int(2233) православные иконы богородицы | Православные | Tsurganov.info




православные иконы богородицы


Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.

Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: ". царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение, известное под названием Спас Нерукотворный. На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий. монах Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства. В истории русской иконописи много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя святого преподобного Андрея Рублева. Выдающимися иконописцами были также Феофан Грек. Дионисий. Даниил Черный .

Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.

Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.

Финифть - на иконных окладах и других изделиях декоративного искусства: металлические детали, украшенные эмалью. Финифтью называются и небольшого размера образки - иконки овальной и прямоугольной формы, написанные эмалевыми красками. Центром изготовления финифти с XVII до начала XX века был Ростов Великий.

Спас Нерукотворный – икона с изображением Иисуса Христа, оставленным Им Самим на полотенце, которое Он некогда приложил к Своему лицу (см. Иконопись ).

"Благодатное небо" – чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Дева изображена стоящей на небе, в сиянии, со скипетром и в короне (празднование – 19 марта и в Неделю всех святых ).

Боголюбская икона Божией Матери – первая русская икона, чудотворная, написана в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в 1155 году (празднование 1 июля).

"Взыскание погибших" - чудотворная икона Божией Матери. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон с таким названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути сильнейшей метелью. Лошади выбились из сил и остановились у непреодолимого оврага. Отчаявшись добраться до жилья и замерзая, Обухов стал засыпать в санях. В последние мгновения жизни он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи, и Она услышала: в соседнем селении крестьянину почудился под окном чей-то голос: "Возьмите". Он встревожился: вышел, начал искать и обнаружил неподалеку от околицы замерзающего Обухова. Выздоровев, спасенный в благодарность заказал икону, которая под названием "Взыскание погибших" прославилась впоследствии многими чудесами. Празднование 18 февраля.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в XII веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбово, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских булгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь. а 8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Празднество 6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению - событие это вошло в историю под названием "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом. 3 июня установлено празднество в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

"Воспитание" - икона Божией Матери, на ней Она изображается с Младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Её. Список с сей иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, находится в Казанском Московском соборе. Перед этой иконой Пресвятую Богородицу просят о помощи в воспитании детей. Празднование иконе - 18 марта.

"Всех скорбящих радость" – чудотворная икона Божией Матери, впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. На иконе Богородица изображается во весь рост, окруженная бедствующими людьми: нищими, обидимыми, больными. Празднование 6 ноября.

"Державная" икона Божией Матери – явила себя русскому народу 15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства - скипетром и державой - в руках. По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 15 марта.

Донская икона Божией Матери – чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые – в битве на Куликовом поле, когда ее носили среди воинов, и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Феодор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким. в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне. Празднование иконе совершается 1 сентября.

"Живоносный источник" - чудотворная икона Божией Матери, явившаяся людям близ источника, находившегося в роще, неподалеку от города Константинополя. Так Сама Богородица указала источник, творивший чудеса исцелений. Над источником был построен храм. Празднование в пятницу Светлой (пасхальной) седмицы.

Знамения Божией Матери икона – представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом в круге. Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название было дано Новгородской иконе. После выноса ее на городскую стену войска Андрея Боголюбского. осаждавшие город в 1170 году, обратились в бегство. Празднование этой иконе, как и всем иконам Знамения Божией Матери, 10 декабря. Курская икона Знамения Божией Матери была обретена в 1295 году на берегу реки Тускары, близ того места, где находился Курск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Феодоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Коренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Курской-Коренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября и в девятую пятницу по Пасхе.

Иверская икона Божией Матери – величайшая святыня Афона. В IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Тогда в тех краях распространилось иконоборчество. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов ударил икону копьем. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени. Потом он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в "столпе огненном" на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится и доныне. Точный список с иконы был привезен в 1648 году в Москву и помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. Празднование – 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.

Иерусалимская икона Божией Матери – по преданию, написана в Гефсимании евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Иисуса Христа. Празднование 25 октября.

Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Икона была найдена и отнесена в ближайший храм. От нее стали совершаться чудеса. Подробное сказание о них было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Гермогеном. В 1612 году икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Казанская икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны. Празднование 21 июля и 4 ноября.

"Млекопитательница" - икона Божией Матери, на которой Она изображается кормящей грудью Младенца Христа. Икона эта находится на Афоне. при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев. Празднование иконе - 25 января.

"Неопалимая купина" – в Ветхом Завете горящий и несгорающий куст, в котором Бог Отец явился Моисею. В христианских церковных песнопениях это Богородица, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Существует икона с таким названием, празднование – 17 сентября.

"Нечаянная радость" – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 14 мая и 22 декабря.

"Одигитрия" (греч. – путеводительница) – икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская. Тихвинская. Иверская. Иерусалимская. Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

"Оранта" (лат. - молящаяся) - икона Богоматери. Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.

"Отрада" ("Утешение") – чудотворная икона, находящаяся на Афоне. Празднование 3 февраля.

"Помощница в родах" - икона Божией Матери, на ней Пресвятая Богородица изображена воздевающей руки к Небу, с младенцем при персях, как на иконе "Знамение". Перед этой иконой молятся о благополучных родах. Празднование иконе - 8 января.

Почаевская икона Божией Матери - чудотворная икона Божией Матери, которая находится в Свято-Успенском Почаевском монастыре. В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Празднование Почаевской иконе совершается 5 августа, 21 сентября и в пятницу на Светлой седмице.

"Призри на смирение" - икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.

Пюхтицкая икона Божией Матери - чудотворная икона, найденная в XVI веке на горе Пюхтице, на месте явления Богородицы. Чудеса совершаются и от источника, возле которого она была найдена. В 1891 году там был выстроен Пюхтицкий Успенский монастырь. Празднование иконе 28 августа.

"Скоропослушница" – чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне. где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп, и вновь прозрел только после покаяния. Празднование 22 ноября.

Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская (см. "Одигитрия" ).

"Спорительница хлебов" - икона Божией Матери, написана по благословению старца Оптиной пустыни преп. Амвросия. пламеневшего детской верою к Божией Матери. Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель. На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи. Старец Амвросий указывал этим празднованием, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!" От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи. Празднование 28 октября.

"Споручница грешных" – чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме Святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе. Празднование 20 марта и 11 июня.

Тихвинская икона Божией Матери – чудотворная икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона была перенесена в Иерусалим, потом - в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 году, когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Празднование 9 июля.

Толгская икона Божией Матери – чудотворная икона, явившаяся в 1314 году Ростовскому святителю Прохору. Празднование 21 августа.

"Троеручица" – чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название "Троеручицы". В настоящее время находится на Афоне. Празднование 11 июля, 25 июля.

"Умиление" Псково-Печерская – чудотворная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями. Принесена в Псково-Печерскую обитель около 1521 года. Празднование 3 июня, 6 августа, 8 сентября, 20 октября.

"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.

"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите. " Празднование 7 февраля.

Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой. В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата. Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В 326 году святая царица Елена. получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.


Иконы Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, Ангелов и Святых

PravIcon.com - сайт, на котором собраны 24643 изображений икон Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов и православных святых. Все изображения удобно рассортированы по разделам, поэтому не составляет труда с легкостью найти нужные Вам изображения икон. Скачать фотографии икон с этого сайта можно совершенно бесплатно, также Вы можете пополнить коллекцию этого сайта своими уникальными изображениями икон.

Быстрый поиск икон и святых!

Скоро празднуем Богородичные иконы *

Ближайшие дни памяти святых *


Православная иконография Богородицы

По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле,

«была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна,

в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра,

не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства.

Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды,

но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное,

или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений,

или предначертывая новыя.

Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.

Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V век), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву особыми похвалами. «Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все святые видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицей Марией. Человек! Пройди умом твоим все творения и смотри – может ли что сравниться или превзойти Пресвятую Деву Богородицу?

Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях?

Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славу Божию, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, но трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Его; воды не вынесли Его голоса (при укрощении бури на озере); солнце, не стерпев поругания Творца, затмилось; ад от страха изрыгнул мертвецов; заклепы адовы от одного взора Его сокрушились, - исчисли, человек, все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла во утробу Свою».

Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб. в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.

Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:
  • это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
  • символ Святой Троицы.
Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери - около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы.Всего же ее икон насчитывается около 860. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии.

Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы :

  1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
  2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
  3. «Умиление" («Елеуса»)
  4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
  5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)

Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.

27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.

Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!

Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

В нашем храме представлены следующие иконы типа «Путеводительница»:

Из икон этого типа наиболее известны Казанская, Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др.

3. «Умиление»(«Елеуса»)

На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар. Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах. идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан.

В нашем храме представлены следующие иконы типа «Умиление»:

4. «Всемилостивая" («Панахранта», «Всецарица»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны — «Державная» и «Всецарица».

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Источник: диск «Святые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)/

Славимые имена Пречистой Девы

Мать Святой Руси, Посредница спасения, Одигитрия-Путеводительница, Предстательница, Мать святого Православия, Новая Ева, Непорочное начало, Матерь-Заступница, Матерь спасения, сходящая свыше, Владычица небесного Царьграда, Царица неба и земли, Державная, Царица мира, Мать наша и Госпожа, Матерь новой жизни, Мария Победа, Ходатаица, Соискупительница, Распределительница благодатных милостей и даров, Первоигумения, Первосвященница Мельхиседекова, Гора несекомая, Башня Давидова, Живая Книга жизни, Мистическая Роза, Неувядаемый Цвет, Садовница Райского сада, Царица вышнего Иерусалима, Мария - Ковчег спасения последних времен, Мать Евангелия любви, Наставница апостолов и учителей, Укрепление мучеников, Победоносная в брани, Живая Церковь, Купина Неопалимая, Огнезрачный Престол Божества, Скиния последних дней, Жена Облеченная в Солнце, Невеста Агнца. "


икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).


Значение и описание икон Часть 1

Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Эта икона нужна для лечения Алкоголизма. Используют эту икону один раз, то

есть для одного больного, затем, после 40 отчиток ее завязывают в новый

белый платок и кладут в вещи того, кого лечили от алкоголизма. Нельзя, что

бы кто-нибудь из посторонних видел эту икону, иначе больной опять может

запить.

Значение и описание икон Часть 1

Икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)


Источники: http://www.homutovo.ru/vocabulary/v_tem_icona__t.html, http://pravicon.com/, http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconograf_bogor.htm, http://weblistok.com/public210, http://www.xn--80adanmc8ayf0a.in.ua/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/38-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
православные иконы богородицы