int(995) история иконы владимирской | История иконы | Tsurganov.info




история иконы владимирской


Владимирская икона Божией Матери

Успенский собор во Владимире (Фото: JackF, Shutterstock)

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет» .

В Россию икона была завезена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского. который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир. лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня. 6 июля. 8 сентября ). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.


Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

Владимирская икона Божией Матери

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону.

Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.

Таким образом, неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле нашей через Свою святую икону «Владимирскую». Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице.


Жизненный путь

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя [5]. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы [6] .

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре ).

Иконография

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей. относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон [7] .

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке. предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78?55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием ), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом. а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона [8] .

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» [9] позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось. [источник? ]

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)» [10] .


Из истории Владимирской иконы Богоматери

". Егоже написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную Богородицу при животе Ея, и како божественая та икона бысть в Рустей земли, первое во граде Киеве, и в Вышеграде в церкви преславно на воздусе являяся, и како преиде во град Владимир и отнележе нарицашеся икона Владимерская, и еяже ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву. "

"Повесть на Сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. "

Владимирская икона Божией Матери, самая знаменитая и почитаемая святыня России, является вместе с тем древнейшим памятником в истории русской станковой живописи, одним из тех греческих образцов, которые положили начало древнерусскому иконописанию, во многом определив его основные особенности.

В образе этой иконы как бы идеально соединились эллинская внешняя красота и благородство типов с бесконечной глубиной духовного содержания.

Икона сохранила эти свойства благодаря дошедшей в первозданном виде живописи ликов Божией Матери и Ее Божественного Сына, тогда как окружающая их красочная поверхность принадлежит разным периодам более позднего времени.

Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.

В 1155 году, отправляясь на княжение в Ростовскую землю, сын Юрия князь Андрей, в дальнейшем прозванный Боголюбским, избирает вышгородскую святыню как свою покровительницу, забирает ее с собой, чтобы, богато украсив, поставить в построенный им в 1158–1161 годах Успенский собор во Владимире, новой столице северо-восточного княжества, которое станет называться Владимиро-Суздальским.

Во второй половине XII века, по-видимому, по инициативе Андрея Боголюбского, было составлено "Сказание об иконе", которая уже именуется "Владимирской". В тексте "Сказания" содержатся ценнейшие сведения о чудесах от иконы и о ее повсеместном почитании, о ее помощи князю Андрею в военном походе на волжских булгар, завершившемся блестящей победой (1164 год).

Летом 1174 года в результате заговора бояр Кучковичей князь Андрей был убит в своем загородном дворце в Боголюбове. Мятеж охватил и Владимир. Начались убийства и разграбления. И снова прибегают к помощи Богородичной иконы. Священник Микула (Николай), киевлянин, прибывший вместе с князем Андреем из Вышгорода и свидетель первых чудес от Владимирской иконы, обходит со святыней город, молится об умирении владимирцев, и мятеж прекращается. А когда тело князя Андрея понесли из Боголюбова во Владимир для погребения в Успенском соборе, Микула со священством и народом встречал скорбное шествие с Владимирской иконой у Серебряных городских ворот.

После смерти Андрея Боголюбского начались междоусобные столкновения ростовских, суздальских, рязанских князей из Мономахова рода за престолонаследие. Эти распри влияли и на последующую судьбу Владимирской иконы: князья разграбили Успенский собор, драгоценное вместилище святыни, а сама икона была отправлена в Рязань князю Глебу, родственнику Ярополка Ростиславича, оказавшегося в это время на Владимирском троне.

Владимирцам удалось изгнать Ростиславичей, и на Владимирское княжение были призваны братья покойного князя Андрея: Михаил из Чернигова, а после него – Всеволод Большое Гнездо. В Лаврентьевской летописи об этом говорится: ". сего же Михаила и брата его Всеволода избра Бог и Святая Богородица". Вновь, как при князе Андрее, пребывающая во Владимирском Успенском соборе икона, кроме почитания и прославления, испытала также бедствия разгромов и пожаров. В 1185 году, в большой городской пожар, Успенский собор, по летописным сведениям, выгорел вместе с сокровищами. Сведений о повреждении Владимирской иконы не дошло, но при расчистке в 1918–1919 годах от поновлений небольшие фрагменты живописных чинок-прописей обнаружены местами во втором по времени слое после первоначальной живописи – эти участки связывают с первой, "всеволодовой реставрацией".

Большой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов. "Святую Богородицу разграбиша. чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгим. " – сообщает летописец.

Новый период прославления чудотворной святыни начинается с конца XIV века и связан с молодой столицей Северо-Восточной Руси – Москвой.

В 1395 году, в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского и суздальской княжны Евдокии, митрополит Московский Киприан призывает в Москву древнюю родовую святыню Мономаховичей Владимирскую икону ввиду угрозы страшного нашествия Тамерлана.

В день Успения Пресвятой Богородицы, после службы в Успенском соборе, владимирцы с плачем провожали икону в Москву. Более десяти дней шел этот крестный ход. 26 августа (8 сентября) икону встречали в Москве, на Кучковом поле. Место встречи (сретение) было в память этого события ознаменовано основанием Сретенского монастыря, установлением ежегодного крестного хода, а улица получила название Сретенка.

В кремлевском Успенском соборе перед иконой беспрестанно возносились моления Богородице, и свершилось чудо: Тамерлан, не достигнув Москвы, внезапно отступил назад, в степь. Во время сна ему явился образ Светоносной Жены, заградившей путь на Москву, как о том повествует "Повесть о нашествии Темир-аксака (Тамерлана)".

Икона через некоторое время была возвращена во Владимир. Согласно источникам, она находилась там и в 1408-м, и в 1410 году, когда Владимир был разорен татарским царевичем Талычем и вновь ограблен драгоценный убор иконы.

По-видимому, во время пребывания иконы в Москве, до отправления во Владимир, с нее были сделаны списки-копии в размер первообраза, но с надставленными полями, которые расширяли первоначальный формат. Это произошло после поновления иконы, так как древний образ имел к этому времени утраты.

В "Остермановском" томе Лицевого летописного свода середины XVI века есть замечательная миниатюра, помещенная под 1408 годом. В этот год, согласно Троицкой летописи, по повелению Василия Димитриевича во Владимир прибывают знаменитые московские мастера "Даниил иконник да Андрей Рублев" для обновления росписи Успенского собора и создания нового иконостаса. На миниатюре, как считает большинство специалистов, изображены владимирский Успенский собор, высоко стоящий за крепостными стенами над приклязьменской поймой. В центре интерьера изображена как запрестольная, с небольшой подвесной пеленой, Владимирская икона Богоматери. Слева представлен великий князь, в беседном жесте простерший руки, справа – Даниил и Андрей Рублев с кистями в руках, одновременно работающие над иконой.

При всей условности изображения иконы и ее малом размере по отношению к листу, можно отметить, что это, по-видимому, древний образ, а не копия, созданная в это же время. На изображении четко просматривается основная композиционная особенность древней Владимирской иконы: левая рука Богородицы в деисусном положении поднята выше, чем правая, которой поддерживается снизу Младенец (эта рука едва намечена в миниатюре, так как по каким-то соображениям миниатюрист уменьшил высоту композиции, срезав нижнюю часть иконы).

Миниатюра Лицевого свода как исторический источник вносит существенное добавление к летописному известию 1408 года: во время работы во Владимире Даниил и Андрей Рублев обновляли икону Владимирской Богоматери. Реставрационное раскрытие иконы в 1918–1919 годах подтвердило присутствие фрагментов поновления иконы этими мастерами. В стилистическом отношении среди разновременных участков (чинок) живописи "рублевское письмо" четко выделяется своими особенностями. Это знаменитая "плавь", мягкая светотеневая моделировка "личного": на обнаженной шее и волосах Младенца, на Его левой обнаженной ступне и фрагментах правой, а также на правой руке Богоматери, держащей Сына. К этому же слою поновления относится нижняя часть одежды Христа и светлые охристые участки живописи на фоне иконы с красными монограммами.

Выше мы упоминали о создании московских списков-копий с иконы после ее поновления. Таких ранних списков начала XV века сохранилось два: один происходит из владимирского Успенского собора, где он простоял на месте унесенной в Москву святыни вплоть до революции, другой был оставлен в московском Успенском соборе и иногда именуется "запасным" – о нем известно, что он находился на амвоне собора вблизи царских врат, тогда как древняя икона, окончательно перенесенная в Москву в 1480 году, стояла в алтаре как запрестольная. Эти два списка практически совпадают по размерам с древней иконой (103 х 69) и совершенно тождественны между собой по иконографической схеме. Возможно, они писались одновременно, но разными мастерами. Каждый из этих списков обладает своей индивидуальностью, за которой угадывается творческое своеобразие мастера. Но вместе с тем эти два решения одного и того же образа по единой прориси как-то удивительно согласуются между собой и их можно сопоставить с живописью двух склонов большого свода в Успенском владимирском соборе. Южный склон связывается с работой Даниила, северный – Андрея Рублева.

На южном склоне – более монументальное решение с преобладанием графической манеры, на северном – более камерное и более живописное. Лики южного склона "укрупненные, с "боRльшей определенностью" характеристик; лики северного – более тонкие, созерцательные. Конечно, такое сопоставление икон и росписи не следует понимать прямолинейно, буквально, но различия, как и сходства, в них присутствуют, и эта согласованность решений как раз и наводит на мысль, что перед нами живопись двух мастеров, неоднократно работавших вместе, которые, сохраняя индивидуальность, оставались созвучными друг другу в рамках единого стиля. Специалисты, в силу обстоятельств более сосредоточенные на творчестве Андрея Рублева, "эталоном" стиля которого является икона "Троица", очень мало и редко пишут об индивидуальной манере Даниила, вычленить которую значительно сложнее. Но подобные случаи, как эти две иконы и как роспись двух склонов большого свода во Владимире, как раз и позволяют сделать такую попытку. Два мастера, называемые "содруги", работавшие над поновлением древней иконы, как это зафиксировано на миниатюре Лицевого свода, позже написали по списку с нее. Рублевский был отправлен во Владимир, Данииловский – оставлен в Москве.

БоRльшую известность получил владимирский список, связываемый с именем Андрея Рублева по образно-стилистическому содержанию, по приемам письма, по особенно тонко переданному созерцательному молитвенному состоянию Богоматери с опущенным взором, в отличие от первообраза, со взором, обращенным к предстоящему, исполненным бесконечной глубины и скорби.

"Сице и сий цельбоносный образ Владычицы Богородицы некогда от Палестины в Царствующем граде пребываше и от Царствующего града в едином корабли с Пирогощею купцем в нашу Русскую землю в град Киев принесен бысть ко благочестивому великому князю Георгию Владимеровичу Долгорукому Манамашю. "

"Повесть на Сретение чудотворного образа Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. "

Парные списки отмечены еще и тем, что в них изображение приобрело иную композиционную особенность: более уравновешенное, как бы пирамидальное решение. В первообразе композиция ассиметричная: левая сторона (от предстоящего) сильнее расширяется книзу, чем правая, а линия плеча Богоматери на противоположной стороне кажется более круто поднятой. Пространство фона слева и справа не равное: слева просторнее, справа как бы сужено. Существует мнение, что такая ассиметрия возникла в результате разновременных поновлений иконы, когда из-за утрат приходилось согласовывать сохранившиеся фрагменты, соединяя их не всегда искусным образом и иногда увеличивая или расширяя силуэт.

Возможно, слой поновления иконы рублевского времени был обширнее, чем дошедший до нас: поновления не всегда хорошо приживаются в организме иконы и требуют последующих реставраций, прописей.

На первообразе таким самым обширным поновляющим слоем явилась живопись 1514 года, осуществленная при митрополите Варлааме во время поновительских работ в Успенском соборе. Этот слой приходится на всю поверхность мафория Богоматери и на среднюю часть одежды Младенца, к нему относится живопись левой руки Богоматери, кончики пальцев правой, правая рука Младенца и фрагмент средней части (подъем) правой ножки (живопись рук и ноги потемнела, но, по-видимому, первоначально была сделана в тон предшествующей).

Описанная здесь современная живописная поверхность с соотношением разных слоев существует в таком виде после реставрации иконы в 1918–1919 годах, осуществленной известным еще с дореволюционных времен мастером-мстеряком Г.О. Чириковым под наблюдением видных исследователей древнерусской живописи А.И. Анисимова, И.Э. Грабаря и А.И. Грищенко. Избранный ими метод "фрагментаризации" осуществлялся таким образом, что расчистка от поновлений велась до последнего сохранившегося слоя. В результате икона сохранила цельность впечатления, а с другой стороны, наглядно предстала история ее поновлений в местах утрат. Слои этих поновлений датированы по особенностям стиля и соотнесены с известными историческими свидетельствами.

Об иконе, ее истории, иконографии, особенностях стиля существует обширная специальная литература. И, конечно, изучение ее будет продолжаться. Но есть вопрос, так или иначе встающий время от времени: если изучены и продатированы все слои живописной поверхности, самый ранний из которых (лики) определен как византийская, константинопольская живопись начала XII века, как тогда понимать предание об авторстве евангелиста Луки? В древнейшем тексте "Сказания о чудесах" эта легенда отсутствует. Первое известное упоминание об этом содержится в "Повести о нашествии Темир-аксака", ранние списки которой датируются XV веком. В некоторых из редакций этой повести говорится об иконе: "юже написа Лука евангелист". Более развернуто повествуется об авторстве апостола Луки в "Книге Степенной царского родословия", составленной как торжественная повесть-хроника богоспасаемого Русского государства в царствование Иоанна Грозного в середине XVI века. Уподобляя Москву Константинополю, предание о легендарной покровительнице византийской столицы иконе Одигитрии "письма евангелиста Луки" переносится на икону Богоматери "Владимирская", покровительницу Московского государства. Бытующие в большинстве стран христианского мира благочестивые предания о том, что евангелист Лука написал первые иконы Божией Матери, позже получившие названия Иерусалимской, Эфесской, Киккской, Одигитрии и Елеусы (Умиления), хорошо согласуются с ранней иконографической традицией, лежащей в основе Владимирской иконы. Иконография Елеусы, к которой восходит икона, оформилась в среде византийской культуры, сложившейся в XI–XII веках, но отдельные ее черты были известны значительно раньше, встречаясь в ранних памятниках Рима, коптском искусстве и других древнейших произведениях христианского Востока.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

По словам известного исследователя иконописания Л.А. Успенского, "авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их писали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой" ("Богословие иконы Православной Церкви", М. 1989, с. 29).


иконы Богородицы (Божией Матери)

Икона Богородицы – величайшая святыня, издревле почитаемая в христианском мире, поскольку Её дивный образ ещё при земной жизни Заступницы вдохновил евангелиста и иконописца апостола Луку на воплощение Её лика в иконе Божией Матери. и он сохранился в Вечности для тех, кто прибегает к Её помощи, приходит поклониться образу Матери Всех. Эти изначальные изображения канули во временах, но все последующие списки не исчезли для будущего и доныне вдохновляют иконописцев, поколение за поколением, на воссоздание Её чудного светлого, скорбного, всепрощающего и любящего лика.…

Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания. Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери. и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской. Владимирской. Иверской. и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы. перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Поэтому, если хотите сделать кому-то из родных и близких, возможно, себе самим, в самом деле ни с чем не сравнимый, даже не подарок – дар, подарите икону Богородицы. Выберите ее сердечным чутьем из того великого обилия списков, какой известен, – и подарите. Поверьте, этот тот дар, который будет оценен с величайшей благодарностью и никогда не забудется, как и тот, кто преподнес это святое чудо…


Источники: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1999/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8, http://vos.1september.ru/2000/no24_1.htm, http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=341&did=332NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
история иконы владимирской