int(1067) сказание о казанской иконе | Казанская | Tsurganov.info




сказание о казанской иконе


Cкaзaниe o Казанской икoнe Бoгopoдицы

Cкaзaниe o Казанской икoнe Бoгopoдицы, расчитано главным образом на детскую аудиторию, но думаю и взрослый человек с удовольствием послушает.

Немного о Казанской иконе Богородицы.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.


Сказание о Казанской иконе Божией Матери Иконы

Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. В 1594 году «самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы» к освящению каменной монастырской церкви в 1595 году. Икона особо почиталась династией Романовых. В память чудесной помощи Казанской иконы в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.

Иконы с клеймами Сказания об образе известны со второй четверти XVII века. Состав клейм различен: некоторые иконы более полно иллюстрируют события обретения святыни, в других доминируют сюжеты чудес от явленного образа (в Повести описаны 16 исцелений от различных недугов). Наиболее ранней иконой со Сказанием можно считать раму работы строгановских мастеров второй четверти XVII века с 20 клеймами Повести из собрания Сольвычегодского музея (СИХМ). Известны редкие циклы клейм Сказания, где помимо Повести, написанной патриархом Гермогеном, присутствуют события чудес от других чудотворных списков иконы. Например, рама 1690-х годов к Ярославской-Казанской иконе из собрания Ярославского музея (ЯХМ).

Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М. 2000. С. 265–272.

2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира, вып. 4, 2000. С. 181–189.

3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.

4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М. 2001.

5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М. 1995.

6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. М. 1884.

8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М. 2010.

9. Иконы строгановских вотчин XVI – XVII веков: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря: Каталог-альбом. М. 2003.

10. Русская иконопись. Большая коллекция. М. 2003.

11. Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко. М. 2008.


Илья Литвак - Сказание о Казанской иконе Богородицы [И.Литвак,В.В асин,М.Удаль цова,Л.Переп елкина,Ю.Зве рев и др. 2007, 256 kbps]

Сказание о Казанской иконе Богородицы

Год выпуска. 2007

Автор. Илья Литвак

Исполнитель. И.Литвак,В.Васин,М.Удальцова,Л.Перепелкина,Ю.Зверев и др.

Жанр. Музыкальные аудиопостановки для детей

Издательство. РМГ Рекордз

Тип. аудиоспектакль

Аудио кодек. MP3

Битрейт аудио. 256 kbps

Описание. "Добрым детям" - серия музыкальных аудиопостановок для детей.

Рассказы, сказки, стихи и песни детских писателей повествуют детям о святости и доброте, любви и заботе о ближних, совести и чести, храбрости и верности своей Родине.

Они откроют красоту окружающей нас природы, научат беречь и ценить её.

Надеемся, программы окажутся интересными и увлекательными и для малышей, и для школьников, и для родителей.

Диски серии "Добрым детям" можно слушать всей семьей.

Доп. информация. Содержание:

1. Сказание о Казанской иконе Богородицы (1:00:41)

Прослушав эту постановку, маленькие слушатели узнают о том, как маленькой девочкой была найдена удивительная икона, и какие чудеса от неё произошли.

Роли исполняют:

От автора, архиепископ Арсений, Карл XII, дедушка - И.Литвак,

Мама, Матронушка - М.Удальцова,

Мама Матронушки - Л.Перепелкина,

Маша - М.Перепелкина,

Св. прп. Сергий Радонежский - В.Васин,

Монахиня - Н.Омельчук,

Мальчик - В.Алексеев.

Режиссер-постановщик, автор музыки и текста песен - И.Литвак,

Звукорежиссер, аранжировщик - В.Улитин.

2. Сказание о Владимирской иконе Богородицы (40:58)

Испокон веков Русь называется Домом Пресвятой Богородицы. И не было в истории врага, который устоял бы перед нашим войском, если народ русский возлагал надежду не на свои силы, а на Небесную Царицу. О чудесах, явленных через Её икону и расскажет наше повествование.

Роли исполняют:

Мама - М.Удальцова,

Князь Василек - А.Кулаев,

Митрополит, Тамерлан - И.Литвак,

Маша - М.Перепелкина.

Режиссер-постановщик, автор музыки и текста песен - И.Литвак,

Звукорежиссер, аранжировщик - В.Улитин.

3. Детство и юность святого мученика Трифона (1:26:55)

По мотивам книги «Подвиг веры»

Святой Трифон жил и мученически пострадал в III веке н.э. в Малой Азии. С раннего детства Господь наградил его даром чудотворения и властью изгонять из людей нечистых духов. Св. Трифон является одним из самых почитаемых и любимых святых нашей земли.

Онисифор, Садок - И.Литвак

Лактанций - В.Брезгунов,


Сказание о явлении иконы Божией Матери «Казанская»

В июне 1579-го года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище половину города. Недалеко от того места, где начался пожар, сгорел дом одного стрельца. Через несколько дней, когда стрелец приступил к постройке нового дома, его дочери, десятилетней Матроне, явилась Богоматерь и повелела достать Её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.

Чудотворная икона, которую назвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Она вдохновляла русских ратников в период Смутного времени. Спустя несколько лет на средства князя Димитрия Пожарского в Москве был построен Казанский собор, куда был поставлен список с чудотворной иконы; ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе. Перед Казанской иконой накануне Полтавской победы молился император Пётр I. Этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Во время войны с французами перед Чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов. Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Сергий совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом.

В начале XX века Чудотворная икона была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, уничтожена. После революции многочисленные древние списки с чудотворной иконы разошлись по всему миру. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606-го г.) находится в Третьяковской галерее.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

1. Минея

2. «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»


Сказание обретения иконы в Казани

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М. 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной. и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4180.htm


Источники: http://rushill07.narod.ru/knigi.files/knigi.dl/79-Skazanie_o_Kazanskoy_ikone_Bogoroditsi.html, http://www.iconrussia.ru/iconography/2117/, http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1291577, http://www.optina.ru/holidays/0720/, http://kazansky-spb.ru/texts/skazaniyaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
сказание о казанской иконе