int(2634) служба иверской иконе божией матери | Иверская | Tsurganov.info






служба иверской иконе божией матери


25-е февраля Иверской иконы Божией Матери (IX).

25-е февраля 2013г.

(12.02.2013 г. по ст.с.)

понедельник недели о мытаре и фарисее.

Глас 5-й.

Иверской иконы Божией Матери (IX).

Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского (381).

Свт. Алексия. митр. Московского и всея России, чудотворца (1378).

Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI).

Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895).

Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).

Прп. Вассиана Угличского.

Св. Эфивальда Ландисфарнского (740) ( Кельт. и Брит. ).

Новомч. Хрестоса Константинопольского (1748) ( Греч. ).

Прп. Криста, садовника (1752) ( Албан. ).

Новосщмч. Алексия, еп. Воронежского (1930).

Новомч. прот. Митрофана (1931).

Св.Евлалии, девы, мученицы Барселонской ( Кельт. и Брит. ).

Св.Фараннана, игумена ( Кельт. и Брит. ).

Седмица сплошная.

Утр. – Богородицы: Лк. 4 зач. I, 39–49, 56, или свт. Ин. 36 зач. X, 9–16*. Лит. – 2 Пет. 66 зач. I, 20 – II, 9. Мк. 59 зач. XIII, 9–13. Богородицы: Флп. 240 зач. II, 5–11. Лк. 54 зач. X, 38–42; XI, 27–28. Свт. Евр. 335 зач. XIII, 17–21. Лк. 24 зач. VI, 17–23**.

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

_______________

* Чтение святителя Алексия на утрене читается, если в этот день служба в честь Иверской иконы Божией Матери не совершается (при этом на литургии – чтения дня и святителя).

** Чтения свт. Алексия читаются, если ему совершается служба.

Трапеза

Поста нет.

Богослужебные указания

Понедельник. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Московского Алекси́я, всея России чудотворца. Седмица сплошная.

Свт. Меле́тия, архиеп. Антиохи́йского. Свт. Меле́тия, архиеп. Ха́рьковского.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии соде́ржат по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы́ же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сы́р и я́ица, в 9-й ча́с. Миря́не же ядя́т мя́со, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси» (Типикон, гл. 49, 6-е «зри»).

Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4


Святыня Свято-Иверского Одесского монастыря

Сред чудотворных икон Афона – удел Божией Матери на земле особенно прославлена Иверская икона Божией Матери.

По неизреченной любви к людям Божия Матер благословила святого Апостола и Евангелиста Луку написать Ее изображение еще в дни своей жизни. Предание приписывает кисти святого апостола Луки от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

История этого образа просматривается с 9 века – времени иконоборческих гонений в Византии, когда по повелению императора почитателей святых образов подвергали истязаниями пытками, убивали, а сами иконы повсюду тщательно разыскивали, выбрасывали из храмов и домов, рубили на куски, сжигали. Чтобы сбиречь святыни от поругания и уничтожения, благочестивые люди прятали их, опускали в воды рек, морей, вручая их судьбу воле Божией. Так случилось и с Иверским образом. В царствование императора – иконоборца Феофила (829-842) неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У нее в доме хранилась древняя икона Божией Матери. Иконоборцы, уничтожавшие  святыни, пришли в дом этой христианке. Один из воинов ударил копьем по образу Богородицы. Удар пришелся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Воины испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она не сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущенными выступившая на ней кровь. Желая спасти чудотворную икону от поругания, после усердной молитвы к Богоматери, вдова опустила икону в море. К великой ее радости, двинулась по морю к западу. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын ее благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы Богоматери и получили ее описание.

Прошло много лет, но рассказ об иконе продолжал жить в пределах Афонских монахов. Во время игуменства святого Евфимия иверские иноки были поражены странным и страшным видением: во вторник Светлой седмицы 27 апреля 999 года на море перед обителью монахи узрели огненный столп, вершиной вздымающий в небеса. Подплыв на лодке, они увидели вертикально стоящую, как бы невидимо силой поддерживаемую икону и различили ее черты Пресвятой Девы, любовно преклонившейся к Богомладенцу. Но все попытки обрести Святыню были тщетны: образ ускользал от человеческий рук.

Огненные блистания на Афоном продолжались несколько дней и ночей к ряду. После усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне иноку Иверского монастыря Гавриилу и сказала: <Я имею желания дать вам Мою икону в помощь и покров. Войди в море и гряди по волнам с верою, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители>. Старец объявил настоятелю о видении, испросив благословления, ступил на волну; к изумлению присутствующих, без труда пошел по ней: икона же Сама устремилась ему на встречу.

Иноки водрузили Святыню на почетное место, в устроенную для нее на берегу часовню, и трое суток совершали пред нею молит­вы. Потом икону перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на месте, где находи­лась икона, открылся источник чистой сладкой воды.

На другой день икону не нашли на том месте, утром обнаружили, что она переместилась на врата обители. Икону вернули в храм – на следующий день все повторилось. Наконец Божья Матерь опять явилась Гавриилу и сказала: «Скажи монахам, чтобы бо­лее не искушали Меня. Не для того прибыла Я, дабы вы Меня охраняли, но чтобы Я охраняла вас, и не только в сей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. Доколе икона Моя Будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. Чудесную икону нарекли Портаитиссой, что в переводе с греческого значит Вратарница, а по имени приютившего ее монастыря Иверской. История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери: избавления обители от варваров, чу­десного восполнения запасов пшеницы, муки и елея, исцеления болящих и многие неисчислимые чудеса.

19 мая 1998 года состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Вла­димир, Митрополит Киевский и всея Украины. На заседании постановили в городе Одес­се благословить открытие новой обители в честь Иверского образа Божией Матери.

Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба, которую воз­главил наместник игумен Вениамин, состоялась на Пасху в Апреле 1998 года.

Вторая служба была совершена в тре­тий день после Пасхи в честь прихода Ивер­ского образа на Афон в 999 году. Сама Бого­родица осветила начало молитвенной жизни в обители и начались строительные работы.

23 октября 1998 года был возведен пер­вый купол. Это было очень трепетное событие, прихожан очень мало, братии вместе с рабочими  11 человек, а тут подъеду купола!

Без чудес и помощи Самой Богородицы конеч­но же не обошлось. В совершенно ясный сол­нечный день люди видели огромуную радугу над монастырем, а когда был поднят купол, прямо над ним появилось белое круглой формы ОБЛА­КО, на котором, мы свято верим, незримо стояла Cама Пречистая Дева, освятившая Своим при­сутствием рождение нашей обители.

26 октября 1998 года, в день 350-летия привезения точного списка Иверской иконы Божией Матери в город Москву в 1648 году со Святой Горы Афон, в Свято-Иверском Одесском мужском монастыре состоялась праздничная Божественная Литургия, кото­рую возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, Митрополит Одесский и Измаиль­ский. В этот памятный день Владыка совер­шил освящение престола в обители. Тогда же Настоятель монастыря, Митрополит Одесский и Измаильский, Агафангел, пожертвовал в дар молодой обители церковную утварь и иконы.

Б начале весны 1999 года, накануне 1000 — летия со дня пришествия чудотворного об­раза НА Святую Гору Афон, по благословению Владыки Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Наместник Свято-Иверского Одесского монастыря Архимандрит Ве­ниамин отправляется на Афон, дабы зака­зать точный список Иверской иконы Божией Матери с древнего чудотворного образа.

В Белозерской келии Афонский старец Ар­сений принял заказ на написание иконы. Образ писался с молитвой и постом, по всем канонам написания икон. Работа иконописцев сопровождалась небывалыми искушениями. Трижды меняли доску, дважды перекладывали золото, и только с началом Великого По­ста, в непрестанной молитве, написание ико­ны закончили. «Видно большая будет польза от этого образа», сказал старец, объясняя

братии, терпевшей искушения. И та икона новонаписанная не РАЗНИТСЯ ни в чем от пер­вой иконы: ни длиною, ни шириною. Только лик Богоматери немного отличается тем, что очи Пресвятой Богородицы Большие и гроз­ные, Царица Небесная видится строгой и скорбной Матерью грозного Судии, тогда как на списке они полны доброты, проникающей до глубины души, полны скорби за весь мир.

Икона Божией Матери, называемая Иверская, сейчас пребывает на Афоне, в монастыре Иверион. Четырехугольный в плане монастырь обнесен высокими стенами, расположен на Берегу пристани. При входе в обитель, на левой стороне, находится небольшая привратная часовня с чудотворной иконой. Икона Богоматери украшена серебряной ри­зой, усыпанной драгоценными камнями, золо­тыми привесками, крестами, монетами раз­ных эпох Паломник, представший пред свя­тым образом, невольно усматривает во всем этом богатом убранстве благодарное живое чувство христиан многих поколений в духовной помощи Божией Матери.

Свыше тысячи лет Божия Матерь чрез Свой Иверский образ охраняет не только Иверскую обитель, но и весь мир. Многочисленные списки с этой иконы разошлись по всему свету, и многие из них прославились чудотворениями.

Пока на Святой Горе писалась икона, в монастыре шло строительство часовни. На­чалось с обустройства садика, в центре, которого к лету 2000 года появилась маленькая деревянная, Будто сказочная, часовенка. Опирается часовня на четыре камня, специально привезенные со Святой Горы Афон. Вокруг нее посажены молодые деревья, в теплое время года она украшена чудесными цветами.

В конце весны 1999 года в обители была открыта скважина прекрасной воды, по сво­ему химическому составу она не имеет ана­логов во всей Одесской области. Так появился на свет чудесный Иверский источник хорошей питьевой воды.

26 июля 2000 года часовня приняла Иверскую икону, как Саму Матерь Божию.

Божией милостью прибывший со Святой Горы Афон в город Одессу список Иверской иконы Божией Матери снискал Большое уважение и почитание народа Божия.

Иверская икона Божией Матери явля­ется духовным центром обители. Православ­ный люд стекается сюда на молитву к Бо­жией Матери, принося ей свои скорби, печали, болезни, горести, радости, благодарение за помощь. И, по неизреченной благодати Самой Пресвятой Девы Марии, получает в молитвах утешение и исцеление духовное и телесное.

Б обители начали строительство нового Храма в честь святого преподобного Серафима Саровского. По Божией милости перед Пасхой 2003 г. был заложен фундамент и освящен Высокопреосвщеннейшим Агафангелом Митрополитом Одесским и Измаильским.

G марта 2004 г. управление и строитель­ство обители выло поручено новому наместнику игумену, а ныне епископу Южненскому Диодору. Для продолжения строительных работ, особенно восстановления обители, требуется огром­ное количество стройматериалов и средств. Обращаемся к Вам с просьбой принять участие в сборе пожертвований на строительство оби­тели. Жертвуя на Богоугодное дело, испро­сим у Господа прощения своих грехов.

Спасайтесь о Господе и живите влюбви и духовной радости.

Просим Ваших святых молитв.

Призри же с высоты пренебесныя Своея, о Всепетая Мати, и услыши хвалу» Тебе от нас смиренно возсылаемую:

Радуйся, Благая Вратарннце, двери райские верным отверзающая!


Иверской иконы Божией Матери (Вторник Светлой седмицы)

Тропарь Иверской иконе Божией Матери, глас 1 :

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Иверской иконе Божией Матери. глас 8 :

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,

от вдовицы не могущия спасти сию от врагов;

но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверская ,

враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя

от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии пред Ея иконою «Иверская» :

О , Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби царствия небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь .

Богоматерь Иверская - один из особо чтимых образов Богома­тери с Младенцем типа Одигитрии. Отличительной иконографической особенностью является изображе­ние кровоточащей раны на правой щеке Богородицы.

Богоматерь Иверская названа по месту своего чу­десного явления в IX в. в Иверском монастыре на Афоне, который был основан иверцами (грузинами). По преданию, в царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить её на части. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же её благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы.

Прошло много лет, но рассказ об иконе продолжал жить в преданиях афонских иноков. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ-Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием. Однажды иноки Афонской обители увидели в мо­ре огненный столб. Он появлялся несколько раз. Этот столб возвышался над иконой, к которой никому не удавалось приблизиться. Старцу Иверского монастыря Гавриилу было во сне видение Богоматери, возвестив­шей, что он должен пройти по волнам и принять ико­ну. Чудесный образ был поставлен в алтаре храма. Но на другой день икона была найдена над вратами мо­настыря, где и оставлена с именем "Вратарница".

Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница.

Иверская икона Божией Матери .

Начало XX века.

31,2 х 26,8.

Оклад.

Не ранее 1908 года. Москва.

Фабрика братьев С. и П. Галкиных.

31,4 х 27.

Клейма на нижнем торце, венцах, дробницах и наугольниках: СГ, Московского пробирного управления – головка в кокошнике, обращенная вправо с шифром, проба 84.

Риза.

23,6 х 19,4.

ЦМиАР. КП 4784/1-3.

Икона поступила в Музей им. Андрея Рублева путем приобретения у частного лица.

Сохранность: механические повреждения живописной поверхности, потемнение покрытия, патина на окладе, потертости золочения.

В 1648 г. первый список с этого чудотворного об­раза был привезен в Москву. Через Никона Новоспасского – архимандрита и, впоследствии, всероссийского патриарха, царь Алексей Михайлович и московские духовные власти просили монахов Святой горы Афон выполнить список чудотворной иконы. В двух письмах от 15 июня 1648 года, адресованных царю и архимандриту, о. Пахомий подробно описывает всю работу, выполненную со строгим соблюдением всех правил: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток. сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». В сопровождении двух святогорских монахов иверский архимандрит Пахомий перенес новый список в Москву. Торжественно встреченная 13 октября 1648 года царем с всем семейством (списком этой иконы с клеймами чудес владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре), патриархом Иосифом и народом, икона была помещена у Воскресенских ворот, которые с тех пор стали называть Иверскими.

В 1656 г. с Афона был при­слан второй список, который был помещен в Иверском Валдайском монастыре, где был украшен ризой по благословению патриарха Никона. В XVIII в. делаются многочис­ленные списки уменьшенного размера. В XIX столетии икона "Богоматерь Иверская" становит­ся одной из самых почитаемых на Руси. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

См. также статью «Путин вернул Церкви Иверскую икону – «сакральная жертва» или замаливание грехов? »: http :// www. expertmus. com /2012/05/ blog - post _07. html


Плейкаст «Иверская Икона Божией Матери»

Молитва Божией Матери "Иверская"

Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1-й

От святыя иконы Твоея, о, Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8-й

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Православная церковь празднует чудотворной Иверской иконе Божией Матери 25 февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 26 октября.


Глава: Служба Иверской иконе Божия Матери.

Служба Иверской иконе Божия Матери написана была, без вся­кого сомнения, на Афоне и, вероятно, русским по происхождению иноком не ранее второй половины 17 в. (2). Список иконы «начер­танной при посте и молитвах, и по принесению всею братией усерд­ных молитв отправлен с Афона. Св. Икона, сопровождаемая Афон­скими иноками, прибыла в Москву в 13 день октября 1648 г.» (Деб. т. 1-179). 19 мая 1669 г. икона поставлена в особую часовню у Вос­кресенских ворот. Царь Алексей Михайлович того же дня дал Иверскому Афонскому монастырю во владение Московский Николаевский монастырь. («Собрание Государственных грамот и договоров, храня­щихся в государственной коллегии иностранных дел». Москва 1826 г. ч. 4, № 68). По одному сказанию, писанному Иоанникием Голятовским, служба Иверской иконе переведена с греческого на славянский язык иером. Димитрием Раевским и монахом Иоакимом (Деб. т. 1 стр. 178 и Викт. Антониева Сийского монастыря рукопись № 85, стр. 214: 1762 г. «Преведеся сия служба и история с греческого на Славяно-российский диалект трудолюбным тщанием Словено-греко-латинским учителем иеромонахом Димитрием Раевским и дидаскалом гречанином монахом Иоакимом, 1738, месяца октоврия индикта 1».Однако, не только перевод, но и дополнения были совершены: до­вольно невероятно, чтобы в греческой службе был помещен в ка­ноне такой тропарь: п. 8: «Подобием иконы Иверские не точию Свя­тый Афон просвещается, но и царствуяй град Москва украшается. Еще и страна Новгородская и инии грады и веси освятишася». Что служба писана на Афоне это несомненно: м. в. Г. В. стих. вторая: «Радуйся Афонская гора», ст. 4: «Грядите радостно иноков Афон­ских лицы». Слава и ныне: «Ограждает бо святую обитель и вся жи­вущии на Афоне своим покровом». Вел. веч. Г. В. «Красуйся и радуй­ся, Афоне, и веселися обитель Иверская» и т. д. Автор начитан был в чисто русских и переводных богослужебных текстах: слава и ныне на стиховне: «Притецем к тихому пристанищу и заступнице рода нашего Деве, поклонимся честному ее, ангелы почитаемому образу» (см. служба Казанской иконе). Седален на утрени: «Сей день Господень, радуйтеся людие, се бо светоносный облак. » (богородичные празд-шгки). Стих. по 50 псалме писана по Успенской: «Егда явление чуд­ного Твоего образа готовлящеся. Гавриил же яко вторый Петр по морю ходя, со слезами вопияше ти». Стих. Г. В.— «Гряди, Гаврииле, сниди на море, немокренныма ногама», стих. на хвалитех: «Препо­добный Гавриил по воде морстей пешешестова».

Весь канон наполнен выражениями и знакомых переводных гре­ческих текстов: п. 9 тр. 3 «Богородице Дево, упование христианом» (Сретение), п. 6 «Храм носяй телесный весь осквернен» (по Еванге­лии, недели предпостовые и поста). Использованы и ирмосы разных гласов: тр. 3 п. 1 — «Огустеша воды», тр. 4 п. 1 — «Помощница и покровительница была еси», тр. 1 п. 3 — «утверди сердце мое», тр. 4 п. 3 — «Неплодствующий мой ум плодоносен покажи ми», тр. 1 п. 4 «Покры небеса добродетель Твоя», тр. 3—«Услышавше слух», тр. 4— «Ты еси моя крепость и сила», тр. 1 п. 6—«В скорби сердца вопию ти, житейского моря потопляем бурею», тр. 2 — «Бездна последняя грехов обыде мя и исчезает дух мой, но простри, Владыко, высокую Твою мышцу», тр. 4 — опять «Храм носяй телесный весь осквернен», тр. 1 п. 7 — «Согрешихом, беззаконовахом».

Общий тон службы весьма выдержан по славянским текстам. Она дает указания на касающееся русских, а не греков, прославление на Москве и в России. Написана она для России и при том не сразу после принесения иконы в Москву. Канон говорит об украшении «Новгородского края и иных». В 1656 г. Валдайская обитель Новго­родской области получила список иконы (Деб. т. 1-180). Следова­тельно, не ранее этого срока и была составлена наша служба, или, в крайнем случае, не ранее получила она дополнения российского характера (3). Список иконы для Новгородской области принесли Афонской горы иеромонах Корнилий и монах Никифор: не были ли они снабжены и нарочито составленной службой, в которой упоми­нается и Москва, ранее получившая икону, и Новгород, куда список иконы только направлялся в это время с Афона.


Источники: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_54_1/topic_6617_1_39904/, http://iverskiy.od.ua/o-monastyre/iverskaya-ikona-bozhiej-materi/, http://rublev-museum.livejournal.com/413543.html, http://www.playcast.ru/view/1999862/9a4071bd1577ae27fec39e02231db347b284c07bpl, http://www.klikovo.ru/db/book/msg/17749NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
служба иверской иконе божией матери