int(940) дом русской иконы | Русские | Tsurganov.info




дом русской иконы


Иконы — хранительницы земли Русской

Дом ИКОНЫ

Сразу же после православного Рождества, 8?января, группа, занимающаяся биоэнергетикой, а также все желающие, собираются посетить музей «Дом иконы на Спиридоновке». Это необычный музей. Это не галерея и не просто частный музей, а универсальный культурно-просветительный центр. Дом иконы расположился в центре Москвы, в симпатичном особняке. Для посетителей открыты пять залов, собрание которых насчитывает более двух с половиной тысяч произведений. Обстановка располагает к созерцанию и глубокому погружению.


Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись - своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью. И, хотя в настоящее время издается масса специальной литературы, думается, что неподготовленным зрителям расшифровать закодированный смысл иконы будет весьма затруднительно. Чтобы немного восполнить этот пробел наших слушателей, мы решили поместить этот материал. Надеемся, это будет познавательно.

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, то есть строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография - это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов. Иконографический канон - это критерий истинности изображения и соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания». С помощью канона закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий - небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью. Основные персонажи религиозной живописи - это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие.

И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?

Первоисточники были, такие иконы называют «первоявленными». Каждая «первоявленная икона» - результат религиозного озарения и видений. Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще, без мистики – «первоявленные» иконы - это великие произведения неизвестных средневековых гениев, действительно достойные подражания.

Благодаря канону возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Смысл иконы состоит в том, чтобы помочь молящемуся пробудить духовные чувства с помощью живописных средств. С первого взгляда на икону верующий должен легко узнавать ее содержание. Когда сюжет понят и мысли остановлены, можно приступать к следующей задаче – пробуждению духовной энергии. Святые отцы называли этот процесс соединением ума с сердцем.

Канон был обязателен даже в мелочах. Лексикон иконописцев традиционно хранит названия встречающихся в иконах бород по цвету: черные, русые и седые. По форме: широкие, круглые, «с косичками», кудреватые, длинные, свешивающиеся с ушей, раздвоенные. Это - характерные формы бород Спаса, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Николая, Сергия и других.

Талант - вещь штучная, а потребность в иконах была велика. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на то способности - от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все иконописцы обладали духовным зрением (проще говоря, талантом). Вот им-то в первую очередь и нужен был канон для копирования чужих произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил П.Флоренский, «в канонических формах дышится легко. Для мастера канон не оковы, а скорее рыцарские доспехи». Но и в рамках строгого канона допустимы некоторые вариации. Видение иконописца - это ? трактовка канонического изображения на основе собственного духовного опыта (читай - таланта).

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Образ Богоматери всегда был в большой мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени. Церковный историк Никифор Ксанфопул (Каллист) в начале XIV столетия наиболее полно и скрупулезно собрал их воедино: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные: нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные».

Несмотря на огромное разнообразие «личных» имен, которые носят иконы Богоматери, существует только 3 основных канонических изображения, в рамках которых возможны некоторые вариации: Богоматерь Оранта («Молительница», «Молящаяся»), Богоматерь Одигитрия («Путеводительница») и Богоматерь Елеус ( «Умиление»).

Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием «Оранта» .

Богоматерь изображается с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности:Богоматерь?Знамение?(«Воплощение») - поясное? изображение Богородицы и Богоматерь Великая Панагия («Всесвятая») - изображениев полный рост. На груди Богоматери в «круге славы» Христос. Чаще всего изображалась на настенных фресках или в технике мозаики.

К иконографическому типу Оранты восходит икона «Неупиваемая чаша». Богородица изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, младенец Христос - стоящим в чаше. По преданию тульскому крестьянину Стефану, одержимому страстью пьянства, во сне явился старец и повелел для получения исцеления идти в Серпуховский монастырь к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». После совершения перед ней молебна крестьянин возвратился домой здоровым и свободным от своего недуга. Чаша с благословляющим младенцем - это чаша причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные человечеству искупительным подвигом Христа

Богоматерь Елеус («Умиление»)

– поясное изображение Богородицы с прильнувшим к ее щеке Христом.

Икона типа «Умиление» представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери.

Богоматерь Одигитрия («Путеводительница»). Это самый распространенный тип изображения Богородицы.

Богоматерь с Христом изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны такие иконы типа Одигитрия как Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

«Покров Богородицы».

Икона посвящена одному из широко почитаемых в русской православной церкви празднику Покрова Богоматери. Согласно преданию, в 910 году, во время вторжения сарацин (мусульман) в пределы Греческой империи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме г. Константинополя, во время всенощного воскресного пения видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом пророками, Апостолами и Ангелами. Богородица молилась о грешном мире и покрывала христиан честным своим омофором (покровом). Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова.

Может быть, самой замечательной из православных икон типа Одигитрия является икона со странным для нас названием «Троеручица». Мало кто знает, что по преданию первая такая икона была написана самим евангелистом Лукой, лично знавшим св. Марию, поэтому именно эта икона подлинно передает облик Богородицы. Приглядевшись к изображению Богородицы, многие с удивлением замечают на нем три руки. Откуда пошел такой необычный канон?

История этой иконы связана с именем Иоанна Дамаскина (Иоанн из Дамаска ок.675-ок.753)?– христианский святой, почитаемый в православной и католической церкви, богослов, философ и гимнограф. Носил наследственное прозвище Мансура («победительный »).Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом?III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. В результате чего Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы. Отсюда ее странное название «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О?тебе радуется».

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие.

Другим, наиболее часто встречающимся образом, является «Спас на престоле» или «Спас в силах». Царь царей и грозный Судья - таким изображается Христос на иконах этого типа. Иконография «Спаса в силах», сложившаяся в византийской традиции к XII-XIII вв. на Руси оформляется к XV в. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Икона «Спас в силах» показывает Иисуса Христа во всей полноте его силы и славы, как владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким он явится в конце времен. Икона непосредственно связана с темой Страшного Суда и грядущего преображения вселенной. Царствующий над миром Христос предстает как грозный судья.

Икона под названием «Спас Нерукотворный» - одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце-убрусе. Из предания известно, как Эдесский царь Авгарь послал своего художника Анания написать портрет Иисуса Христа. Все усилия художника были тщетными, поскольку он по существу пытался изобразить дух Христа обычными живописными средствами. Господь, видя его мучения, приложил плат к своему лику, и он отобразился на нем чудным образом. Так была создана нерукотворно первая икона. «Спас Нерукотворный» в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы.

Икона «Святой Николай Угодник»

. Святитель Николай жил в IV столетии и был архиепископом в Малой Азии, в городе Миры Ликийские (расположен в провинции Анталия в Турции). ?? Постепенно ? слава его возрастала ? не только в пределах Восточной, но и Западной Церкви. К X веку чествование Николая Чудотворца ? окончательно оформилось. Имя его было занесено в церковный календарь, а написанное в его честь торжественное богослужение поставило святителя в один ряд с самыми чтимыми отцами ? Церкви. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. По одной из легенд, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками. В европейском фольклоре прототип Санта Клауса.

Происхождение иконописного образа святителя Николая близко ко времени к его земной жизни. ? Иконографическое изображение Николая, архиепископа Мир Ликийских, ? начало складываться уже в V веке, когда народное ? предание еще хранило его внешний ? облик. Подлинные черты святителя Николая ? и были положены ? в основу иконографии. Чаще всего святителя Николая изображают с закрытой или раскрытой книгой в левой руке. Правая рука поднята в благословляющем жесте.

Интерес представляет разновидность иконы «Святой Николай Угодник» - «Никола Можайский», изображающая святого угодника с макетом храма или города в левой руке. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

Изначально святой Николай был погребён в церкви в городе Демре на территории современной Турции. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св.Николая в городе Бари (Италия). Часть мощей святителя Николая хранится в Венеции, на о. Лидо. Частицы мощей хранятся в археологическом музее города Анталии. Профессором Л.Мартино, анатомом из университета г.Бари в 1953 году по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г.Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки главы и многочисленные замеры, послужившие в наше время для британского антрополога К.Вилкинсон и ее коллег из Манчестерского университета основанием для воссоздания реального облика святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека. В 1992 году профессор Л.Мартино получил разрешение провести экспертизу венецианских частиц мощей святого Николая. Им было установлено, что в Венеции хранится часть мощей, которых не хватает в Бари.

«Георгий Победоносец».

Георгий – христианский святой, великомученик, живший в IV веке во времена гонений на христиан. Он был воином, отличаясь в ратных делах умом и храбростью. А приняв христианство, проявил себя мужественным исповедником веры. За отказ отречься от Христа подвергся пыткам и принял мученическую смерть, был обезглавлен. Святого Георгия изображают на белом коне, поражающем копьем страшного змия. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна?– церковь, змей – язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».

«Иоамнн Крестимтель»

. «Иоамнн Предтемча» «Иоанн Креститель Ангел Пустыни» (иврит - «совершающий ритуальное очищение водой»). Жил в 6-2 гг. до н.э.- ок. 30 г.)?. Согласно Евангелиям, Иоанн - ближайший предшественник Иисуса Христа, Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учеными.

В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет (то есть 32?-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом, символизирующим постоянное пребывание в труде и усмирение плотских страстей».

Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы, пожилой бесплодной пары. Как повествует Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой. После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить ее и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, еще будучи в утробе. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса, его родственника. Отец Иоанна все еще оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Бог смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно: Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. Евангелие упоминает о последующем детстве Иоанна вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю». По священному преданию к моменту начала проповеди Иоанну было 30 лет, ?символический возраст полного совершеннолетия, когда можно было приступать к службе. В пустыне Иоанн вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и акридами (вид саранчи). Он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов по всей Иордании. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством, требовал восстановления патриархальных норм социальной этики. К Иоанну, находившемуся у реки Иордан, пришел и Иисус с целью принять крещение. Во время крещения «отверзлось небо, и дух святый нисшел на него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: ты сын мой возлюбленный; в тебе мое благоволение!». Около 30 года н.?э. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал ирода в том, что тот отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай.

Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Дочь Иродиады Саломея плясала на пиру в день рождения Ирода и угодила ему. В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую ее просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение ее брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы не захотел отказать ей». ? В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсек ему голову и, принеся ее на блюде, отдал Саломее, а та «отдала ее матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются десница, правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения (г.Цетинье, Черногория) и голова (г.Рим).


Иконы

Одним из основных отделов Аукционного дома «Золотое Сечение» является отдел «ИКОНЫ». Мы профессионально занимаемся коллекционированием, реставрацией, покупкой, продажей, каталогизацией и популяризацией данного вида искусства в Украине.

Весной 2009 года Аукционный дом «Золотое Сечение» провел в Киевском музее русского искусства выставку «РУССКАЯ ИКОНА XVII – НАЧАЛА ХХ ВВ.», где было представлено около 150 произведений русской иконописи, впервые выставленных на показ широкой публике. Экспозиция была составлена из личных украинских собраний. Специально для этой выставки был издан фундаментальный каталог, куда вошло 114 лучших икон из частных коллекций, представленных на выставке. Выставка получила очень хорошие отклики в прессе и среди почитателей данного вида искусства.

В 2014 году «Золотым Сечением» издан альбом-каталог «ЧИСТОТА ДУШЕВНАЯ», куда вошло 210 икон XVI-XX веков из частных собраний. Работа над данным альбомом велась около двух лет, и результат превзошел все ожидания. На данный момент в Украине это первый подобный, масштабный альбом икон из частных коллекций. Жемчужины русской иконописи, доселе нигде непоказанные и неопубликованные можно увидеть в данной книге. Здесь широко представлено разнообразие лучших иконописных центров России с XVI по XX вв.

Аукционный дом «Золотое Сечение» предлагает услуги по формированию частных и корпоративных коллекций русской иконы. У нас всегда самый широкий выбор данного вида сакрального искусства. Также наши специалисты по русской иконе окажут помощь в оценке и продаже ваших предметов искусства.


Образовательные услуги:

Сотрудники музея "Дом Иконы" проводят занятия для учеников воскресных школ, специализированные интерактивные экскурсии для школьников, разработан практический курс освоения техники прорисей. По вторникам и субботам специалисты музея читают лекции по истории христианского искусства разных периодов

Поблизости имеются:

гостиницы и места группового питания

Туристические маршруты:

Местные достопримечательности:

Палаты Гранатного двора XVII в. (Гранатный двор у Никитских ворот в Москве, основанный в XVI в. предназначался для изготовления разрывных артиллерийских снарядов)

Мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого (в начале XX в. часть усадьбы Рябушинских; образец архитектуры раннего модерна (архитектор Ф.О. Шехтель))

Музей-квартира А.М. Горького (в начале XX в. особняк банкира, коллекционера С.П. Рябушинского; известный памятник московского модерна 1900-1902 гг. (архитектор Ф.О. Шехтель)); с 1931 по 1936 гг. квартира А.М. Горького)

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот ("Большое Вознесение"). Деревянная церковь впервые упоминается в 1619 г. впоследствии заменена каменной. Ныне существующий храм построен в 1798-1848 гг. был приходом московской интеллигенции. В1831 г. здесь венчался А.С. Пушкин с Н.Н. Гончаровой, в 1863 г. отпевали М.С. Щепкина, в 1928 г. - М.Н. Ермолову, в 1925 г. свою последнюю службу за два дня до смерти совершил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин)


Московская иконописная мастерская "Фавор" уже более 20 лет трудится в области иконописания, фрески, резьбы по дереву, и других видах церковного искусства.

Все работы в нашей мастерской выполняются по традиционному иконописному канону, опираясь на древнерусскую, византийскую, сербскую школы иконописи.

В настоящее время работы (иконостасы, фреска. резьба) мастерской находятся в России, Австралии, Германии, Франции, Голландии, США, Финляндии, и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Наши мастера Вершинин Сергей, Красиков Максим, Чубаков Артемий, Паромов Алексей, резчик Владимир Быков.


Частный музей русской иконы

Содержание

Музей русской иконы

Музей русской иконы  — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открыт в мае 2006 года в Москве в одном из залов бизнес-центра «Верейская плаза». В настоящее время музей находится в центре Москвы на Гончарной улице. Музей некоммерческий и предназначен для широкой публики. Собрание насчитывает более 4000 единиц хранения.

О музее

Реконструкция принадлежащего музею особняка в центре Москвы, на Гончарной улице закончилась в 2010 году, новое здание музея было торжественно открыто 25 января 2011 года. Музей расширился не только экспозиционными залами, но и помещениями для хранения памятников, их научного изучения, каталогизации, реставрации, технико-технологического исследования, что обуславливает создание специальной реставрационной мастерской и научно-каталогизационных отделов. Планируется организация мастерских для творческой деятельности (иконописного класса, детских художественных студий и т. д.).

Основатель музея


Источники: http://www.astroclass.ru/publication/bioen/155-2010-05-20-12-04-46, http://gs-art.com/departments/icons/, http://www.museum.ru/M3207, http://www.icon-favor.ru/?page=1170, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%F1%F2%ED%FB%E9_%EC%F3%E7%E5%E9_%F0%F3%F1%F1%EA%EE%E9_%E8%EA%EE%ED%FB
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
дом русской иконы