int(1179) история иконы всех скорбящих радость | История иконы | Tsurganov.info




история иконы всех скорбящих радость


История иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Праздники иконы: 24 октября (ст.ст.)/6 ноября (н.ст.); 23 июля (ст.ст.) /

5 августа(н.ст.) (с грошиками)

Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием “Всех скорбящих радость” относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И.Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 г. на иконе с таким названием была представлена только Богородица с двумя ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией “Gloria” (Прославление Богоматери).

В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к европейской. “Madonna Misericordia” (Милующая) (наиболее ранний датированный пример – “Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста”, 1687). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе “Всех скорбящих радость” после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции “Умиление и посещение в беде страждущим”.

Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к “Gloria”: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа – препп. Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение “Св. Троицы” (т.н. новозаветной), под ней – картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская – списком с нее.

Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа.

На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и др. отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной “в солнце; под ногами ее луна” (Откр 12. 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в. в Россию пришли в XVII в. дав начало нескольким иконографическим типам (”Солнечная”, “Благодатное Небо” и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии “Rosarium” (Видение Св. Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример – икона “Богоматерь Звезда Пресветлая” А.И.Казанцева (90-е гг. XVII в.). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо “Св. Троицы” (т.н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге. На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон “Всех скорбящих радость” со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О.Р.Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле, Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу “Salus populi Romani” (Богоматерь Римская), Богоматерь без Младенца по типу “Madonna Misericordia” (1713), Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями, Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу “Immaculata” (Непорочное зачатие Богородицы) (1703), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с “бегами небесными” (1707). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.

На рубеже XVII-XVIII вв. иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались “Образ умиления и посещения в беде страждущим”. К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии “Всех скорбящих радость”, перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в т.ч. в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге.

С начала XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу “Мадонны мореплавателей”, впоследствии часто присутствующее на многих иконах “Всех скорбящих радость” независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах “Gloria”.

В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии “Всех скорбящих радость” были типы московской чудотворной иконы и “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.

По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: “О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление”. Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами), окруженная разного рода бедствующими людьми — нагими, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь, Которая пишется на иконах “Всех скорбящих Радость” или во славе, с короной на главе и в царском одеянии, или в обычном одеянии, или в белом плате на главе.

В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика и столь болезнена, что больная ждала смерти. Но в то же время она не теряла надежды на Божественную помощь.

Однажды утром она во время молитвы услышала голос: “Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим”. Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась. Это произошло 24 октября. Чудотворная икона Божией Матери “Всех скорбящих Радость” находится в московском храме, названном в честь этого образа, на улице Большая Ордынка. Здесь перед ним каждую субботу служатся молебны.

Икона Божией Матери “Всех скорбящих Радость” из Тихвинской часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге (”с монетками”, “с грошиками”)

Существует несколько версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С.И.Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью “Всех скорбящих радость” попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери, а после прославления иконы “Всех скорбящих радость” были приписаны ей.

Время построения часовни предание относит к эпохе царствования императрицы Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д.Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впоследствии часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской церкви над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской церкви на Калашниковской пристани.

Храм и часовня во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на месте происшедшего чуда в 1888 г.

23 июля 1888 года в Санкт-Петербурге и его окрестностях разразилась гроза. Молния с силою ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. От громового удара икона спустилась на землю, причем лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикрепленными в разных местах к образу.

К вечеру того же дня весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, и на другой день с раннего утра и до позднего вечера народ в великом множестве окружал часовню, удивляясь дивному знамению милости Божией. С каждым днем богомольцев прибывало все больше и больше. Из Петербурга слух о святой иконе распространялся по всей России. С разных сторон стали прибывать богомольцы. И милость Божия вскоре прославила образ Богоматери дивными чудотворениями.

В 1890 году 6 октября все молящиеся в часовне были свидетелями поразительного исцеления 14-летнего отрока Николая Грачева от припадков и расслабления рук. Врачи признали неизлечимой его долголетнюю болезнь. Однажды комната больного ярко озарилась сиянием неземного света, и отрок увидел Пречистую Деву, Николая чудотворца и еще некоего святителя в белом клобуке. Богоматерь повелела отроку ехать в часовню и сказала, что после этого только он исцелится. Отрок исполнил повеление. Прибыв в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его — руки его получили силу, и с этого времени больной стал совершенно здоров. Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Лик Ее несколько склонен в левую сторону. Верхняя одежда Богоматери темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного. Глава Ее украшена золотистым нимбом и облечена в белое покрывало. Над Нею в облаках восседает Спаситель, держащий в левой руке св. Евангелие, а правою благословляющий. По сторонам образа находятся изображения Ангелов и страждущих.

Обретение и чудесное поновление списка иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость с грошиками” в СПб в 1996 году

2 августа 1996 года члены общины храма Светлого Христова Воскресения у входа на Смоленское кладбище проводили расчистку территории для начала ремонтно-восстановительных работ (храм только отдали епархии). Удаляли гаражи возле западного входа в храм. Сняли грунт, расчистили землю и увидели темную доску. Ковш экскаватора оцарапал ее, чуть не поломав. Столяр подворья Алексей А. поднял досочку. На обороте оказалось едва различимое, но узнаваемое изображение иконы “Всех скорбящих Радосте”. Управляющий подворьем диакон Николай Бондарев повез икону домой, чтобы промыть розовым маслом, но когда вынул, то с удивлением увидел, что она стала гораздо светлее. Потом образ на протяжении полугода обновился еще больше. История обретения святой иконы была отражена в особом акте, подписанном диаконом Николаем и служащими подворья. Она представляет собой литографию, размером 28 х 22 см, наклеенную на тонкий холст и деревянную доску со шпонками. Холст поврежден по краям, кое-где видны дырочки от жучков, черты изображения слегка стерлись — но в целом икона, пролежавшая в сырой земле неизвестно сколь долгий срок, без всякой защитной оболочки, вполне сохранилась. Надпись на ней подтверждает, что это точная копия иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” из часовни на Стеклянном заводе в Петербурге. Такой она оказалась после грозы, разразившейся 23 июля 1888 года. В тот день молния попала в кружку для сбора денег, и грошики чудесно прикрепились к образу, который впоследствии явил множество других чудес и исцелений, а ныне пребывает в Троицкой церкви “Кулич и Пасха”.

Обретение списка в 1996 году произошло за три дня до празднования этой иконе (23 июля/5 августа). И еще одно неслучайное совпадение: буквально в нескольких метрах от места, где она была явлена, высится надгробие над могилой протоиерея Александра Михайловича Иванова (13.02.1857-4.01.1912) — настоятеля Скорбященской церкви на Стеклянном, той самой, где находился и чудотворил почитаемый Богородичный образ “с грошиками”!

Осенью работы по снятию грунта продолжались, и почти на том же месте у западной паперти нашли проржавленный пистолет. Над входом в храм прикреплен цинковый лист, на котором был написан образ Спасителя — он пробит пулями. Как знать, может, кто-то стрелял в икону, но, получив вразумление, тут же и остановился? Этого мы не узнаем, но налицо очевидный факт: от стального орудия убийства остался грязный, изъеденный ржавчиной остов, в то время как лежавший там же образ — досочка с бумажной репродукцией — цел и невредим.

История харбинского обновленного образа

В двадцатых годах нынешнего столетия на Дальнем Востоке, в городе Харбине, молодой еще тогда епископ Нестор своими трудами и заботами основал “Дом милосердия” — благотворительное учреждение-приют как для престарелых и больных людей, так и для детей-сирот.

При этом “Доме милосердия” владыкой Нестором был устроен и освящен храм в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. Узнав об этом, одна из ближайших сотрудниц владыки, глубоко верующая православная русская женщина Екатерина Ивановна Курмей, пожертвовала для храма свою собственную икону этого названия. Старинная эта икона к тому времени настолько потемнела от времени, что на ней почти невозможно было разобрать лики святых угодников Божиих, а тем более прочесть надписи на иконе.

Однажды днем настоятель церкви заметил, что древняя икона начинает светлеть и обновляться… Не доверяя себе, он решил выждать некоторое время; но обновление шло быстро, и через несколько часов икона посветлела настолько, что чудо обновления стало совершенно несомненным и явным для всех подходивших к иконе и знавших прежний ее вид. А в течение суток святой образ просветлел совершенно, лики угодников Божиих и надписи на иконе стали отчетливы и ясны настолько, что можно было подумать, что образ написан совсем недавно…

Поразительное чудо Божией благодати всколыхнуло весь город… Старые харбинцы помнят хорошо это событие. Отовсюду стали приходить верующие люди к новоявленной святыне на поклонение и на молитву, — и обновленный образ стал одной из главных святынь не только храма, но и всего православного Харбина.В Харбине в это время жили благочестивые супруги В. Е. и А. И. Крисламовы. У них была прислуга — молодая девушка по имени Шура. Как раз перед чудом обновления образа эта девушка угорела так тяжело, что врачи предупредили ее хозяйку о неизбежности рокового конца. Опечаленная хозяйка стала горячо молиться пред святым образом о спасении этой молодой жизни, — и вопреки приговору врачей больная осталась жива и поправилась… Значительно позднее, — в 50-х годах, — произошел следующий случай. Одна женщина после многих затруднений и хлопот получила документы, необходимые для выезда за границу из Китая, и, получивши их, потеряла — уронила на улице. Обнаружив эту потерю, она буквально побежала в храм “Дома милосердия”, стала молиться перед святым образом и после молитвы нашла свои документы в целости и сохранности, хотя обронила их на многолюдной улице…

Обновленный образ продолжал оставаться, как и другие святыни, в этом храме, который был закрыт после отъезда настоятеля, а его святыни и утварь перешли в распоряжение китайского правительства. После долгих напряженных и трудных хлопот исполнявшей в последние годы обязанности церковного старосты З. Л. Тауц-Зверевой удалось добиться разрешения на вывоз святынь за границу. И только осенью 1965 года обновленный образ после длительного пребывания в Гонконге был отправлен в США.


Всех Скорбящих

«Всех Скорбящих Радость» икона Божией Матери.

«Всех Скорбящих Радость» икона Божией Матери. Галерея икон.

«Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

«Всех Скорбящих Радость» икона Божией Матери. Галерея икон.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург. родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». где и по сей день находится чудотворная икона.

Существует два иконографических вида образа: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом – без Него. Иногда образ называют «Всем скорбящим Радость».

День празднования: 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Еще об иконе «Всех Скорбящих Радость»

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Серпуховский Высоцкий монастырь.

Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге. куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, и от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса - икона получила название "Всех скорбящих Радость" с грошиками ).

В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.

Празднование — 24 октября (6 ноября).


Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Всех скорбящих Радость. икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования.

Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке.

Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским.

В 1711 г. при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «Всех скорбящих радость». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.

Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел «Иконография»).

Оставшаяся в Москве икона «Всех скорбящих радость» с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в. служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.

Икона «Всех скорбящих радость», вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 г.). Во время эпидемии оспы в 1768 г. императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 гг. церковь была полностью перестроена (архитектор Л.Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.

Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.

Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г. был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.

В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.

Канон пред иконой Пресвятой Богородицы «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

глас 4-й

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

глас 4-й

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кую Ти достойную песнь принесет наше неможение, точию обрадовательную, ейже нас Гавриил тайно научил есть: радуйся, Богородице Дево, Мати Неневестная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, Благодати Источниче; радуйся, Лествице и Дверь Небесная; радуйся, Свещниче, и Стамно златая, и Гора несекомая, Яже Жизнодавца Христа мирови рождшая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всея моея жизни Предстательнице, от бед многих избави мя, да благодарственный глас воспеваю Ти, Богоневесто Пречистая, и будущия мя исхити муки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яже всем удобь послушная в скорби и в печали помогающая, Богородице Благая, благодать подаждь пети, Тя дерзающим, Владычице, скорбящих Радосте.

Слава: Многобогатную благодать стяжавши, Владычице, дерзновенною Твоею молитвою преславно изми мя от напастей, убогаго раба Твоего, скорбящих Радосте.

И ныне: Яже едина в напастех и скорбех защищающая, под кров Твой, Пречистая, прибегающих тепле, приими яко Преблагая, яже от сердца моления.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Утверждение буди, и прибежище, и покров, Дево Богородительнице, верою к Тебе прибегающим и Божию Тя Матерь исповедающим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Крепость моя, и радость, и веселие, и стена твердая, и Предстательница Ты еси, Всенепорочная, искушений и бед избавляющи мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милостивным и кротким Твоим оком, Богородительнице, зрящи мя во обстоянии и скорби одержима, вскоре свободи: Тя бо призываю на помощь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кропиши исцелений струи болящим, Дево, всюду: Тя бо источника показа милосердия, Владычице, Иже милости Господь, из Тебе рождейся паче ума.

Слава: Источник милости подаяй скорбящим утешение, Ты еси; темже, Владычице, и мне молитвенных Твоих вод источник источи и угаси страстей пещь.

И ныне: Отчаявся помощи всякия, к Тебе, Пренепорочная, державней Хранительнице и покрову, притекох: не отрини убо мене от Божественнаго покрова Твоего.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

глас 7-й

Радуйся, Солнца Облаче мысленнаго и неизреченнаго, Владычице; радуйся, всесветлая Свеще; радуйся, Свещниче всезлатый; Тобою, Пресвятая, Ева избавися от клятвы. Но яко имущая дерзновение ко Благопременному Сыну Твоему и Богу, матернею молитвою не оскудей о нас молитися, Пречистая.

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Надеждо ненадежных, помощнице сирых, плачущих утешение, согрешающих очищение, Руководительнице заблудших, болящих Целебнице и исправление падающих, Владычице, спаси рабы Твоя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Не непричастни есмы, Владычице, Твоего заступления в скорбех; темже и ныне нам помози вскоре, люте обуреваемым, руку простирающи, Чистая: буди милостива болезнем нашим, Мати Божия, радость скорую подающи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Вся Благая и теплая Заступница сущи грешником и смиренным, Богородительнице Пречистая Владычице, от бед и скорбей, и грехов спасай рабы Твоя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Преславную Твою Матерь, Христе, приими молящуюся о мире, милостивно Тебе зовущую: Сыне Мой, приими мольбу Мою и утиши гнев, належащий земли.

Слава: Кров и заступление, и прибежище буди ми, Дево, рабу Твоему, и избави мя от безмерных зол, воспевати Тя, Пречистая: слава неизреченному Рождеству Твоему.

И ныне: Надежда и щит, и утверждение Ты мне еси, Благая, и лютых избавление, и просвещение души моей, и хвала, и стена, и держава.

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественной славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты крепость моя, Ты похвала, и радование, и Хранительница ми еси, и заступление, и прибежище, и Предстательница непобедима, Пресвятая Богородице Дево: темже спаси раба Твоего.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Спаси мя, Владычице, из глубины напастей, и скорбей, и печалей, и страстей телесных и в тишине Божественней сохрани душу мою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молитвеннице неложная, упование христиан, Обрадованная, приими мольбы от нас, прилежно призывающих и молящихся Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Покров мой еси Ты и присное хваление, о Владычице Богородице: никакоже бо презираеши к Тебе прибегающих.

Слава: Дом Тя Славы, Гору Божию святую, Чистая, Невесту, Чертог, Храм освящения Сын Божий, в Тя вселивыйся, и рай сладости присносущныя нам содела.

И ныне: Стену необориму, Чистая, молитву Твою стяжавше, вопием Ти: умилосердися, о Владычице, и видимыя и невидимыя враги прожени.

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Болящих Целительницу, падающих востание, согрешающих очищение, Богородице, Тебе молю, со слезами припадаю и зову Ти: яко сильна Сама мя спаси погибающаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси Стена нерушима, Ты еси покров тверд, Богородице Благая, Ты еси Предстательница крепка рабу Твоему: сего ради призываю Тя присно и притекаю к покрову Твоему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мирови радость сущи, Богородице Чистая, радуйся Тебе, Дево, зовем со Ангелом верно: Твоей радости сподоби ны и печаль нашу разори.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сладость Ангелов, скорбящих Радость, христиан Предстательница Ты еси, Дево Мати Господня: заступи нас и избави вечных мук.

Слава: В день печали, егда имам телесных соуз разрешитися, предстани ми, Богородительнице, и обдержания бесовскаго исхити.

И ныне: Призри, Владычице, на мя, смиреннаго, и паче надежды спаси мя: Ты бо еси упование и покров ми, жизнь и свет сердцу моему, Богородице, и утверждение.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

глас 4-й

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Простри длани Твоя, имиже всех Владыку яко Младенца прияла еси за множество благости: не остави нас, всегда надеющихся на Тя, бодренною Твоею молитвою, и неисчетною простынею ущедри нас, и подаждь душам нашим милосердие Твое, во веки источающи, Тебе бо имамы грешнии Заступницу от находящих на ны бед и зол. Но яко имущи милосердия щедроты, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстьми престаревся и неослабными напастьми, и скорбьми и, доспев к западом жития моего, добродетелем непричастен, леностию снеден быв, вопию Ти, Владычице: утешение земным, помилуй мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, источниче присноживотныя воды; радуйся, раю пищный; радуйся, стено верных; радуйся, Неискусобрачная; радуйся, всемирная радосте, Еюже нам возсия хвалимый отцев Бог и препрославлен.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всем, сущим в мире, Заступница еси и стена христианом, и прибежище непостыдно, Чистая Марие. Темже верою Тя чтуще, вопием Христу: отец наших Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

О благоутробия Твоего, Дево Чистая! Решиши бо безмерныя печали и напасти, призывающим в нужде и обстоянии: темже и ныне, помози, Благословенная, Тя восхваляющим.

Слава: Едино упование и помощь верным сущи, Богородительнице, потщися помощи рабом Твоим, погружаемым скорбьми и в болезнех сущим, и прибегающим к Тебе с любовию души.

И ныне: Радование благодарственное Тебе приносим, Мати Божия, яко воистинну Тобою избавлени всякаго злаго начинания, и согласно Тебе поем: благословенна еси.

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, Престоле славный Божий; радуйся, верных стено, Еюже сущим во тьме возсия Свет, Христос, Тебе блажащим и вопиющим: вся дела Господня, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Поем Тя, Пречистая и Мати Божия, и кто не славит Тя, воистинну Благую, сущую надежду душ наших, темже, Пречистая, и мою мольбу приими.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси спасение всех человек, Яже Бога рождшая неизреченно; Ты еси верных спасительница, Богородице, и слепых наставница, и падающих исправление. Темже Тя восхваляюше, Христу зовем: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Струи исцелений нам всегда, верным, Чистая, источаеши: темже независтную благодать вземлюще, воспеваем Рождество Твое, Чистая, и превозносим во вся веки.

Слава: На Тя возложих, Владычице, сердце, и душу, и тело: не имам бо иныя надежды, разве Тебе, еюже получу милость. Темже подаждь ми богатую Твою благодать.

И ныне: На мольбу мою ныне умилосердися и радость в печали место даруй ми, да пою Тя, Владычице, и вопию Сыну Твоему: благословите, вся дела Господня, Господа.

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, Марие, великое всея твари чудо; радуйся, Дщи убо Давидова, Господня же Мати; радуйся, пение Гавриилово; радуйся, прибежище и утверждение, и помощь всем, Пресвятая, сущим на земли грешником.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Юже изволил еси, Владыко, приими милостивно Молитвенницу, Матерь Твою, о нас, и Твоей благости всяческая исполнятся: да Тя вси яко Благодетеля величаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

О Дево Благая! О мира радосте и прибежище! О хранилище верных и избавление скорбей! Ты предстани ми в час смерти и избави от бесов, ищущих поглотити мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты еси Ангелов радость, Ты еси праведников доброта, Ты еси верных надежда, Ты еси соблюдение наше, Ты еси мост, к жизни нестареющейся преводяй верою и любовию Тя величающия.

Слава: О Мати всяческих Творца, всесветлая печальных утехо, оскорбляемых Предстательнице и немощных Заступница, сохрани мя, Благая, от бед и прилог вражиих.

И ныне: Едина болящих посещение, Едина падших исправление, Владычице, Едина к Богу Руководительнице и входе, Едина Ходатаице вечных благ, помилуй мя единаго, паче всех согрешившаго.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконами Ея, именуемыми «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радосте»

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Матерним пред Ним ходатайством, благодарственная восписуем Ти, раби Твои: яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед и скорбных обстояний свободи, зовущих:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Ангел предстатель послан бысть с Небесе рещи Богородице: Радуйся, Благословенная в женах, предреченная Мати Христа, Сына Божия. Темже и мы, грехми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивше, умильно взываем Ти:

Радуйся, Божие ко грешным благоволение; Радуйся, кающихся пред Господем Богом крепкое заступление. Радуйся, падшаго Адама воззвание; Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, греховную отъемлющая скверну; Радуйся, бане, омывающая совесть. Радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша милостиво очищающаго; Радуйся, всечудное всех к Богу примирение. Радуйся, мосте, воистину преводяй нас от смерти к животу; Радуйся, мир от потопа греховнаго спасшая. Радуйся, лествице небесная, еюже Господь к нам сниде; Радуйся, вина всех обожения.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Видяще токи чудес, изливаемыя о т святыя Твоея иконы, Благая Богородительнице, и разумеюще, яко Ты еси молящихся Благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, погибших Взыскание, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, сумнящихся известное утверждение. Радуйся, Едина Мати милосердия; Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех. Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая; Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая. Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая; Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая. Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая; Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая. Радуйся, обетование благ вечных; Радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Силою свыше укрепи мя, Благая Владычице, недугующа телом и душею, и посещения Твоего сподоби и промышления, мрак уныния и скорби, облежащии мя, отгоняющи, да, спасаемый Тобою, присно воспою Богу: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неизреченное, всем скорбящим руку помощи простираеши, недуги врачующи, страсти исцеляющи. Не презри и мене, Благая Владычице, на одре немощи моея низлежаща и вопиюща Ти:

Радуйся, милости сокровище многоценное; Радуйся, отчаянных едина надеждо. Радуйся, тела моего врачевание; Радуйся, души моея спасение. Радуйся, твердая крепосте немощных; Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление. Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая; Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, слепых зрение, глухих слышание; Радуйся, хромых хождение, немых глаголание. Радуйся, болящих благонадежное посещение; Радуйся, яко Тобою, по мере веры, подаются благодатная исцеления всем немощствующим.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Буря многих бед и напастей обдержит мя, и волнения уже не терплю. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса моего и Бога, воздвигни руце к Сыну Твоему, молящи Его, да призрит на лютую скорбь сердца моего и воздвигнет мя из пучины отчаяния, вопиющаго Ему: Аллилуиа.

Слышащи, Пресвят ая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби, могущей, взываем Ти:

Радуйся, радость миру — Христа Спасителя рождшая; Радуйся, мир от скорбей избавляющая. Радуйся, поношение Сына Твоего терпевшая; Радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, скорбных матерей утешение; Радуйся, чад их благодатное охранение. Радуйся, в бедах скорое нам заступление; Радуйся, заблуждших исправление. Радуйся, младенцев питание; Радуйся, юных наставление. Радуйся, Мати сиротствующих, Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Боготочную Кровь Сына Твоего на Кресте за спасение наше изливаемую зрящи, яко Раба Господня, повинующися воли Отца, Иже на Небесех, нам образ злострадания и терпения явила еси, да и мы, в пещи искушений и бед сущии, вопием смиренно Богу: Аллилуиа.

Видя Тя Сын Твой и Бог, при Кресте стоящую с возлюбленным учеником и сердцем Ему сраспинающуюся, глаголаше: «Жено, се, сын Твой», и ученику: «Се, Мати твоя», всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, имеюще в Тебе Благую Матерь, на Тя все упование в скорби возлагающе, вопием Ти:

Радуйся, Мати рода христианскаго; Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего. Радуйся, Бога с человеки соединившая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземшаго грехи мира; Радуйся, чаше, черплющая нам радость от Источника безсмертия. Радуйся, Споручнице спасения грешных; Радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, нечаянная грешных Радосте; Радуйся, падших возстание. Радуйся, Целительнице всех немощей; Радуйся, утоление всякия печали.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Проповедуют милости Твоя, Богомати, вси концы вселенныя ибо честным покровом Твоим покрывавши весь род христианский, о нем же присно молишися Христу Спасителю нашему и избавляеши от всех бед благонравныя и богобоящияся люди Твоя, верно вопиющия Богу: Аллилуиа.

Возсия благодать светозарны от пречудныя иконы Твоея, Богомати, пред нею же со слезами припадающе, молим Ти ся: отжени облак нашедших на ны искушений, да вопием Ти радостно:

Радуйся, приносящая к Сыну Твоему и Богу моления верных; Радуйся, и Сама у Престола Сына Твоего присно молящаяся о нас. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; Радуйся, Заступнице рода христианскаго, от Бога нам дарованная. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози; Радуйся, древо светлоплодовитое, имже питаются вернии. Радуйся, покрове миру, ширший облака; Радуйся, земле обетования, из нея же течет мед и млеко. Радуйся, ниво, растящая обилие щедрот; Радуйся, Подательнице всякия благости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Хотящи явити токи чудес от святыя иконы Твоея «Взыскание погибших», повелела еси, Владычице, в погибели и печали сущим молебная пения пред тою совершати и получившим исцеление — проповедати милости, ради тоя иконы явленныя, да не сокрыт будет источник благодатных врачеваний всем требующим. Темже и мы не таим Твоих благодеяний, но благодарственно прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа.

Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в немже поклоняемся чудотворней иконе Твоей: ибо не единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но всякий недуг и всякую язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти:

Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша погружаются; Радуйся, чаше, еюже радость и спасение восприемлем. Радуйся, каменю, напаяющий жаждущия жизни; Радуйся, древо, услаждающее сланыя воды житейскаго моря. Радуйся, животворныя воды неистощимый Источниче; Радуйся, бане, омывающая греховную скверну. Радуйся, скорбей наших услаждение; Радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, демонов попрание; Радуйся, врагов посрамление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Странники и пришельцы вси есмы на земли сей, по глаголу апостолову: беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратии терпяще в лишениих многих и скорбех. Ты же, Владычице, яко Благая Путеводительница, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего прощению прегрешений нам прежде конца дароватися, да присно вопием Богу: Аллилуиа.

Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей, немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да вопием Ти:

Радуйся, Путеводительнице, к Небесному отечеству нас руководящая; Радуйся, Царице Неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся, Милостивная, нас милующая; Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде: Радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее. Радуйся, Неопалимая Купино; Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Живоносный Источниче; Радуйся, Цвете Неувядаемый. Радуйся, умягчение сердец злых; Радуйся, умиление благих.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают, друзи и искреннии смертию отъемлются. Услади убо наша скорби, благих Виновная, Твою нетленную дающи радость нам, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя недоумеют, киими словесы скорбящия и погибающия утешати, но Сама, Владычице, возглаголи сердцам нашим утешение, благодати Твоея лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да взываем Ти:

Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан; Радуйся, Радосте и умирение миру. Радуйся, Подательнице Божественныя благости; Радуйся, Надеждо благ вечных. Радуйся, кораблю хотящих спастися; Радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, верная Хранительнице уповающих на Тя по Бозе; Радуйся, одеждо нагих дерзновения. Радуйся, Хранительнице всех и утверждение; Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, помоще верно молящихся Тебе; Радуйся, светлое благодати познание.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби, Человеколюбец Господь в приснодевственную утробу Твою вселися, и Тебе, Матерь Свою, дарова погибающим в помощь, покров и защищение, да будеши печальным утешение, погибшим взыскание, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к Небесному веселию приводящая всех, верно вопиющих Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Твоему покрову прибегающим. Темже молим Тя, заступи, покрый и соблюди всех погибающих и безпомощных от искушений, озлоблений и бед, Тебе с любовию взывающих:

Радуйся, столпе девства; Радуйся, чистоты и целомудрия сосуде избранный. Радуйся, воинствующим на плоть целомудрием изрядное венчание; Радуйся, во иночестве благоскорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, пламень страстей изменяющая; Радуйся, мрак искушений прогоняющая. Радуйся, Наставнице целомудрия; Радуйся, чистоты ограждение. Радуйся, человеков исправление; Радуйся, Еюже от падения нашего возстахом. Радуйся, твердое веры утверждение; Радуйся, приятное молитвы кадило.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Пение всеумиленное приносим Ти, раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода нашего: утоли болезни к Тебе прибегающих, укроти гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, избави нас от всякия лютыя скорби и погибели, вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Светоприемная свеща, углем благодати Божия возжженная, явися нам пречестная икона Твоя, Владычице, на освящение наше и утешение. Мы же, любовию чтуще и с верою припадающе к ней, вопием Ти:

Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая; Радуйся, от труса и потопа нас защищающая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая; Радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая. Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая; Радуйся, в бранех крепкая Помощнице. Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая; Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая. Радуйся, плавающих легкое по водам прохождение; Радуйся, путешествующих добрая Водительнице. Радуйся, пленных свобождение; Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону Твою явила еси нам, Богомати, от неяже токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются. Сего ради радостно о Тебе вопием Богу: Аллилуиа.

Поюще Твоя милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и со умилением поклоняемся Тебе, молящейся о нас, и просим: воздвигни руне к Сыну Твоему, да в сей жизни и по смерти нашей милосердие Его неотступно будет о нас, взывающих Ти:

Радуйся, непостыдное наше упование в житии и по преставлении нашем; Радуйся, уповающим на Тя мирен конец жития сего подающая. Радуйся, в день судный наша Надеждо и Защищение; Радуйся, Судии Праведнаго умоление. Радуйся, геенны вечныя избавление: Радуйся, Надеждо вечнаго спасения. Радуйся, ключу Царствия Христова; Радуйся, двере райская. Радуйся, мосте, к Небесем преводяй; Радуйся, всех кающихся грешников прибежище и Благая Заступнице. Радуйся, Ангелов Радосте; Радуйся, всех праведных Славо и Утешение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

О Всепетая Богообрадованная Мати, рождшая на радость Небу и земли Царя Христа, Бога нашего! Услыши глас скорбящих раб Твоих и, приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: недуги наша исцели, клеветы потреби, всяку злобу и вражду отжени от нас и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, Скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в Обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя, Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и я ко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.


Православный календарь

История иконы «Всех скорбящих Радость»

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях.

Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.


Источники: http://www.vsemspas.ru/istoriya-ikony-bozhiejj-materi-vsekh-skorbyashhikh-radost/, http://www.vidania.ru/icony/icon_vseh_skorbyashih_radost.html, http://krestobogorodsky.ru/ikona-bozhiej-materi-vsex-skorbyashhix-radost/, http://www.hram.canash.ru/articles/1/54-istoriaikoni.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
история иконы всех скорбящих радость