Письма И. З. в основном относящиеся ко времени его 2-й ссылки, являются единственным источником сведений о 3-м периоде его жизни. Особый интерес представляет письмо И. З. Иннокентию I. еп. Римскому. Главными источниками жизнеописания святителя служат труды древнецерковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI; VII 25, 45), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VIII), еп. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. eccl. V), «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (BHG, N 870) и «Речь о жизни Иоанна Златоуста» (BHG, N 871), надписанная именем еп. Мартирия Антиохийского. «Диалог. » еп. Палладия Еленопольского, друга И. З. и очевидца последних событий его жизни в К-поле, был написан вскоре после смерти святителя, ок. 408 г. (др. т. зр.- незадолго до его смерти, во время ссылки, с целью оправдать его имя - Urbainczyk. 1997. P. 135). Существует неск. версий причины создания этого произведения. Во-первых, «Диалог. » мог быть задуман еп. Палладием как ответ на памфлет против И. З. еп. Феофила Александрийского (от памфлета сохр. лишь фрагменты на лат. языке - CPG, N 2677). Во-вторых, такая идея могла возникнуть у еп. Палладия под влиянием поездки в Рим к еп. Иннокентию с делегацией от И. З. в 405 г. Возможно, еп. Палладий взялся за написание этого сочинения ввиду начавшихся преследований сторонников И. З. Основной целью еп. Палладия была защита И. З. от обвинений и нападок его противников. При отборе материала автора интересовали в первую очередь сведения, связанные с низложением И. З. Однако подчеркнуто апологетический и риторический характер «Диалога. » ослабил его историческую значимость. Еп. Палладий противопоставляет 2 модели церковной власти на примере И. З. и еп. Феофила Александрийского. По жанру «Диалог. » представляет смешение исторического диалога, апологии и моралистического наставления. Композиционно он построен по тематическому принципу. По мнению Дж. В. Либешюца, рассказ еп. Палладия в нек-рых отношениях стоит предпочесть версиям Сократа и Созомена, т. к. еп. Палладий был очевидцем описываемого и приводит подлинное письмо И. З. ( Liebeschuetz. 1985. P. 11-12). Вместе с тем «Диалог. » недостаточно точен в последовательности событий и в топографических данных.

Житие И. З. (точнее, погребальное Слово - oratio funebris), дошедшее под именем Мартирия. еп. Антиохийского, и озаглавленное «Речь о жизни Иоанна Златоуста», было обнаружено в рукописи XIV в. (Marc. gr. VII 34) и издано в 1784 г. Дж. Л. Мингарелли ( Mingarelli G. L. Graeci codices manu scripti apud Nanios, patricios Venetos asservati. Bononiae, 1784. P. 337-338). В 1848 г. кард. Анджело Маи было издано окончание текста, найденное в рукописи Vat. gr. 633 ( Martyrius Antiochenus. De S. Joanne Chrysostomo // PG. 47. Col. XLIII-LII). В нач. XX в. был найден полный текст в рукописи XI в. (Paris. gr. 1519); до наст. времени он не издан и, как правило, цитируется по диссертации Ф. ван Оммеслаге ( Ommeslaeghe. 1974). Произведение было написано скорее всего в 407 г. через неск. недель после смерти И. З. для его почитателей и сторонников ( Idem. 1975. P. 483; Idem. 1977. P. 393-394). О подлинном авторе Жития известно, что его крестил и рукоположил И. З. а также что он был свидетелем к-польских событий, связанных с низложением И. З. Автор Жития приводит ценные сведения о К-поле и о столичном обществе кон. IV в. о взаимоотношениях И. З. и народа и об антизлатоустовской коалиции. Основной задачей автора Жития, как и еп. Палладия, было оправдать И. З. однако характер повествования первого более объективный и информативный, без упрощений и сокращений. Отражение исторической правды не отменяет почтительного отношения автора к И. З. Житие написано в панегирическом жанре, автор показывает незаконность большинства обвинений в адрес И. З.

В «Библиотеке» свт. Фотия. патриарха К-польского ( Phot. Bibl. 59), приводятся сведения и документы, касающиеся Собора «при Дубе» и судебного процесса над И. З. (единственный сохранившийся источник, в к-ром содержатся акты Собора, составленные оппонентами И. З. во главе с еп. Феофилом Александрийским). Акты Собора подтверждают сведения, сообщаемые в «Диалоге. » еп. Палладия и в Житии, надписанном именем еп. Мартирия, вплоть до текстуальных совпадений.

Отдельную группу представляют поздние агиографические источники. Первым агиографом И. З. считается Георгий I. патриарх Александрийский (изд. Halkin. 1977. P. 69-285; Phot. Bibl. 96; BHG, N 873; мнения исследователей о принадлежности этого Жития патриарху Георгию расходятся). Житие И. З. патриарха Георгия послужило основой дальнейшего развития житийной традиции И. З. Заимствованная у Сократа информация приводится в нем по большей части без изменений, сведения из «Диалога. » еп. Палладия дополнены и уточнены (напр. агиограф подробно пишет о причинах и последствиях конфликта И. З. с имп. Евдоксией ). В целом агиографическое начало превалирует над исторической точностью. Житие И. З. (BHG, N 872), написанное еп. Феодором Тримифунтским (2-я пол. VII в.), сохранилось в полной и краткой версиях (изд. PG. 47. Col. LI-LXXXVIII; Halkin. 1977. P. 7-44, 45-68). Неизвестно, было ли оно написано раньше или позже Жития Георгия Александрийского; версии расходятся во мн. деталях. В Житии обстоятельно рассказывается о причинах и развитии конфликта И. З. с имп. Евдоксией, однако встречаются необъяснимые факты: напр. в краткой версии (BHG, N 872d) местом рождения И. З. назван г. Амида рим. пров. Месопотамия, что умаляет историческую надежность текста.

По заказу имп. Константина VII Багрянородного было написано Житие И. З. Никитой Философом (BHG, N 876k; текст Жития не изд. содержится в ркп. Thessal. Vlatadon. 4. Fol. 77-155). За основу было взято Житие И. З. Георгия Александрийского, дополненное формулировкой закона, к к-рому святитель обращался в поисках справедливости (Ibid. Fol. 126va). Житие И. З. составленное Симеоном Метафрастом (BHG, N 875; изд. Vita et conversatio s. p. n. Joannis archiepiscopi Constantinopolitani // PG. 114. Col. 1045-1209),- более позднее и компилятивное (содержит выдержки из сочинений еп. Палладия, Никиты Философа, из письма И. З. еп. Иннокентию, и др.). Вероятно, оно базируется на несохранившемся Житии X в. как и др. Житие, дошедшее только в 1 рукописи (Ath. Vatop. 73. Fol. 1-29v) с утраченным началом (BHG, N 874h; изд. Ommeslaeghe. 1976. P. 326-356). Датировать последнее Житие можно X в.- после Жития, написанного Никитой Философом, но раньше Жития, написанного Симеоном Метафрастом. В этом тексте содержатся сведения, дополняющие Житие, надписанное именем еп. Мартирия (напр. § 46 - о возвращении И. З. из 1-й ссылки, § 65 - о смерти имп. Евдоксии). Автор Жития (Ath. Vatop. 73) уделяет много внимания стилю и включает отрывки из Жития, надписанного именем еп. Мартирия. Житие И. З. составленное Симеоном Метафрастом, менее лит. обработано, однако в нем использован ряд др. источников, в частности, приведены выдержки из писем И. З.

Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд. Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд. Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд. Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому. подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок.

К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд. Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений.

Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в. а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью.

Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского. к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

Изгнания И. З. вызвали появление псевдоэпиграфических текстов, к-рые способствовали либо оправданию И. З. либо его осуждению, или были написаны в целях пропаганды - в интересах церковных партий, имп. двора или отдельных людей. Нек-рые произведения были надписаны именем И. З. в частности гомилии, в к-рых имп. Евдоксия сравнивалась с Иезавелью или с Иродиадой. якобы послужившие поводом для враждебного отношения императрицы к И. З. Из 13 текстов, опубликованных Б. Монфоконом в издании творений И. З. ( Montfaucon. 1718-1738. T. 3. P. 379-514; PG. 52. Col. 388-528) под заголовком «Opuscula quae ad historiam motuum Constantinopolitanorum et ad exilium Chrysostomi spectant», подлинность 4 отвергается ( Aldama. 1965. N 18, 422, 434, 528), в отношении остальных сомнения в авторстве выдвигались еще издателями в XVII и XVIII вв.

Год рождения И. З. с точностью неизвестен. Исследователи предлагают разные датировки: между 344 и 354 гг. ( Wenger. 1974. Sp. 333), между 340 и 350 гг. ( Ettlinger. 1960), 344 или 345 г. ( Dumortier. 1951. P. 56; ActaSS. Sept. T. 4. P. 409), 349 г. ( Carter. The Chronology. 1962), 354 г. ( Baur. 1928; Festugiere. 1959. P. 412-414; Дж. Эттлингер считает эту датировку невозможной: Ettlinger. 1960). Согласно одной из совр. работ, посвященных И. З. он род. между 345 и 354 гг. ( Brandle. Jegher-Bucher. 1997. Sp. 428).


Обратите внимание!

Для каждой картины указана базовая цена. По этой цене Вы можете приобрести картину размером 10х15(размер чистого полотна), т.е. самый простой вариант. Также Вы можете выбрать подходящий Вам размер и рамку в выпадающем списке(белая строка выше).

Как сделать заказ:

1. В выпадающем списке(белая строка выше) нужно выбрать подходящий размер и рамку для картины.

2. Нажать под картинкой прямоугольник "Купить" - заказ попадает в корзину(корзина в правом углу под главной, большой, меняющейся картинкой), и так делать заказ по всем желаемым картинам, они все попадают в корзину.

3. Зайти в корзину(корзина в правом углу под главной, большой, меняющейся картинкой), проверить правильность заказа, и оформить заказ.

4. Заполнить поля, отправить заказ.

Дни памяти установлены Православной Церковью: 9 февраля - Перенесение мощей ; 12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей; 27 сентября - Преставление; 26 ноября .

Святой Иоанн Златоуст покровительствует тем профессиям, в которых важно обладать красноречием, в том числе работникам радио, адвокатам, проповедникам. Икона помогает человеку стать хорошим ораторам, сила слова которого способна оказывать значительное влияние на слушателей. Взрослым людям икона Святителя Иоанна Златоуста помогает решить психологические проблемы, детей она поддерживает в учебе. В доме, где находится образ святителя Иоанна Златоуста, будет царить благополучие. Его икона защитит от бедности, голода и жажды. Позаботится она и о хорошем психологическом состоянии всех членов семьи. Молитва, обращенная к святому, укрепляет в вере, развивает духовность, делает человека мудрее.

Молитва: "О святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным целомудрия светило, мужем трудолюбия наставник, старым незлобия учитель, иноком воздержания правило, молящимся вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим ума просветитель, ветиям доброглаголивым слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим милосердия звезда, начальствующим правления мудрого образ, правды ревнителям дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасаеши. Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидя ще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга. Аминь."


Источники: http://www.vidania.ru/ioannzlatoust.html, http://pravicon.com/icon-1942, http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=517&sid=358, http://www.pravenc.ru/text/540881.html, http://yantarua.com/catalog/icony/icon_imen/item729.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иоанн златоуст икона