int(932) история иконы владимирская богоматерь | История иконы | Tsurganov.info




история иконы владимирская богоматерь


Из истории Владимирской иконы Богоматери

". Егоже написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную Богородицу при животе Ея, и како божественая та икона бысть в Рустей земли, первое во граде Киеве, и в Вышеграде в церкви преславно на воздусе являяся, и како преиде во град Владимир и отнележе нарицашеся икона Владимерская, и еяже ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву. "


"Повесть на Сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. "

Владимирская икона Божией Матери, самая знаменитая и почитаемая святыня России, является вместе с тем древнейшим памятником в истории русской станковой живописи, одним из тех греческих образцов, которые положили начало древнерусскому иконописанию, во многом определив его основные особенности.

В образе этой иконы как бы идеально соединились эллинская внешняя красота и благородство типов с бесконечной глубиной духовного содержания.

Икона сохранила эти свойства благодаря дошедшей в первозданном виде живописи ликов Божией Матери и Ее Божественного Сына, тогда как окружающая их красочная поверхность принадлежит разным периодам более позднего времени.

Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.

В 1155 году, отправляясь на княжение в Ростовскую землю, сын Юрия князь Андрей, в дальнейшем прозванный Боголюбским, избирает вышгородскую святыню как свою покровительницу, забирает ее с собой, чтобы, богато украсив, поставить в построенный им в 1158–1161 годах Успенский собор во Владимире, новой столице северо-восточного княжества, которое станет называться Владимиро-Суздальским.

Во второй половине XII века, по-видимому, по инициативе Андрея Боголюбского, было составлено "Сказание об иконе", которая уже именуется "Владимирской". В тексте "Сказания" содержатся ценнейшие сведения о чудесах от иконы и о ее повсеместном почитании, о ее помощи князю Андрею в военном походе на волжских булгар, завершившемся блестящей победой (1164 год).

Летом 1174 года в результате заговора бояр Кучковичей князь Андрей был убит в своем загородном дворце в Боголюбове. Мятеж охватил и Владимир. Начались убийства и разграбления. И снова прибегают к помощи Богородичной иконы. Священник Микула (Николай), киевлянин, прибывший вместе с князем Андреем из Вышгорода и свидетель первых чудес от Владимирской иконы, обходит со святыней город, молится об умирении владимирцев, и мятеж прекращается. А когда тело князя Андрея понесли из Боголюбова во Владимир для погребения в Успенском соборе, Микула со священством и народом встречал скорбное шествие с Владимирской иконой у Серебряных городских ворот.

После смерти Андрея Боголюбского начались междоусобные столкновения ростовских, суздальских, рязанских князей из Мономахова рода за престолонаследие. Эти распри влияли и на последующую судьбу Владимирской иконы: князья разграбили Успенский собор, драгоценное вместилище святыни, а сама икона была отправлена в Рязань князю Глебу, родственнику Ярополка Ростиславича, оказавшегося в это время на Владимирском троне.

Владимирцам удалось изгнать Ростиславичей, и на Владимирское княжение были призваны братья покойного князя Андрея: Михаил из Чернигова, а после него – Всеволод Большое Гнездо. В Лаврентьевской летописи об этом говорится: ". сего же Михаила и брата его Всеволода избра Бог и Святая Богородица". Вновь, как при князе Андрее, пребывающая во Владимирском Успенском соборе икона, кроме почитания и прославления, испытала также бедствия разгромов и пожаров. В 1185 году, в большой городской пожар, Успенский собор, по летописным сведениям, выгорел вместе с сокровищами. Сведений о повреждении Владимирской иконы не дошло, но при расчистке в 1918–1919 годах от поновлений небольшие фрагменты живописных чинок-прописей обнаружены местами во втором по времени слое после первоначальной живописи – эти участки связывают с первой, "всеволодовой реставрацией".

Большой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов. "Святую Богородицу разграбиша. чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгим. " – сообщает летописец.

Новый период прославления чудотворной святыни начинается с конца XIV века и связан с молодой столицей Северо-Восточной Руси – Москвой.

В 1395 году, в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского и суздальской княжны Евдокии, митрополит Московский Киприан призывает в Москву древнюю родовую святыню Мономаховичей Владимирскую икону ввиду угрозы страшного нашествия Тамерлана.

В день Успения Пресвятой Богородицы, после службы в Успенском соборе, владимирцы с плачем провожали икону в Москву. Более десяти дней шел этот крестный ход. 26 августа (8 сентября) икону встречали в Москве, на Кучковом поле. Место встречи (сретение) было в память этого события ознаменовано основанием Сретенского монастыря, установлением ежегодного крестного хода, а улица получила название Сретенка.

В кремлевском Успенском соборе перед иконой беспрестанно возносились моления Богородице, и свершилось чудо: Тамерлан, не достигнув Москвы, внезапно отступил назад, в степь. Во время сна ему явился образ Светоносной Жены, заградившей путь на Москву, как о том повествует "Повесть о нашествии Темир-аксака (Тамерлана)".

Икона через некоторое время была возвращена во Владимир. Согласно источникам, она находилась там и в 1408-м, и в 1410 году, когда Владимир был разорен татарским царевичем Талычем и вновь ограблен драгоценный убор иконы.

По-видимому, во время пребывания иконы в Москве, до отправления во Владимир, с нее были сделаны списки-копии в размер первообраза, но с надставленными полями, которые расширяли первоначальный формат. Это произошло после поновления иконы, так как древний образ имел к этому времени утраты.

В "Остермановском" томе Лицевого летописного свода середины XVI века есть замечательная миниатюра, помещенная под 1408 годом. В этот год, согласно Троицкой летописи, по повелению Василия Димитриевича во Владимир прибывают знаменитые московские мастера "Даниил иконник да Андрей Рублев" для обновления росписи Успенского собора и создания нового иконостаса. На миниатюре, как считает большинство специалистов, изображены владимирский Успенский собор, высоко стоящий за крепостными стенами над приклязьменской поймой. В центре интерьера изображена как запрестольная, с небольшой подвесной пеленой, Владимирская икона Богоматери. Слева представлен великий князь, в беседном жесте простерший руки, справа – Даниил и Андрей Рублев с кистями в руках, одновременно работающие над иконой.

При всей условности изображения иконы и ее малом размере по отношению к листу, можно отметить, что это, по-видимому, древний образ, а не копия, созданная в это же время. На изображении четко просматривается основная композиционная особенность древней Владимирской иконы: левая рука Богородицы в деисусном положении поднята выше, чем правая, которой поддерживается снизу Младенец (эта рука едва намечена в миниатюре, так как по каким-то соображениям миниатюрист уменьшил высоту композиции, срезав нижнюю часть иконы).

Миниатюра Лицевого свода как исторический источник вносит существенное добавление к летописному известию 1408 года: во время работы во Владимире Даниил и Андрей Рублев обновляли икону Владимирской Богоматери. Реставрационное раскрытие иконы в 1918–1919 годах подтвердило присутствие фрагментов поновления иконы этими мастерами. В стилистическом отношении среди разновременных участков (чинок) живописи "рублевское письмо" четко выделяется своими особенностями. Это знаменитая "плавь", мягкая светотеневая моделировка "личного": на обнаженной шее и волосах Младенца, на Его левой обнаженной ступне и фрагментах правой, а также на правой руке Богоматери, держащей Сына. К этому же слою поновления относится нижняя часть одежды Христа и светлые охристые участки живописи на фоне иконы с красными монограммами.

Выше мы упоминали о создании московских списков-копий с иконы после ее поновления. Таких ранних списков начала XV века сохранилось два: один происходит из владимирского Успенского собора, где он простоял на месте унесенной в Москву святыни вплоть до революции, другой был оставлен в московском Успенском соборе и иногда именуется "запасным" – о нем известно, что он находился на амвоне собора вблизи царских врат, тогда как древняя икона, окончательно перенесенная в Москву в 1480 году, стояла в алтаре как запрестольная. Эти два списка практически совпадают по размерам с древней иконой (103 х 69) и совершенно тождественны между собой по иконографической схеме. Возможно, они писались одновременно, но разными мастерами. Каждый из этих списков обладает своей индивидуальностью, за которой угадывается творческое своеобразие мастера. Но вместе с тем эти два решения одного и того же образа по единой прориси как-то удивительно согласуются между собой и их можно сопоставить с живописью двух склонов большого свода в Успенском владимирском соборе. Южный склон связывается с работой Даниила, северный – Андрея Рублева.

На южном склоне – более монументальное решение с преобладанием графической манеры, на северном – более камерное и более живописное. Лики южного склона "укрупненные, с "боRльшей определенностью" характеристик; лики северного – более тонкие, созерцательные. Конечно, такое сопоставление икон и росписи не следует понимать прямолинейно, буквально, но различия, как и сходства, в них присутствуют, и эта согласованность решений как раз и наводит на мысль, что перед нами живопись двух мастеров, неоднократно работавших вместе, которые, сохраняя индивидуальность, оставались созвучными друг другу в рамках единого стиля. Специалисты, в силу обстоятельств более сосредоточенные на творчестве Андрея Рублева, "эталоном" стиля которого является икона "Троица", очень мало и редко пишут об индивидуальной манере Даниила, вычленить которую значительно сложнее. Но подобные случаи, как эти две иконы и как роспись двух склонов большого свода во Владимире, как раз и позволяют сделать такую попытку. Два мастера, называемые "содруги", работавшие над поновлением древней иконы, как это зафиксировано на миниатюре Лицевого свода, позже написали по списку с нее. Рублевский был отправлен во Владимир, Данииловский – оставлен в Москве.

БоRльшую известность получил владимирский список, связываемый с именем Андрея Рублева по образно-стилистическому содержанию, по приемам письма, по особенно тонко переданному созерцательному молитвенному состоянию Богоматери с опущенным взором, в отличие от первообраза, со взором, обращенным к предстоящему, исполненным бесконечной глубины и скорби.

"Сице и сий цельбоносный образ Владычицы Богородицы некогда от Палестины в Царствующем граде пребываше и от Царствующего града в едином корабли с Пирогощею купцем в нашу Русскую землю в град Киев принесен бысть ко благочестивому великому князю Георгию Владимеровичу Долгорукому Манамашю. "

"Повесть на Сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. "

Парные списки отмечены еще и тем, что в них изображение приобрело иную композиционную особенность: более уравновешенное, как бы пирамидальное решение. В первообразе композиция ассиметричная: левая сторона (от предстоящего) сильнее расширяется книзу, чем правая, а линия плеча Богоматери на противоположной стороне кажется более круто поднятой. Пространство фона слева и справа не равное: слева просторнее, справа как бы сужено. Существует мнение, что такая ассиметрия возникла в результате разновременных поновлений иконы, когда из-за утрат приходилось согласовывать сохранившиеся фрагменты, соединяя их не всегда искусным образом и иногда увеличивая или расширяя силуэт.

Возможно, слой поновления иконы рублевского времени был обширнее, чем дошедший до нас: поновления не всегда хорошо приживаются в организме иконы и требуют последующих реставраций, прописей.

На первообразе таким самым обширным поновляющим слоем явилась живопись 1514 года, осуществленная при митрополите Варлааме во время поновительских работ в Успенском соборе. Этот слой приходится на всю поверхность мафория Богоматери и на среднюю часть одежды Младенца, к нему относится живопись левой руки Богоматери, кончики пальцев правой, правая рука Младенца и фрагмент средней части (подъем) правой ножки (живопись рук и ноги потемнела, но, по-видимому, первоначально была сделана в тон предшествующей).

Описанная здесь современная живописная поверхность с соотношением разных слоев существует в таком виде после реставрации иконы в 1918–1919 годах, осуществленной известным еще с дореволюционных времен мастером-мстеряком Г.О. Чириковым под наблюдением видных исследователей древнерусской живописи А.И. Анисимова, И.Э. Грабаря и А.И. Грищенко. Избранный ими метод "фрагментаризации" осуществлялся таким образом, что расчистка от поновлений велась до последнего сохранившегося слоя. В результате икона сохранила цельность впечатления, а с другой стороны, наглядно предстала история ее поновлений в местах утрат. Слои этих поновлений датированы по особенностям стиля и соотнесены с известными историческими свидетельствами.

Об иконе, ее истории, иконографии, особенностях стиля существует обширная специальная литература. И, конечно, изучение ее будет продолжаться. Но есть вопрос, так или иначе встающий время от времени: если изучены и продатированы все слои живописной поверхности, самый ранний из которых (лики) определен как византийская, константинопольская живопись начала XII века, как тогда понимать предание об авторстве евангелиста Луки? В древнейшем тексте "Сказания о чудесах" эта легенда отсутствует. Первое известное упоминание об этом содержится в "Повести о нашествии Темир-аксака", ранние списки которой датируются XV веком. В некоторых из редакций этой повести говорится об иконе: "юже написа Лука евангелист". Более развернуто повествуется об авторстве апостола Луки в "Книге Степенной царского родословия", составленной как торжественная повесть-хроника богоспасаемого Русского государства в царствование Иоанна Грозного в середине XVI века. Уподобляя Москву Константинополю, предание о легендарной покровительнице византийской столицы иконе Одигитрии "письма евангелиста Луки" переносится на икону Богоматери "Владимирская", покровительницу Московского государства. Бытующие в большинстве стран христианского мира благочестивые предания о том, что евангелист Лука написал первые иконы Божией Матери, позже получившие названия Иерусалимской, Эфесской, Киккской, Одигитрии и Елеусы (Умиления), хорошо согласуются с ранней иконографической традицией, лежащей в основе Владимирской иконы. Иконография Елеусы, к которой восходит икона, оформилась в среде византийской культуры, сложившейся в XI–XII веках, но отдельные ее черты были известны значительно раньше, встречаясь в ранних памятниках Рима, коптском искусстве и других древнейших произведениях христианского Востока.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

По словам известного исследователя иконописания Л.А. Успенского, "авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их писали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой" ("Богословие иконы Православной Церкви", М. 1989, с. 29).


Икона Владимирской Богоматери. Владимирская икона Божией Матери: фото

Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она была написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своими родителями - Девой Марией и старцем Иосифом.

Описание иконы Владимирской Богоматери

Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии тянется к ней правой рукой, другой нежно обнимая за шею. Владимирская икона Божьей Матери - это единственный образ, на котором пяточка Младенца Иисуса повернута наружу так, что ее отчетливо видно.

На образе можно также разглядеть две надписи - монограммы, которые означают изображенных на иконе - Иисуса Христа и Матерь Божию.

Путешествие в веках

Икона Владимирской Богоматери насчитывает уже более 2000 лет. За все время своего существования этот образ не раз спасал русский народ. Вплоть до 5-го века н. э. икона находилась в Иерусалиме, затем перевезена в Византию. И лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом Юрию Долгорукому. В свою очередь, князь поместил икону в один из монастырей, находящийся недалеко от Киева. Считается, что уже с тех времен образ совершал настоящие чудеса - по ночам икона меняла свое местоположение, и даже летала по воздуху. Об этом вскоре узнал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Именно тогда юный князь решил, что для этой чудотворной иконы необходимо свое, отдельное место.

Андрей забирает образ Матери Божьей и направляется в Суздальскую землю. В пути князь служит перед иконой молебны. В ответ образ Пресвятой Девы проявляет множество чудес: слуга Андрея Боголюбского, попав в пучину, остается невредимым, а священник, отправившийся с ним в дорогу, выживает после того, как его затоптала лошадь.

Путь князя лежал через Владимирскую землю, пройдя которую, он не смог проехать дальше. Лошади, будто вкопанные, встали и не двигались с места. Когда князь и его путники попробовали запрячь других вороных, произошло то же самое. Андрей Боголюбский принял это как знак свыше. Князь стал усердно молиться Матери Божьей, которая снизошла к нему со свитком в руке, повелев оставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм.

Таким образом, Царица Небесная сама выбрала место пребывания своего образа - недалеко от города Владимира, у реки Клязьмы. С тех пор икона и стала называться Владимирской в честь чудесного явления Матери Божией.

Успенский собор

Строительство храма в честь Пресвятой Богородицы было закончено буквально за 2 года. Возведенный собор поражал всех своим великолепием и превосходил по своей красоте даже Софийский.

При возведении Золотых ворот во Владимире случилось несчастье: при укладке каменная стена упала на рабочих. Князь, узнав об этом, стал усердно молиться перед Владимирской иконой, которая спасала его не раз. И тогда Матерь Божия не оставила Андрея Боголюбского: когда разобрали все завалы, люди под ними оказались целыми и невредимыми.

Этот несчастный случай оказался предвестником будущих событий, ожидавших Успенский собор, - храм через 25 лет сгорел дотла.

Поход Андрея Боголюбского

Дальнейшая история иконы Владимирской Богоматери очень интересна и наполнена чудесами. Она оберегала князя до самой его кончины. Так, однажды Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар, взяв с собой святой образ. Перед битвой князь и воины совершил молебен. Одухотворенные, они отправились в бой, где смогли одержать победу. После битвы князь и воины прочитали благодарственный молебен - и случилось чудо: от иконы и Креста Господня сошел свет, озаривший всех. В этот же день в Константинополе это же божественное явление лицезрел император Мануил. После чудесного видения он смог разбить войско сарацин. В честь данного проявления небесных сил был установлен праздник в честь Животворящего Креста Господня, празднуемого 14 августа.

Когда в 1175 году Андрея Боголюбского убили, в Москве вспыхнул мятеж. Остановить его удалось только по милости Всевышних сил: настоятель одного из храмов взял образ Владимирской Божьей Матери и понес по городу, после чего волнения стихли.

Престольный праздник - 8 сентября

Память данного образа празднуется 3 раза в году. Первая дата - 8 сентября по новому стилю. В этот день был заложен Сретенский монастырь. Обитель начали возводить в честь встречи Владимирской иконы русскими войсками. В то время Русь подвергалась татарским набегам. Возглавлявший их Тамерлан был сильным противником. Русским войскам оставалось только надеяться на чудо. Великий князь Василий попросил митрополита Руси перенести священный образ из Владимира в Москву. Пока икона Владимирской Богоматери была в дороге, уверенному в своей победе Тамерлану приснился сон: будто идет на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. В страхе проснувшись от увиденного, воин рассказал о своем сне мудрецам, находившимся с ним в походе. Те объяснили Тамерлану, что приснившаяся Дева есть Матерь Христианского Бога и Заступница земли Русской. В тот момент татарский военачальник с ужасом понял, что его поход обречен на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушел вместе со своими войсками.

«Тихая» победа

Следующий праздник, посвященный Владимирской иконе, отмечается РПЦ 6 июля. В этот день произошло событие, которого долго ждали, - полчища татар бежали после 9 месяцев стояния на р. Угре. Как известно, перед битвой русские войска пришли на берег с Владимирской иконой. На противоположной стороне находились татары, не смевшие сдвинуться с места. Так долгое время обе стороны находились в бездействии. В итоге татары бежали. Русский народ приписывал эту «тихую» победу не себе, а Царице Небесной, благодаря которой последний бой с татарскими полчищами обошелся без жертв.

Удивительный сон инокини

Но враги успокоились ненадолго. Уже через 40 лет, в 1521 году, татары вновь устремились на Москву. Царь Василий пошел со своим войском к реке Оке. В неравном бою русские начали отступать. Татары осадили Москву. В эту же ночь одна из монахинь Воскресенской обители увидела удивительный сон - будто святители Петр и Алексей устремились через закрытую дверь Успенского собора, взяв с собой икону. Преодолев Кремлевские ворота, митрополиты встретили на своем пути Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Святые спросили, куда Алексей и Петр держат путь. Те отвечали, что им нужно покинуть город вместе с Владимирской иконой, так как жители Москвы забыли заповеди Господни. Услышав это, преподобные упали к ногам святителей, слезно моля не оставлять город. В итоге Алексей и Петр вернулись в Успенский храм через закрытую дверь.

Утром инокиня поспешила всем рассказать об увиденном сне. Люди, узнав о пророческом видении, собрались в храме и стали непрестанно молиться, после чего татарские войска отступили. Великий день спасения Москвы теперь запечатлен в веках - Православная Церковь празднует этот день 3 июня по новому стилю.

О чем молиться перед Владимирской иконой?

Считается, что в каждом доме должен находиться этот образ. Молясь перед Владимирской иконой, мы просим о примирении врагов, укреплении веры, защиты от раскола страны и нашествия иноплеменных.

Акафист перед образом

В молитве перед Владимирской иконой мы испрашиваем о даровании спокойствия в нашей стране и во всех городах, об укреплении православия и избавлении от войн, голода и болезней. «Будь нашей Заступницей и ходатайствуй о нас перед Господом», говорим мы, читая акафист. В молитве мы признаем, что Пресвятая Дева – наша единственная Надежда и Спасение, просьбы которой всегда слышит Ее сын. Перед образом Пресвятой Богородицы мы просим умягчить наши злые сердца и избавить нас от греха. В конце молитвы мы славословим Господа нашего Иисуса Христа, Предвечного Бога.

Списки с образа

Владимирская икона Божьей Матери проделал долгий путь во времени. В настоящий момент она находится в Третьяковской галерее и лишь на праздники она выносится для совершения крестного хода. Тем не менее, за время своего существования икона Владимирской Богоматери, фото которой вы можете увидеть в данной статье, была использована для создания чудотворных списков, каждый из которых получил дополнительное название. Например, Владимирская-Волоколамская икона была подарена монастырю этого города Малютой Скуратовым. Сейчас образ находится в музее имени Андрея Рублева. Также среди чудотворных списков можно отметить Владимирскую-Селигерскую, перенесенную на Селигер Нилом Столбенским.

Храм в честь Владимирской иконы

Данный собор расположен в Москве, в селе Виноградово. Это строение является уникальным, так как храм имеет треугольную форму. Многие приписывают создание собора известному русскому зодчему Баженову.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери был возведен в 1777 году. Интересен тот факт, что даже в годы гонений собор никогда не закрывался.

Во время Великой Отечественной войны храм Владимирской иконы Божьей Матери берег в своих стенах подлинную святыню - главу Сергия Радонежского. После победы ее вернули в обитель святого (Троице-Сергиеву Лавру), где она и находится до сих пор. За сохранение реликвии Храму Владимирской Божьей Матери была подарена частица мощей преподобного.

Собор Владимирской Иконы в Петербурге

Данный храм был построен в 18-м веке на месте бывшей деревянной церкви. Главными святынями ее убранства на сегодняшний день являются образ Владимирской Богоматери, икона Серафима Саровского с частицей его мощей и образ Господа нашего "Нерукотворный Спас". Церковь Владимирской иконы Божией Матери функционирует по сей день. Несколькими веками раньше его постоянным прихожанином был Ф. М. Достоевский.

Владимирская икона Божией Матери, история которой уходит корнями в далекие века, всегда защищала Русь, а теперь и Россию, от врагов и бед. Ведь именно поэтому наша страна - священная и богоизбранная.


Урок литературы в 6 классе: Икона Владимирской Богоматери. История появления, значение

Цели:

1. Дать понятие об иконе, учить внимательно рассматривать репродукции, высказывать свои впечатления от увиденного.

2.Познакомить учащихся со стихотворением М. В. Волошина «Владимирская Богоматерь».

3. Начать работу над составлением плана к сочинению.

4. Работать над выразительным чтением.

Ход урока.

1.  Проверка домашнего задания.

Пересказ притчи «Рождество Иисуса Христа».

2.  Изучение нового материала.

1)  Вступительное слово учителя.

В нашем учебнике на первом форзаце помещена цветная репродукция иконы Владимирской Богоматери. Что же такое «икона»?

Слово икона по-гречески означает «изображение, образ».

Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растёртыми на яичном желтке или специальном клее); у неё своё содержание, свой «язык», своё назначение: говорить людям о Боге, о вечном.

- Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

Ребёнок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребёнком. Но на иконе не просто мать и дитя, а Богоматерь с Христом. Мы узнаём об этом по золотым сияниям над их головами – нимбам. Одежды Христа – светлые, как бы струящиеся золотым сиянием. Это тоже знак божественного.

Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, что говорит о её царственном достоинстве. А всмотритесь в лик Богоматери: он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.

2)  Работа над репродукцией.

- Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, положение рук Богоматери. Из приведённых слов выберите такие, которые помогут вам выразить своё впечатление.

(На доске написаны слова: грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление ).

Искусствовед М. В. Алпатов так написал об иконе Владимирской Богоматери: «Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына».

- Согласны ли вы с этим словами?

Вглядываясь в лик Богоматери, мы понимаем, что она сохранила в своём сердце и славу, которую пели Богу0Младенцу простые пастухи, и пророчество Симеона о Его грядущей урестной смерти и о неминуемых страданиях для неё; увидели мы и глубокую нежность Матери, и ту божественную любовь. Которую проповедовал Христос, - всё это есть в иконе.

3)  Рассказ об иконе.

1)  Слово учителя.

Икону Богоматери, как драгоценный дар константинопольского патриарха, привезли в 1155 году из Византии в Киев. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Так ли это, или создана она византийским мастером 12 века, но икона эта – одно из самых знаменитых произведений мирового искусства.

Великий Князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И «вместо иных сокровищ, взял с собою греческий образ Матери, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных» (Карамзин Н. М. История государства Российского). Там, во Владимире, на высоком берегу Клязьмы, построил он в честь Богоматери Успенский собор. И засияла в том храме икона, и стала она называться Владимирской.

Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с её помощью, как он считал, одержал победу. Слава о чудотворной иконе разошлась далеко за пределы Владимиро-Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.

Летопись рассказывает о многих чудесах, связанных с этой иконой. Вот одно из них.

2)  Рассказ заранее подготовленного ученика .

«В 1395 году великий Тамерлан, завоевавший уже весь Восток, с четырёхсоттысячным войском пошёл на Русь. С ужасом слушали московские люди рассказы беженцев о несметных полчищах завоевателей, о том, как тысячи жителей городов и сёл угоняются в плен, в рабство. Вот враг уже прошёл саратовские степи и вторгся в рязанские степи, захватил город Елец и двинулся прямо к Москве.

Князь Василий Дмитриевич собрал войско, выступил к Коломне и готовился у берегов Оки встретить врага. Но войско князя намного меньше, чем у Тамерлана, своими силами ему с врагом не справиться. И повелел тогда князь отправить посольство во Владимир за чудотворной иконой. Владимирцы со слезами на глазах провожали свою святыню, и на всём пути люди выходили навстречу иконе и молились о спасении Руси.

И, как говорил летописец, произошло чудо. В тот самый час, когда в Москве торжественный крестный ход встретил эту икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушёл от Москвы. Это было 26 августа 1395 года».

3) Слово учителя.

С тех пор икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси. В 15 веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, и там поместил эту икону. Предание рассказывает, что она ещё не раз спасала Москву от врагов.

Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) увидел икону Владимирской Богоматери в московском музее. Тогда (в1918 г.) её только недавно отреставрировали: сняли с неё толстые слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясён этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на неё. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.

4)  Чтение стихотворения М Волошина «Владимирская Богоматерь»

учащимися.

1-й ученик :

Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Не ни сил, ни слов на языке…

Собранный в зверином напряженье,

Львёнок - Сфинкс к плечу Её прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья,

Весь - порыв, и воля, и вопрос.

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой, меняет выраженье.

1-й ученик :

Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец,

Не Печерский тёмный богомаз.

Древний Печерский монастырь близ Киева славился иконописцами, или, как их называли на Руси, богомазами.

В раскалённых горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощён,

2-й ученик :

Но из всех высоких откровений,

Явленных искусством,- он один

Уцелел в костре самосожжений,

Посреди обломков и руин:

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век,-

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междоусобий.

3-й ученик: И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесённый,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице выход потаённый.

Ты напутствовала перед концом

Воинов в сверканье литургии…

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев –

Степь в огне и разоренье сёл –

Ты, покинув обречённый Киев, 3

Унесла великокняжий стол.

И ушла с Андреем в Боголюбов, 4

В прель и глушь владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намёт шатровых куполов.

2-й ученик :

А когда Хромец Железный 5 предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему проходу не дал

И на Русь дорогу заступил?

3-й ученик. От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий…

Цепкие сбиратели земли…

В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы.

Литургия – обедня, церковное богослужение.

В 1240 году Киев разрушен Батыем, и уже с середины 12 века титул Великого князя перешёл к владимиро-суздальскому князю.

Боголюбов – городок, заложенный Андреем близ Владимира.

Хромец Железный – Тамерлан, завоеватель Средней Азии.

1-й ученик :

Здесь, в Успенском, в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Светлый Лик Премудрости-Софии,

Заскорузлый в скаредной Москве,

А в грядущем – Лик самой России-

Вопреки наветам и молве.

2-й ученик :

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

Нет в мирах спасительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

Фарватер – путь, по которому плывут корабли.

Речь идёт о революции 1917 года.

Предстательница – молитвами защищающая людей, покровительница, заступница.

Икона была реставрирована в 1918 году.

- Как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи?

- Каким чувством проникнуто стихотворение? Какова его главная мысль?

5) Самостоятельная работа.

- Составьте устный рассказ об истории иконы Владимирской Богоматери, используя материал обоих текстов, прозаического и стихотворного.

(Учащимся раздаётся распечатка стихотворения Волошина.)

- Вот примерный план изложения (можно составить собственный):

1) Происхождение иконы.

2) Как икона Владимирской Богоматери попала на Русь?

3) Владимиро-суздальская святыня.


???????????? ????? ?????? ??????

???????????? ????? ?????? ??????, ?? ????????, ???? ???????? ??? ??? ????? ?????????? ?????? ????????? ? ???????????? ????? ?? ????? ?????, ?? ??????? ????????? ??????? ??????? ????? ???????, ??? ????????? ?????? ? ????????? ????? ????????. ???? ????????? ???? ?????? ??? ????? ? ????????? ?? ??????????? ????: "????????? ?????????? ?? ???? ? ??? ? ??? ?????? ?? ?????".

????? 450 ???? ????? ????????? ?? ?????????? ? ???????????????, ? ?? ?????????? ????? ???? ????? ??????????????????? ???????? ???? ????????? ??????? ????? ? ??? ???????? ????? ????????? ???? ???????????, ??????? ???????? ?? ? ???????????? ???????? ????????? ???? ?????. ??? ???? ??????????? ?????? ??????????? ????? ?????? ???????????, ???????? ?? ???????? ?? ????????, ???? ? ????? ????? ??????????.

???????? ? ??????? ???? ? ????????? ???????? ?? ?????????, ??? ????? ??????????? ????????????; ????? ???????????? ?????????? ???????????? ? ????????? ????? ?? ???????? ?????????? ? ??????.

? 1164 ???? ???????????? ???????????? ????? ?????? ???????????? ? ??? ???????????? ?????? ?????? ???????? ??????. ??? ??????? ?? ????? ????????? ?????? 13 ?????? 1185 ????, ????? ?????? ???????????? ?????, ? ???????? ?????????? ??? ????????? ?????? ?????? ? 1237 ????.

????????? ??????????? ???????????? ???????????? ????? ??????????? ? ????? ???????????? ?????????? ?????? ?? ????????? ???????-????????? ??? ? ?????????? ?? ?????????? ???.

? 1395 ???? ???????? ??????? ? ??????? ?????? ?, ??????? ??, ?????????? ? ??????. ?????? ?????? ????, ??????? ????? ?????????? ??????? ??????????? ???????? ??? ????????? ? ???? ? ???????, ?? ?????? ???.

??????? ? ??????????? ???? ?????? ?????? ? ?????????; ??????? ????????? ???????, ??? ?????????? ??????? ????? ?????????? ????????? ? ?????. ????? ?????? ???? ????????? ? ?????? ???????????? ?????. ?? ???????, ?? ???????? ???? (???? ????? ????????), ?? ????????? ??????????, ???????????, ????????? ????? ? ?????, ????????????: "???? ?????, ????? ????? ???????!" ????? ????????? ? ????????? ?????. ? ??? ???????? ????? ???????? ???? ? ????? ?????; ?? ??? ??? ??????? ?????????? ???? ? ????????? ??????? ? ????????? ??????.

????????? ?????????? ???????, ???????? ???????? ???? ?????? ? ????? ?? ?????????? ????????, ???????? ??? ??????? ??? ??????. ? ?????? ???????? ????? ? ?????????? ?????? ?? ????????? ??????????? ???????????? 26 ???????/8 ????????.

???????????? 23 ????/6 ???? ??????????? ? ?????? ????????? ?????????? ??? ??? ?????? III ? ?????????? ?????? ? 1480 ???? ?? ????????? ???? ??????? ???? ??????.

??????? ?????????????, 21 ???/3 ????, ???????????? ?????????? ?????? ? 1514 ???? ? ? ??? ?? ???? ? 1521 ???? ?????????? ?????? ?? ????????? ?????????, ???????? ? ????????? ????? - ? ??? ??? ??? ??????-????? ?????? ???????? ?????? ? ???? ???? ?????????, ?? ???????? ???????? ?? ???????, ?? ???????? ?? ?????.

???? ? ?????????? ?????? ???? ??????????? ????? ????????? ??????????, ??? ??? ????????? ????????? ????? ?? ?????? ???? ?????? ????????? ?????? ?????? ??? ?????? ? ??????, ??????: "?????? ?? ????????? ?????????? ?????????? ?? ?????". ? ?????????????, ????? ??????????????? ????? ????? ???????? ??? ???? ?????.

?????????? ????????? ??? ? ??????? ???????? ????? ??????????? ?????? ? ???????? ???? ???????? ???????, ????? ?????? ???????? ????? ????????? ?????????: ???????-????????? ???? ? ????? ? ???????? ??????????? ????????? ????????? ? ???????? ??????.

????? ????????????, ???? ??????? ???????? ??????? ??????, ? ????????? ?????? ???????????? ?? ??????? ????, ?????????? ?????????????? ??????? ?????, ????? ????????? ??????? ?? ???????? ??????, ???????? ?????, ???????? ? ?????.

???? ??????????? ????? ???????? ? ????????????? ??????? ? ???? ? ????? ????????????? ??????????? ??? ??????????? ? ????????? ????? ??????.

??????? ????????? ?????????? ? ????? ??????????? ????? ?? ????????????

?????? 1

????????? ???????, ?????????? ?????, ???????? ?? ????????????? ????? ????, ????????? ????? ????????? ?? ???? ????, ????????. ?? ??, ??? ?????? ??????? ???????????, ??????? ? ????? ?????????? ???? ????????: ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

???? 1

?????????? ???? ?? ?????? ???????? ????????? ??, ?????????, ????? ????? ???????????????, ???? ??? ???? ???????? ??; ?? ? ???, ??????, ?? ???????? ???, ??? ????? ????, ??????????? ??? ????? ????, ?????? ????? ?????????????. ? ??? ?? ??????? ??????? ???: ? ??? ??????? ????????? ??? ? ???? ?? ????????. ????? ?????? ???? ????, ?? ??? ??? ? ?? ?????? ????? ?????? ?????? ????? ?????, ?? ?????? ?????? ????????????? ????????? ?, ??? ?? ????? ??, ? ???? ?????, ??????: ???????, ??????? ??????; ???????, ????? ???? ?????????. ???????, ?? ?????? ?????? ????????; ???????, ? ?? ????? ??????????. ???????, ????????? ???? ????? ????? ??? ??????????; ???????, ?? ???????? ????????? ??? ???????????. ???????, ????? ???????? ?????? ????????????; ???????, ??????? ????? ???????? ??????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 2

???? ????? ?????????, ?? ??????????? ? ??????? ?????? ????? ????? ????????, ??????????? ????? ?????? ????????? ????? ? ??????? ??, ?? ??????? ?????? ???? ???? ? ?? ???????????? ??? ? ??????? ?????????? ?????. ?????, ?????? ???????? ? ????? ???? ????, ????? ? ???? ????, ??????? ? ??? ????: ????????.

???? 2

???????? ??? ????? ?????? ??????? ????, ?????? ????????, ?? ????? ? ????? ??????????, ??????? ?? ?????????? ? ??? ???????? ? ?????? ?????? ???? ? ????? ??????????? ?? ?????? ??????. ???? ???? ??????? ????: ???????, ?????? ??????? ????? ????? ???????????; ???????, ????? ???????? ??????????. ???????, ?????????? ???? ?? ???????????; ???????, ??????????? ??????? ???? ??????????. ???????, ???????? ??????? ???? ?? ??? ??????????; ???????, ?????? ????? ??? ???????????. ???????, ?? ????????? ????? ?????? ?????? ????????; ???????, ????????? ??????? ????????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 3

????? ????? ??????????, ??????????? ????? ?????? ?????? ???????????? ??????? ? ??? ?????? ???? ????, ?????????, ?????. ? ?????? ?? ??????? ???? ????????, ???????? ??? ?? ????? ???? ?? ???????? ? ??????????? ????? ???? ???, ?? ????? ?????????, ?????????, ?? ????? ???????? ?????? ????? ? ????????????? ? ????? ????? ? ??????, ???????? ????: ????????.

???? 3

???? ? ???? ??????????? ?????????, ????? ???? ????????????, ??????????? ?? ???? ? ???? ????????? ????. ?? ??? ?? ????????? ? ???????? ?? ???????? ??? ??? ???, ?????????, ? ?? ????????????? ???? ???? ???, ?????????? ???????????????? ????? ?????? ???? ???? ??????????, ?????? ??: ???????, ???? ?????, ???????? ?? ?? ????????, ?????????; ???????, ?? ??????? ? ???, ???????, ??????? ????????????. ???????, ??? ????????? ??????? ????? ????? ????????; ???????, ??? ???????? ???? ??? ?????? ??????????. ???????, ??? ?????? ????? ?? ?????? ??? ??? ??????????; ???????, ??? ??? ????? ?????? ??????????. ???????, ? ??? ?????? ???? ???? ???????????; ???????, ????? ? ??????????? ????? ??? ????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 4

???? ?????????? ???????????? ?????? ??????????? ????? ??????, ?? ????????? ?????? ??????? ????????; ?? ??, ????????, ?????? ?? ????? ????? ????????? ??????? ?????? ???? ?????????????? ???. ????? ????? ????????? ? ? ????? ????? ??????, ????? ????: ????????.

???? 4

???????? ????????? ??????? ???????????? ????? ??????, ???? ???????? ????????? ?????????-??, ?? ????? ???? ???????????, ?? ?????? ????? ??????????, ??????? ???????, ????????? ??????? ? ?? ?????? ????? ?? ????? ????? ?????????. ????????????? ?? ?????, ???????? ?? ????? ????? ???????????? ??????? ?????????, ????? ???????????????? ??????? ????: ???????, ???????????? ?????? ????????; ???????, ?????????? ?????? ?????????. ???????, ??? ?????????? ?? ???? ?????? ???????????; ???????, ??? ?? ????????? ??????? ??? ??????????. ???????, ?????? ??????????? ???????????; ???????, ??????????? ???????? ??????????. ???????, ? ???????? ????????? ???? ???????????? ??? ?????????; ???????, ??? ?????? ? ??????? ??? ????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 5

?????????? ?????? ????? ????? ????? ????? ????, ?????????, ???? ?????? ??????, ???????? ????????? ????????, ????????? ?? ??????, ???????? ? ??????? ????? ??????, ? ???? ? ??????? ??????????? ? ????????? ???????? ????????. ???? ???? ?? ????? ?????? ?? ????? ??????????, ????? ????: ????????.

???? 5

??????? ??????? ????? ???????????? ? ?????? ??????? ???? ???? ?? ??????? ???????? ? ????? ???? ????? ???, ????? ??????, ??????, ?? ????????? ????????, ?????????, ??????????? ?????? ???? ????? ?? ?, ???? ?????????? ??????????? ? ??? ???????, ??????? ??: ???????, ???? ??????????; ???????, ????????? ?????. ???????, ?????? ???? ?????????????; ???????, ????? ?????? ???????. ???????, ???? ? ???????? ?????????? ?? ??? ??????????; ???????, ?????? ? ???? ? ??????? ?????? ???????????. ???????, ?????????? ????????????; ???????, ???????? ?????? ????????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 6

??????????? ???????????? ????? ?????, ?????????, ????? ???????? ???? ???? ?? ????? ?????????, ?????? ?????? ????? ??????????. ?????????? ?? ?????? ??? ?????????? ??? ??????? ?? ???? ??????, ????? ?? ?????? ????, ????? ??????, ????????? ????????, ?? ? ??????? ? ???????? ??????????? ????, ?????? ???????: ????????.

???? 6

?????? ???? ???? ????? ?????, ??????????, ?? ??? ?????? ????????? ???????. ??? ?? ?????????? ??????? ? ??????? ????? ???????? ???? ???? ? ????????? ????????????? ? ????, ????????? ? ??????, ?????????, ? ??? ????????? ??????????? ???????, ????? ????? ???? ? ???? ?????????? ????????, ?????????? ???? ????: ???????, ?????? ??????????; ???????, ????????? ????????????. ???????, ????? ????????????; ???????, ????????? ???? ????????? ?? ??. ???????, ????? ???? ? ?? ??????? ???? ???????????; ???????, ??? ?? ???????? ? ???????? ??? ??????????. ???????, ?? ?? ??? ???? ?????????; ???????, ?? ?? ??? ???? ????????????? ???????????? ?????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 7

???? ??????? ????? ??????? ????????? ??????? ????????? ????? ??????, ?????? ???????????? ????? ???? ? ?????? ????????. ? ?? ???????? ?? ??????? ??????? ????? ? ????????? ?????????? ??????? ?? ?????????? ??????? ? ???? ?????????? ????? ?? ????? ???? ??? ???????????, ????? ?? ????? ??, ?????????, ? ??? ??????????, ???????, ?????? ????: ? ???? ?????, ????? ????? ???????, ????? ?? ? ????? ????: ????????.

???? 7

????? ???????? ????????? ???, ?????????????, ? ???? ???????????? ???????? ????? ????? ???????????? ? ??????: ? ??????? ?? ???????, ??? ?????????? ??????, ?????????? ??????? ???????? ????????, ?? ????????? ??????????? ??????? ??? ??????????? ??????????? ???? ? ?? ?????? ????? ??????? ????? ???????? ???. ????? ?????? ????? ????, ????? ??????? ?????????? ? ??????, ? ???????? ????? ????: ???????, ?????? ???????????; ???????, ?????? ???????? c??. ???????, ????? ??????? ???????????; ???????, ????? ????? ??????? ?????????. ???????, ??????? ???? ???????? ???????; ???????, ???????? ?? ??? ????? ?????????. ???????, ??????????? ????? ????? ?????? ?????????????; ???????, ???????????? ????? ? ???? ???????? ?? ??????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 8

???????? ?????? ?????????? ??????? ?????, ?????????, ??? ????? ?????????????, ? ?? ???? ??????? ???????????? ?????? ???????????, ???????? ????? ????? ???????????? ?????????? ? ??? ?????? ???? ???? ????????? ??????? ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ?????? ? ???? ????: ????????.

???? 8

??? ?? ??? ??????, ?????????????, ? ??? ?????? ???? ? ??????? ????????? ? ?????? ?????? ???? ??? ??????. ????? ?? ??????? ????? ? ????????? ??????????? ?????????????? ????? ???? ??????, ??????????? ????? ???? ????????; ??? ?? ??????? ??????? ?? ????? ????? ? ??????? ???? ??? ?????????? ????? ?? ???? ? ?? ???? ? ???? ?? ????? ????? ??????????, ???? ???? ???????? ?????????, ???? ?? ?????: ???????, ????? ????? ???????; ???????, ?????? ???????????. ???????, ????????????? ????? ???????; ???????, ????? ????? ????????. ???????, ????? ???? ???????????; ???????, ????? ?????? ?????? ??????????. ???????, ??? ????? ???? ???????????? ??????????; ???????, ??? ????? ??? ???????????? ????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 9

?????? ???????? ?????????? ?????????? ??, ????????????????, ? ???????? ???? ?????? ??????????? ? ?? ?????? ???? ? ??? ????????? ?????????. ?? ??, ????? ????, ?????? ????? ??????? ???????????, ? ??????????? ????? ????? ? ??????? ????????? ? ???? ???????? ??????: ????????.

???? 9

????? ?????? ?????????? ?? ??????? ?? ????????? ???????????? ??, ????????? ?????????????, ? ????? ????? ?????? ?????????, ????? ??????? ???????????? ??????????, ????? ???? ???????????? ? ??? ????????? ??????????? ?????????. ????? ?? ????????? ?????? ???? ? ??? ? ??? ??????? ???? ?????? ?? ??? ??? ????????? ?????: ???????, ??????? ??????, ? ?????? ????? ??????????, ?????????? ? ????????; ???????, ???????????? ????? ??????????? ?????????? ??????? ??????????. ???????, ???????????? ????? ? ??? ???? ???????????????; ???????, ??????? ???????? ????? ??? ?????? ?????????. ???????, ?????? ????? ?????????? ?????????; ???????, ??????????? ?? ?????? ?????????. ???????, ???????????? ??????????? ??????????; ???????, ???????? ????????? ??????????? ????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 10

???????? ?????, ? ???? ?????????, ??????????? ????, ? ??????????? ???? ????? ???? ????????, ??? ??????? ????, ??? ????? ????? ????????, ? ??????? ???????????. ?? ?? ?????? ?????, ?????????, ? ???? ??????? ?? ??; ?? ?????? ???? ???????????? ? ????? ???????? ????: ????????.

???? 10

????? ??? ? ??????????? ???? ? ????? ??????????? ? ????, ???????????? ??????????, ?????? ?? ??????? ???? ???? ????????????? ?????? ??? ? ????? ????? ??????????? ? ???????????? ?????????? ???, ?? ????????? ???????????? ? ?? ?????? ???? ? ????? ??? ??????????. ?? ??????? ? ????, ?????????, ???????? ????? ?? ?? ????????? ?????????, ? ????? ????????? ??????, ???? ?? ????????? ????: ???????, ???? ?????, ???????? ?????? ? ???, ???????, ????????????; ???????, ????? ????? ???? ?????? ????????????. ???????, ?????????? ????? ???????? ??? ?????????; ???????, ? ????? ?????????? ? ??? ????????????. ???????, ????? ????? ? ?????? ?????? ?????????; ???????, ???????? ? ???????? ???????????. ???????, ?????????? ?????? ?????????????; ???????, ?? ??? ??????? ??? ?????????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 11

????? ?????????? ??????? ?????????? ?????, ???????? ???? ??????? ????????: ????? ?? ????????, ??????????? ??????? ??????, ???? ???? ? ???? ?????? ?? ????????? ????????? ????? ????? ???????? ???. ?????????? ???????, ?????????, ?? ????? ???? ? ???? ? ??? ?????????? ???? ?????? ?????, ?? ?????????? ???????: ????????.

???? 11

???? ??????? ???????? ???, ?????????, ? ?? ??? ???, ???? ?????????? ?????? ??????? ??????? ????????? ? ??? ???? ??????????, ? ????????? ????? ????? ?????? ?????????, ???? ?? ?????? ????? ??????? ??????? ? ???????????? ???????. ?? ??, ?????????, ?? ????? ????? ???????????? ?????? ?????????????????? ???? ?????????? ?????? ???????? ???, ?? ??????????? ???? ?????????? ????? ?????? ?????????? ???? ??????? ???????. ???? ???? ?????? ????: ???????, ????????? ???????; ???????, ??????????? ??????????. ???????, ? ???????? ??? ?? ??????????; ???????, ?? ?????????? ????? ???? ??????? ??? ??????????. ???????, ?? ????????? ??????????; ???????, ????????? ?????????????. ???????, ?????? ????? ???????; ???????, ????? ????? ???????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 12

????????? ???? ?? ????? ?? ???, ??????? ?????????, ????? ?? ??? ????????? ?????????? ????? ???? ? ???????? ???????? ??? ? ????? ??????? ?? ????????? ??????????, ???????????? ?? ???? ? ??? ?? ??????????? ?????? ???, ?? ??????????? ????? ???? ???????: ????????.

???? 12

????? ?????????? ??????? ????, ?? ??? ??????? ???? ?????? ???????? ? ?????? ?? ????????????, ?????? ??, ?????????, ??? ????????? ????????????? ???? ? ???????????, ? ???????? ?????? ???? ? ????? ???? ?????? ??????, ?? ????????????, ??? ? ???? ????????? ????, ?????? ????: ???????, ???? ???????????? ???????????; ???????, ???? ???????? ? ??? ???????????. ???????, ???? ???? ?? ??????????? ???????????; ???????, ? ???? ????????? ?? ??????????. ???????, ??????????? ???? ??????????; ???????, ??????? ???? ???????????. ???????, ???????????? ???? ??????; ???????, ?????????? ????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 13

? ???????? ????, ?????????? ?????????????, ???? ??????????, ??????? ????? ??????????? ????? ??????? ??? ???? ?????????, ????? ??????, ???? ? ???? ??????? ????? ???? ??????? ? ?? ?????? ??? ???? ???? ??????, ? ???? ????????: ????????.

???? ?????? ???????? ??????.

???? 1

?????????? ???? ?? ?????? ???????? ????????? ??, ?????????, ????? ????? ???????????????, ???? ??? ???? ???????? ??; ?? ? ???, ??????, ?? ???????? ???, ??? ????? ????, ??????????? ??? ????? ????, ?????? ????? ?????????????. ? ??? ?? ??????? ??????? ???: ? ??? ??????? ????????? ??? ? ???? ?? ????????. ????? ?????? ???? ????, ?? ??? ??? ? ?? ?????? ????? ?????? ?????? ????? ?????, ?? ?????? ?????? ????????????? ????????? ?, ????? ????? ??, ? ???? ?????, ??????: ???????, ??????? ??????; ???????, ????? ???? ?????????. ???????, ?? ?????? ?????? ????????; ???????, ? ?? ????? ??????????. ???????, ????????? ???? ????? ????? ??? ??????????; ???????, ?? ???????? ????????? ??? ???????????. ???????, ????? ???????? ?????? ????????????; ???????, ??????? ????? ???????? ??????????. ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

?????? 1

????????? ???????, ?????????? ?????, ???????? ?? ????????????? ????? ????, ????????? ????? ????????? ?? ???? ????, ????????. ?? ??, ??? ?????? ??????? ???????????, ??????? ? ????? ?????????? ???? ????????: ???????, ?????????, ?? ????? ????? ??????? ??? ??????????.

???????:

? ????????????? ??????? ??????????, ???????? ??????, ????????? ??????????, ??????????? ???? ????????! ??????????? ?? ? ???? ??????? ????????????, ? ???? ????? ????? ?????????? ?? ???? ??????, ???? ????????? ??????? ????? ????? ??: ??????? ???? ??? ? ??????????? ???? ???? ? ??? ????? ??????? ?? ?????, ????????????, ????? ????????, ??????, ????, ????, ????????? ???????????? ? ???????????? ?????. ??????? ? ?????, ???????, ???????? ????????? ? ???? ?????? ???????, ?????????? ????????? ??????????? ? ???? ????, ? ??? ????????????? ???????????, ???????????? ? ???????? ????????????. ????? ?? ??????? ?????????? ????? ????????, ?????? ???? ???????? ????????? ????????. ??????, ?????????, ? ???? ?????????????? ? ?????????? ???, ?????? ?????? ?? ????????? ? ???? ? ???????? ?????? ?????? ?????? ???????? ??????. ?????, ???????, ? ??????? ? ??? ???? ???? ? ????? ??? ???? ??????? ??????? ??? ?????? ??????. ??????? ??? ? ???? ????????? ? ?? ??????? ?? ???????????? ??????, ????? ? ?????? ???? ??? ?????? ?????, ??? ???????????, ??? ????????, ? ???????? ???????? ??? ???????, ?? ????????????? ???????????, ? ??????? ??????, ?? ?????? ???????????, ? ?????? ????? ???????????. ?????? ??? ?? ??????? ????????? ? ?? ???????????? ??????????, ? ???????? ?? ???? ???? ??????? ??? ???????????? ????? ????? ??????? ???? ??????, ?????? ???? ??????, ????? ???????? ?????? ?????, ????? ? ?????????? ?? ????? ? ?????? ?????, ???? ? ?????? ? ?? ???? ?????. ?????.


Источники: http://vos.1september.ru/2000/no24_1.htm, http://fb.ru/article/158429/ikona-vladimirskoy-bogomateri-vladimirskaya-ikona-bojiey-materi-foto, http://doc4web.ru/literatura/urok-literaturiv-klasse-ikona-vladimirskoy-bogomateri-istoriya-p.html, http://vsemolitva.ru/b935.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
история иконы владимирская богоматерь