int(996) православная икона николая чудотворца | Николай | Tsurganov.info




православная икона николая чудотворца


Икона Николая Угодника. Икона Николая Чудотворца (Угодника): значение

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.


Кто такой Николай Угодник?

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник – архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) – символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату – 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая – это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата – это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) – рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто – талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Интересные факты

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй – с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа - буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» – это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.


Икона Николая Чудотворца

Во всём мире не найдётся второго такого известного и почитаемого святого как Николай Чудотворец. Святой Николай почитается всеми церквями мира, его прижизненный образ человека, творящего добро сейчас всем известен как Дед Мороз (Санта Клаус). Настолько сильна, велика и справедлива была заступническая слава Божьего угодника в годы его служения Церкви,что до сих пор люди, веря в поддержку Святого, обращаются к иконе Николая Чудотворца с молитвой за помощью .

Николай Угодник родился в Патаре - древнем Ликийском городе, в семье богатых и образованных родителей. Николай стал первым и последним ребёнком своей матери, как и последний пророк Иоанн Креститель - таким способом Бог указал на исключительность Святого, показав, что второго такого служителя быть не может. Чудесного мальчика назвали в честь своего дяди, епископа Патарского Николая, что в переводе значит "покоритель народов". С самого детства жития Святого описывают его Богоизбранность: в младенчестве, нескольких дней от роду простоял в купели крещения несколько часов кряду, тем самым предсказав своё будущее служение Господу Богу. Питался младенец Николай Угодник молоком только правой груди своей матери, тем самым причисляя себя к праведникам, ведь во время Страшного Суда место благочестивых христиан будет по правую руку от Спасителя, а грешников - по левую Его руку. Во время постов Николай по своей воле питался молоком матери только один раз в день - после вечерней молитвы родителей. Всё в мальчике и его поведении говорило о его будущем величии слуги Божьего. Так оно и вышло - в совсем молодом возрасте Святой Николай стал архиепископом. Поэтому на иконах Николай Чудотворец всегда изображён в архиепископском одеянии - омофора с вышитыми изображениями крестов, фелонь (риза) и архиерейская мантия.

Обучаясь грамоте, отрок Николай проявил себя как способный ученик - быстро научившись читать и писать, любимой книгой для себя избрал Священное Писание. Шумных компаний, общества женщин, праздного времяпрепровождения Николай Чудотворец сторонился. Всё свободное время целомудренный Святой Николай проводил в храмах, молясь Богу и постигая премудрости, скрытые в священных книгах.

Дядя Николая Чудотворца, епископ Патарский, видя такое истинную религиозность племянника. обратился к его родителям с просьбой отдать юношу для служения Богу. Получив согласие, епископ Николай в своей церкви рукоположил юного Николая Чудотворца в сан пресвитера (совершителя священнодействий), обратившись к прихожанам со словами: "Сей есть новое солнце, восходящее над землёю, добротой своею он спасёт души заблудших, наставит их на путь благочестия, и поможет нуждающимся скорбящим и страдающим!"

Приняв пресвитерский сан, Николай Угодник всецело отдал свою жизнь делам церкви, порою забывая о своей плоти в угоду укрепления духа. Убедившись, что пресвитер Николай превосходно справляется с текущими делами церкви, епископ Патарский решил предпринять паломничество в Палестину, оставив главным управляющим своего не по годам мудрого племянника. Скоро после отбытия епископа Николая, родители Святого Николая Чудотворца отошли в мир иной. Не нуждавшийся ни в каких земных богатствах, Николай продал дом родителей и всё их имущество. Тогда и представился первый случай святителю Николаю проявить своё милосердие и сострадание.

Один из Патарских богачей внезапно обеднел и потерял все свои несметные богатства. Отчаявшись и потеряв веру в себя, он решил сделать из своего дома публичный дом, где посетителей обслуживали бы его три дочери. Услышав об этом, в одну из ночей Святой Николай, прокравшись в дом бывшего богача, оставил тому на полу мешок с золотом. Проснувшись, отец трёх дочерей несказанно обрадовался и поступил весьма мудро и Богоугодно: всё золото, которое ему тайно оставил Николай Чудотворец, он отдал как приданое своим дочерям и выдал их замуж. Святой Николай всегда помогал всем, кто просил его о помощи: забывая о себе, он отдавал себя нуждающимся. Больные, нищие, опустившиеся, отчаявшиеся - всем помогал Николай Угодник, никого не оставлял в беде.

После возвращения в Патару епископа, Святой Николай решил и сам отправиться в Палестину для поклонения святым местам. Проплывая на корабле мимо египетского побережья, корабль, на котором плыл святитель попал в небывалую бурю. К Николаю Чудотворцу, который за час до наступления бури, рассказал о том, что видел дьявола, желающего потопить корабль, подступились испуганные моряки и путники. Обратившись с молитвою к Богу и попросив всех пристутствовавших на корабле сделать то же самое, Николай Угодник смог утихомирить разбушевавшееся море. Но тут один из матросов, залезший на мачту, чтобы отвязать парус, сорвался и упал на палубу, разбившись насмерть. Подойдя к бездыханному телу, святитель Николай снова взмолился и свершилось чудо - матрос ожил, встав будто после долгого сна. В египетском городе Александрии Николай Чудотворец сошёл с корабля, чтобы передохнуть и отправиться в Палестину. И в Александрии, и по пути к Святым местам, Николай Угодник совершил множество чудес исцеления больных, для всех подходящих к нему находя нужные слова утешения.

Придя в Иерусалим, Святой Николай Чудотворец первым делом направил свои стопы на Гологофу, гору, где был распят Спаситель Иисус Христос. Воздав молитву святым местам, святитель Николай уже поздней ночью подошёл к Иерусалимскому храму. Врата храма самостоятельно открылись, впустив Святого Николая для молитвы, ещё раз утверждая праведность и негрешимость этого человека.

Николай Чудотворец хотел остаться в палестинских пустынях, чтобы жить там отшельником, но Глас Божий отправил Святого обратно в Патару для дальнейшего служения. Корабль, на котором отправился Святой Николай в обратный путь, оказался пиратским, и, едва берег скрылся за горизонт, моряки решили направить судно в сторону страны с невольничьим рынком, намереваясь продать всех пассажиров работорговцам. Николай Чудотворец попытался вступить в переговоры с корабельщиками, но тщетно. Тогда Святой Николай обратился с молитвой к Богу и случилось очередное чудо: огромная волна несколькими ударами развернула корабль в первоначальном направлении и погнала его с большой скоростью в сторону Патары. Приплыв на родные ликийские берега, Николай Угодник отпустил разбойников.

В родном городе святитель Николай снова приступил к своей жизни пресвитера. Но не для этого родился сей муж, в один из дней Бог снова обратился к угоднику с наставлением: "Николай, если ты желаешь получить венец из рук моих - ступай и подвизайся на благо миру!" Испуганный святитель стал думать - где бы он мог принести пользу людям через распространение веры в Бога. Выбор Николая Чудотворца пал на морской город Миру.

Знакомых или друзей в Мире у Николая Угодника не было - спал он там, где приходилось, с утра и до ночи проводя время в храме в молитвах. Однажды Николаю был сон: Спаситель протягивал чудотворцу богато украшенное Евангелие, а Богоматерь передавала угоднику епископский омофор. Гадая, что бы значило это чудесное сновидение, Святой Николай отправился в храм на утреннюю молитву.Архиепископ Мир Ликийских Иоанн тяжело болел, и священнослужители храма после его смерти искали замену главе церкви в Мире. Старейшему из епископов после смерти Иоанна было видение: его посетил светлый муж и наказал положить в архиепископы первого из прихожан по имени Николай, кто войдёт в храм после ночи. Подойдя к Николаю, первому из зашедших в храм после открытия, старейший епископ спросил его имя. Удостоверившись, что того зовут Николай, епископ улыбнулся, и, взяв пресвитера за руку, сказал: "Идём со мной, чадо."

Приведя Святого Николая Чудотворца к другим епископам, старейший из них рассказал о своём видении другим своим братьям. Епископы ликовали: не они, но Божье провидение поставило в архиепископы достойнейшего из достойных. При большом скоплении ликующего народа пресвитер Николай стал архиепископом Мир Ликийских. Тут-то и открылось святителю тайное значение его чудесного сна. На иконах Николая Чудотворца сюжет вручения ему архиепископской омофоры и Евангелия от Девы Марии и Спасителя является самым распространённым сюжетом о Святом угоднике.

Став архиепископом, с помощью своих помощников Святой Николай Чудотворец смог ещё больше помогать страждущим: двери его дома всегда были открыты. и днём и ночью, никто не уходил обиженным от святителя, для всех он находил нужное слово.

Но годы правления Николая Угодника пришлись на время великих гонений на христиан, которыми заправляли римские императоры Диоклетиан и Максимиан, запытавших множество христиан, в числе которых и Святая Ирина, и мученик Святой Георгий Победоносец, и целитель Пантелеймон. Архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец, отказавшись отречься от Христа. попал в тюрьму. Там, с помощью Слова Божьего, Святой угодник обращал в христианство пленников, утешал и обнадёживал страдающих, лечил больных. С приходом к власти императора Константина Великого, христианство начало обретать свою истинную силу. Все пострадавшие за веру были реабилитированы, в том числе и Святой Николай Чудотворец. Ликованием и всемерным почитанием был встречен в Мире вернувшийся из заточения праведный архиепископ.

По повелению императора Константина в Никее был собран собор, целью которого было решить спор между архиепископом Александрии Александром и пресвитера этой же церкви Ария, утверждавшего, что Иисус Христос - не Бог-Сын, а самый совершенный человек, созданный Богом. Учение Ария имело название "арианство", и против него на Никейском соборе выступило большинство архиепископов, в том числе и самый авторитетный и почитаемый из служителей Церкви Николай Чудотворец. Предание приписывает Святому Николаю пощёчину, которую он отвесил Арию во время проведения Первого Вселенского собора. Множество собравшихся служителей хотели лишить святителя его сана, но видение собравшимся Иисуса Христа и Богородицы, протягивающих Николаю Чудотворцу омофору и Евангелие, заставило их отказаться от своей первоначальной затеи.

До самого конца своей земной жизни Николай Чудотворец помогал людям, явив пример не только праведного архиепископа, но и человека - христианина: милосердного, смиренного, любящего.

Моление к иконе Святого Николая Чудотворца помогает путешественникам, водителям - всем тем, кто управляет транспортными средствами, невинно оклеветанным, несправедливо осуждённым; Николай Угодник является покровителем детей, моряков, и тех, кто занят земледелием.


иконы святых покровителей

Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.

Иконы святых покровителей. их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина. И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых – покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола.


Православная икона Николая чудотворца

Чтобы ясно представить образ, запечатленный на разных иконах Святителя Николая, дошедших  до наших дней, я поведаю вам о житии святого Николая и приведу два примера его образов, на основании которых были написаны иконы Николая Чудотворца почитаемые и доныне.

В семье благочестивых Феофана и Нонны, в городе Патаре, на южном побережье Малоазийского полуострова Ликийской области, по воле Божьей, после длительных молитв бездетных родителей родился долгожданный ребёнок. С детства, удивляя чудесами поведения, он рос набожным, преуспевая в изучении Божественного писания, трудился и бодрствовал в непрестанной молитве. что особенно радовало его дядю  епископа Патарского Николая.

Мальчик рос умным и начитанным, чем удивлял других верующих. Уже будучи пресвитером, проявлял к нуждающимся великое милосердие, спасал от разорения,  и бедствий, боролся с идолами и обращал в прах капища.

Сам Бог и Богоматерь вручили ему омофор и Евангелие и постоянно направляли его действия. Дожив до глубокой старости, он тихо умер, его мощи сохранились нетленными и были захоронены в местной кафедральной  церкви.


ОБРАЗ, СОГРЕВАЮЩИЙ СЕРДЦА

История Угрешской иконы святителя Николая

Почитание Николая Чудотворца на Руси еще в древности отличалось необыкновенной широтой. "Прииди на Русь и виждь, – пишет русский книжник XI века, – яко несть града, ни села, идеже не беша (было) чудеса многа умножена святаго Николы".

Доброта, милосердие, смиренный и кроткий характер великого чудотворца Николая, твердая верность Православию оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, отвечая народному нравственному идеалу.

Бесчисленные чудеса, явленные святителем на Руси, послужили необыкновенной широте его почитания и неоскудевающей вере в его заступничество и помощь во всех бедах, в самых трудных обстоятельствах.

Вот что мы читаем с книге "Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России" (Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. – СПб. 1899, переизд. 1994).

"Укрепляемая божественной помощью и заступничеством угодника Божия и святителя Николая, Русь наконец настолько возросла и усилилась, что почувствовала в себе достаточно мощи для первой решительной попытки к освобождению от унизительного и тягостного татарского ига. Слава этой первой попытки принадлежит великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому.

История говорит ясно, что напутствуемый молитвами всей Руси, осеняемый святынею всех икон первопрестольной Москвы, укрепляемый одобрением, советами и благословением святого Преподобного Сергия, выступил он против новых несметных полчищ татарских под предводительством Мамая.

Предание, кроме того, гласит, что в молитвах за Русь исконных ее заступников – Владычицы Небесной и русских угодников – снова, очевидно для всех, присоединил свою помощь исконный молитвенник и покровитель Руси, Мирликийский Чудотворец. Наглядными свидетелями истинности этого предания до сих пор служат Николаевский Угрешский монастырь и его чудотворная икона Святого Николая".

Никольский собор Угрешского монастыря.

XVII в. Разрушен в 1940 г.

История Свято-Никольского Угрешского монастыря, расположенного недалеко от Московской кольцевой автомобильной дороги, в 15 километрах к юго-востоку от Московского Кремля, на левом берегу Москвы-реки, началась с явления иконы Святого Николая великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время его похода на Мамая в 1380 году.

Вот что гласит старинная запись, хранившаяся в монастыре:

"Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, изыде из града Москвы противу нечестивого Мамая, царя татарского, и отошед от Москвы пятнадцать поприщ, ста в шатрах на месте злачне для преуспокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшен и звездами светло окружаемый, и великим светом осияваемый, стоящь о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящий, никем не держимый. И то видя явление, благоверный великий князь Димитрий Иоаннович с воинством своим, с благоверными князи и бояры притекоша с несумненною верою, и молящуся ему, чудесному образу, – сыиде сама с высоты святая оная икона и в честные руце князю вдадеся, он же радостно и умильно прият ю на рамы своя со слезами и облабыза ю".

Чудесное явление иконы святителя Николая, так много говорившее сердцу русского человека, ободрило князя. То был благой знак в самом начале тревожного пути. "Увидев икону во всей славе ея, в чудном звездном сиянии, в радости от этого дивного предзнаменования, великий князь воскликнул, что "сия вся угреша сердце его", отчего и получило название свое это место – Угреша".

21 августа 2000 года Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь торжественно отметил свое 620-летие. Древняя обитель за свою многовековую историю знала периоды славы и упадка, была "государственным богомольем" и полузабытым третьеклассным монастырем. Особая страница истории монастыря связана с именем преподобного Пимена Угрешского, который, проведя в монастыре около 50 лет и будучи его настоятелем в 1853–1880 годах, сумел возродить пришедшую в упадок обитель к новой духовной жизни, добиться ее процветания и славы.

В 1925 году монастырь был закрыт. В конце 1990 года он возвращен верующим. Здесь возобновлена монашеская жизнь. Обитель восстанавливается, постепенно обретая прежнее благолепие и славу.

Расскажем теперь о бесценной реликвии монастыря – чудотворной иконе святителя Николая, почти пять с половиной веков прославлявшей монастырь.

В книге "Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России" содержатся подробные описания древнейших русских чудотворных икон святителя: Николы Мокрого, Дворищенского, Великорецкого.

"Наконец, – пишут составители книги, – уже в XIV веке мы находим среди чудотворных икон святителя любимейший и образцовый тип Угодника древнерусской иконографии. Примером его нам может служить тип чудотворной иконы Святителя Угрешской, явленной, по преданию, в 1380 году великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому перед Куликовской битвой.

Любимейшим типом древнерусской живописи его можно назвать потому, что с этого времени он преимущественно встречается в древних иконах, а образцовым – потому, что он в наиболее выразительном сочетании представляет все характерные черты общего типа Святителя.

Угрешский чудотворный образ святителя Николая. XIV в.

Ныне он реставрирован и находится в запасниках Третьяковской галереи

Облачение Святителя на этом образе, насколько можно судить о нем по передающей его ризе, одинаково со всеми вышеупомянутыми иконами; но лик своеобразен. "

Составители книги подробно рассматривают художественные особенности Угрешской иконы, подчеркивая тщательность и правильность рисунка, замечательно отчетливое исполнение волос, бороды и черт лица. "Выразительность лица достигается множеством всяких морщин, сухих и резких движек и оживок на лице – свидетелей глубоких дум и подвижнических добродетелей Угодника".

Впечатление от всего облика Святителя "получается самое сильное: изображение, если не выигрывает в художественной красоте, то выигрывает в красоте своеобразной, в величии, в простоте и в силе влияния на душу зрителя. А это, нужно заметить, и всегда было главною целью православной иконографии, и почти единственной целью было в те времена (выделено составителями. – Прим. авт.).

Именно таким представляют нам вид Святителя и все древние живописные подлинники: лицевые и толковые.

. Во-первых, подлинники лицевые позднейшие, сохранившиеся до нас, конца XVI – начала XVII веков: Тихвинского монастыря, Строгановский, Общества любителей древней письменности и др. Тип изображений Святителя в них действительно ближе всего подходит к типу образа Угрешского.

Во-вторых, несомненность этого тесного родства образа с лицевым подлинником подтверждают подлинники толковые. "

Далее в книге приводятся описания изображений святителя в том числе "позднейшего, самого полного, так называемого критического подлинника Палехской редакции начала XVIII века. Здесь святитель "подобием вельми стар, сед" и т. д.

". Это описание, наконец, должно было определить древнейший тип подлинника и заменить его изображение словами, и нетрудно видеть, что больше всего соответствия у него также именно с названным изображением Святителя на чудотворной иконе его Угрешской.

Никакие другие образы, за исключением подобных, исполненных в том же стиле, не передают с той же выразительностью всех указаний толкового подлинника, как эта".

Угрешская икона находилась в самом древнем, построенном еще в XV веке, Никольском соборе монастыря. Вот как описывает эту чудотворную икону писатель-теолог Дмитрий Дмитриевич Благово (1827–1897), проведший в стенах Николо-Угрешского монастыря тринадцать лет.

Чудотворец с житием.

Новгородская икона XV в.

"Икона Святителя Николая – самый драгоценнейший памятник обители. Она имеет вид глубокой древности, прославлена чудесами, издавна чтима народом, она была чествуема царями. Икона с приписью по сторонам из жизни Святителя, в серебряной золоченой чеканной ризе; венец и цата серебряные золоченые, украшены драгоценными каменьями и жемчугом, на венце местра золотая с алмазами, яхонтами, изумрудами и жемчугом".

В средней части представлен Никола в епископском облачении, с омофором на плечах; правой рукой он благословляет, на ладони левой держит закрытое Евангелие. Вокруг – девятнадцать сцен жития. В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями.

1. Рождество Николы. На первом плане – омовение младенца.

2. Крещение: чудо в купели. Родившийся ребенок встал на ноги и простоял три часа.

3. Обучение грамоте и исцеление слепой женщины. По преданию, Николай еще ребенком исцелил слепую женщину.

4. Изведение водного источника из горы. Иноком Никола помог жителям Кесарии найти в горах исчезнувший источник.

5. Инок Никола изгоняет беса из монастыря.

6. Поставление Николы в диаконы.

7. Поставление в епископы.

8. Явление Николы трем невинно осужденным в темнице.

9. Явление Николы во сне императору Константину с повелением освободить невинно осужденных.

10. Явление Николы во сне Евлавию, видному чиновнику (епарху), с тем же требованием.

11. Избавление от казни трех невинно осужденных. Никола, чудесным образом явившись на место казни, остановил рукою меч, поднятый палачом.

12. Исцеление слепого и бесноватого.

13. Изгнание беса из древа.

14. Спасение Димитрия. Никола извлекает из воды утопающего юношу Димитрия, лодка которого перевернулась в море.

15. Чудо о младенце в Киеве. Этот сюжет дал название одной из икон Софийского собора – Никола Мокрый. Двое супругов-киевлян, переправляясь через Днепр на лодке, уронили грудного ребенка в реку. Они стали молиться святому Николаю о даровании чуда – возвращении ребенка. Наутро в Софийском соборе Киева обнаружили невредимого плачущего младенца, лежащего перед иконой святого Николая. Чудо произошло в XI веке.

16. Чудо о ковре. В Константинополе Никола чудесным образом помог двум обедневшим старикам-супругам: он купил у мужа на рынке их последнее богатство – ковер, а затем вернул его жене. Последняя сцена изображена в клейме.

17. Возвращение Василия, сына Агрика, родителям. Мальчик, сын крестьянина с побережья Ликии, близ Мир, был захвачен в плен арабами (сарацинами), но по молитве родителей святому Николаю возвращен им обратно.

18. Преставление (смерть) святого Николая.

19. Перенесение мощей Николы из Мир в Бари.

Русские иконы святого Николая исключительно своеобразны по составу житийных сцен и отражают его особое почитание на Руси, специфику преданий.

Сюжеты сцен 2, 3, 4, 5, 16, 19 встречаются только в русском искусстве. А сюжеты 4 и 5 даже в русском искусстве очень редки. Они подчеркивают иноческие подвиги Святителя Николая и, по-видимому, помещены потому, что эта икона предназначалась для монастыря.

Духовный писатель Д.Д. Благово в своей книге "Угреша" (М. 1897) приводит сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Святителя Николая на Угреше. Вот некоторые из них. В октябре 1858 года произошло исцеление двенадцатилетней крестьянской девочки Матроны из деревни Богдановой Подольского уезда, которая упала с довольно высокого крыльца. И свое падение, и ушиб скрыла от родителей. Вскоре у нее на спине стал расти горб, а в ногах появилась слабость, а потом трудность в хождении. Вскоре она уже совсем не могла ходить. Во время болезни она лишилась матери. Отец вступил в новый брак и вскоре тоже умер.

Некоторые из односельчан и ее родных ходили в праздничные дни на богомолье в Николо-Угрешский монастырь и, возвращаясь, много рассказывали девочке об этой обители и ее чудотворной иконе. Она нередко думала, что, если бы была возможность, с какой бы радостью она побывала там и помолилась бы Угоднику Божию Святителю Николаю. Между тем исполнился год ее болезни, и она вдруг почувствовала некоторое облегчение. Через несколько дней после этого ее мачеха и тетка по отдельности видят во сне, будто они с больной молятся в Николо-Угрешском монастыре. Видение во сне они пожелали исполнить на деле и отправились с больною в монастырь, отслужили молебное пение Святителю Николаю, во время которого больная Матрона могла уже недолго стоять, после чего с каждым днем ей становилось все лучше и лучше, так как ноги стали крепнуть все более и более. Так как во время болезни не было употреблено никаких врачебных средств, то свое выздоровление она и ее родные приписывали только благодатной силе чудотворной иконы Николы Угрешского.

В 1860 году исцелился сын московского купца И.С.Ш. Он был подвержен сильной золотухе. В лето 1858 года болезнь до того усилилась, что трудно было надеяться на излечение. Больной был покрыт страшными ранами и страдал невыносимо. Не видя пользы от врачей земных, он решил прибегнуть к Небесному и дал обет поклониться чудотворной иконе Святителя Николая Угрешской. Лишь только он объявил домашним о своем намерении, как болезнь начала отступать, и он в короткое время совершенно оправился. Получив возможность возблагодарить святителя, исцелившийся откладывал это день за днем, хлопотал о мирских делах и наконец вовсе забыл о своем обете. Болезнь снова вернулась к нему с большей силой, и врачи объявили, что он несколько месяцев не сможет встать с постели. У несчастного больного пробудилась совесть, он вспомнил о своем обете и решил при первой же возможности его исполнить. Как и прежде, болезнь тотчас начала ослабевать, так что уже через два дня он смог отправиться в монастырь. Отслужив молебен угоднику Божию и приложившись к Угрешской иконе, он вдруг почувствовал себя совершенно здоровым. Возблагодарив Спасителя, он объявил о случившемся чуде и в самом радостном настроении отправился домой.

После революции и закрытия монастыря Угрешская святыня попала в музей в Коломенское, потом в Русский музей в Ленинграде, а в 1934 году была передана в Третьяковскую галерею, где хранится по сей день. Икона дважды реставрировалась И.А. Барановым в 1936 и 1958 годах. И в настоящее время икона находится в процессе реставрации. В основном она хранится в запасниках и выставляется редко: в 1958, 1960, 1980 годах. Да вот нынешним летом посетителям Третьяковки повезло – икону можно было увидеть в залах древнерусской живописи. Она является предметом особого изучения художников и искусствоведов, ведь это одно из самых ранних изображений Николая Угодника в Московской живописи.

В каталоге Третьяковской галереи помещено такое описание этой древней иконы: "Никола с житием из Угрешского монастыря содержит не только лирическо-созерцательные, но и экспрессивные мотивы. Об этом свидетельствует и лик средника, с печальным и вместе с тем внимательным, проникающим взглядом, и композиции житийных сцен – свободные, разреженные, с изысканно тонкой характеристикой пространства и несколько утрированной выразительностью поз и жестов".

В Николо-Угрешском монастыре находились и другие иконы Святителя Николая. Была в монастыре небольшая деревянная икона Николая Можайского, называемая жителями окрестных деревень "Радонской" и почитаемая чудотворной после того, как по молитве перед ней произошло исцеление младенца. Эта икона, являющаяся уникальным памятником русской скульптуры конца XVII – начала XVIII века, находится в настоящее время в Коломенском.

Сейчас город украшает скульптурный образ Святителя Николая, выполненный скульптором В. Клыковым и стоящий напротив монастырской стены.

По особому обряду празднуются в монастыре Николины дни, являющиеся для нашей Угрешской земли великими праздниками.

Успенская церковь Угрешского монастыря. XVII в. 
Здесь находится ковчег с частицей мощей святителя Николая

22 мая 2000 года монастырь обрел частицу мощей Святителя Николая, которая была передана Николо-Угрешскому монастырю одним из православных греческих монастырей Пелопонесса. Она была доставлена иерархом Элладской Православной Церкви епископом Диавлийским Димаскином.

Святитель Николай Чудотворец.

Скульптура, установленная около Угрешского монастыря.

Автор В. Клыков. 1998 г.

По молитвам Святителя Николая возрождается Николо-Угрешский монастырь, все больше украшается древняя Угрешская земля.

Воистину

Твои велики чудеса – у нас на Святой Руси.

Пишем мы образ твой на честну икону,

Украшаем серебром, красным золотом,

Жемчугом окатистым, драгоценным каменьем.

Твоему честну образу церкви содвигаем,


Источники: http://fb.ru/article/147477/ikona-nikolaya-ugodnika-ikona-nikolaya-chudotvortsa-ugodnika-znachenie, http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatogo-nikolaya-chudotvortsa.html, http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=358&did=11, http://www.sudba.info/pravoslavnaya-ikona-nikolaya-chudotvorca/, http://hram-nikola.kiev.ua/zhitie-svt-chudotvortsa-nikolaya/chudotvornye-ikony-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa/864-ugreshskaya-ikona-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
православная икона николая чудотворца