int(2437) тропарь иверской иконе божией матери | Иверская | Tsurganov.info




тропарь иверской иконе божией матери


икона Божией Матери «Иверская»

Для быстрого перехода до интересующего вас элемента воспользуйтесь ссылками…..

Немного истории….

В девятом веке при императоре Феофиле свирепствовали иконоборцы. В то время около города Никеи в собственном доме жила благочестивая и богатая вдова. У нее была икона Богородицы, к которой она относилась с величайшим благоговением. Вдова устроила для нее скрытую храмину и часто обращалась к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о своих нуждах. Феофил – иконогонитель разослал по всем городам воинов, которые выискивали и уничтожали святые образа, а людей, скрывающих иконы, жестоко наказывали. Пришли они и к никейской вдове, увидали икону и хотели уничтожить ее. Но вдова дала им деньги и упросила воинов оставить у нее святыню до утра. Нечестивцы согласились. Уходя, один из них ударил мечом по образу, и в то же мгновение из лика Богоматери, как бы из живого, истекла кровь. Вдова решила сохранить святую икону от дерзких поруганий. Перед рассветом она отнесла ее на берег моря. Встав на колени перед иконой, она молила Царицу Небесную избавить ее от гнева воинов императора, а образ свой от потопления. После молитвы она опустила икону в море и, к великой радости своей, увидела, что икона не упала плашмя в воду, но в прямом положении устремилась по волнам в западную сторону. Благочестивая вдова возблагодарила Господа и возвратилась домой. Пришедшим по утру воинам она дала большую сумму денег, и они оставили ее в покое.

Куда уплыла святая икона, где она находилась на протяжении двух веков – известий нет.

За это время на Святой Афонской Горе обустроился и процветал Иверский монастырь, образованный грузинскими (Грузия называлась Иверией) монахами. В сей обители пребывал благочестивый старец Гавриил. Он жил как земной ангел и как небесный человек. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела возвестить настоятелю и братии, что она хочет дать им Свою икону в покров и в помощь и что старец должен идти с верою по морским волнам и принять икону для обители. Старец объявил о видении. Наутро все монахи вышли на берег с молебным пением, с кадилами и светильниками. И увидели икону, стоявшею на воде и огненный столп над нею. Исходящий из неба. Старец безбоязненно прошел по воде и сподобился принять ее своими руками. Три дня и три ночи иноки непрерывно совершали перед иконой молебствие, затем поставили ее в алтарь.

Однако на другое утро икона очутилась на стене над монастырскими воротами, ее отнесли обратно в алтарь. На следующее утро она снова явилась над воротами. Такое перемещение повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась к тому же старцу Гавриилу и сказала: — «Объяви братии, чтобы они более не искушали меня и не усиливались бы удержать Мою икону в соборе, а оставили бы ее на воротах. Я не желаю быть охраняемою вами, а хочу быть вашей хранительницею не только в настоящей, но и в будущей жизни. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием, и вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С  того времени иноки устроили небольшой храм над монастырскими воротами, где /Она Сама избрала Себе место.

В этой церкви чудотворная икона и доныне пребывает на левой стороне царских врат. По имени обители она называется Иверскою, а по месту пребывания над воротами – Портаитиссою, то есть Вратарницею, или Привратницею.

Чудеса, исходящие от Иверской иконы, неисчислимы. Доныне виден на ланите Иверской Богоматери шрам от раны, нанесенной воином, именовавшимся Варваром.  Увидя, что из лика потекла кровь, Варвар пришел в ужас, покаялся, поступил в число иноков Иверского монастыря, кончил жизнь в строгом подвижничестве и ныне именуется святой Варвар.

Спасла Вратарница монастырь от нашествия персов, сарацинских пиратов и от многих других напастей и невзгод.

Русский паломник Барский, путешествовавший (1729-1747 гг.) по святым местам записал: — «В прекрасном, при внутренних вратах монастырских, храме, в иконостасе, вместо наместной, обычного образа Богородицы, стоит святая чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарницею, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернела от множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованою, позлащенною одеждою, упещрена многоценными каменьями и монетами златыми от различных царей, князей и бояр, дарованными за многие ее чудотворения. От российских царей и цариц, императоров и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары видел своими очами. Имеет оная икона знамение или шрам язвы на ланите, который приняла в древности от неверного Варвара, ударившего ее от злобы и ненависти».

Святогорец XIX-го века пишет: — «Строгий вид Божественной Марии наводит на поклонников невольный трепет; черты святого лика ее чрезвычайно выразительны и самый размер его величествен. Матерь щедрот и утехи является на этой иконе как будто более Матерью правосудия и грозного судии».

Иерей Владимир Гуркало, посетивший эту обитель в 2004 году, пишет: «В ней хранится первообраз Иверской Божией Матери, та самая икона, которую воин-богоборец проткнул копьем, и из которой потекла кровь. Вот эту  рану и запекшуюся кровь мы видели».

В царствование Алексея Михайловича, по просьбе патриарха Никона, 13 октября 1648 года в Москву привезен был список с чудотворной Афонской иконы, который ничем не отличался от подлинника, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом – «Новая аки Старая». По прибытии святой иконы в Москву царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх, духовенство, бояре и народ всякого звания и возраста с благоговением встретили икону Богоматери у Воскресенских ворот Китай-города. Икона первоначально была поставлена в монастыре, называвшемся тогда «Никола-Большая Глава», впоследствии отданном афонским инокам, после чего обитель стала называться Никольским-Греческим.

Благочестивый царь, зная, что чудотворная икона в Афонской обители избрала себе место на воротах монастырских, пожелал перенести присланную икону в особенную часовню, для нее устроенную у Воскресенских ворот, с молитвенною надеждою, что Божественная Вратарница будет ограждением и покровом первопрестольной столицы.

В часовне находилась рукописная книга, в которой записывались многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к Ней с верою и молитвою.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона, по высочайшему повелению, была увезена во Владимир. По изгнанию неприятеля опять возвращена в Москву и поставлена в часовню, ежедневно в которую приходило множество богомольцев. Цари при посещении столицы всегда останавливались у часовни и поклонялись Иверской Богоматери. Ее икону часто доставляли в дома болящих. Возили икону в особо устроенной колеснице, завидя которую люди осеняли себя крестным знамением с поклонами.

В России прославились великими чудотворениями Иверские иконы Пресвятой Богородицы: в городе Казани, подаренная царицей Тамарой аланам; Смоленске, Нижнем Новгороде и Сафрониевой пустыни.

Самой известной мироточивой иконой XX-го века стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 года, эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылали ваики с дивно благоухающим миро. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан – молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом новомучеников.

Таинственные и страшные события произошли 31 октября 1997 года: Иосиф Муньос был мученически убит при загадочных обстоятельствах в Греции, а чудотворная икона исчезла.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Иверской»

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли!

Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему.

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша.

Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных!

Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Иверской»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй.

И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла.

И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков.

Тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Иверской»


Официальный сайт монастыря расположен по адресу - www.4udel.nne.ru

Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской

Кондак 1.

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит. Темже зовем Ти: Радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко Раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе гору сию избравшая; радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения; радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Видеша иноцы Святыя горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою. Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елея восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием ти: Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; радуйся, от власти князя воздушнаго свобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая; радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва ко Пресвятей Богородице

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.


Иверская икона Божией Матери (Вратарница)

Одной из самых почитаемых икон в часовне святителя Луки Крымского в Березниках является Иверская икона Божией Матери. Ниже я предлагаю вам прочесть две истории, связанные с этой иконой: историю афонской иконы и историю той иконы, что сейчас находится в нашей часовне, а так же посмотреть видео о других списках иконы.

Празднование Иверской иконы Божией Матери совершается 22 апреля 2014 года.

Старец Гавриил перед Иверской иконой Божией Матери

История афонской Иверской иконы Божией Матери начинается с далекого IX века. Икона сия находилась в ту пору у одной благочестивой вдовы, живущей близ города Никеи. Времена эти остались известны в истории как времена иконоборчества. И вот, в дом вдовы ворвались иконоборцы и копьем ударили икону. Из иконы в месте удара потекла кровь. Боясь уничтожения иконы — женщина заплатила воинам императора и упросила их не трогать икону до утра. Утром же вдова отправилась с сыном к морю и опустила икону на воду. Спустя некоторое время, афонская братия, увидав огненный столб над морем, отправились к нему и нашли стоящую на воде икону. Был отслужен молебен о даровании сей святыни монастырю, и вскоре инок монастыря (святой Гавриил Грузин), после явившейся ему во сне Пресвятой Богородицы, пройдя по морю взял икону и принес ее в монастырь. В следующие дни — икона чудесным образом оказывалась на вратах монастыря, после чего ее вновь относили в сам монастырь. Наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась святому Гавриилу во сне, и открыла ему следующее:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор икона находится на вратах монастыря и именно поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Вы можете прочесть про чудеса Иверской Иконы Божией Матери на странице путеводителя по Афону по адресу http://www.agionoros.ru/docs/504.html. а мы перейдем к истории иконы которая сейчас находится в нашей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках.

Хранящаяся ныне в часовне икона — точный список с Московской чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Икона эта первоначально стояла перед правым клиросом Дедюхинской церкви Всех Святых. Массивная сребропозлащённая риза работы Сазикова на ней «была усыпана драгоценными камнями, в числе коих 140 довольно крупных бриллиантов. Это вклад строителя храма господина Кармалина. Жаль, что он не хотел объявить цены сей иконы», — писал в 1875 году об этом образе И.Ф.Словцов, иерей Дедюхинского Христорождественского собора, и одновременно церковный археолог. Образ Божьей Матери, находящийся в храме, породил особо чтимый народом праздник в честь этой иконы.

По преданию  управляющий заводом Е.А.Кармалин однажды перенёс тяжёлый недуг. Он обращался ко многим врачевателям московским (т.к. имел свой дом в старой русской столице), но безуспешно. И  когда уже не осталось надежд на выздоровление, Кармалин как-то услышал звуки молебна в честь «Иверской иконы Божией Матери», что проходил недалеко от его московского дома. Окна были раскрыты, и страстная молитва о выздоровлении вознесена была несчастным больным к  московскому Иверскому образу. Некоторое время спустя в сознании Кармалина вдруг всплыло имя лекаря, к которому больной ещё не обращался за помощью. И лекарь его излечил. В благодарность Святой Деве Пречистой и заказан был Евграфом Кармалиным список  с московского образа «Иверской Богоматери», который был сделан в 1858 году. О чём свидетельствует надпись на иконе. А на стенах деревянного кладбищенского дедюхинского храма  среди росписей можно было увидеть сюжет о том, как  Преподобный Гавриил из Афонского монастыря, идёт по волнам морским за даром Богоматери – Св. иконою Иверскою.

Иверская Икона Божией Матери в часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках

Многострадальная Иверская икона из поселка Дедюхино тоже плывет своим путем «по морю житейских невзгод». В 1953 году начинается подготовка ложа Камского водохранилища. В связи с закрытием Дедюхинской кладбищенской  церкви образ Иверской Богоматери, уже без оклада (вероятно, утерян в 20х годах во время изъятия церковных ценностей) был передан в Ленвинский Свято-Троицкий храм. а после его закрытия в 1963 году – в Орлинскую церковь Похвалы Богородице. Позже — этот образ находится в Березниковском храме Иоанна Предтечи. Сейчас же икона находится в часовне Луки Войно-Ясенецкого, что на территории 1-й Горбольницы в Березниках (смотрите сюжет о прибытии иконы 25 февраля 2014 года на нашем сайте).

Видео с историей иконы:

Мы приглашаем всех православных христиан города помолится пред сей почитаемой иконой в день ее праздника — 22 апреля в 8-30 в часовне!


Иверской иконы Божией Матери

(13/26 октября, а также 12/25 февраля и во вторник Светлой седмицы)

Тропарь, глас 1

От святЫя икОны ТвоеЯ, о ВладЫчице БогорОдице, исцелЕния и цельбЫ подаЮтся обИльно с вЕрою и любОвию приходЯщим к ней: тАко и мою нЕмощь посетИ, и дУшу моЮ помИлуй, БлагАя, и тЕло исцелИ благодАтию ТвоЕю, ПречИстая.

Кондак, глас 8

Аще и в мОре ввЕржена бысть святАя икОна ТвоЯ, БогорОдице, от вдовИцы, не могУщия спастИ сиЮ от врагОв, но явИлася есть хранИтельница АфОна и вратАрница обИтели Иверския, врагИ устрашАющая и в правослАвней РоссИйстей странЕ чтУщия Тя от всех бед и напАстей избавлЯющая.

ВеличАем Тя, ПресвятАя ДЕво, БогоизбрАнная ОтроковИце, и чтим Образ Твой святЫй, Имже тОчиши исцелЕния всем с вЕрою притекАющим.

(Это величание поем и во все праздники в честь икон Божией Матери. )


Иверской иконы Божией Матери (Вторник Светлой седмицы)

Тропарь Иверской иконе Божией Матери, глас 1 :

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Иверской иконе Божией Матери. глас 8 :

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,

от вдовицы не могущия спасти сию от врагов;

но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверская ,

враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя

от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии пред Ея иконою «Иверская» :

О , Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби царствия небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь .

Богоматерь Иверская - один из особо чтимых образов Богома­тери с Младенцем типа Одигитрии. Отличительной иконографической особенностью является изображе­ние кровоточащей раны на правой щеке Богородицы.

Богоматерь Иверская названа по месту своего чу­десного явления в IX в. в Иверском монастыре на Афоне, который был основан иверцами (грузинами). По преданию, в царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить её на части. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же её благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы.

Прошло много лет, но рассказ об иконе продолжал жить в преданиях афонских иноков. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ-Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием. Однажды иноки Афонской обители увидели в мо­ре огненный столб. Он появлялся несколько раз. Этот столб возвышался над иконой, к которой никому не удавалось приблизиться. Старцу Иверского монастыря Гавриилу было во сне видение Богоматери, возвестив­шей, что он должен пройти по волнам и принять ико­ну. Чудесный образ был поставлен в алтаре храма. Но на другой день икона была найдена над вратами мо­настыря, где и оставлена с именем "Вратарница".

Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница.

Иверская икона Божией Матери .

Начало XX века.

31,2 х 26,8.

Оклад.

Не ранее 1908 года. Москва.

Фабрика братьев С. и П. Галкиных.

31,4 х 27.

Клейма на нижнем торце, венцах, дробницах и наугольниках: СГ, Московского пробирного управления – головка в кокошнике, обращенная вправо с шифром, проба 84.

Риза.

23,6 х 19,4.

ЦМиАР. КП 4784/1-3.

Икона поступила в Музей им. Андрея Рублева путем приобретения у частного лица.

Сохранность: механические повреждения живописной поверхности, потемнение покрытия, патина на окладе, потертости золочения.

В 1648 г. первый список с этого чудотворного об­раза был привезен в Москву. Через Никона Новоспасского – архимандрита и, впоследствии, всероссийского патриарха, царь Алексей Михайлович и московские духовные власти просили монахов Святой горы Афон выполнить список чудотворной иконы. В двух письмах от 15 июня 1648 года, адресованных царю и архимандриту, о. Пахомий подробно описывает всю работу, выполненную со строгим соблюдением всех правил: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток. сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». В сопровождении двух святогорских монахов иверский архимандрит Пахомий перенес новый список в Москву. Торжественно встреченная 13 октября 1648 года царем с всем семейством (списком этой иконы с клеймами чудес владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре), патриархом Иосифом и народом, икона была помещена у Воскресенских ворот, которые с тех пор стали называть Иверскими.

В 1656 г. с Афона был при­слан второй список, который был помещен в Иверском Валдайском монастыре, где был украшен ризой по благословению патриарха Никона. В XVIII в. делаются многочис­ленные списки уменьшенного размера. В XIX столетии икона "Богоматерь Иверская" становит­ся одной из самых почитаемых на Руси. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

См. также статью «Путин вернул Церкви Иверскую икону – «сакральная жертва» или замаливание грехов? »: http :// www. expertmus. com /2012/05/ blog - post _07. html


Источники: http://nikolskiy-hram.ru/?page_id=1215, http://www.diveevo.ru/468/, http://luka.rpcb.ru/iverskaya-ikona-bozhiej-materi-vratarnica/, http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/pray/47.html, http://rublev-museum.livejournal.com/413543.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
тропарь иверской иконе божией матери