int(999) описание иконы николая чудотворца | Описание икон | Tsurganov.info




описание иконы николая чудотворца


Икона Николая Угодника. Икона Николая Чудотворца (Угодника): значение

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.


Кто такой Николай Угодник?

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник – архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) – символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату – 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая – это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата – это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) – рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто – талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Интересные факты

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй – с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа - буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» – это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.


Икона Николая Чудотворца

Во всём мире не найдётся второго такого известного и почитаемого святого как Николай Чудотворец. Святой Николай почитается всеми церквями мира, его прижизненный образ человека, творящего добро сейчас всем известен как Дед Мороз (Санта Клаус). Настолько сильна, велика и справедлива была заступническая слава Божьего угодника в годы его служения Церкви,что до сих пор люди, веря в поддержку Святого, обращаются к иконе Николая Чудотворца с молитвой за помощью .

Николай Угодник родился в Патаре - древнем Ликийском городе, в семье богатых и образованных родителей. Николай стал первым и последним ребёнком своей матери, как и последний пророк Иоанн Креститель - таким способом Бог указал на исключительность Святого, показав, что второго такого служителя быть не может. Чудесного мальчика назвали в честь своего дяди, епископа Патарского Николая, что в переводе значит "покоритель народов". С самого детства жития Святого описывают его Богоизбранность: в младенчестве, нескольких дней от роду простоял в купели крещения несколько часов кряду, тем самым предсказав своё будущее служение Господу Богу. Питался младенец Николай Угодник молоком только правой груди своей матери, тем самым причисляя себя к праведникам, ведь во время Страшного Суда место благочестивых христиан будет по правую руку от Спасителя, а грешников - по левую Его руку. Во время постов Николай по своей воле питался молоком матери только один раз в день - после вечерней молитвы родителей. Всё в мальчике и его поведении говорило о его будущем величии слуги Божьего. Так оно и вышло - в совсем молодом возрасте Святой Николай стал архиепископом. Поэтому на иконах Николай Чудотворец всегда изображён в архиепископском одеянии - омофора с вышитыми изображениями крестов, фелонь (риза) и архиерейская мантия.

Обучаясь грамоте, отрок Николай проявил себя как способный ученик - быстро научившись читать и писать, любимой книгой для себя избрал Священное Писание. Шумных компаний, общества женщин, праздного времяпрепровождения Николай Чудотворец сторонился. Всё свободное время целомудренный Святой Николай проводил в храмах, молясь Богу и постигая премудрости, скрытые в священных книгах.

Дядя Николая Чудотворца, епископ Патарский, видя такое истинную религиозность племянника. обратился к его родителям с просьбой отдать юношу для служения Богу. Получив согласие, епископ Николай в своей церкви рукоположил юного Николая Чудотворца в сан пресвитера (совершителя священнодействий), обратившись к прихожанам со словами: "Сей есть новое солнце, восходящее над землёю, добротой своею он спасёт души заблудших, наставит их на путь благочестия, и поможет нуждающимся скорбящим и страдающим!"

Приняв пресвитерский сан, Николай Угодник всецело отдал свою жизнь делам церкви, порою забывая о своей плоти в угоду укрепления духа. Убедившись, что пресвитер Николай превосходно справляется с текущими делами церкви, епископ Патарский решил предпринять паломничество в Палестину, оставив главным управляющим своего не по годам мудрого племянника. Скоро после отбытия епископа Николая, родители Святого Николая Чудотворца отошли в мир иной. Не нуждавшийся ни в каких земных богатствах, Николай продал дом родителей и всё их имущество. Тогда и представился первый случай святителю Николаю проявить своё милосердие и сострадание.

Один из Патарских богачей внезапно обеднел и потерял все свои несметные богатства. Отчаявшись и потеряв веру в себя, он решил сделать из своего дома публичный дом, где посетителей обслуживали бы его три дочери. Услышав об этом, в одну из ночей Святой Николай, прокравшись в дом бывшего богача, оставил тому на полу мешок с золотом. Проснувшись, отец трёх дочерей несказанно обрадовался и поступил весьма мудро и Богоугодно: всё золото, которое ему тайно оставил Николай Чудотворец, он отдал как приданое своим дочерям и выдал их замуж. Святой Николай всегда помогал всем, кто просил его о помощи: забывая о себе, он отдавал себя нуждающимся. Больные, нищие, опустившиеся, отчаявшиеся - всем помогал Николай Угодник, никого не оставлял в беде.

После возвращения в Патару епископа, Святой Николай решил и сам отправиться в Палестину для поклонения святым местам. Проплывая на корабле мимо египетского побережья, корабль, на котором плыл святитель попал в небывалую бурю. К Николаю Чудотворцу, который за час до наступления бури, рассказал о том, что видел дьявола, желающего потопить корабль, подступились испуганные моряки и путники. Обратившись с молитвою к Богу и попросив всех пристутствовавших на корабле сделать то же самое, Николай Угодник смог утихомирить разбушевавшееся море. Но тут один из матросов, залезший на мачту, чтобы отвязать парус, сорвался и упал на палубу, разбившись насмерть. Подойдя к бездыханному телу, святитель Николай снова взмолился и свершилось чудо - матрос ожил, встав будто после долгого сна. В египетском городе Александрии Николай Чудотворец сошёл с корабля, чтобы передохнуть и отправиться в Палестину. И в Александрии, и по пути к Святым местам, Николай Угодник совершил множество чудес исцеления больных, для всех подходящих к нему находя нужные слова утешения.

Придя в Иерусалим, Святой Николай Чудотворец первым делом направил свои стопы на Гологофу, гору, где был распят Спаситель Иисус Христос. Воздав молитву святым местам, святитель Николай уже поздней ночью подошёл к Иерусалимскому храму. Врата храма самостоятельно открылись, впустив Святого Николая для молитвы, ещё раз утверждая праведность и негрешимость этого человека.

Николай Чудотворец хотел остаться в палестинских пустынях, чтобы жить там отшельником, но Глас Божий отправил Святого обратно в Патару для дальнейшего служения. Корабль, на котором отправился Святой Николай в обратный путь, оказался пиратским, и, едва берег скрылся за горизонт, моряки решили направить судно в сторону страны с невольничьим рынком, намереваясь продать всех пассажиров работорговцам. Николай Чудотворец попытался вступить в переговоры с корабельщиками, но тщетно. Тогда Святой Николай обратился с молитвой к Богу и случилось очередное чудо: огромная волна несколькими ударами развернула корабль в первоначальном направлении и погнала его с большой скоростью в сторону Патары. Приплыв на родные ликийские берега, Николай Угодник отпустил разбойников.

В родном городе святитель Николай снова приступил к своей жизни пресвитера. Но не для этого родился сей муж, в один из дней Бог снова обратился к угоднику с наставлением: "Николай, если ты желаешь получить венец из рук моих - ступай и подвизайся на благо миру!" Испуганный святитель стал думать - где бы он мог принести пользу людям через распространение веры в Бога. Выбор Николая Чудотворца пал на морской город Миру.

Знакомых или друзей в Мире у Николая Угодника не было - спал он там, где приходилось, с утра и до ночи проводя время в храме в молитвах. Однажды Николаю был сон: Спаситель протягивал чудотворцу богато украшенное Евангелие, а Богоматерь передавала угоднику епископский омофор. Гадая, что бы значило это чудесное сновидение, Святой Николай отправился в храм на утреннюю молитву.Архиепископ Мир Ликийских Иоанн тяжело болел, и священнослужители храма после его смерти искали замену главе церкви в Мире. Старейшему из епископов после смерти Иоанна было видение: его посетил светлый муж и наказал положить в архиепископы первого из прихожан по имени Николай, кто войдёт в храм после ночи. Подойдя к Николаю, первому из зашедших в храм после открытия, старейший епископ спросил его имя. Удостоверившись, что того зовут Николай, епископ улыбнулся, и, взяв пресвитера за руку, сказал: "Идём со мной, чадо."

Приведя Святого Николая Чудотворца к другим епископам, старейший из них рассказал о своём видении другим своим братьям. Епископы ликовали: не они, но Божье провидение поставило в архиепископы достойнейшего из достойных. При большом скоплении ликующего народа пресвитер Николай стал архиепископом Мир Ликийских. Тут-то и открылось святителю тайное значение его чудесного сна. На иконах Николая Чудотворца сюжет вручения ему архиепископской омофоры и Евангелия от Девы Марии и Спасителя является самым распространённым сюжетом о Святом угоднике.

Став архиепископом, с помощью своих помощников Святой Николай Чудотворец смог ещё больше помогать страждущим: двери его дома всегда были открыты. и днём и ночью, никто не уходил обиженным от святителя, для всех он находил нужное слово.

Но годы правления Николая Угодника пришлись на время великих гонений на христиан, которыми заправляли римские императоры Диоклетиан и Максимиан, запытавших множество христиан, в числе которых и Святая Ирина, и мученик Святой Георгий Победоносец, и целитель Пантелеймон. Архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец, отказавшись отречься от Христа. попал в тюрьму. Там, с помощью Слова Божьего, Святой угодник обращал в христианство пленников, утешал и обнадёживал страдающих, лечил больных. С приходом к власти императора Константина Великого, христианство начало обретать свою истинную силу. Все пострадавшие за веру были реабилитированы, в том числе и Святой Николай Чудотворец. Ликованием и всемерным почитанием был встречен в Мире вернувшийся из заточения праведный архиепископ.

По повелению императора Константина в Никее был собран собор, целью которого было решить спор между архиепископом Александрии Александром и пресвитера этой же церкви Ария, утверждавшего, что Иисус Христос - не Бог-Сын, а самый совершенный человек, созданный Богом. Учение Ария имело название "арианство", и против него на Никейском соборе выступило большинство архиепископов, в том числе и самый авторитетный и почитаемый из служителей Церкви Николай Чудотворец. Предание приписывает Святому Николаю пощёчину, которую он отвесил Арию во время проведения Первого Вселенского собора. Множество собравшихся служителей хотели лишить святителя его сана, но видение собравшимся Иисуса Христа и Богородицы, протягивающих Николаю Чудотворцу омофору и Евангелие, заставило их отказаться от своей первоначальной затеи.

До самого конца своей земной жизни Николай Чудотворец помогал людям, явив пример не только праведного архиепископа, но и человека - христианина: милосердного, смиренного, любящего.

Моление к иконе Святого Николая Чудотворца помогает путешественникам, водителям - всем тем, кто управляет транспортными средствами, невинно оклеветанным, несправедливо осуждённым; Николай Угодник является покровителем детей, моряков, и тех, кто занят земледелием.


Икона святого Николая Чудотворца

Святой Николай Чудотворец с давних времен считается самым почитаемым святым у православных христиан по всему миру. Он издревле славится как покровитель моряков, путешественников. Силой своей благодати он помогает нищим и блаженным, всем, кто попал в беду. Православная икона святого Николая Чудотворца – одна из главных святынь не только православных храмов, но и домашних иконостасов. Сам Чудотворец вел простую и очень скромную жизнь, несмотря на то, что был богат. Свое состояние он роздал нищим. Всю свою жизнь он исцелял людей от недугов, боролся за правду, учил личным жизненным примером любви и состраданию.

Житие святого Николая, его истинная любовь и вера в Господа, милосердие к людям, заступничество в бедах простых христиан, нашли свое отражение в старинной иконе Святителя Николая Чудотворца. Иконописные лавки и мастерские по изготовлению икон, православный интернет магазины предлагают самый широкий ассортимент, как старинных икон, так и современных вариаций этой прекрасной иконы. Очень хороши иконы святого Николая, писанные в старинном стиле, иконы из янтаря, иконы святого Николая Чудотворца, вышитые крестиком. Верующие отмечают дни памяти этого святого 22 мая. 11 августа и 19 декабря. В эти дни в православных храмах проводят молебны в честь всеми любимого святого Николая.

Значение иконы Святой Николай Чудотворец

В средневековой культуре православная икона считалась уникальным явлением, в котором иконописец старался вывести верующего человека в духовный мир, помочь ему найти свой путь преображения. Значение иконы святого Николая Чудотворца для верующих христиан очень велико. У всех верующих в доме присутствует его образ. Святой Николай следит за тем, чтобы в доме всегда был достаток, уберегает домочадцев от нужды в чем-либо. К нему прибегают с молитвами, если в дом постучалась беда. Николай Чудотворец прославился и как заступник несправедливо обиженных. Его покровительство получают женщины, дети и невинно осужденные. Особо почитают икону святого Николая Чудотворца на Севере.

Икона святого Николая Чудотворца в подарок


Образ Николая Чудотворца на меднолитых иконах

Черников В.А.

(Херсон)

В христианском мире многие исторические лица в своем служении Богу обрели благодать, прославились благочестием, праведностью, посредничеством между Богом и людьми, за что были причислены Церковью к лику святых. Некоторые из них были особенно любимы и глубоко почитаемы народом. К таким святым, несомненно, относится Николай Чудотворец.

Биографические повести о святом Николае, так называемыежития.  унаследовались православной Русью от Византии сразу после крещения. Кроме этого существует о нем бесчисленное множество пересказов, легенд и народных сказаний. Достоверных же сведений о его жизненном пути очень мало (в сущности, не знают даже точных дат его рождения и смерти) и сейчас уже невозможно точно определить грань между правдой и вымыслом.

Едва ли не самый популярный, простой и доступный святой православной Руси, Николай Чудотворец почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надежным, а молитвы к небу наиболее доходчивыми.

В большинстве легенд — Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник».

Уроженец Малой Азии, он был епископом в г. Миры Ликийские (отсюда его имя — святой Николай, Мирликийский Чудотворец), где стал свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла Церковь в Римской империи при Константине Великом (середина IV в.).

Еще при жизни Николай принадлежал к святителям. т.е. к высшим должностным лицам в церковной иерархии (епископам, митрополитам), приобретшим святость в пастырском служении Церкви. Все свои благодеяния он старался творить тайно, славы не искал.

Трудно объяснить, почему так пришелся по душе русским православным людям святитель из неведомого им города, почему приобрел в народе понятный и близкий облик доброго, а иногда и требовательного наставника. Почитание святого Николая стало неотъемлемой частью культуры нашего народа, в его честь назывались крепости и города, строились храмы, монастыри и часовни. Первая церковь его имени была построена в г. Киеве в 882 году на могиле князя Аскольда, и сейчас, пожалуй, нет ни одного города без Никольского храма. Дважды в год отмечает православная Церковь его праздник и еженедельно, по четвергам, особо чтит его память. Иконы с изображением Николы обязательно есть не только в каждом храме, но и в доме каждого верующего.

Из всего множества изображений Николая Чудотворца на меднолитых иконах традиционно выделяются три основных иконографических типа:

«Святитель Николай Чудотворец»поясное изображение святого с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой;

«Никола Можайский» — изображение святого в полный рост с обнаженным мечем в правой руке и храмом (городом) в левой;

«Никола Зарайский» — изображение святогов полный рост с воздетыми руками, правой он благословляет, левой держит Евангелие.

Вместе с пришедшим из Византии христианством православная Русь получила в наследство детально разработанную иконографию святого по первому типу. Этот иконографический сюжет проник и в народное прикладное искусство (в частности на медно-литые иконы) и стал одним из наиболее распространенных. Здесь Никола изображается по пояс (реже по грудь), в строго фронтальной, торжественной позе; характерный образ старца с высоким лбом с залысинами, с небольшой округлой и кучерявой бородой всегда безошибочно узнается людьми.

Большое значение в этом иконографическом варианте имеют положения рук. Десница (правая рука) поднята в жесте обращенного к этому миру благословения, в левой руке, перед грудью, он держит Евангелие — знак принесенного людям учения Христа. Евангелие может быть изображено открытым или закрытым; если оно открыто, то на его страницах дан отрывок из Святого Писания.

Различаются и способы сложения пальцев благословляющей десницы. Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называютдревним перстосложением. Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение. Круг (кольцо) обозначает вечность, а вытянутые три пальца — символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.

Облачен Никола в епископскую одежду, характерной деталью которой является омофор (греч. — наплечник). Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у епископа она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину.

По обе стороны нимба святителя даны небольшие полуфигуры Христа и Богородицы в облаках, протягиваюш;их ему Евангелие и омофор — знаки епископского сана. Этот сюжет объясняется следующим преданием из жития святого. В 325 году он присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом Вселенском соборе. Выступая в защиту чистоты христианской веры и желая посрамить еретика Ария не только словом, но и делом, он ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот поступок дерзким и недостойным архиепископа; посоветовавшись, они лишили Николая архиерейского достоинства, отобрав у него Евангелие и омофор. Но Христос и Богородица, взирая свыше на подвиг Николая, не осудили, а благословили его за ревность в вере. Многим отцам собора было чудесное видение: с одной стороны святого появился Христос, а с другой — Богоматерь, которые протягивали угоднику Божию отнятые у него принадлежности. Возвратив ему Евангелие и омофор, они восстановили и как бы навсегда укрепили его в епископском звании.

На иконах, писаных красками, Никола часто изображается с головным убором — епископской митрой. В народе такое изображение называют «Никола-зимний», в отличии от «Николы-летнего (вешнего)», когда Никола без митры.

«Святой Николай, Мирликийский Чудотворец»

(«Никола- зимний»). Образок, латунь, штамповка нач. XX века.

На иконах отлитых из медных сплавов изображение святого в митре практически не встречается.

Вокруг головы Николы изображается круглый нимб, символ святости; по православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений. Однако, на меднолитых иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются как чистые нимбы, так и нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

В ХIII веке, в период татаро-монгольского нашествия, образ святителя Николая был переосмыслен и трактовался как защитник русских городов от поработителей. В одной из легенд ярко описано его чудесное появление над осажденным татарами городом Можайском, после чего захватчики отступили.

Уже в XIV веке изображения Николы Можайского, как отражение этой легенды, были известны и в живописи, и в скульптуре, и в мелкой пластике.

Так появился второй, один из интересных, иконографических типов на меднолитых иконах — «Никола Можайский» (в народе часто называемый — «Никола с мечем и градом»).

Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).

Это символический образ того, что святой Николай взял под свое покровительство, под свою защиту русскую церковь, русский народ.

По сторонам нимба Николы, как и на иконах первого типа, изображены Христос и Богородица, возвращающие несправедливо отнятые у него святительские знаки. Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская стена.

К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего название Зарайского. Эта иконография восходит к изначальной живописной иконе перенесенной из Корсуня (Херсонеса) в Рязанское княжество. Согласно русской летописи «Повесть о Николае Заразском» икону эту в 1226 году перенес священник Евстафий, которому было видение Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить».

На меднолитых иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго фронтально, облаченным в фелонь-ризу (длинная и широкая священническая одежда без рукавов), поверх фелони — крестчатый омофор. Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками.

Икона «Никола Зарайский», медьу литье XVI век.(?)

Как правило, в этой композиции по сторонам от Николы нет изображений Христа и Богородицы, присутствующих на иконах первого и второго типов.

Приведенное выше деление образа святого Николая на три типа весьма условно и служит лишь ориентиром при изучении и описании меднолитых икон. Следует заметить, что в музеях и частных собраниях изображений «Святителя Николая Чудотворца» гораздо больше, чем «Николы Можайского», а иконы с образом «Николы Зарайского» встречаются крайне редко.

Христиане стран Западной и Восточной Европы ежегодно торжественно отмечают праздники, связанные с Николаем Мирликийским: 19 декабря — день кончины святителя, а 22 мая — перенесение его мощей в 1087 году из Малой Азии в итальянский город Бари.

Описание икон с изображением Николая Чудотворца.

Ниже дан перечень икон, приведенных в настоящей статье в качестве иллюстраций, с кратким их описанием. Наибольшее затруднение в атрибуции вызывает определение времени изготовления, т.к. ни года, ни клейма мастера, ни указания на место нахождения мастерской на меднолитых иконах массовой работы (за редчайшим исключением) не ставилось. Поэтому датировки сделаны на основании зрительно-ассоциативного восприятия и сравнения этих икон с рядом других, подобных по стилю и технологическим особенностям изготовления, имеющих аргументированные датировки.

Более или менее убедительно можно говорить, определяя время изготовления, о начале, середине и конце соответствующего века. Поскольку все иконы отлиты из медных сплавов, то материал из которого они изготовлены в описании не указан. Все размеры даны в миллиметрах: первое число — высота, второе — ширина; в скобках указаны размеры: высота нагрудной иконы без учета выступа для шнура, для складня — ширина в сложенном виде.

Принятые сокращения: св. — святой, сет. — святитель.

1. Свт. Николай Чудотворец

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая с крестчатым омофором на плечах; в левой руке он держит закрытое Евангелие, подложенное краем омофора, а правой — благословляет двумя перстами, направленными почти горизонтально (старое перстосложение). Поле нимба гладкое, плавно углублено к контуру головы, слева и справа от святителя расположена надпись: СТЫI НИКОЛ. Верх иконы закруглен, к нему примыкает квадратное оглавие с образом Спаса Нерукотворного и монограммой IС ХС; на обороте оглавия — ушко для шнура.

Изображение Николы окружено узкой гладкой рамкой, ограниченной двумя бортиками.

Нагрудная, 50x34, начало ХVIII в. Найдена у с. Софиевка в урочище Глубокая Пристань (Белозерский р-н. Херсонской обл.)

2. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке, прикрытой краем одежды, раскрытое евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части иконы, по сторонам нимба надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДОТ-ВОРЕЦ. Плоский нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба украшено стилизованным растительным орнаментом. По обе стороны от Николы — небольшие полуфигуры Христа и Богородицы, протягивающие ему Евангелие и омофор; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР9У; облака под ними обозначены кругами. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, окруженное шестью серафимами; на поле завершения изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ.

Фон прямоугольной части иконы заполнен мелкой горизонтальной штриховкой.

Киотная, 129x81, середина ХVIII века.

3. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы — поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. Правой рукой (десницей) он благословляет двумя перстами, левой, прикрытой краем омофора, поддерживает у груди закрытое Евангелие; на переплете книги изображен восьмиконечный крест.

Нимб святителя окантован рельефной зигзагообразной линией, над нимбом, по обе его стороны расположена надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ. Слева и справа от святителя небольшие полу фигуры Христа и Богородицы в облаках обращены к Николе, в руках у них возвращаемые святителю знаки епископского сана: Евангелие и омофор. Над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ.

К верхней кромке иконы примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного на убрусе (платке) и монограммой IС ХС.

Фон орнаментирован штриховкой в косую клетку, на обороте оглавия — ушко для шнура.

Нагрудная, 63x43, середина ХVIII в.

4. Свт. Николай Чудотворец.

Образ святителя Николая, представленный на иконе, аналогичен по своей иконографии и стилю изображения с описанным под № 3. Среди композиционных отличий между ними следует отметить следующие: изменена надпись — СТЫ НIКОЛА; монограммы Христа и Богородицы расположены в две строки; окантовка нимба ровная, а не зигзагообразная; поле нимба вогнуто к контуру головы; присутствует относительно широкая кайма, орнаментированная в нижней части концентрическими окружностями; фон иконы украшен голубой эмалью.

Эта икона — левая часть от нагрудного трехстворчатого складня, со спиленными петлями шарнира; на обороте изображен символический Голгофский крест, 46x43, конец ХVIII в.

5. Свт. Николай Чудотворец с предстоящими.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде, правой рукой он благословляет двуперстно, левой — держит у груди закрытое Евангелие. На уровне плеч Николы, по обе стороны, надпись: С НИКОЛА ЧЮДОТВОР. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы, над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ. В нижних углах — две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий. Поле иконы заполнено геометрическим орнаментом.

Нагрудная, с граненым выступом для шнура, 63(58)х53, начало XIX в.

6. Свт. Николай Чудотворец. Праздники.

На средней части иконы со створками изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке раскрытое Евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части, по обе стороны нимба, на узкой полосе надпись: СТЫІ НІКОЛАС ЧЮ-ДОТВОРЕЦ; поле нимба украшено растительным орнаментом. Слева и справа от святителя, в облаках, — небольшие полу фигуры Христа и Богородицы, которые протягивают ему Евангелие и омофор.

Над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, на котором изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ. На левой и правой створках иконы даны праздничные сюжеты: Благовещение, Вход в Иерусалим, Сретение, Воскресение, Вознесение с соответствующими надписями.

Фон средника и поля створок орнаментированы геометрическим узором.

Икона со створками, киотная, 107x149 (81), начало XIX в.

7. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху - надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, — полу фигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. По контуру иконы расположена орнаментированная растительным узором кайма; фон иконы залит синей эмалью.

Нагрудная, с граненным выступом для шнура, 115(110)х97, середина XIX в.

8. Свт. Николай Чудотворец.

На иконе изображены Христос, Николай Чудотворец и Богородица. В центре — поясная фигура святителя с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; его фигура окружена четырехугольной, двойной линейной рамкой. В руках у Христа и Богородицы возвращаемые святителю Евангелие и омофор; вверху, над фигурами надпись в одну строку: ІС ХС СТЫ ШКОЛАС МРОУ.

Фон иконы орнаментирован рельефными перегородками в виде треугольников и окружностей, на поверхности перегородок — поперечная штриховка. Лицевая поверхность покрыта слоем позолоты; оборотная сторона украшена стилизованным орнаментом в виде цветочной розетки, полуовалов и кружков.

Нагрудная(?), 31x30, середина XIX века, (использована форма правой стороны двустворчатого складня).

9. Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху — надпись: СТЬЕНІНИКО-ЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, — полуфигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС иМРОУ.

Изображение святителя окружает широкая кайма, на которой размещены 18 медальонов с полуфигурами святых. На верхнем поле каймы расположен традиционный пятифигурный Деисус: в центе Спас Вседержитель, по правую руку от него — Пресвятая Богородица и архангел Михаил, по левую руку — Иоанн Креститель и архангел Гавриил; на остальных медальонах — избранные святые.

Надписи их имен расположены на узкой гладкой рамке по периметру иконы. Промежутки между медальонами украшены цветочно-растительным орнаментом.

(Известна серия из 9 икон с подобной каймой из 18 медальонов с этими же святыми, но различными изображениями в центре).

Киотная, 143x123, середина XIX в.

10. Св. Никола Можайский.

На иконе изображен святой Николай в полный рост; в распростертых в стороны руках он держит меч и храм. Его столпообразная фигура имеет архаичные, непропорциональные формы; меч в правой руке — тяжеловесный, грубого вида, храм в левой — изображен упрощенно, условно. Овальный край фелони (верхнее одеяние) орнаментирован полоской из «бусинок». В нижней части иконы дано символическое изображение городской стены; свободное пространство композиции заполнено четырьмя розетками. По периметру иконы расположена кайма, орнаментированная стилизованным растительным узором; на верхнем поле каймы горизонтальная надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ МЖАИСКИИ.

В верхней части иконы — оглавие с образом Спаса Нерукотворного; в оглавии — горизонтальное отверстие для шнура.

Нагрудная, 73x52, конец ХVII в.

11. Св. Никола Можайский.

В центре иконы — монументальная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой — однокупольный храм, увенчанный шестиконечным крестом. На правом бедре Николы — палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды)

символ меча духовного. По сторонам от него «во облаце» изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МРОУ. Фон орнаментирован стилизованным растительным орнаментом.

К верхней кромке иконы примыкает составное оглавие: в центе — Ветхозаветная Троица, по бокам — два шестикрылых серафима на штифтах, вверху на прямоугольной пластине — образ Спаса Нерукотворного на убрусе и монограмма ІС ХС. Над тремя ангелами в композиции Троицы надпись в рамке: СТАЯ ТРОИЦА. По углам иконы расположены четыре петли для крепления створок (створки утрачены).

Нагрудная, средник иконы со створками, 91x58, начало XIX в.

12. Св. Никола Можайский.

В центре иконы — величественная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой — однокупольный храм, увенчанный восьмиконечным крестом. На правом бедре Николы — палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды) — символ меча духовного. Нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба плавно углублено к контуру головы. Сверху надпись в две строки: СТЫІ НИКОЛАЕ МОЖАИСКІЙ. По сторонам нимба Николы, на круглых медальонах — небольшие поясные фигуры Христа и Богородицы, над ними монограммы: ІС ХС и МРОУ. Внизу — стилизованная городская стена. Поле иконы украшено геометрическим и растительным орнаментом.

Верх иконы

трехлопастное завершение, к которому в середине примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного; на обороте оглавия — ушко для шнура.

Нагрудная, 132x82, начало ХVIII в.


Святитель Николай жил в IV столетии и был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Миры. Родился он в городе Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. При освящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Вся жизнь Святителя действительно была такою.

Сделавшись епископом, св. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал он с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Во время гонения Диоклетиана его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. Однажды он узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных. Святитель Николай умер в глубокой старости и погребен был в г. Миры Ликийские, на юге Малой Азии.

Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви и его наименовали Чудотворцем. Но в последней четверти XI века, когда турки-мусульмане часто стали опустошать эти области Византии, угроза нависла и над великой общехристианской святыней - мощами св. Николая. И вот купцы из Италии, среди которых было много греков, в 1087 решили спасти святые мощи от неминуемой гибели. Они даже пошли на насилие над монахами, оберегавшими мощи святителя: завернув благоухавшие миром мощи, купцы отнесли их на свой корабль. Среди купцов-похитителей почти все были из г. Бари (на юго-востоке Италии), куда они и привезли святыню. Мощи торжественно были помещены в храме св. Стефана, а через год для них был построен специальный храм, где они находятся и по сей день, собирая к себе множество паломников - как католиков, так и православных со всего мира.

Это самый почитаемый в мире святой. Николай Чудотворец прославился как заступник несправедливо обиженных и покровитель всех, кто находится в пути, - рыбаков, летчиков, мореплавателей, путешественников. Также он покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным. Особо почитают Чудотворца на русском Севере. Тем, кто часто бывает в дороге или имеет профессию, связанную с транспортом, непременно нужно иметь дома этот образ и посещать храмы, носящие его имя. Николаю Угоднику молятся об исцелении от разных недугов и болезней, о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье, о помощи в разных бедах, за детей, от грусти и уныния, о благополучном замужестве дочерей, о заступничестве вдовиц и сирот, о помощи в бедности и нужде.

Дни празднования (памяти): 22 мая, 19 декабря

Молитва перед образом Святителя Николая Чудотворца

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, Теплый наш заступниче и везде в скорбех скорых помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем житии, Умоли господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, Елико согреших от юности моея, во всем житии моем, Делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; И во исходе души моея помози ми, окаянному, Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения; Да всегда прославляю Отца и Сына, и Святого Духа, И твое милостивое предстательство, Ныне и присно, и во веки веков.


Источники: http://fb.ru/article/147477/ikona-nikolaya-ugodnika-ikona-nikolaya-chudotvortsa-ugodnika-znachenie, http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatogo-nikolaya-chudotvortsa.html, http://www.sudba.info/ikona-svyatogo-nikolaya-chudotvorca/, http://www.mycity.kherson.ua/journal/letopis4/chudotv.html, http://www.ikonasilver.ru/ikona.php?n=10NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
описание иконы николая чудотворца