int(849) икона пресвятой богородицы неопалимая купина | Неопалимая купина | Tsurganov.info






икона пресвятой богородицы неопалимая купина


День празднования

04 сентября (по ст. стилю)

17 сентября (по нов. стилю)

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую, Неопалимая Купина именуемую, Богородице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грома соблюдаеши и домы верных благословляеши, в нихже чествуется благоговейно пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради, яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолжным поклонением почитаем и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими:

Радуйся, алавастре врачевания, на всякий недуг врачевство содержащий; радуйся, мироположнице благоухания Христова, облагоухавшего падшее человечество.

Радуйся, узы греховныя разрешающая кающимся грешником; радуйся, пленицы страстей сокрушающая подвизающимся о чистоте.

Радуйся, дев младопитательнице и матерей тихое веселие; радуйся, вдов заступнице и сирот благосердое призрение.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов – неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.


Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины. Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины».

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: “сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается Икона «Неопалимая Купина» в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами.

Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены четыре символа святых евангелистов, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн), а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью – символом Крови Спасителя и Гавриил с веткою Благовещения. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках – ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия. Вверху – Ветхий Денми, внизу – Иессей (или древо Иессеево – как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем – видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу – видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, – видение Иезекиилю затворенных врат, справа – Иакову – лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа.

На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках, разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка.

Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.

Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частными деревянными домами.

Икона была прекрасного древнего письма, размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.

Замечательно событие, связанное с похищением в 1812 году ризы этой иконы солдатом Наполеоновской армии. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о.Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она похищена. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В этом же храме находилась пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая икона «Неопалимой Купины» – небольших размеров. На ней перед Богоматерью был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна»..

К сожалению, храм этот исчез, но в Москве сейчас построен новый храм в честь иконы «Неопалимая Купина» – как бы в память о прежнем.

Наиболее прославился чудотворный образ в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стояла в Соборе Пресвятой Троицы.

С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами.

Собор Пресвятой Троицы простоял в центре Славянска около 130 лет. Из них более восьмидесяти в его стенах, как изначально и было задумано, проходила православная служба. А после революции, с приходом советской власти здание храма превратили в «культурное учреждение». По воспоминаниям славянских старожилов, в 30-е годы здесь располагался кинотеатр (в те годы просто «кино») «КИМ», а после войны – библиотека.

Свято-Воскресенский храм в Славянске – старейший в городе и один из старейших в епархии.

Он был построен в 1775 году преимущественно заботами и иждивением секунд-майора Степана Сергеевича Таранова-Белозерова – того самого, который первым начал официальное заселение территории современного Краматорска приблизительно в 1753 году. Храм возвели на берегу соленого Старо-Майданного (Вейсова) озера.

Воскресенский храм имеет отношение к одному таинственному моменту в истории Российской империи. В ночь с 4 на 5 января 1826 года в храме покоилось тело императора Александра I при следовании из Таганрога в Санкт-Петербург.

Таинственность здесь заключается в одной из легенд Дома Романовых: якобы Александр I инсценировал собственную смерть и стал скитальцем, получив в дальнейшем известность под именем Федора Кузьмича.

В 1920-х годах Свято-Воскресенский храм был закрыт. Были сняты купола и разрушена колокольня. В церкви открыли зернохранилище, а затем клуб. Позже её помещение использовали как склад. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был открыт, а первыми священниками в военные годы стали святогорские монахи.

В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины».

По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.

17 сентября Праздник Иконы "Неопалимая Купина"


Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неопалимая Купина»

Сентябрь 16th 2010 -

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неопалимая Купина»

Икона «Неопалимая Купина» является ветхозаветным праобразом Божией матери. Ей также придают и значение Богоматери, родившейся на грешной земле, которая при этом сама осталась неподвластной греху.

Благочестивое христианское усердие закрепило эту мысль в художественном образе, откуда и возникла икона «Неопалимая Купина».

По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня.

Одна из наиболее древних икон, «Неопалимая Купина» находилась в Московском Благовещенском соборе. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году.

Также списки с этой иконы находятся в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках, Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона <Неопалимая Купина> изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них — красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой — зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославился чудотворный образ в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери <Неопалимая Купина> и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница — полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы дорогой киот с надписью: <В память 1822 года за спасение города от пожара>. Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой <Неопалимая Купина> сохранилась до сих пор.

Неопалимою Купиною именуют Божию Матерь и нередко изображают Ее окруженною огненным сиянием. Прообраз Божией Матери видел пророк Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Купина горит и не сгорает, Дева рождает и пребывает Пречистою Девою. Эта икона изображается в виде осьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четвероугольников с вогнутыми еонцами, из которых один красного цвета, напоминающий собою огонь, обьявший виденную Моисеем купину, другой зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, обьятая огненным пламенем. В средине осьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четвероугольника изображены ; человек, лев, телец и орел, как видимые знаки особенностей повествования четырех евангелистов о жизни и учении Божественного и Невещественного огня, Который неопально приняла Пресвятая Дева Мария.

Чудотворная икона находится в Москве, в церкви Неопалимой Купины что в Хамовниках. Прихожане этого храма свидетельствуют, что пожаров у них почти не бывает, хотя место где стоит церковь, застроена деревянными домами. Многие почитют молиться этой иконе во время грозы и пожаров.

Другая икона Неопалимой Купины греческого письма. На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а пред Нею — молящийся на коленях человек. Эта икона пожертвована в храм в 1835 году, по завещанию московской мещанки. Стечение многочисленных богомольцев к сей чудотворной иконе особенно усилилось с 1837 года.

Празднование сей иконе совершается, кроме 4 сентября, еще в 6 -ю неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным ходом была перенесена в новоустроенный для нее храм и совершено его освящение.


В христианстве

Неопалимая купина в монастыре Святой Екатерины

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.

В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия ):

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина. [3]


Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве Приймшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую, / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, / яко Многомилостив.

Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня - «огненного опаления».

Празднуется 17 сентября (4 сентября по старому стилю).

Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М».

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами «видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими» (Иез. 44: 1-2).

Видение пророку Исаие Серафима «в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону «Уголь Исаево»). На некоторых иконах «Неопалимой Купины» добавляется «Корень Древа Иессеева», по пророчеству Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис. в знамение вечное несокрушимое» (Ис. 11: 10; 55: 13).

Богоматерь «Царица Небесная», честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.

В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона «Неопалимая Купина». Она написана по следующему случаю. В 1820 — 21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ «Неопалимой Купины» и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.


??? ?????-??????????

??????? ?????? ? ????? «?????????? ??????» ? « ?????????» ??????? ???, ??? ??????? ? 24 ??????? ?? 23 ????????. ?? ??????- ?????????- ?????? ??????????, ????? ? ?????.

????? ????????? ?????????? ?????????? ??????

????? ?? ????????????? ??????????, ??????????? ?? ????? ??????, ???? ?????????? ?????? – ??? ????, ??????? ?????? ????? ???????? ? ????, ?? ?? ?????????. ??? ?????? ??????????? ????? ?????????? ??????? ??????????? ?????? ?? ???? ???????. ???? ???????, ??? ???????? ?????: ?? ????????? ????, ? ????????? ???? ? ?? ????????? ????..

???????? ????? ? ????? "??????????? ????? ????????? ??????????"

? ????????? ??????????? ????? ?????? ??????? ???????????? ? ?????????? ??????? (??????????? ???????? ??????), ??????? ????? ?????? ?? ???? ????? (?????, ????? 3, ???? 2). ???????? ????? ?????????? ??????? ? ??????? ?????? ??????????? ? ???, ??? ??? ????????????? ?????? ?????????? ?????????? ?? ????? ??????????? ? ????, ??? ? ????????? ???? ?????, ???????? ?????? ??????, ?? ????????? ? ????? ????????? ?????.

????? «?????????? ??????» ???????????? ? ???? ?????????????? ??????, ????????? ?? ???? ?????? ???????????????? ? ????????? ???????. ???? ?? ??? – ???????? ?????, ???????????? ????? ?????, ???????? ???????? ??????? ??????; ?????? – ??????? ?????, ??????????? ?? ???????????? ???? ??????, ??????? ??? ?????????, ??????? ???????? ????????. ? ???????? ?????????????? ??????, ??? ?? ? ??????, ?????????? ????????? ???? ? ?????????? ?????????. ?? ????? ???????? ??????????????? ?????????? ???????, ???, ????? ? ???, ??????????????? ?????? ????????????. ? ????? ????????? ???? ????????, ???????????? ??????? ?????? ? Y ?????. ???????? ????????, ??? ????? ?????????? ?? ????? ????? ??? ?????, ?????????? ?? ???? ???? ???????? ? ????.

???????? ??????????? ??????????? ????? ? ?????? ??? ???????, ???????? ????? ??????? 1822 ???? ? ?????? ????????? ??????????? ???????. ? ??? ???? ? ?????? ????? ????????? ?????? ??????????????? ?????? ?? ????????, ?? ?????????????? ??????? ?????????? ??????????? ???? ?????????. ??????? ????????????? ???????? ?? ??????? ?????????? ???? ?????? ?? ???, ??? ???? ????? ???????? ????? ?????? ?????? «?????????? ??????» ? ???????? ????? ??? ???????, ?? ?????? ???????????. ????? ???? ?????? ???????? ??????? ?????????, ? ????? ???????? ????? ??? ??? ???????? ???????.

? ??? ?? ???? ???????? ????? ?????, ??? ??????? ???? ????????? ??????????????? – ????????? ?????? ?????. ????? ????? ?????? ????????????, ? ??????????? ?????? ????????? ???????? ??? ????? ??????? ???? ? ????????: «? ?????? 1822 ???? ?? ???????? ?????? ?? ??????». ???????? ???????? ?????? ?????? ?? ??????? ????? Y ?????? «?????????? ??????» ??????????? ?? ??? ???.

????? ????????? ?????????? ?????????

???????? ????? ? ????? "??????????? ????? ????????? ??????????"

??? ???????? «?????????» (???????? ??? ?????? «?») ????? ???????? ??????, ??? ?? ??? ?????????? ??? ?????? ? ???????? ???????? ????????? – ???????, ??????, ??????. ?????? ????? ??? ?????????? ?? ??????? ???????????? ??????? ?????????.

? ???? ?????? ????????????? ???????? ???? ?????????? ?????????, ??????? ???????????? ????????? ??????????. ??? ??????? ?????????? ?? ???? ?????, ?? ?????? ??? ??????? ?????? ? ????? ?????? ?????.

??? ???????????? ???? ???. ???-?? ????? ?????????? ???????? ????????? ?????? ? ??????? ?, ??????????? ? ???????? ? ?????? ??????, ?? ??????? ??????? ???????? ? ?? ?????? ????????, ????? ??? ???? ???? ?? ????????????? ????????? ? ?????????. ?????? ??? ???????? ?????????, ?? ? ?????? ???????? ??????.

??????? ????????? ?? ????? ??????? ?????, ???????? ? ???? ?????, ????????????? ????? ?????, ??? ?? ????????? ??????????? ?????? ? ???????. ? ?? ?? ???? ?? ??????? ????????? ?????????? ? ???????: «?????????! ?????? ?? ?? ????????? ????? ? ????????? ???? ??????? ???? ????? ? ????? ??? ?? ??????, ???????? ???? ? ??? ??????? ???? ? ?????, ????? ??????? ? ???? ?????????????? ?? ?????, ???????, ???????? ? ?????? ?????????, ????????? ?? ? ?????????? ? ???????????? ????? ???? ? ?????, ??????? ?????????? ? ??????????? ???».

???????? ??????? ??????????? ??? ??? ????, ?? ????????? ?? ??????, ??? ?? ?? ???????, ?? ????????? ????????? ? ?? ????????? ??? ???? ??????? ????????: ?????? ? ?????????? ? ???????, ??? ??????????, ? ??? ??? ????? ? ????????????.

?? ????????? ?????????? ????? ?????????? ?????? ???????. ??????? ? ?????? ??? ????????? ???????? ???????????? ?????, ???????????? ?? ?????????? ???? ? ?????? ???????? ? ?????????? ????????, ? ???????? ????????? ?????????? ?? ????? ?????? ??????: «????? ?????????? ???? ??? ??????? ? ?????, ?? ???????? ????????? ? ??, ? ?????? ??????». ????????? ????????? ?????????, ????? ? ?????????? ????? ? ????? ???????? ??????? ????? ??? ?????????? ?? ?????? ??????. ? ???? ??????? ?? ????? ????????? ??????????, ????????? «?????????», ????? ??????????? ?????????????? ?????? ? ?????????.


Источники: http://azbyka.ru/znakomstva/ikona-presvjatoj-bogoroditsy-neopalimaja-kupina-d105902.htm, http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogorodicy-imenuemaya-neopalimaya-kupina.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%EE%EF%E0%EB%E8%EC%E0%FF_%CA%F3%EF%E8%ED%E0, http://www.frizia.agni-age.net/icon/n_kup_u.htm, http://www.liveinternet.ru/users/ivanova_zinaida/post156786437NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
икона пресвятой богородицы неопалимая купина