int(2949) Остробрамская икона | Остробрамская | Tsurganov.info






Остробрамская икона


Икона Божией Матери Остробрамская

Довольно редкая икона в продаже, но очень сильная. Защищает дом от злых людей. Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Молитва Матери Божией Остробрамской

О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь.

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Ausros Vartu Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" — "ворота"). Это исключительно красивая и богато украшенная икона.

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока наконец не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы - явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсона (Корсуня). Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в. повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало православным церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения. находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми». В книге Тихомирова «Жизнь Пресвятой Богородицы и о святых иконах ее» говорится: «…князь Ольгерд (Андрей), привезши св. икону в г. Вильну, передал ее своей супруге Марии, которая и имела сию святыню у себя, а вторая супруга Великого князя Андрея (Ольгерда) Гедиминовича Иулиания, принявшая св. икону по преемству своего положения во дворце, посвятила св. икону Святотроицкой церкви и обители, которую особенно чтила». (1884 г. 2:44). А.Муравьев в «Русской Вильне» выдвигает три версии появления в столице иконы: трофей князя Ольгерда из похода его в Крым, дар Византийского императора Палеолога Ольгерду по случаю его крещения и чудотворное ее явление на Острых вратах в 1431 году. Автор не отрицает факта, что икона почитаема с XIV века.

Благовещенская икона, по утверждению так же исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. С передачей Свято-Троицкого монастыря униатам к ним перешла и Остробрамская икона. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью монахов-кармелитов.

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому просил, чтобы отыскали св. икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов… Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора Спасителя.

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат.

К 1671 году относится и первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702г.

Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия XII было объявлено о принадлежности иконы католикам.

Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице. При костеле состояло Иосифское братство, члены которого должны были: 1) Часто молиться друг за друга как за работников одного общего дела; 2) Всячески помогать друг другу; 3) Иметь у себя образок Остробрамской Богородицы; 4) Исповедоваться и причащаться непременно ежемесячно.

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная/ Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии.

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом а польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений ): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почетный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

В июле 1927 г. под проливным дождём на кафедральной площади столицы состоялась торжественная коронация образа Пресвятой Девы Марии. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.

Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари - по всему миру.

Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду.

Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери.

У иконы Богоматери Остробрамская молятся о даровании Божьего покровительства, молятся о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью; от нежданных, нежелательных посетителей.

Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Эту икону хорошо иметь дома, молитва у этого святого изображения успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней возносят молитвы о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам - младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.


Икона Божьей Матери Остробрамская: история происхождения

На просторах постсоветского пространства широкую известность приобрела икона Божьей Матери Остробрамская. Ее можно встретить в храмах Литвы, России, Молдовы, Польши и Украины. Причем поклоняются данному лику как католики, так и представители православного вероисповедания.

Икона Божьей Матери Остробрамская: историческая справка

С давних пор этот лик причислен к чудотворным. Считается, что если долго и верно молиться Божьей Матери, можно избавиться от множества проблем и предотвратить неприятности в семье. Первые упоминания о явлении лика датируются 1431 годом. Согласно преданиям, икона «Остробрамская Божья Матерь» названа по месту своего создания. Историки говорят, что 27 апреля на главных вратах (именуемых «острыми брамами»), ведущих в город Вильну, неведомо откуда возник лик, который впоследствии отображался на полотнах иконописцев. Уникальность такого изображения лика Божьей Матери заключается в отсутствии у нее на руках младенца. Действительно, это единственная в своем роде икона, на котором святая Мать отражена без дитя. Существует и другая трактовка происхождения полотна. Некоторые утверждают, что оно было создано в Древней Греции специально для Ольгерда в честь принятия последним христианской веры.

Икона Божьей Матери Остробрамская: чудотворный лик

Это одно из самых богатых и ярких обрамлений божественной картины. Тело Богоматери покрыто платьем, вышитым серебряными и золотыми нитками. Фигура скрывается за полами тяжелой добротной ткани, можно разглядеть лишь лицо и кисти рук, скрещенные на коленях. Остробрамская икона Божьей Матери олицетворяет всю чистоту и целомудрие, которое должно быть в женщине в течение всей жизни. Можно сказать, что полотно является идеалом женственности. Некоторые ученые предполагают, что на иконе запечатлен момент встречи архангела Гавриила с Девой Марией. Отсутствие соответствующего персонажа объясняется утратой части изображения спустя время.


Головна > Икона Божьей Матери "Остробрамская"

Икона Божьей Матери "Остробрамская"

День празднования: 8января/26декабря(по старому стилю).

Перед чудотворной иконой "Остробрамская" молятся Пресвятой Богородице о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям. Эту икону хорошо иметь дома и молится ей она успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Эту икону хорошо дарить крестникам младенцам чтобы матери их молились о покое и радости в их душах. Перед ней молятся от нежелательных гостей.

На Остробрамской иконе Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди. У Пресвятой Богородицы на голове двухъярусная корона, а нимб окружен острыми лучами сияния со звездами. Фигуру Пресвятой Девы закрывает полностью золоченая риза, оставляя открытыми только лик и руки. Жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38).

Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления.

Остробрамская икона Богородицы - благовещенская. Пречистая Дева изображена в тот момент, когда архангел Гавриил сообщает Ей об уготованной Ей участи.

Чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.

В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.

После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г. когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.

В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Икона одинаково почитается и православными, и католиками


Нежеланному гостю от ворот поворот. Икона Божией Матери Остробрамская

У кого из нас в жизни не бывает недругов или людей, с которыми хотелось бы встречаться как можно реже? Визит такого гостя в дом- событие не из приятных. Но не вывесишь же у входной двери список персон «нон грата»-не желанных гостей. В этом нет необходимости, считают Православные верующие, если ваш дом или квартиру оберегает образ Божией Матери «ОСТРОБРАМСКАЯ».

За этим образом издавна примечена способность отводить от порога нежелательных гостей.

Первое летописное упоминание об иконе относится к 1363 году, когда великим князем Литовским Ольгердом Гедими Новичем был завоеван город Херсонес. Среди захваченных богатств была вывезена икона Богоматери, которую великий князь передал своей супруге Иулиании. Княгиня поместила образ Божией Матери в новосооруженый монастырь Святой Троицы. В конце пятнадцатого века вокруг Вильнюса возвели каменную стену, над главными воротами которой построили часовню. В нее и перенесли чудотворную икону. Икона называется «ОСТРОБРАМСКАЯ» от польского слова «брама»- ворота. Как указывают историки, долгие десятилетия икона чудесным образом защищала столицу литовского княжества от разрушения и разорительных набегов. Икону Божией Матери «ОСТРОБРАМСКАЯ» хорошо иметь дома. Ее обычно размещают в коридоре у входной двери. Молятся перед образом пресвятой Богородицы «ОСТРОБРАМСКАЯ» еще за людей страдающих душевными болезнями, и людях склонных к депрессиям.

Молитва Пресвятой Богородицы

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, Спаси нас!


Остробрамская икона

Остробрамская икона Божией Матери

(Виленская Остробрамская икона).

Остробрамская икона Божией Матери. Галерея икон.

Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»).

В 1596 году монастырь перешёл в руки униатов, а затем католиков. Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Древняя чудотворная икона почитается и православными, и католиками.

Не следует путать Виленскую Остробрамскую икону с Виленской иконой Божией Матери.

День празднования: 8 января (26 декабря по старому стилю).

Еще об Остробрамской иконе

Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки.

Остробрамская икона Божией Матери. Галерея икон.

Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения.

Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.

Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.


Источники: http://www.dvipa.ru/book/export/html/1680, http://fb.ru/article/114641/ikona-bojey-materi-ostrobramskaya-istoriya-proishojdeniya, http://bogoroditsa.org.ua/page.php?id=192, http://hramperekop.org.ua/article/Nejelannomu-gostyu-ot-vorot-povorot-Ikona-Bojiei-Materi-Ostrobramskaya, http://www.vidania.ru/icony/icon_ostrobramskaya.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
Остробрамская икона