int(1454) энциклопедия русской иконы | Русские | Tsurganov.info




энциклопедия русской иконы


Слово о русской иконе

Вышла в свет первая энциклопедия русской иконы …

На завершившейся во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла презентация уникального издания «Русская икона и религиозная живопись», которое было подготовлено Институтом русской цивилизации в рамках реализации проекта «Большая энциклопедия русского народа». Публикуем рассказ В.Н.Осипова об этой энциклопедии.

Вышли в свет два новых тома русской энциклопедии «Святая Русь» под редакцией известного ученого-патриота Олега Анатольевича Платонова - «Русская икона и религиозная живопись» (каждый том примерно по 870 страниц). Это уникальное издание. На мой взгляд, ему нет равных. В двухтомнике содержится более 1000 статей и свыше 3000 великолепных цветных иллюстраций лучших русских икон и произведений религиозной живописи с древнейших времен до начала нашего 21 века. В аннотации к энциклопедии говорится: «Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Богу. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его направлением, отражающим духовное величие русской цивилизации».

В энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись» собраны сведения обо всех значительных русских иконописцах, иконах, фресках, картинах на религиозную тему, отражены вопросы богословия, истории и техники иконы. Главное внимание уделено изучению иконографии Иисуса Христа, чудотворных икон Божией Матери и русских святых. Даны сведения и о старообрядческих иконах и иконописцах, о некоторых знаковых фигурах данного направления.

Большая Энциклопедия русского народа «Святая Русь» (таково ее полное название) издается по благословению выдающегося подвижника Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Хочу особо отметить подвиг исследователя О.А.Платонова. Помнится, в разгар перестройки группа лиц объявила об издании Русской Энциклопедии. На фоне здания ЦДЛ была сделана даже памятная фотография 30-40 человек по случаю начала большого дела. Но дело не состоялось, ушло в песок. Как канули в Лету и многие общества и партии того времени, иные даже проводили свои учредительные съезды в Колонном зале или в кинотеатре «Россия».

А вот Платонов взялся за гуж тихо, бесшумно, без банкетов и фотографий. И делает практически 20 лет свое историческое дело, выпуская энциклопедию том за томом, да еще издавая «попутно» многочисленные труды русских почвенников.

И еще хочу отметить отсутствие номенклатурной окраски в энциклопедии «Святая Русь». Платонов - убежденный монархист, как это и положено быть православному, фундаменталист в лучшем смысле этого слова, стойкий противник масонства, экуменизма, модернизма и прочих ересей. Ведь у нас в последние годы иные отцы стали стесняться предупреждать об антихристе и антихристовой глобализации (в последней находят даже «позитивные» элементы ), забывают, что не только лютеране и баптисты, но приверженцы папы римского - еретики. Платонов и его авторы (В.Гусакова, А.Стрижев, С.Перевезенцев, А.Любомудров. ) не стесняются говорить правду, стоять за каноническую чистоту Православия.

Упомяну также еще две последних книги Платонова: «Россия и мировое зло. Труды по истории тайных обществ и подрывной деятельности сионизма». (Москва, Алгоритм, 2011) и «Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ» (Москва, Алгоритм,2011).

В энциклопедии, по-видимому, отмечены все русские иконы. Хотелось бы напомнить о тех, которые, быть может, не всем известны. Например, в 1914 г. в самом начале Отечественной войны с Германией и Австро-Венгрией, Божия Матерь явилась под Августовом в 11 час. ночи обозу 2-го разряда бригады лейб-гвардии Кирасирского Его и Ее Императорского Величества полка. Явление Богоматери русскому воинству продолжалось полчаса. И вскоре было успешное сражение под Августовом. По распоряжению Государя Николая Второго листовки с изображением «Агустова явления» были отпечатаны большим тиражом. Митрополит Макарий Московский (Невский), один из немногих, кто впоследствии останется верен Помазаннику, благословил написание Августовской иконы Божией Матери.

Другую икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на Вы» освятил сам Иоанн Кронштадтский, а позднее он благословил купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого и предрек, что он будет молиться перед этой иконой «Спасительницей России» за всю Русскую землю 1000 дней. В годы Великой Отечественной войны старец выполнил наказ о.Иоанна. Он повторил подвиг св.Серафима Саровского. Наряду с Державной иконой образ «Аз есмь с вами, и никто же на вы» считается Покровительницей современной России и Спасительницей Русской земли. Не будем об этом забывать.

В свое время святитель Григорий Великий (6 - нач. 7 в.) сказал: «Иконы выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах». В этой связи в России имел большое значение жанр житийных икон. Как пишет один из авторов энциклопедии. «в России житийный жанр был особенно любим и потому получил самое широкое распространение по сравнению с другими православными странами. Это позволяет рассматривать житийную икону как исключительное явление русской национальной культуры, сочетающее в себе слово и образ».

Двухтомник «Русская икона и религиозная живопись» посвящен, конечно, иконам, иконописцам, художникам. Но поскольку персонажи этих шедевров искусства посвящены большей частью святым и особенно русским святым, то в издании нашлось место и для самого сжатого изложения житий наших подвижников. Трудно оторваться и от этой части текстов. Монах, архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский ( 1896-1966 ) - «один из самых ярчайших носителей духовных ценностей и идеалов Св. Руси. В Шанхае епископ Иоанн вел жизнь сурового аскета, лишал себя сна и нищи, носил зиму и лето сандалии без чулок, его ряса была похожа больше на одежду нищего». И при этом владыка вел кипучую деятельность, создал, в частности, приют для бездомных детей, где было более 3-х тысяч младенцев и отроков.

Основатель Александрова Свирского Свято-Троицкого монастыря в 22 км от Ладожского озера святой Александр Свирский (1448-1533 ) сподобился лицезреть Пресвятую Троицу в виде 3-х ангелов ( ок. 1507 г.). «За всю историю человечества, - отмечает энциклопедия, - откровению Триединого Бога сподобились только ветхозаветный праотец Авраам и преподобный Александр Свирский. Это откровение несет таинственный смысл и знак любви Божией к русскому народу. В лице преподобного Александра Свирского - русского новозаветного Авраама - сама Святая Троица избирает русский народ народом-Богоносцем (вспомним Достоевского), исповедником истинной веры Христовой в конце мировой истории» (том 1. стр. 25).

И нашим мученикам приходилось страдать не только от масоно-большевистских изуверов в 20 веке, но и на протяжении всей истории от других гонителей Православия. Игумен Афанасий Брестский (+ 5.09.1648) был умучен врагами истинной Веры католиками и униатами. Он выступил в польском сейме в защиту гонимых, заключен властями в тюрьму, а после освобождения был схвачен и после жестокой пытки расстрелян в лесу. Это был 17 век. А двумя столетиями раньше пресвитер о.Исидор Юрьевецкий (Дерптский) встал на защиту Православия, попираемого рыцарями Ливонского ордена. Эти рыцари принуждали православных граждан Юрьева ( он и тогда был заселен русскими, в Прибалтике всегда чересполосно обитали эсты, латыши и русские, да еще пришлые немцы) к унии с Римом. Вот и сейчас в начале 21 века слышны голоса в пользу дружбы с католиками. Так вот, в праздник Крещения Господня, когда о.Исидор совершал великое водоосвящение на реке Омовже, он и 72 прихожанина - мужчины, женщины и дети - были схвачены ливонцами и после 2-х-дневных издевательств утоплены в крещенской проруби ( т.1, с.617). А в 20 веке на Втором Ватиканском соборе 1962-1965 г.г. эти еретики вовсе предали Иисуса Христа, духовно соединяясь с нехристями.

История помнит и святых, ритуально замученных иудаистскими экстремистами. Это, в частности. 6-летний Гавриил Белостокский ( 1684-20.04.1690) и преподобномученик, святой Евстратий Печерский (+1097, конец 11 в.). Святой Евстратий был захвачен половцами в плен и продан иудейскому изуверу в город Корсунь. Тот за отказ пленников отречься от Христа в течение 10 дней уморил всех голодом. Выжил только Евстратий. И тогда христоненавистник дождался Св.Пасхи и распял в Светлое Христово Воскресение киево-печерского инока на кресте.

Троцкистам-ленинцам было с кого брать пример. Ведь только в первые 5 лет «пролетарской революции» (1918-1922 ) новые богоборцы и русофобы уничтожили 18 миллионов русских или 12 % населения Россия. РКП(б)-ВКП(б) прямо заявляла вплоть до начала 30-х годов, что ее главный враг - «великодержавный русский шовинизм». Это была поистине Русская Катастрофа. Сегодняшняя номенклатура загораживает, заслоняет, маскирует эту катастрофу деяниями Сталина в 30-е годы. Словно и не было жуткого тотального геноцида 1918-1922 годов.

Учение о Третьем Риме нашло отражение и в иконописи. «В конце 14-15 в.в. сложилась иконография святых Бориса и Глеба, стоящих по обе стороны от отца, святого князя Владимира. Все трое представлены в богатых княжеских шубах с крестами и мечами в руках. Так в Византии изображали императоров. В России эти иконы получили распространение в княжение великого князя Василия Второго и последующую эпоху формирования Московского царства. Они, - отмечает энциклопедия,- знаменовали концепцию «Москва-Третий Рим», которая легла в основу русской государственности (т.1,с 161). В статье «Владимир Святой» говорится: при Иване Грозном «образа святых Владимира, Бориса и Глеба стали обязательными в убранстве домовых церквей и палат Кремлевского дворца в Москве. Они знаменовали о том, что правящая династия рода Рюриковичей отмечена святостью своих представителей, и потому Богом избранная, а, следовательно, русский великий князь имеет все права венчаться на царство, именоваться царем - помазанником Божиим и считать себя преемником византийских императоров» (т.1,с.241).

Выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1916) считается одним из ведущих деятелей православно-национального направления в церковном искусстве к. 19 - нач. 20 вв. «В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота. духовная мудрость, отвага и стойкость - качества, характерные именно для русских святых». Васнецов активно участвовал в мероприятиях Союза русского народа им. Михаила Архангела. «Созданный им сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал изобразительным гимном православному миру и его центру - Святой Руси.» (т.1,с.711).

Когда смотришь на иконы, созданные двумя гениями - Андреем Рублевым и Дионисием, другими талантливейшими художниками московской школы иконописи, новгородской, тверской, строгановской школ, осознаешь четко и зримо: мы имели великое искусство, создали изумительную красоту Божьего мира. Русская иконопись - это мировое явление, стоящее в одном ряду с искусством Древней Греции, Византии, Италии. Это искусство вселяет гордость за наше славное прошлое.

Обращаю особое внимание на статью в 1-м томе «Мироточение и плач икон». В ней говорится: «История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода». Иконы исцеляли болящих, оберегали от врагов, пожаров, стихии. «От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро».

«Вплоть до 20 века мироточение или слезоточение иконы. было редким, исключительным явлением». Например, в книге Е.Поселянина отмечены 6 случаев мироточения и 12 слезоточения - за почти 2000-летнюю историю Церкви. И вдруг что-то совершенно невиданное случилось в 20 веке.

Сначала - знамения, случившиеся с начала 20 века. Православный писатель Сергий Нилус свидетельствовал, что на Украине обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. В Новгородском и Старорусском уездах было более 150 случаев.

И вот второй период - 1991 год. Начало времени повсеместных знамений от икон. «. Именно с 1991 г. сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы СОТНИ СЛУЧАЕВ. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат - в храмах, монастырях, в домах простых людей. На Светлой седмице 1991 г. источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 г. в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 г. в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Это случилось за две недели до беловежского злодеяния - расчленения Великой России на куски, на кровоточащие куски.

И если в 1920-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области, то в 1990-е местом знамений стала вся Россия, городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно.

«Это небывалое явление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происходящего» (А.Любомудров, т.1, с.784-785).

С 1991 г. Россия оказалось ввергнутой в пучину новых скорбей и испытаний. Иеросхимонах, преподобный Серафим Вырицкий (1866-3.04.1949) предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Мы дожили.

Добавлю, что незабвенный Серафим Вырицкий говорил о России так: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел, говорите всем, чтобы никто не отступал от Православия».

Мы - русские! С нами - Бог!

Владимир Осипов , глава Союза «Христианское Возрождение», сопредседатель Союза Православных Братств


Икона

Икона (греч. портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св. Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых.

Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св. Отцов, икона — «небесное явление» и «подобие» Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого. На иконе пишутся не лица, а «лики», черты нереальны, глубокий взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении сказочных гор, невиданных растений и райских цветов. Условное положение рук обозначает удивление, молчание, печаль и молитву. Перспектива, по мирским понятиям, отсутствует, архитектура орнаментальна, прозрачные здания позволяют видеть одновременно внешние их очертания и внутреннее убранство. Фронтон обозначает целое здание, отдельное строение — целый город. Кусок ткани, перекинутый с одной части здания на другую, указывает на действие, происходящее внутри помещения. Природа использована для усиления движения и выражения чувств. Например, на фоне иконы «Положение во Гроб» (XV в.) очертание двух скалистых гор повторяют жест отчаяния поднятых рук одной из св. жен. На иконе «Вход в Иерусалим» (XV в.) наклоненное дерево указывает движение Христа по направлению к городу, а опущенная голова осляти дает понятие о спуске Христа с Елеонской горы. На некоторых иконах для указания действия и движения та же фигура повторяется несколько раз, как, например, на сложных композициях Воскресения Христова, где Спаситель изображен несколько раз: воскресшим, сходящим во ад и ведущим праведных в рай. Или на иконе Благовещения, где Архангел Гавриил виден дважды: слетевшим с неба и благовествующим Богоматери.

Икона прибыла на Русь сложившейся догматически и по своему духовно-религиозному содержанию, и по художественному письму. По постановлению Отцов Церкви, икона не может быть домыслом личных религиозных воззрений художника и плодом его благочестивого воображения. На иконе каждая деталь должна быть основана на Священном Писании, Священном Предании и источниках, одобренных Церковью. Для руководства иконописца существует иконописный подлинник, который в схематических рисунках передает неизменную сущность каждой композиции. Первоначальный подлинник был византийским, в XVI в. появляется первый русский подлинник Софийский, позднее, в XVII в. — Строгановский и Сийский.

Русский иконописный Подлинник давал, помимо основной схемы иконы, материл для руководства и вдохновения иконописца. В приложении перечислялись принятые Церковью благочестивые легенды (апокрифы), справки о Житиях святых, описание видений, чудотворных икон, слова песнопений, молитв, разъяснение символов и греческих аллегорий, давались справки о важных исторических событиях, указывались одеяния святых и их «атрибуты отличия». В требуемых Церковью отвлеченных образах святых «атрибуты», установленные каждому, помогали к их опознанию: мученики держат крест или орудие мученичества, епископы — Евангелие, пророки — свитки, строители церквей и монастырей — модели зданий, святые врачи, как св. Пантелеймон, свв. Косма и Дамиан, держат ларец с лекарствами и лжицу. Все святые пишутся с бородами, кроме ангелов, которые, по словам Подлинника, «юноши неописуемой красоты»; то же и святые, умершие в юном возрасте, как св. Георгий Победоносец, св. Димитрий Солунский, св. кн. Глеб и св. Иоанн Богослов, бывший юным при земной жизни Христа.

Борода, по древним понятиям, была признаком особого уважения и благолепия. Еще в н. XVIII в. русский патриарх Адриан напоминает в своем «Слове о брадобритии», что «Бог мужа сотвори и жену, положив между ними знамение: мужу убо благолепие, яко начальнику, браду израсти, жене оного благолепия не даде, яко да будет подчинена, зряще мужа своего красоту». В отличие от святых, бесы пишутся бритыми, кроме сатаны, их начальника.

Стиль бороды и волос в сочетании с «атрибутом» создал определенный тип каждого святого, по которому он узнается до наших дней. Например, св. Николай Чудотворец пишется в епископском облачении, держащим Евангелие, как изображаются и другие святые епископы, но отличается он от них и узнается по указанному в Подлиннике стилю волос и бороды: «борода средняя, сед, взлысина».

Существует распространенное мнение, что иконописный Подлинник ограничивал творчество художника и препятствовал развитию искусства, но образцы давали лишь схему неизменной догматической сущности, и иконописец заполнял контуры по своему умению, выбирая и расцветку по личному усмотрению. Он мог от себя добавить архитектурные детали, увеличить число ангелов и второстепенных фигур, украшать пейзаж растениями и цветами, не изменяя, однако, основной схемы. Новые композиции выдающихся мастеров, по принятии их Церковью, включались в иконописный Подлинник или распространялись в точной прорези.

Иконописцы были обычно монахи и приступали к работе с постом и молитвой. В ней они просили «полета в высоту и дерзновения видеть свет неприступный сокровищ славы Премудрости Божьей». Еще в 1554 на Стоглавом Соборе напоминается иконописцу быть смиренным, кротким, благочестивой жизни, догадками Божества не описывать, добавляя: «не всякому иконописцем быть» (Стогл. Собор, гл. 143).

Икона пишется на дереве, на липовой или кипарисной доске. Кресты и складни вырабатываются на металле, украшаются эмалью и рельефными изображениями. Иконы малого размера бывают из глины, кости, меди, серебра и золота. Доска иконы, в предотвращение выгиба, при сырости или жаре, скрепляется «шпонками», т.е. кусками дерева, врезанного поперек с обратной стороны. Середина доски, предназначенная для росписи, слегка выдалбливается, и, таким образом, края становятся подобием обрамления, т.к. для иконы не полагается ни рамы, ни стекла.

Заготовляется доска покрытием алебастра, разведенного на жидком клею, иногда грунтовка накладывается на так называемую «поволоку» — т.е. на кусок полотна, прилаженного к доске. В старину краски в порошке растирались на воде или квасе, с добавлением яичного желтка. В настоящее время пользуются клеевой краской «темпера». Употребление масляных красок для писания священных изображений воспрещается из-за химического состава. Готовая икона покрывается особым лаком — «олифой».

Приступая к работе, иконописец начинал с позолоты, и по числу накладываемых листов золота иконы назывались «пятилистными», «шестилистными» и т.д. После позолоты писали одеяния и, закончив с деталями, — лики. Тени на иконе не накладываются в зависимости от внешнего освещения, как на картинах, а вырабатываются особой техникой перехода от темных красок к светлым, т.к. по своему замыслу икона освещается не извне, а исходящим от нее светом.

Иконы не подписываются. Иконописец создает их не для личной славы, а во славу Божию. Такие имена, как Алипий (XI в.), Андрей Рублев (XV в.), Симон Ушаков (XVII в.) и многие другие, дошли до нас по летописям, архивам и патерикам. Сохранение иконописных традиций было делом Церкви и Государства. Лучшие мастера созывались в Московский Кремлевский Дворец, и в царских палатах создалась знаменитая Школа царских иконописцев.

С канонизацией Русских Святых устанавливаются в их честь новые праздники, службы, песнопения, особые от греческих. На иконах святые Борис и Глеб пишутся в русском платье, воины — в русском вооружении, церкви — уже не Св. София Константинопольская, а Св. София Новгородская или Киевская, Смоленская «Одигитрия» и Псковская Св. Троица. Если угодник был епископом, его житие дает данные для истории города, и на иконе встречается древний план города, построенные им монастырь и церкви.

Русские иконы XVI в. мало осложнялись деталями, тогда как в XVII—XVIII вв. появляются чрезмерно сложные композиции под влиянием обширной богословской литературы. Через Балканы проникали переводные апокрифы-легенды. Многие из них Церковь объявила «отреченными книгами», но некоторые принимала, основываясь на словах ап. Павла: «Итак, братья, стойте и держитесь предания» (2 Фес. 2: 15). Некоторые легенды видоизменялись в такие чисто русские литературные произведения, как духовные стихи, «Голубиная книга». Для ежедневного благочестивого чтения вышли сборники многотомного труда митр. Макария (Четьи-Минеи).

На Древней Руси знали икону, как слова молитвы. Знали так, что малейшее изменение вызывало опасение за чистоту веры. Живым свидетельством являются исторические примеры, как известное «Дело дьяка Висковатого». «Дьяк» в те времена был чином отличия человека образованного и дипломата, каким был Висковатый при царе Иване Васильевиче Грозном. В 1547 при московском пожаре сгорели древние иконы Кремлевского собора, и некоторые из них были заменены новыми — письма псковских мастеров. Висковатый с группой москвичей-единомышленников восстал против «непонятных» ему икон и подал пространное заявление духовным властям, прося разъяснения. Был созван Собор. Этим доказывается важность, которую Церковь придавала подобным вопросам. Собор, разобрав до мелочей новые иконы, обосновал каждую деталь на Священном Писании. Висковатый принял разъяснение, объявил свое «богомудрствование» ошибочным и признал псковские иконы православными. Эти же иконы привели в недоумение новгородцев, которые обратились за пояснением к ученому монаху Отенского монастыря Зиновию. Он ответил им письменно в «Истинном Показании», в котором он принимал икону «Единородный Сыне» как православную, но отвергал «Распятого Серафима».

Это знание и понимание икон может быть объяснено воспитанием в Древней Руси до к. XVII в. главным двигателем которого было Православие. Иконы находились в каждом доме, будь то боярские хоромы или крестьянская изба. Иконы были связаны с важнейшими семейными событиями и умножались из поколения в поколение. При рождении ребенка заказывалась именная икона ангела с изображением святого покровителя, имя которого дано новорожденному при крещении. В старину эта икона делалась по мерке ребенка и потому называлась «мерная». При смерти «мерная» икона клалась на крышку гроба. Жениха и невесту благословляли иконами Божьей Матери и Спасителя, сына, призванного на войну, — иконой святого воина (св. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского или Федора Тирона). Болящим дарили образ св. Пантелеймона. Изображения святых, имена которых соответствовали именам членов семьи, приписывали на полях икон, или заказывались особые «семейные» иконы с рядами святых. Памятные дни заносились на иконе в изображениях, соответствующих церковному календарю, например, если кто родился 25 марта, то образ Благовещения помещался в ряду икон, если венчание состоялось 26 августа, в день поминовения св. Наталии, ее образ олицетворял это событие и т.д.

Со временем иконы стали закрываться металлическими ризами или окладами, сначала в виде обрамления или узорчатой серебряной пластинки заполняющей лишь фон иконы, так называемой «басмой», слово, принятое от татар, которые, собирая пошлину, возили с собой «басму», т.е. изображение своего хана.

С к. XVI в. металлические ризы стали постепенно закрывать икону, как, например, риза на Ветхозаветной Троице (Рублева), пожертвованная царем Борисом Годуновым. Открытыми оставались лишь лики, руки и ноги. Ризы выпуклым рельефом или резьбой по металлу повторяли в точности скрываемые ими иконы. Ризы были золотые, эмалевые, серебряные и медные золоченые. Чудотворные иконы Божией Матери, такие, как Владимирская, Иверская, Казанская, были украшены драгоценными камнями.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Первая энциклопедия русской иконы

Теги: энциклопедия, русская икона, русская религиозная живопись, иконы, иконопись, религиозная живопись, Русь, Россия, Русская икона и религиозная живопись, Большая энциклопедия русского народа, Институт русской цивилизации

Alex Nox 28.09.2011 16:38:12

Абсолютно согласен с предшествующим комментарием: это действительно воистину гениальное творение!

Чего только стоит собрать воедино такое количество информации, дошедшей до наших дней, а самое главное, что не просто собрать, но и найти!

Одним словом, хотелось бы выразить огромную благодарность О. А. Платонову за старания и достижение поставленной цели!

Такие творения навсегда остаются в нашей истории.


Энциклопедия русской иконы. История, сюжеты, школы, художественные особенности. Анника Витхмар.

Автор книги - ведущий в мире специалист по русской иконописи, знаток истории русского православия и иконографики. Ее консультантами по этому изданию выступали научные сотрудники Отдела древнерусского искусства Русского музея Санкт-Петербурга, сотрудники музея «Невьянская икона» в Екатеринбурге, специалисты Санкт-Петербургского Государственного музея истории религии. Редкие источники по истории русского православия были предоставлены сотрудниками Уральского и Сыктывкарского государственных университетов. Кроме того, в создании книги принимали участие специалисты Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Книга представляет собой популярное энциклопедическое издание для всех, кто хочет лучше понимать русские иконы как культурный феномен. В ней рассматриваются основные аспекты русской иконографии, традиционные сюжеты русских икон, история и техника иконописи, русские иконописные школы, а также иконы как объекты коллекционирования. В энциклопедии воссоздан живой мир иконы как одного из высших достижений духовной культуры народа. Издание содержит более 200 цветных фотографий икон, в том числе наиболее древних, представляющих собой бесценные культурные и художественные раритеты.

Вместе с книгой "Энциклопедия русской иконы" покупают:

Присоединяйтесь!

Православный интернет-магазин Русский Паломник предлагает широкий выбор православных книг, фильмов, песнопений.


В магазине действует система скидок!

Описание

Наш ассортимент - более 100 000 книг!

Для выбора на нашем сайте есть рейтинги и оценки экспертов! А95% положительных отзывов от более чем 9000 покупателей свидетельствуют о нашем сервисе. Переходите на наш сайт moipokupki.com.ua


Источники: http://ruskline.ru/analitika/2011/09/12/slovo_o_russkoj_ikone/, http://enc-dic.com/enc_rus/Ikona-255/, http://www.encyclopedia.ru/news/enc/detail/43491/?sphrase_id=14581775, http://idrp.ru/buy/show_item.php?cat=4425, http://kiev.zakupka.com/p/194338-enciklopediya-russkoy-ikony/
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
энциклопедия русской иконы