int(1309) выставка русской иконы | Русские | Tsurganov.info




выставка русской иконы


В Манеже - большие русские иконы

300 храмовых икон из частного собрания коллекционера Феликса Комарова.

Первое, что приходит в голову, когда читаешь пресс-релизы новой выставки в Манеже, это вопрос: who is mister Komaroff?

«Моя жизнь давала не одну синусоиду, — любит рассказывать о себе сам Комаров. — В Советском Союзе я был инженером, затем главным инженером проекта. Я принимал решения, летал по всей стране, много и очень интересно работал. Затем, когда все поменялось, поменялся и я. И стал миллионером».

Восемь лет Комаров прожил в Америке — до 1998 г. «Я приехал в США с идеями, которые смог воплотить с группой молодых людей, — вспоминает он. — Я уговорил их не заниматься просто фарцовкой, а поставлять компьютеры, мы этим занимались, и это были первые деньги, которые я там заработал». В США Комаров создал многомиллионный бизнес, который включал ресторан, ночной клуб и ювелирные мастерские.

Комаров говорит, что «владел галереей «Русский мир» на 5-й авеню, «музейной миле» Нью-Йорка. И что он прекрасно знаком с Руди Джулиани (бывший мэр Нью-Йорка), с Эрнстом Неизвестным и другими знаменитыми скульпторами и художниками.

ФБР пыталось связать Комарова с Вячеславом Иваньковым. У ФБР была информация, что Комаров якобы отмывает деньги для Иванькова, говорится в материалах суда, который рассматривал иск Комарова к одному из американских издательств.

«Он никогда не был по-настоящему бандитом, — говорил о Комарове Неизвестный в книге Игоря Свинаренко "Наши люди". - Я думаю, что его блатное прошлое — это почти что выдумка. Ведь что такое бандит? Тут надо определиться. Один русский человек мне задолжал $470000. Я не знаю, как привести в действие русский закон, чтобы вернуть хотя бы половину этих денег. А бандит — он такую услугу оказать может».

Феликс Комаров. 

«Время было такое сложное, необычное, — рассказывает Комаров. — Для Америки тогда все русские были бандитами. Ко мне когда приходили за интервью, я говорил: welcome, вас что интересует — мафия или искусство? Я об этом говорил смело. Честному человеку бояться нечего. А если есть мои фотографии с людьми, которые ассоциируются с преступностью, это не значит, что я преступник. У меня в галерее в центре Манхэттена висели мои фотографии с кинозвездами, например с Сильвестром Сталлоне, с Аль Пачино, но это не значит, что я актер. Я столько лет езжу в Америку по три-четыре раза в год. У меня грин-карта. Если бы что-то было — вы же знаете разные американские списки, — мне давным-давно закрыли бы въезд», — заключает Комаров.

Потом Комаров вернулся в Москву и занялся другим бизнесом: в частности, по данным российских СМИ, он был совладельцем одного из центральных казино Москвы — клуба «Европа» у Страстного бульвара. Казино, как сообщалось, контролировал авторитетный предприниматель Алимжан Тохтахунов.

Уже в новом тысячелетии Комаров засветился в коммерческих структурах, афилированных с бизнес-комплексом Храма Христа Спасителя. Тогда же он заявил о себе, как о крупном игроке на рынке антиквариата и собирателе русских икон.

И вот, судя по всему, Феликс Комаров решил легализовать свою коллекцию и показать обществу наиболее раритетные образцы. ИзвестноЮ что на выставке в Манеже будет представлено 300 больших храмовых икон, написанных за последние 400 лет - с рубежа XVI–XVII веков до начала XX столетия. Как отмечают специалисты, особую ценность представляют памятники русской иконописи XVIII века из Ярославля, Костромы, Вологды, Ростова, Каргополя и др. Многие памятники связаны со старообрядческой художественной традицией, сохранявшей верность формальному языку и приёмам письма древней иконописи. Формат выставки уникален: такое количество больших икон музейного уровня ранее никогда не было собрано в одной экспозиции.

ЦВЗ «Манеж»

Адрес: Москва, Манежная пл. д.1 

Время работы: вт-вс 12:00–22:00, вход посетителей до 21:30 пн - выходной (выставка продлится 1 - 27 ноября 2014). 


В Манеже открылась масштабная выставка «Большая русская икона»

05.11.2014

В ЦВЗ «Манеж» открылась масштабная выставка «Большая русская икона» из коллекции Феликса Комарова, на которой можно проследить историю русской иконописи конца XVI-начала XX веков.

В экспозиции — 300 икон. Все они когда-то украшали иконостасы храмов по всей России — это так называемые иконы местного ряда. География различна — Вологда, Псков, Ярославль, Тверь, Мстера, Москва, Санкт-Петербург, Центральная Россия, юг России. Все — в безупречном состоянии благодаря стараниям собирателя Феликса Комарова. Идея выставки возникла два с половиной года назад, но реализована она была только сейчас.

Комаров — в мире коллекционеров и антикваров личность известная. Он занимается собиранием икон уже почти сорок лет. По его словам, его интерес к иконе проявился очень рано, еще в детстве. Однажды лучший друг пригласил его к себе домой — он тоже был начинающим коллекционером. Только собирал он… машинки. «Машинки меня не впечатлили, — признается Феликс Комаров. — Зато я увидел замечательную семейную коллекцию икон, которые висели повсюду в этом доме. Одна, очень большая, стояла в коридоре за шкафом. На мой вопрос: почему было выбрано такое место, друг ответил просто: «Она больше никуда не влезала». Я уже потом узнал, что это была храмовая икона. Я стоял, смотрел на них и чувствовал их таинственную и притягательную энергетику».

Собрать эти иконы было непросто. Ведь большие иконы уничтожались в первую очередь вместе с храмами и церквями в начале прошлого века по всей России. Иконы из храмов становились столешницами в деревенских домах, закрывали оконные, чердачные проемы или просто сжигались. Другие — не менее ценные — экземпляры, вывозились за рубеж. На выставке порядка 60-70 икон были куплены за рубежом — они были выставлены на аукционные торги или хранились в частных коллекциях Германии, Австрии, Аргентины и даже Китая. К примеру, шесть лет назад крупнейший аукционный дом Christie’s проводил аукцион «Иконы и редкости православного мира». Из 203 лотов, выставленных на аукцион, было продано чуть меньше половины. Выручка составила почти два миллиона долларов. Это был один из самых успешных аукционов православного искусства в мире.

Экспозицию смонтировали всего за два дня. Пять рядов, белоснежные стены, чтобы ничего не отвлекало от созерцания, и продуманное освещение, созданное с помощью 630 специальных ламп.

Страшный суд

На выставке собраны иконы всех стилистических направлений, сформировавшихся от конца XVI-го до начала XX века. Это классицистические, барочные, редкие старообрядческие иконы, академическая иконопись, народная икона, столичная икона, иконный примитив. Как известно, в строгой канонической православной традиции один и тот же образ и сюжет, пусть самый хрестоматийный, мог быть написан по-разному в зависимости от времени и места создания иконы.

Одна часть включенных в экспозицию икон XVIII века создана в русле канонической иконописи, другая отражает смену художественных стилей в русском светском искусстве — барокко и классицизма.

Связь с художественной традицией екатерининского времени демонстрирует комплекс четырех икон с изображением архангелов, а низовое крестьянское искусство — северный комплекс икон «неба» (свод деревянной церкви).

Не менее ярко представлена эпоха XIX — начала XX века. Этот период рубежа веков до сих пор не изучен из-за отсутствия интереса к православию на протяжении почти всего XX века. Для академической школы иконописи это период исканий: в это время она активно заимствует формы у старообрядцев. Поэтому большинство памятников в этом разделе связано со старообрядческой художественной традицией, сохранявшей верность древней иконописи. Наиболее грандиозный по размерам образ в этом разделе — «Спас оплечный (Москворецкий)», созданный в старообрядческих мастерских Москвы в начале XX века в подражание древним образцам XVI века. Она имеет размер чуть больше двух метров в высоту и почти два метра в ширину.

Преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении Святой Троице


В Манеже открылась крупная выставка икон

В ЦВЗ "Манеж" открылась масштабная выставка "Большая русская икона" из коллекции Феликса Комарова, на которой можно проследить историю русской иконописи конца XVI-начала XX веков.

В экспозиции - 300 икон. Все они когда-то украшали иконостасы храмов по всей России - это так называемые иконы местного ряда. География различна - Вологда, Псков, Ярославль, Тверь, Мстера, Москва, Санкт-Петербург, Центральная Россия, юг России. Все - в безупречном состоянии благодаря стараниям собирателя Феликса Комарова. Идея выставки возникла два с половиной года назад, но реализована она была только сейчас.

Комаров - в мире коллекционеров и антикваров личность известная. Он занимается собиранием икон уже почти сорок лет. По его словам, его интерес к иконе проявился очень рано, еще в детстве. Однажды лучший друг пригласил его к себе домой - он тоже был начинающим коллекционером. Только собирал он. машинки. "Машинки меня не впечатлили, - признается Феликс Комаров. - Зато я увидел замечательную семейную коллекцию икон, которые висели повсюду в этом доме. Одна, очень большая, стояла в коридоре за шкафом. На мой вопрос: почему было выбрано такое место, друг ответил просто: "Она больше никуда не влезала". Я уже потом узнал, что это была храмовая икона. Я стоял, смотрел на них и чувствовал их таинственную и притягательную энергетику".

Собрать эти иконы было непросто. Ведь большие иконы уничтожались в первую очередь вместе с храмами и церквями в начале прошлого века по всей России. Иконы из храмов становились столешницами в деревенских домах, закрывали оконные, чердачные проемы или просто сжигались. Другие - не менее ценные - экземпляры, вывозились за рубеж. На выставке порядка 60-70 икон были куплены за рубежом - они были выставлены на аукционные торги или хранились в частных коллекциях Германии, Австрии, Аргентины и даже Китая. К примеру, шесть лет назад крупнейший аукционный дом Christie’s проводил аукцион "Иконы и редкости православного мира". Из 203 лотов, выставленных на аукцион, было продано чуть меньше половины. Выручка составила почти два миллиона долларов. Это был один из самых успешных аукционов православного искусства в мире.

Экспозицию смонтировали всего за два дня. Пять рядов, белоснежные стены, чтобы ничего не отвлекало от созерцания, и продуманное освещение, созданное с помощью 630 специальных ламп.

На выставке собраны иконы всех стилистических направлений, сформировавшихся от конца XVI-го до начала XX века. Это классицистические, барочные, редкие старообрядческие иконы, академическая иконопись, народная икона, столичная икона, иконный примитив. Как известно, в строгой канонической православной традиции один и тот же образ и сюжет, пусть самый хрестоматийный, мог быть написан по-разному в зависимости от времени и места создания иконы.

читайте также

Одна часть включенных в экспозицию икон XVIII века создана в русле канонической иконописи, другая отражает смену художественных стилей в русском светском искусстве - барокко и классицизма.

Связь с художественной традицией екатерининского времени демонстрирует комплекс четырех икон с изображением архангелов, а низовое крестьянское искусство - северный комплекс икон "неба" (свод деревянной церкви).

Не менее ярко представлена эпоха XIX - начала XX века. Этот период рубежа веков до сих пор не изучен из-за отсутствия интереса к православию на протяжении почти всего XX века. Для академической школы иконописи это период исканий: в это время она активно заимствует формы у старообрядцев. Поэтому большинство памятников в этом разделе связано со старообрядческой художественной традицией, сохранявшей верность древней иконописи. Наиболее грандиозный по размерам образ в этом разделе - "Спас оплечный (Москворецкий)", созданный в старообрядческих мастерских Москвы в начале XX века в подражание древним образцам XVI века. Она имеет размер чуть больше двух метров в высоту и почти два метра в ширину.

Преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении Святой Троице. Фото:Пресс-служба ЦВЗ "Манеж"

Надо отметить, что из-за своего назначения почти все представленные иконы большого формата. "Страшный суд" начала XIX века - икона больше двух метров высотой. "Богоматерь Иерусалимская" 1792 года написания - почти полтора метра в высоту и метр в ширину.

"Эта выставка заполняет пробел в экспозиции наших музеев, в истории нашей иконописи, - рассказывает куратор проекта Наталья Комашко. - Большинство представленных здесь икон относятся к позднему периоду, к которому в нашей стране долгое время было пренебрежительное отношение. Даже удивительно, как много из этого периода дошло до наших дней. Сейчас мы пересмотрели наши взгляды на иконопись XVIII-XIX веков, иконопись начала XX века. Теперь это "затонувшая Атлантида", не перестающая нас удивлять. На примере экспонатов этой выставки можно смело учить студентов, потому что только крупный формат иконы отражает основные тенденции в искусстве. Икона, созданная для личного пользования, их почти не отражает".


Выставка «Большая русская икона»

13/11/2014

На выставке будет представлено 300 храмовых икон из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова. Формат выставки уникален: такое количество больших икон музейного уровня ранее никогда не было собрано в одной экспозиции.

В коллекции Феликса Комарова представлены все стилистические направления русской иконописи, начиная с рубежа XVI–XVII веков до начала XX столетия, а также многочисленные локальные иконописные центры, особую ценность среди которых представляют памятники из Ярославля, Костромы, Вологды, Ростова, Каргополя и др. Значительный раздел собрания – икона XVIII века. Иконопись этого времени включает в себя как традиционные по художественному языку произведения, так и отражающие смену художественных стилей барокко и классицизма в русском светском искусстве. Многие памятники связаны со старообрядческой художественной традицией, сохранявшей верность формальному языку и приёмам письма древней иконописи.

Центральным событием программы выставки станет выступление Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского. Хор впервые исполнит песнопения Русской православной церкви под аккомпанемент ярославской колокольной звонницы Владимира Дегтярёва, старшего звонаря Ярославской митрополии. Музыка для песнопений написана лауреатом международных конкурсов органисткой Екатериной Мельниковой. Выступление хора состоиться 15, 16, 22, 23 ноября (с 14:00 до 16:00).

Выставочный проект осуществляется в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

Выставка проходит с 1 ноября по 27 ноября 2014 года.

Адрес: г. Москва, метро Охотный ряд, Александровский сад, Манежная пл. д. 1

Стоимость полного билета – 150 руб, льготного – 50 руб


Протоиерей Александр Мень – художник

22 ноября 2014

21 ноября 2014 года в 18.00 в Музее русской иконы состоится открытие необычной выставки «Протоиерей Александр Мень – художник». Проповедник, отец Александр Мень (1935–1990) – знаменитый автор книг по богословию, истории христианства и мировых религий, выдающийся миссионер второй половины XX века, вопреки советской атеистической идеологии, обративший тысячи людей ко Христу. Однако другая – художественная сторона его личности – осталась неизвестной современникам. Между тем, отец Александр был творцом, создавшим целый ряд неординарных и талантливых произведений: графических, живописных, скульптурных.

Организуемая в Музее русской иконы выставка, включающая более 70 экспонатов, в том числе анималистические и пейзажные штудии, зарисовки, школьные рисунки «на полях», иконописные произведения, терракотовую скульптуру, созданную руками отца Александра, – попытка приоткрыть важную грань человеческого дарования одной из знаковых фигур в истории Церкви XX века.

Энциклопедически эрудированный и многосторонне развитый человек, А.В. Мень с ранних лет проявлял склонность к художеству, причем первые навыки лепки и рисования были получены им еще в семье, поддерживавшей тягу мальчика к творчеству. В годы учёбы Александр иллюстрировал в школьных тетрадях не только русскую классику, но и собственные литературные произведения: забавные рисунки шариковой ручкой сопровождают написанную им сатирическую поэму «Осиада». Не прошли бесследно и занятия юноши, мечтавшего стать зоологом, с анималистом В.А.Ватагиным: наброски животных в зоопарке, палеонтологическом музее, Воронежском заповеднике или просто в лесу – выразительнее всего передают его любовь к миру фауны. Трогательные фигурки зверей, вылепленные им уже в зрелом возрасте в мастерской скульптора А.А. Арендт, красноречиво говорят о неподдельном интересе к живой природе, пронесенном через всю жизнь.

Среди представленных портретных набросков – образы его школьных и институтских друзей, «походные» кроки, сделанные им в Бурятии и Монголии на военных сборах. Помимо беглых зарисовок, экспонируются и сложные, многофигурные композиции на религиозные сюжеты, сохраняющие преемственность с творчеством русских художников XIX века.

Особое место на выставке занимают иконы, написанные отцом Александром Менем. Соседствуя в залах Музея с работами великих иконописцев прошлого, они напоминают, что именно ему суждено было стать духовником сестры Иоанны (Юлии Николаевны) Рейтлингер, знаменитой художнице-иконописце Парижской школы в XX веке, духовной дочери и близкого друга о. Сергия Булгакова.


Источники: http://www.istpravda.ru/museums/11200/, http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/novosti/93188/v-manezhe-otkryilas-masshtabnaya-vyistavka-bolshaya-russkaya-ikona/, http://www.rg.ru/2014/10/31/manezh-site.html, http://gallerix.ru/pr/vystavka-bolshaya-russkaya-ikona/, http://www.russikona.ru/upcoming.php?coid=204NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
выставка русской иконы