int(1118) икона богородицы неопалимая купина | Неопалимая купина | Tsurganov.info






икона богородицы неопалимая купина


Акафист пред иконой

Акафист Пресвятей Богородице пред Ея иконой «Неопалимая Купина»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же о, Богомати Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас земных и перстных возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойны есми пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:

Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречистым рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: "иззуй сапоги от ногу твоею: место бе, на немже ты стоиши, земля свята есть." Сего послушающе и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуия.

Разум человеческий не может постигнуть таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в совете предвечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновеннии, святии Божии пророци издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем. Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе:

Радуйся, огнезрачная палато на Херувимах Седящаго; радуйся, светоносная ложнице Серафимом Повелевающаго. Радуйся, одре Царя великаго верху горы небесныя; радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними. Радуйся, кивоте освященный божества, святая святых больший; радуйся, стамно всезлатая, в ней же манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действующи, Владычице преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши святою иконою Твоею, и многа чудеса ею соделываеши во вселенной. Темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарственно вопием прославльшему Тя Царю Славы Христу: Аллилуия.

Имущи любовь велию к людям искупленным честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский: Ты бо грешником еси споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным надеждо спасения, бедствующим скорая помоще, погибшим взыскание державное, и всякому миру покров. Тебе, милосердой и благолюбивой заступнице нашей за любовь любовию воздающе, смиренномудренне глаголем:

Радуйся, радосте всемирная, еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; радуйся, прибежище благоотишное, в немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря. Радуйся, умолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия; радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя. Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, Тебе бо грешнии и имамы заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и прославляюще силу молитв Твоих рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуия.

Слышим и видим чудеса велия от иконы Твоея бываемая, Царица наша всеблагая, юже даровала еси нам во утешение и защиту в несчастиях: се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей, пред силою благодатною Твоего пречистаго образа якоже многажды видехом и испытахом, Неопалимую Купину Тя именующе в изображении сего Твоего образа, и пред ним Тебе воспевающе гласы хвалебными сице:

Радуйся, молитвенница неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая. Радуйся, ризою Твоею честною от всяких несчастий нас сохраняющая; радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая. Радуйся, всемилостивая услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, державная скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная, Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческия к познанию велия Твоего милосердия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердная. О сем радующеся благодарим Христа Бога, Тебе, Матерь Свою по плоти, и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуия.

Видим икону Твою, Владычице, яко воистину купину неопалимую, во огни несгорающую, и присутствием своим жилища человеческия в пламени несгораемыми соделывающую: Тебе бо дадеся благодать свыше, силу естества во чреве Твоем неопально вместившей, сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, темже от верных Неопалимая Купина наименовася, егоже мы чествуем благолепно, и Тебе хвалебно вопием:

Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господа присногорящая; радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаждающая; радуйся, в час скорби и недоумения помыслы душеполезныя нам ниспосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающаго, на помощь к нам ускоряющая; радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песний духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуия.

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца и предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил Ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, Моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужные врачуеши, скорбящии утешаеши, и всем вся благая и душеполезная ниспосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице:

Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род; радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею надзирающая; радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людям, искупленным Его Кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою пренепорочную и Сию сотвори прибежище благоотишное всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо таковое милосердное служение Твое роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наша в скорбех возводим, и руце молебно простираем, утешения от Тебя единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных, и сподобиши на земли живых в радости святых пети Богу: Аллилуия.

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую Неопалимая Купина именуемую, Богородительнице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грома соблюдаеши и домы верных благословляеши, в нихже чествуется благоговейно пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради, яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолжным поклонением почитаем, и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими:

Радуйся, алавастре врачевания на всяк недуг врачевство содержащий; радуйся, мироположнице благоухания Христова, облагоухавшая падшее человечество. Радуйся, узы греховныя разрешающая кающимся грешником; радуйся, пленицы страстей сокрушающая подвизающимся о чистоте. Радуйся, дев младопитательнице и матерей тихое веселие; радуйся, вдов заступнице и сирот благосердное призрение.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко икона Твоя, Владычице, на дске написанная и по естеству своему огненному действу подверженная, силу пачеестественную являет и присутствием своим силу огня укрощает. Познающе в сем силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и сим спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Аллилуия.

Весь мир христианский славит имя Твое, Преблагословенная Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешительно есть взирати на пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы, смиреннии, Твою святую икону видяще, боголепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче во время безпомощия нашего, егда грех ради наших огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламени благодарными усты Тебе вопием:

Радуйся, нерукотворенная скиния Бога Слова, Херувимы превысшая и Серафимы превосходящая святынею и чистотою; радуйся, облаче легкий Солнца Правды, имже Небесный к темным прииде, да на небо с Собою возведет. Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству Рождеством Твоим святым; радуйся, небо и землю воедино совокупльшая во еже пети Тебе и Рождшемуся от Тебе немолчныя хвалы. Радуйся, Божественный источниче, Воду жизни источивший, от негоже пиющии ктому не умирают; радуйся, грозд спасения возрастившая благословенная лоза, вино безсмертия искапающий человеком.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, преблагословенная и препрославленная Матерь Господа нашего; недоумевают бо и уми безплотнии пети Тя по достоянию, тем паче же нам земным и перстным сие неудобно есть, обаче любовию к Тебе побеждаемии, дерзаем приносити Тебе посильное пение хвалы и благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и емуже благотворити не престаеши, подвизающи всяк возраст верных взывати рождшемуся от Тебе Спасу Христу: Аллилуия.

Ветии человечестии изнемогают постигнути велию тайну Твоего приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего и верою откры смиренным и благоговейным, пытливаго испытания чуждым, от нихже православно и несумненно до рождества и в рождестве, и по рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати к Тебе песни сицевыя:

Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе; радуйся, к девству и чистоте, невидимо руководствующая живущих доле. Радуйся, матерство и девство в Себе чудно сочетавшая; радуйся, во обою непорочно и свято Себе соблюдшая; радуйся, иноческих ликов предводительнице в девстве Благоугоднем; радуйся, девственных полков начальнице в чистоте души и тела.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице, естество человеческое прославив седением одесную Отца на Престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою, превысшею всякия славы, еяже добротою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем, в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуия.

Стена еси девственным ликом и иноческим собором, Богородице Дево, всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим; Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибегают, и благоотишие душевное находят, согласно Тебе взывающе:

Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная покровительнице и теплая к Богу о них ходатаице; радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя помощнице и в подвизех духовных руководительнице. Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания; радуйся, старцев благоговейных упоение и отрадо. Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосерднаго попечения.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, всепетая Владычице, возвещающи милости Твоя и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Воистину, кто бо, яко Ты скоропослушлив есть к молитвенным прошениям нашим? Но и самая прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, еяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имени Твоего и вопиющих Богу: Аллилуия.

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехми души наша сиянием божественных чудес, в нихже познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое способствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебя, Всеблагая, не остави нас заблуждати в дебрях грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и богоугодного жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песнопенныя дары:

Радуйся, враги наша невидимыя запинающая бодренною Твоею молитвою; радуйся, сим не попускающая обладати нами насилием смертнаго сего телесе. Радуйся, яко беси имене Твоего святаго боятся и трепещут; радуйся, яко икона Твоя честная всяку силу диаволю присутствием своим прогоняет. Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в брани духовной со врагами спасения человеческаго; радуйся, в час кончины помогающая любовь и веру к Тебе имущим:

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явления во образе со неопалимыя купины сея явльшися, тожде и действо показует своими чудесы, от огненнаго пламени сохраняющи и соблюдающи жилища наша своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще Тебе, помощницу нашу державную хвалами песненными ублажаем и рождшемуся от Тебе Спасителю нашему вопием: Аллилуия.

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, исповедуем милости Твоя, не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к роду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистинну миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным исполняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычице, смердящих страстьми греховными, и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе:

Радуйся, миро источающая сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца боголюбивая; радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей. Радуйся, водительнице благая на путь благоугождения и спасения направляющая кающихся грешников; радуйся, лествицею добродетелей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго. Радуйся, смиренных и терпеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая предвкушением блаженства райскаго.

Радуйся, Благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, и Неопалимая Купина от нас недостойных именуемая! Вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою молитвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и прославляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему вопиющих: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Иже в купине, огнем горящей и несгораемей, показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, Огнь божества неопальне во чреве приимшую и нетленну по рождестве пребывшую, Тоя молитвами от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани, яко многомилостив.


Икона «Неопалимая Купина»: значение и история

Икона Богородицы «Неопалимая Купина» имеет очень необычную историю появления, которая корнями своими уходит на много веков назад, во времена раннего христианства.

Немного истории

По преданию, недалеко от Синая, совсем рядом с горой Хорив, стоял зеленый куст купины. И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Особенным в этом зрелище было то, что растение горело, но не сгорало.

Проходивший мимо пророк Моисей заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся от египетского плена.

Об этом ветхозаветном событии можно прочитать в книге Исход (глава 3, 4).

Вскоре явление, увиденное Моисеем, получило название «Неопалимая Купина» и было запечатлено на первой одноименной иконе.

Кроме этого, в честь описанного выше события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, купины.

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан немаловажно, была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст.

Как этот образ попал в Россию

В 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Описание образа

Этот образ Богородицы имеет разные варианты исполнения, среди которых можно встретить Богоматерь, изображенную в ярком пламени, которое горит, но не опаляет ее. А есть и такой, где Дева Мария изображена на фоне восьмиугольной звезды, образованной из двух четырехугольников с острыми вогнутыми краями. Один из четырехугольников окрашен в зеленый цвет и символизирует куст купины, а другой красного цвета, что обозначает огонь.

На самых старых иконах можно увидеть почти дословное изображение произошедшего: зеленый куст терновника, объятый пламенем, а над ним возвышается Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Рядом с кустом на коленях стоит пророк Моисей.

Чудеса Богоматери

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан по прошествии стольких веков не изменилось, имеет множество преданий о чудесах, с ней связанных.

Одним из таких чудес стал случай, произошедший в 1820-1821 годах. В небольшом городке Славянске стали происходить частые пожары, причиной которых были чьи-то поджоги. Преступника поймать не могли.

Однажды некой старухе-прихожанке приснился сон, в котором пришла к ней Богородица и сказала, что пожары прекратятся, если будет написана в этом городе икона «Неопалимая Купина». Значение ее как образа, сохраняющего от пожаров и разных бедствий, вызванных молнией или огнем, было известно издавна.

Старушка рассказала о своем сне местному протоиерею, и совсем скоро был написан образ. Каково же было удивление народа, когда после того как молитва иконе «Неопалимая Купина» была прочтена, нашелся виновник ,а точнее виновница, поджогов! Ею оказалась местная жительница Мавра, которая страдала слабоумием. Она вышла из толпы, во всем призналась, и больше пожаров не случалось.

Данный случай не единственный. Есть в истории и другие чудеса, произошедшие благодаря этому образу.

Кроме спасения от огня, известны некоторые случаи помощи иконы, со стихийными бедствиями и пожарами не связанные. Так, например, после неустанных молитв перед «Неопалимой Купиной» был освобожден несправедливо осужденный Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича.


Икона Богородицы «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» описание. молитвы и акафист к ней

Икона Богородицы «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

17 сентября (4 сентября по новому стилю)

Описание иконы Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»:

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.


иконы Богородицы (Божией Матери)

Икона Богородицы – величайшая святыня, издревле почитаемая в христианском мире, поскольку Её дивный образ ещё при земной жизни Заступницы вдохновил евангелиста и иконописца апостола Луку на воплощение Её лика в иконе Божией Матери. и он сохранился в Вечности для тех, кто прибегает к Её помощи, приходит поклониться образу Матери Всех. Эти изначальные изображения канули во временах, но все последующие списки не исчезли для будущего и доныне вдохновляют иконописцев, поколение за поколением, на воссоздание Её чудного светлого, скорбного, всепрощающего и любящего лика.…

Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания. Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери. и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской. Владимирской. Иверской. и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы. перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Поэтому, если хотите сделать кому-то из родных и близких, возможно, себе самим, в самом деле ни с чем не сравнимый, даже не подарок – дар, подарите икону Богородицы. Выберите ее сердечным чутьем из того великого обилия списков, какой известен, – и подарите. Поверьте, этот тот дар, который будет оценен с величайшей благодарностью и никогда не забудется, как и тот, кто преподнес это святое чудо…


Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.

Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

 Часовня «Неопалимая Купина» 

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

     История Образа БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА"

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.

Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери “Знамения” с Предвечным Эммануилом в лоне. Пророк Иезекииль перед закрытыми вратами “видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими” (Иез. 44: 1-2).

Богоматерь “Царица Небесная”, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). В руках архангела Михаила жезл, Гавриил изображается с ветвью, Рафаил - с алавастром, Уриил - с огненным мечом, Селафиил - с кадилом, Варахиил - с виноградной гроздью. Вверху иконы - Ветхий Деньми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В левом верхнем углу - Моисей с Неопалимой Купиной, в правом верхнем углу - Исаия с горящим углем, слева снизу - Иезекииль с вратами, справа внизу - Иаков с лествицей. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века.

Святая Великомученица Екатерина

Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

Первая икона “Неопалимой Купины” была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390 г. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня “огненного опаления”. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.

В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона “Неопалимая Купина”. Она написана по следующему случаю. В 1820-21 г. в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ “Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

Синайский монастырь

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Обитель святой Екатерины на святой горе Синай

Святая Великомученица Екатерина

Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала.

Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы - Купины Неопалимой. В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства - мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи. Поэтому церковь и получила название "Преображение Христа-Спасителя". Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал и имел охранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число их стало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельников обители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке. С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло.

Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю - Св. Екатерины (Santa Catarina). Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство.

После крещения она получила имя  Екатерины и, побывав в Иерусалиме, дала обет стать невестой Христовой. Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. После казнисв. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви монастыря. Историю мученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайский монастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известен также как монастырь св. вмц. Екатерины. После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных. Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку  на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. Сегодня возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране. Католиков и западных туристов - на богослужение в храм монастыря не пускают, только на экскурсию утром. Храм Преображения Господня очень древний, намоленный святыми и благодатный. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь насчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески:

Вот врата Господа;

праведные войдут в них Пс. 117, 20). Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним - часовня Неопалимой Купины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, как обычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви - мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию.

Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы

можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела. В храме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят мощи св. вмч. Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебряными колечками,  и маленькая  головка св. вмч. Екатерины. Все молятся, совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждому дарит серебряное колечко с ее именем АГ. АIKATERINA. Выйдя из храма, можно отправиться к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. Рекомендуется посмотреть древнюю библиотеку монастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки. Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого и Нового Завета.

Синайский монастырь  


Источники: http://www.vidania.ru/icony/akafist_ikone_neopalimaya_kupina.html, http://fb.ru/article/129402/ikona-neopalimaya-kupina-znachenie-i-istoriya, http://ostrov-pravoslav.io.ua/s426450/ikona_bogorodicy_neopalimaya_kupina_opisanie_molitvy_i_akafist_k_ney, http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=341&did=220, http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/279-ikona-bozhiej-materi-neopalimaya-kupinaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
икона богородицы неопалимая купина