int(1083) икона остробрамская виленская | Остробрамская | Tsurganov.info




икона остробрамская виленская


Виленская остробрамская икона божией матери

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День празднования - 8 января

(26 декабря - по старому стилю)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе "Острыми воротами" или "Острой брамой" (от польск. "Брама" — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. (В настоящее время ворота называются Мядининкскими, или Аушрос. Они являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. Вильнюс имел прежде деревянную городскую стену, а в начале XVI века был обнесен каменной, с пятью воротами. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь).

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на благочестивом предании о том, что икона чудесным образом появилась на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Сторонники другой версии утверждают, что икона прислана великому князю литовскому Ольгерду Гедиминовичу греческим императором Иоанном Палеологом по случаю принятия Ольгердом христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341 — 1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги "Древняя история литовского народа" имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: "Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена". Свидетельство каноника Лодзяты - наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Александра Иулиании, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671 г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741 г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744 г. снова помещена над воротами.

В 1812 г. она пострадала при нашествии французов.

Икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Икона написана на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

В 1927 году во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Имеются свидетельства и о более ранней реставрации. Так, в 1829 год икона была в некоторых местах переписана рукою польского художника Канута Русецкого. В связи с реставрацией, предпринятой в 1829 году, некоторые авторы сообщают, что на иконе была обнаружена написанная на церковнославянском языке хвалебная песнь Богородице — "Честнейшую херувим. ". Есть также сообщения об имевшихся на иконе надписях на греческом языке. Журнал "Русский архив" опубликовал в 1884 году записки князя Н. Имеретинского 1854 года, где говорится: "Остробрамская икона была когда-то достоянием православных, о чем свидетельствует сохранившаяся на ней греческая надпись". О существовании такой надписи сообщает и "Холмско-Варшавский епархиальный Вестник". Некий очевидец Ф. Серно-Соловьевич пишет в нем: "В 1865 г. когда заведующим виленскою епархиею был прелат Жилинский, в ведении которого находилась и "Острая брама", мне пришлось видеть на задней доске иконы (она тогда обновлялась) греческую надпись".

Были ли упомянутые надписи позднее уничтожены в связи с полемикой о принадлежности иконы или сведения о них порождены той же полемикой, сказать без специального исследования трудно.

В вышедшей в Вильно в 1863 году книге "Известие о чудотворном образе Пресвятой Девы Марии на Острых воротах и об иных чудотворных образах в г. Вильне" приводится следующее предположение об иконе: "Ближе всего к истине, — говорится в книге, — что подтверждается и рассказами пожилых людей, имеющих 60 и более лет, которые неоднократно слышали рассказы из уст старейших кармелитов, то, что вследствие порчи первоначальной (на деревянных воротах) иконы, кармелиты задумали соорудить взамен этой новую, более величественную, вызвав живописца из Киева. ". Вряд ли можно согласиться с версией о живописце из Киева, но версию о замене древней православной иконы более поздней исключать, особенно в свете открытий 1927 года, нет оснований.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными - Матерь Божия.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

25 - 27 июля 1997 года, в связи с юбилейными празднованиями 650-летия мученической кончины виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием Свято-Духова монастыря, г.Вильнюс посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. 26 июля после Божественной литургии из Свято-Духова монастыря к Остробрамской иконе был совершен Крестный ход с участием в нем Святейшего Патриарха. Из надвратной часовни, где находится чудотворный образ Божией Матери, Его Святейшество обатился с пастырским словом к народу Литвы.


ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Виленская Остробрамская икона Божией Матери [1]

Празднование 26 декабря. 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения. со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

Православная святыня

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители. возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда - святые Антоний. Иоанн и Евстафий .

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом. когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [2] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра. дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии. то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния. и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан .

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Во владении римо-католиков

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима. и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В 2002 году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери. где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита Ионы (Радзивила) был составлен акафист Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери, который был принят и одобрен Литургико-Богослужебной комиссией при Священном Синоде Украинской Церкви 25 марта 2010 года (опубликован на сайте Киевского Виленской-Остробрамского храма, http://ostrobram.prihod.ru/akafist )

Литература

  • Православная Богословская энциклопедия. т. 3, стб. 484-486.

Использованные материалы


ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками - Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе "Острыми воротами" или "Острой брамой" (от польск. "Брама" - ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Ворота являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь).

Время явления этой иконы доподлинно неизвестно. О происхождении иконы существует несколько преданий.

По одному, она принесена великим князем Ольгердом из Корсуни после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии, а второю супругой Иулианиею передана в Троицкую церковь, из которой перенесена в часовню у острых ворот.

По другому, икона прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства.

По третьему, икона чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Во всяком случае, в 1431 г. икона уже, несомненно, находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском или остром конце города Вильны и именовалась Корсунской.

В 1498 г. в Вильне в виду опасности от нашествия татар, была совершена закладка новых городских каменных стен, в русском или остром конце были сооружены ворота с башнею, на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи, ликом ко входящим в город.

Когда в 1495 г. невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанную, по приданию св. евангелистом Лукою, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

Во времена унии, когда отнята была Троицкая церковь от православных униатов, Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 г. была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Около 1624 г. у самых ворот был основан Кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню, и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 г. с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 г. икона была несколько повреждена французами. В 1829 г. икона была отреставрирована, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: "Честнейшую херувим". С закрытием в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Икона равно почиталась православными и католиками.

Икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Икона написана на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

В 1927 году во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

Празднуется 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.


Остробрамская икона Божией Матери

Содержание

Иконография

Написана темперой на двух соединенных дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 х 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века. вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши .

Версии о происхождении иконы

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431  г. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 г историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа», который для доказательства своих гипотез зачастую прибегал к фальсификациям исторических документов и домыслам. Нарбутт основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты,бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653  г. Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341? 1473 гг. ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 г. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы [1]. Но уже в 1431  г. икона находилась над Острыми Вратами. Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе [2]. Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 г. ни во втором — 1672 г. книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона из костела св. Михаила, две иконы из костела св. Яна (Иоанна) и икона из униатской церкви св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским [3] .

В 20-е годы XX в. получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI в. [4] Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа "Умиление" ( Элеуса" Это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса. Обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею ), а иконой Остробрамской Божьей Матери. В 1990  г. в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томаса де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 гг. в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в. [5]

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671  г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац  — великий гетман Литовский, Криштофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский  — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом .

Во время городского пожара 1711  г. деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костел св. Терезы. В 1713—1715 гг. была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII в. главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза — иезуита Корсака, изданная в 1748 г. [6]

В 1799—1805 гг. оборонные стены Вильно, построенные в XVI в. были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 гг.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиховского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

День памяти иконы — 27 апреля, в Католической Церкви - 16 ноября

Остробрамская икона в искусстве и литературе

Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич. Владислав Сырокомля. Максим Богданович .

Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Защитница всесильная града Гедимина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Zloty altarik» («Золотой алтарик»).

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мене избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас! [источник не указан 1331 день ]

Молитва, ежедневно читаемая в часовне перед иконой Остробрамской Божьей Матери, в переводе с польского языка:

Владычице моя, Пресвятая Богородица, благости Твоей и под покров милосердия Твоего ныне, каждодневно и в час кончины моей, душу мою и тело посвящаю ,все надежды и утешения, все страдания и невзгоды,жизнь и смертный час мой Тебе предаю,чтобы Твоим предстательством все мои поступки были совершаемы и направляемы согласно Твоей и Сына Твоего воле. Аминь

Примечания

    ^ Narbutt T. Dzieje starozitne narodu Litewskiego. ? Wilno, 1839 ^ [Kojalowicz W. Miscellanea rerum ad statum Ecclesiasticum in Magno Lilhuaniae Dukati pertinentum. ? Wilno, 1650 ] ^ Dr. Skrudlik M. Historja obrazu I kultu najswietszej Maryi Panny Ostrjbramskiej. ? Wilno, 1927 ^ Iurginis I. Ausros vartai. ? Wilno, 1960 ^ [Maria Kalamajska-Saeed. Ostra Brama w Wilne. ? Warszawa, 1990 ] ^ [Korsak. Korona nie juz z dwunastu gwiazd swietych… (Suprasl). ]

Остробрамская икона

Остробрамская икона Божией Матери

(Виленская Остробрамская икона).

Остробрамская икона Божией Матери. Галерея икон.

Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»).

В 1596 году монастырь перешёл в руки униатов, а затем католиков. Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Древняя чудотворная икона почитается и православными, и католиками.

Не следует путать Виленскую Остробрамскую икону с Виленской иконой Божией Матери.

День празднования: 8 января (26 декабря по старому стилю).

Еще об Остробрамской иконе

Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки.

Остробрамская икона Божией Матери. Галерея икон.

Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения.

Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.

Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.


Источники: http://te.zavantag.com/docs/325/index-11271.html, http://drevo-info.ru/articles/8441.html, http://ru-icons.ru/icons/47.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%F2%F0%EE%E1%F0%E0%EC%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8, http://www.vidania.ru/icony/icon_ostrobramskaya.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
икона остробрамская виленская