int(992) молитва иконе остробрамская | Остробрамская | Tsurganov.info




молитва иконе остробрамская


Значение иконы Остробрамская

Остробрамская икона Божией Матери — чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на «острых воротах» крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище «Остробрамская» («брам» — «ворота»). В 1829 г. при реставрации на иконе была выявлена славянская надпись — хвалебная песнь Богородице. Эта исключительно красивая и богато украшенная икона.

Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.

Историк Теодор Нарбутт в свойственной ему мистифицирующей манере (с ссылкой на никому, кроме его самого, неизвестную рукопись некоего Даниила Лодзяты) выдвинул версию (1839), согласно которой икона была привезена великим князем литовским Ольгердом из Крыма. Это дало повод русским историкам и церковным писателям развивать гипотезу о православном происхождении иконы, якобы вывезенной из церкви в Корсуни.

Авторство иногда приписывают краковскому художнику Луке; упоминания Луки в преданиях об иконе породило версию о причастности к иконе евангелиста Луки. По одной из версий о происхождении иконы, она изображает на самом деле знаменитую красавицу XVI века Варвару Радзивилл, возлюбленную Сигизмунда Августа. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.


Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склоненный набок лик и скрещенные руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши.

Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарем Остробрамской Божией Матери) был осуществлен 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождем. После коронации в 1928 образ был помещен в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

Остробрамская Матерь Божия и Остра брама воспеты в стихах Адамом Мицкевичем, Юлиушом Словацким, Владиславом Сырокомлей и другими польскими, белорусскими, литовскими поэтами. Остробрамская часовня изображена на картине М. В. Добужинского, хранящейся в Тамбовской областной картинной галерее, и открытке того же художника «Остробрамская часовня», выпущенной Обществом Святой Евгении.

В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение. Празднование — 26 декабря (8 января) и 14 (27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская"

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, Спаси нас!


Молитва иконе Остробрамская

Молитва иконе Остробрамская

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, Спаси нас!


Акафист Божией Матери перед иконой «Остробрамская»

Кондак 1

Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго,

благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений,

похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице.

Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Икос 1

Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице:Радуйся!

Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице:

Радуйся, благодатная Богородице Дево;

Радуйся, преблагословенная в женах.

Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших;

Радуйся, яко Свободителя явила еси нам.

Радуйся, небесе и земли Царице;

Радуйся, ангелы на небеси чтимая;

Радуйся, человеки на земли прославляемая.

Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: "Отныне ублажат Мя вси роди";

Кондак 2

Видящи, всеблагая Владычице,

с высоты святаго жилища Своего скорбь и тесноту жития в державе нашей,

восхотела еси явити зде славу Твою, чудотворным образом Твоим подающи скорбящим утешение,

болящим исцеление, бедствующим помощь,

да видяще таковую милость Твою к нам, благодарными усты воспеваем вси Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум благопросвещен имуще, святии праотцы и пророцы в образех,

видениих и сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша.

Апостоли же Христови, проразумевше духом, коль вожделенно будет для верующих изображение святейшего лика Пречистыя Девы Богоматере, избраша из среды себе божественного Луку,

яко живописца предивна.

И той, испросив Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою,

написа первую икону Твою, Владычице, к нейже Сама рекла еси:

с образом сим будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением и любовию воспеваем Тебе:

Радуйся, Лествице высокая, Иаковом древле виденная;

Радуйся, землю с Небом совокупльшая;

Радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая;

Радуйся, яко Неопалимая Купина нетленною пребывшая.

Радуйся, светоносный Облаче, из негоже всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе,

юже даровала еси людем на утешение.

Сего ради и мы, со умилением взирающе на святый Твой образ,

яко живей Ти сущей с нами, из глубины сердца вопием:

осени и нас сирых и безпомощных, да воспоем прославляющему Тя Господу: Аллилуия.

Икос 3

Имый благое попечение о людех благосердый Господь,

попусти иконе Твоей святей оставити на время некое храм Православныя Церкве, егда монаси латинстии, вземше Твой святый образ, униатами некогда исхищенный, поставиша его в своем храме.

Ты же и тамо явила еси токи благодатных чудес Твоих, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере, и да с радостию воспевают Ти сице:

Радуйся, всех христиан помощнице;

Радуйся, Православныя Церкве славо и утешение.

Радуйся, яко отроковицею вошла еси в храм Господень;

Радуйся, яко во храме воспиталася еси.

Радуйся, святых храмов первейшее украшение;

Радуйся, яко и Сама соделалася еси храмом Сына Божия.

Радуйся, в четыредесятый день отрока Иисуса в храм Божий принесшая;

Радуйся, яко сбысться предреченное Тебе во храме Симеоном Богоприимцем.

Радуйся, любящая всех чтущих храмы Божия;

Кондак 4

Бурю земнаго скорбнаго жития нашего в немощех и болезнех видящи, Премилосердная Мати Божия

благоизволи быти чуду явления образа своего во граде Киеве,

темже мы с радостию неизреченною припадаем к Тебе, Владычице,

и из глубины души благодарим Тя, дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии о дивном чудеси святыя иконы Твоея, Пречистая Владычице,

со усердием многим притекаху к цельбоносному Твоему образу, приемля от него дары неисчетных Твоих благодеяний.

Темже и мы, аще и недостойни суще, со благоговением и радостию покланяемся Тебе пред сим чудным образом и достодолжно Тя песньми ублажаем:

Радуйся, обет девства Господеви давшая;

Радуйся, до конца той соблюдшая.

Радуйся, девство и рождество сочетавшая;

Радуйся, яко по рождестве пребыла еси Дева непорочная.

Радуйся, добрыя обеты приемлющая;

Радуйся, не соблюдающих обеты наказующая.

Радуйся, покровительнице притекающих к Тебе по обету паломников;

Радуйся, милости дарующая Тебе молящимся.

Радуйся, благим намерением способствующая;

Радуйся, злая начинания разрушающая.

Радуйся, во дни земнаго странствия нашего добрая Путеводительнице;

Радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая. Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 5

Яко лучезарная звезда возсия в стране нашей святая Твоя чудотворная икона, Богородице Дево.

Мы же, озаряемии сиянием пресветлых чудес Твоих, преклоняюще колена сердца,

вопием Подателю чудес Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видящи, яко тщетна есть помощь врачев земных, уврачевати болящего сына не могущих,

боголюбивая мати его начат возносити усердныя молитвы ко Врачу небесному.

Вразумление получив призвати в помощь Тя, Богородице, поспеши в храм Твой,

ко святому образу Твоему и, совершив пред ним усердное молебное пение, испроси чудеснаго исцеления сына.

Сего ради и мы немощнии, надеющиися на Твою всесильную помощь, дерзаем воспевати Ти:

Радуйся, немощным здравие дарующая;

Радуйся, всякия болезни исцеляющая.

Радуйся, оставленных врачами под Свой покров приемлющая;

Радуйся, исцеление им подающая.

Радуйся, огнь лютыя болезни утоляющая;

Радуйся, от одра смертнаго возставляющая.

Радуйся, безнадежным надеяние;

Радуйся, упование наше непостыдное.

Кондак 6

Икос 6

Возсия благодать от святыя Твоея иконы, юже иногда яве узреша раз-бойницы;

тии же честно исповедавше грехи своя вся и избавльшеся Тобою от верныя смерти духовныя,

научиша ны воспевати Ти похвалы сия:

Радуйся, от напрасныя смерти спасающая;

Радуйся, от греха смертнаго избавляющая.

Радуйся, Начальника живота и смерти рождшая;

Радуйся, Мати Живота, смерть умертвившаго.

Радуйся, яко в час смерти Своея тихо возлегла еси на одре Своем;

Кондак 7

Хотяй явити велию любовь Свою к людям,

Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою Пренепорочную,

покров и защиту роду христианскому дарова, да будеши печальным утешение,

скорбящим радование, отчаянным надеяние,

вечныя муки Своим ходатайством избавляющи и к небесному веселию всех приводящи,

вопиющих непрестанно гласом хваления Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо даровала еси, Дево Богородице, от боголепныя иконы Своея,

егда возвращала чада похищенныя родителем их, усердно к лику Твоему святому с молитвою притекающим.

Мы же, с любовию прославляюще Тя, Помощницу нашу Всеизрядную, немолчными гласы вопием:

Радуйся, Своим пришествием нас обогащающая;

Радуйся, всех прибегающих под кров Твой приемлющая.

Радуйся, раны греховныя благоутробно врачующая;

Радуйся, праведный гнев Божий на нас, грешных, Твоим молением скоро утоляющая.

Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая;

Радуйся, к покаянию нас призывающая.

Радуйся, грешников молений не отвергающая;

Радуйся, желания богоугодная исполняющая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како от святыя Твоея иконы чудеса источаются,

одебеле бо сердце людей сих, яко видяще не видят и слышаще не слышат и не обратятся к Тебе,

да исцелиши их.

Мы же, усердно почитающе чудотворный образ Твой, преклоньше колена,

умильно лобызаем его, вопиюще Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь мир преисполнен, яко звездами Богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево,

в нихже яко Солнце лучезарное, имеющее луну подножием и звезд сих знамениями окруженная,

икона Твоя Остробрамская предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего о нас милостиваго попечения.

Сего ради чествуем Пречистаго Лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:

Радуйся, благочестивых иноков и инокинь благая покровительнице;

Радуйся, иереев благоговейных похвало.

Радуйся, во дни скорбнаго жития нашего на земли скорая помощнице;

Радуйся, во всех бедах и напастех всемощная защитнице.

Радуйся, алчущих кормительнице;

Радуйся, жаждущим жизни питие неисчерпаемое.

Радуйся, сирот незримая воспитательнице;

Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, ключу царствия Христова;

Радуйся, двери райския нам отверзающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышши еси, Богородице Дево, честнейшая херувим,

и славнейшая без сравнения серафим, предстоящи бо Сыну Твоему на Небеси,

выну молишися Ему за род христианский

сего ради и начертание сей песни ангельской на иконе Своей имаши.

Не престани молитися и о нас, недостойных, у престола Вседержителя, да с радостию вопием Господеви: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию восхвалити пре-дивная чудеса,

от святыя Твоея иконы являемая, изумевает же ум всяк пети Тя, Богородице.

Ты же, яко благая сущи, приими от нас похвалы сия:

Радуйся, за христиан Сыну Твоему усердно молящаяся;

Радуйся, страну нашу святым Твоим омофором покрывающая.

Радуйся, ум наш к Богу приводящая;

Радуйся, злыя наша помыслы искореняющая.

Радуйся, сердце наше любовию к Богу воспламеняющая;

Кондак 10

Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати,

и икону Твою святую ныне обстояще, со благоговением и верою чествуем,

ибо всем покланяющимся Тебе скорое вспоможение подаеши,

и во иных градех и весех чтущих Тя полезное прошение исполняеши.

Темже, воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Ты, ограждающая нас от всяких болезней, всем с верою призывающим Тя в помощь, Пресвятая Дево Богородице.

Ты бо, Мати, младенцу, зело страждущему, исцеление даровала еси.

Сего ради, прославляюще Твое Матернее милосердие, благодарственными усты вопием Ти вси из глубины души:

Радуйся, яко по молитве пред иконою Твоею болезни лютыя прекращаются;

Радуйся, всем во всякой потребе вся полезная и благая подавающая.

Радуйся, никогоже отревающая;

Радуйся, призывающих Тя заступающая.

Радуйся, в семействах мир и дружелюбие устрояющая.

Радуйся, матерей детородящих скоро и безболезненно от бремени разре-шающая:

Радуйся, чад их благодатно охраняющая.

Радуйся, скорбным вдовицам и сирым помогающая;

Радуйся, в брани нашей со духами злобы нам помогающая.

Радуйся, от наветов вражиих нас спасающая;

Радуйся, от клеветы и досаждения охраняющая.

Радуйся, благая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и ми-лость нам являющая.

Кондак 11

Пение наше, аще было бы и тмочисленное, не довлеет к достойному прославлению милостей Твоих,

Всехвальная Владычице, яже непрестанно изливаеши роду человеческому.

Мольбу безчадных супругов, пришедших к чудотворней иконе Твоей, не оставила тщетною, но даровала еси им милость деторождения.

Темже, да не неблагодарни явимся пред Тобою, по силе нашей похвальная восписуем Ти с любовию, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу зрим Твою честную икону, Пречистая и Преблагословенная Дево Богородице,

невещественный в душах наших возжигающе огнь любви к Тебе, Всеблагая.

Ты же приими веру и усердие наше, направи на стези истины путь наш, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о гресех наших, и услыши моление к Тебе взывающих:

Радуйся, чрез икону Твою нам благодеющая;

Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая.

Радуйся, греховныя помыслы властно отгонящая:

Радуйся, маловерных вразумляющая.

Радуйся, неверных смыслы просвещающая:

Радуйся, милосердие Божие разумети нам помогающая.

Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая;

Радуйся, о храмах Божиих попечение имущих духовною радостию уте-шающая.

Радуйся, от сна лености нас воставляющая;

Радуйся, светом Богопознания и благочестия омраченных озаряющая.

Радуйся, блага земная, суетныя и скоропреходящия, презирати нас нау-чающая;

Радуйся, к небесным и вечным сокровищам умы и сердца наша возводя-щая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и ми-лость нам являющая.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, дарова нам Господь цельбоносную икону Твою,

пред неюже возносяще усердная моления, возводим ум свой к Первообразней - Тебе, Богородице,

просящи даровати нам благая и полезная во временней жизни сей, и в будущей жизни блаженство безконечное, да воспоем со ангелы и всеми святыми на небеси: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, яже обильно источаеши нам от святыя Своея иконы,

хвалим Тя, Пресвятая Богородице и, предстояще пред пречистым Твоим образом со слезами, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Ти:

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго;

Радуйся, Мати Господа и наша Мати и покровительнице.

Радуйся, источающая всем нам неоскудныя милости;

Радуйся, избавляющая от всяких бед и напастей благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Радуйся, телес наших здравие;

Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего и Бога нашего;

Радуйся, яко всем твориши спастися.

Радуйся, избавление всех зол;

Кондак 13

и на нужды наша призирающи, подаждь нам силу Твоея благодати,

управи нас на пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего,

Емуже хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды, посем икос 1.

Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице,

таже кондак 1.

Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих,

и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего,

да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя

и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице?

К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная?

Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?

Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг види-мых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца!

Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты.

Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.

Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи.

На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая;

Ты нас избави от бесов в час смерти;

Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием:

Радуйся, Благодатная;

Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, и Тобою с нами.

К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе,

яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем,

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем,


Молитва у иконы Богоматери Остробрамская

Для защиты дома и всех живущих в нем икона Богородицы Остробрамская (Виленская), как правило, устанавливается внутри квартиры на стену, находящуюся напротив входной двери (напротив входящего). Это необходимо для того, чтобы она охраняла дом, и ничто плохое (колдовство, нехороший человек, болезни и беды) не переступило бы порог этого дома.

Существуют и специальные молитвы, с которыми можно обратиться к Пресвятой Богородице (перед каждой определенной иконой Пресвятой Богородицы), чтобы призвать Ее покров на дом. Они помещены ниже. Читать их нужно после уcтановления иконы на стене.

Следует знать, что, оставляя дом или своих близких на попечение Богородицы, необходимо ежедневно читать одну из молитв на каждый день недели, а затем попросить Богородицу (своими словами) о покрове дома и своих близких:

Пресвятая Богородице Дева! Покрый дом наш и нас, грешных, в день сей (ночь или дни) честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла!

Молитва

ко Пресвятой Богородице

пред Ее иконою «Остробрамская (Виленская)»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, Спаси нас.


Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Ausros Vartu Dievo Motina. польск. Matka Boska Ostrobramska. белор. Маці Божая Вастрабрамская ) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме ) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Содержание

Иконография

Написана темперой на двух соединенных дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 х 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века. вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши .

Версии о происхождении иконы

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431  г. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 г историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа», который для доказательства своих гипотез зачастую прибегал к фальсификациям исторических документов и домыслам. Нарбутт основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты,бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653  г. Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341? 1473 гг. ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 г. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы [1]. Но уже в 1431  г. икона находилась над Острыми Вратами. Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе [2]. Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 г. ни во втором — 1672 г. книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона из костела св. Михаила, две иконы из костела св. Яна (Иоанна) и икона из униатской церкви св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским [3] .

В 20-е годы XX в. получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI в. [4] Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа "Умиление" ( Элеуса" Это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса. Обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею ), а иконой Остробрамской Божьей Матери. В 1990  г. в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томаса де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 гг. в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в. [5]

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671  г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац  — великий гетман Литовский, Криштофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский  — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом .

Во время городского пожара 1711  г. деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костел св. Терезы. В 1713—1715 гг. была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII в. главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза — иезуита Корсака, изданная в 1748 г. [6]

В 1799—1805 гг. оборонные стены Вильно, построенные в XVI в. были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 гг.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиховского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

День памяти иконы — 27 апреля, в Католической Церкви - 16 ноября

Остробрамская икона в искусстве и литературе

Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич. Владислав Сырокомля. Максим Богданович .

Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Защитница всесильная града Гедимина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Zloty altarik» («Золотой алтарик»).

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мене избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Молитва, ежедневно читаемая в часовне перед иконой Остробрамской Божьей Матери, в переводе с польского языка:

Владычице моя, Пресвятая Богородица, благости Твоей и под покров милосердия Твоего ныне, каждодневно и в час кончины моей, душу мою и тело посвящаю ,все надежды и утешения, все страдания и невзгоды,жизнь и смертный час мой Тебе предаю,чтобы Твоим предстательством все мои поступки были совершаемы и направляемы согласно Твоей и Сына Твоего воле. Аминь

Примечания

    ^ Narbutt T. Dzieje starozitne narodu Litewskiego. ? Wilno, 1839 ^ [Kojalowicz W. Miscellanea rerum ad statum Ecclesiasticum in Magno Lilhuaniae Dukati pertinentum. ? Wilno, 1650 ] ^ Dr. Skrudlik M. Historja obrazu I kultu najswietszej Maryi Panny Ostrjbramskiej. ? Wilno, 1927 ^ Iurginis I. Ausros vartai. ? Wilno, 1960 ^ [Maria Kalamajska-Saeed. Ostra Brama w Wilne. ? Warszawa, 1990 ] ^ [Korsak. Korona nie juz z dwunastu gwiazd swietych… (Suprasl). ]

Источники: http://biserom.sells.com.ua/znachenie-ikonyi-ostrobramskaya/n4, http://www.ikona2.info/molitva40.php, http://www.hram-feodosy.kiev.ua/icons_bogor_ostobr_a.htm, http://www.yantar.kiev.ua/page/molitva-u-ikoni-bogomateri-ostrobramskaya, http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
молитва иконе остробрамская