int(809) зоя с иконой николая чудотворца | Николай | Tsurganov.info






зоя с иконой николая чудотворца


Важные новости

Вперед, на Север! Самарцы встретят Новый год в деревне Санты в Финляндии

В 1956 г. в доме № 84 на улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Все выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке в тот вечер не пришел ее парень по имени Николай. И тогда Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки…

Дом на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.

Ровно 55 лет назад в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли так до конца и не объясненные события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Наиболее расхожая версия, растиражированная средствами массовой информации такова.

В один из дней января 1956 года в доме № 84 на улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Все выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова, в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень по имени Николай. И тогда Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол, и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы одного слова. Когда по городу пронеслась весть об этом чуде, на улице Чкаловской собрались тысячи людей, чтобы взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого так и не смогла. Потом живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.


Между тем материалы, собранные в результате проведенного автором данных строк многолетнего журналистского расследования, говорят совсем о другом. Каковы же реальные факты всей этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 года в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя в то время еще никем не называлось. Оно появилось значительно позже, где-то в начале 80-х годов. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 90-х годах. А вот каких-либо следов девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей пока не удалось найти ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма 13-й Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей в городе 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как высказался о «чуде» тогдашний первый секретарь обкома КПСС Михаил Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных — выставили еще и конную милицию. А народ — раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна» — В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона». Такая статья под заголовком «Дикий случай» действительно была опубликована в «Волжской коммуне» 24 января 1956 года.

Что же было на самом деле? Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого «чуда каменной Зои» здесь попросту не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно рассосалась так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров, который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий.

— В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина, продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь этот дом все называют «домом каменной Зои».

У Болонкиной был сын Вадим, вор-карманник, который бессчетное число раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более «каменной девки» там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы — и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: «Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет». Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем они и ушли.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: «А где же окаменевшая девушка?» Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: «Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог».

Однако любопытные все прибывали, и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые из них и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

А 19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую девку. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Мы нашли две длинные доски-«шестидесятки», взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирали целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне, и при этом говорили, что они официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в мой дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. А вокруг нашего дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви — шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 года, а потому мы переехали на другую квартиру.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не знает. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием «массовый психоз». Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах «скорой помощи», которые якобы пытались оживить Зою на месте, сделать ей уколы, но иглы шприцев ломались. А а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей». Таким «фактам» нет подтверждения. Возможно, что если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, то ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

В этом свете вряд ли выглядит удивительным, что в июле 2010 года в Самаре прошло заседание городской комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий, которая приняла решение об установке памятного знака в честь религиозного события XX века «Стояние Зои в Куйбышеве». При этом комиссия никак не изучала свидетельства, доказывающие или опровергающие достоверность данного события, а пользовалась одними лишь расхожими слухами, описанными выше. Думается, что новые власти нашего города, пришедшие в Думу и в мэрию после осенних выборов, в правильном свете оценят данное решение комиссии, откровенно отдающее средневековым мракобесием.

Валерий ЕРОФЕЕВ

Каждый день интересные новости из истории Самары в разделе «Колесо истории »

Стояние Зои. Документальный фильм

Фильм о чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве). Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась…


Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки. Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз.

Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит".

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо.

Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".

Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года".

Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По материалам книги

"Белгородский старец

архимандрит Серафим (Тяпочкин)",

(Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1998)

Впервые рассказ о "стоянии Зои" был напечатан в книге Владимира Губанова "Православные чудеса в XX веке", Москва, "Трим", 1993 год


Символ Веры

Стояние Зои

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, случилось то, что потрясло весь православный мир, - знаменитое "Зоино стояние". Напомним вкратце об этом чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве).

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

"Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он". Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Отец Серафим (Тяпочкин)

Недавно этим случаем вновь заинтересовалась массовая печать. Приводим выдержки из публикации в "Комсомольской правде":"Многим верующим в Самаре известна пенсионерка Анна Ивановна Федотова. "В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: "Скажите, правда, что Зоя стоит?" Он ответил: "Ты спрашиваешь, в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама. " Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: "Видишь. Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!"

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Валентина Николаевна М. (г. Белгород) вспоминает: "Я приехала к отцу Серафиму. Остановилась переночевать в доме Марии Романовны, где собралось много приезжих. Спать было тесно, в комнате душно. Два молодых человека поднялись и вышли во двор на свежий воздух, вслед за ними - и я. Разговорились. Оказалось, что они из Куйбышева и учатся в духовной семинарии. Я стала расспрашивать их о "Зоином стоянии". Когда это произошло, они были ребятишками. Именно это чудо и привело их к вере в Бога. Теперь они приезжают к отцу Серафиму, став его духовными чадами. Они утверждали, что именно отец Серафим взял икону из рук Зои.

После службы староста храма матушка Екатерина Лучина (в постриге монахиня Серафима) спрашивает: "А ты приложилась к чудотворной иконе святителя Николая?" Я ей отвечаю: "Да". Она не отстает: "К какой?" Я указываю на большую икону святителя Николая - у стены. Она говорит: "Нужно приложиться к той, что на аналое. Ее наш батюшка взял у Зои. Только никому не рассказывай, а то нам запретили об этом говорить. Батюшку могут вновь арестовать"".

Духовные чада старца свидетельствовали, что из Куйбышева приезжала верующая женщина и, увидев отца Серафима, узнала в нем того священника, который взял из рук Зои икону святителя Николая. И, видимо, не случайно по благословению отца Серафима в ракитненском храме у иконы святителя Николая Чудотворца и у Распятия Спасителя (на Голгофе) вот уже тридцать пять лет горят неугасимые лампады.


Стояние Зои

Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины. XIII век)

Стояние Зои  — история об «окаменении» человека в Самаре (тогда г. Куйбышев) 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова. Некоторые считают, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай», опубликованый в городской газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года «по решению 13?й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе» [1] .

Содержание истории следующее. В доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Среди приглашённых была девушка Николая — Зоя Карнаухова [2]. Незадолго до события он начал с ней встречаться. Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!». Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Затем якобы о событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (Полоз). Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Согласно легенде так оно и произошло, Зоя простояла 128 дней [3] .

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин [4] утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста .

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Содержание

Статьи в «МК» и «КП»

Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец » и «Комсомольская правда » [5] [6]. свидетельствуют о том, что, вероятно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952—1959 годах Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах найдено не было [5]. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды [5] .

Экранизация легенды

По мотивам данной истории в 2001 году Творческая группа «35 мм» сняла документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёры: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский. Продолжительность 20 мин.

Режиссер Дмитрий Одерусов:

Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю «стояния Зои» глазами верующего, воцерковлённого человека [7] .

Кроме того, в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо» .

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на легенде о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов [8]. который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский. Сергей Маковецкий и Полина Кутепова [4] .

Продвижение легенды

На улице Чкалова, где согласно легенде происходили события, в мае 2012 года установлена скульптура святого Николая Чудотворца [9] [10] .

12 мая 2014 года дом сгорел [11] [12]. В некоторых СМИ появились неподтверждённые версии о поджоге [13] .


Феномен окаменевшей Зои (3 фото)

Девушка из Куйбышева (ныне Самара) разозлилась на жениха и пустилась в пляс с иконой. После чего. застыла, как глыба льда, на месте и простояла так 128 дней. Рассказы об этом Божьем возмездии передаются из уст в уста уже сорок лет.

ЛЕГЕНДА

Четырнадцатого января 1956 года в день старого Нового года молоденькая работница завода Зоя решила устроить вечеринку. Молодежь разделилась на пары и принялась танцевать. А сама Зоя сидела в печальном одиночестве, дожидаясь жениха Николая. Тут взгляд ее упал на божницу, и она, с досады схватив икону святителя Николая Чудотворца, крикнула друзьям: «Раз мой Николай не пришел — возьму этого Николая».

На увещевания подруг не делать греха она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет». И стала отплясывать с иконой в руках. Вдруг в комнате раздался невообразимый шум, вихрь, засверкали молнии. Все в ужасе бросились вон. А когда опомнились — увидели застывшую посредине комнаты Зою — холодную, как мрамор, окаменевшую.

Прибывшие медики пытались сделать ей укол от столбняка, но иглы не смогли проткнуть кожу — гнулись и ломались. Сама Зоя, однако, была жива: билось сердце, прощупывался пульс. Вернувшаяся мать Зои от увиденного потеряла сознание и едва не лишилась рассудка.  Узнав о происшедшем, толпы людей стали собираться возле злополучного дома, так что власти выставили у дверей милицейский кордон.

Часто в рассказах о Зое фигурирует иеромонах Серафим из Глинской пустыни, который, приехав под Рождество, отслужил возле девушки молебен и освятил комнату. После чего смог взять из ее рук икону и предсказал день, когда ей даруется прощение.

Народная молва утверждает, что, простояв 128 дней, Зоя очнулась, мышцы ее размягчились, ее уложили в кровать. После чего она покаялась, призвала всех к покаянию и мирно отошла ко Господу.

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции. выставили конную милицию. А народ — раз так, все туда.

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». — Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков.

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ. Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился. Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара. »

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, — неправда.

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», — уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, — рассказывает Анна Ивановна, — приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама. » Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь. Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

ВРАЧИ: «ИГЛЫ ЛОМАЛИСЬ»

Отыскался и человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

«Анна Павловна Калашникова — тетка моей матери — в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось.

Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый зимний день рассказала о случившемся».

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам — бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким.

А потом Жоголеву позвонила. родственница окаменевшей Зои и сообщила, что. Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает — чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, — рассказывает Жоголев. — Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история. » — недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.


Источники: http://samaratoday.ru/news/5211, http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Chudesa_006.html, http://simvol-veri.ru/xp/stoyanie-zoi.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%EE%FF%ED%E8%E5_%C7%EE%E8, http://nlo-mir.ru/religia/26567-fenomen-okamenevshej-zoi-3-foto.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
зоя с иконой николая чудотворца