int(952) знаменитые русские иконы | Русские | Tsurganov.info






знаменитые русские иконы


На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека.   Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.


Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся  монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

Андрей Рублев (около 1360 - 1428)

На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева.  Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и - в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике - популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

Даниил Черный (около 1350 - 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного.  Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча»  (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.

Дионисий (около 1440 - 1502)

На миниатюре:  Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия.  Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

Гурий Никитин (1620 - 1691)

На миниатюре:  Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

Симон Ушаков (1626 - 1686)

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова.  Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

Федор Зубов (около 1647 - 1689)

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.


великие русские иконы

Владимирская

икона Божией Матери

Не было другой иконы, которая была бы столь ценима в России, как Владимирская Икона Божией Матери.

Согласно легенде об этой иконе, Пресвятую Деву написал с натуры сам евангелист Лука. А в 450 году из Иерусалима икону перевезли в Константинополь столицу Византийской империи. Однако, ученые-искусствоведы считают, что Владимирская икона была написана в Константинополе в конце ХI века.

В ХII веке Константинопольский патриарх подарил ее Киевскому князю. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, который сделал своей столицей.

В 1395 году грозный Тамерлан пошел в поход на Русь. Чтобы спасти столицу в Москву из Владимира была доставлена Владимирская икона Божией Матери. Народ долго молился пред ней: «Мати Божия! Спаси землю Русскую!». До сих пор историки не могут объяснить, почему орда Тамерлана повернула назад. В летописях записано, что сам Тамерлан услышал грозное предупреждение, с которым к нему обратилась Богородица. Напуганный Ее внезапным явлением непобедимый «Железный хромец» повернул обратно.

Троица Андрея Рублева

Отношение к иконописцам на Руси было особое. Многие из них были монахами. Но и к иконописцам-мирянам предъявлялись самые строгие нравственные требования: они должны были отличаться трезвой, чистой жизнью, ходить в храм и соблюдать посты. Перед началом новой работы иконописец постился и молился, испрашивая помощи у Бога.

Самый знаменитый иконописец и художник Древней Руси святой Андрей Рублев был еще в отрочестве пострижен в монашество святым Сергием Радонежским. Святой Сергий отправил Андрея в Спасов монастырь (позднее он стал называться Андроников монастырь) около Москвы. По преданию, святой Андрей Рублев каждый день молился у иконы Нерукотворного Спаса, прося наставления у Бога к писанию икон.

Андрей Рублев расписывал церкви и написал много известных икон. Но самый знаменитый его образ «Троица», которая в XVI веке была подарена Иваном Грозным в Троице-Сергиеву лавру.

Образ Троицы знаменует главный догмат православной церкви о Единстве Бога в Трех Лицах. Но на иконе мы видим не догмат, а живого Бога. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой представлены в виде Трех Ангелов. Андрею Рублеву удалось передать изобразительными художественными средствами непостижимое для человеческого ума Единство Бога в Трех Ипостасях.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

До революции День Народного Единства 4 ноября (22 октября по старому стилю), посвященный освобождению Москвы в 1612 году, назывался по-другому День Казанской иконы Божией Матери. Перед штурмом Москвы воины ополчения Минина и Пожарского три дня постились и молились перед иконой Казанской Божией Матери. Свою победу они отнесли заступничеству Богородицы.

Казанская икона Богородицы была чудесно обретена в 1579 году. Девятилетней девочке Матроне Онучиной в Казани явилась во сне Пресвятая Богородица. По словам девочки Небесная Царица рассказала, что под их домом зарыта Ее икона. Мать не поверила девочке, пока сон не повторился трижды.

На третий день мать повела дочку к Казанскому митрополиту Иову. Священники вместе с народом стали копать землю. Икону нашла сама Матрона.

Крестный ход с иконой пошел на городскую площадь к храму. Чудесно найденную икону Пресвятой Богородицы, которая сияла свежими красками, нес над головой священник Ермолай. Запомним это имя. Через несколько лет Ермолай принял постриг с именем Гермоген. В 1605 году он станет патриархом Гермогеном, который в 1612 году примет мученическую смерть. Но раньше как очевидец святой Гермоген написал «Сказание об обретении иконы Казанской Божией Матери», дошедшее до наших дней.

Перед революцией 1904 году в Казани произошло преступление, которое потрясло всех. Шайка грабителей, позарившихся на драгоценный оклад, выкрала из собора ту самую Казанскую икону, найденную девочкой Матроной в 1579 году. Преступники скоро были пойманы, но икону так и не нашли.

Тихвинская икона Божией Матери

История обретения в XIV веке этой иконы окутана тайной. Первоначальные списки сказания о явлении иконы повествуют:

“В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича (Донского). явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине. По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина. И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери. После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”. В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая сохранилась до наших дней.

В кровавом XX веке Большой Богородице-Успенский мужской общежительный монастырь разделил ужасную участь многих русских обителей и храмов. В 1922 году была изъята драгоценная риза святой чудотворной Тихвинской иконы, главный монастырский храм - Успенский собор - был закрыт в 1936 году. Точна дата закрытия монастыря пока неизвестна. В ноябре 1941 года немецкие войска вошли в Тихвин, чудотворная икона Божией Матери Тихвинской вывезена немецкой экономической командой “Герлиц” во Псков. Епископ Иоанн (Гарклав) после войны переправил ее в США, в Свято-Троицкий собор Русской Православной Церкви за границей в Чикаго. Умирая, Епископ Иоанн (Гарклав) оставил завещание, согласно которому возвращение святыни возможно только при условии полного возрождения монастыря.

Летом 1995 года по милости Божией Богородице-Успенский мужской монастырь возобновил свою деятельность. Трудами братии, дарителей и благоустроителей Большой Богородице-Успенский монастырь возродился. Теперь же, с возвращением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и город Тихвин и весь северный край Великой России расцветет и очнется от духовной спячки и невежества.

Из статьи А.Рожинцева на сайте

http://www.blagoslovenie.ru/client/New/169.htm

"Одигитрия-Смоленская" Дионисий 1482 г.

При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Согласно одному из сказаний, греческий император Константин Порфирородный благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

Сын князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Правая рука Богородицы лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году.

Об иконах можно смотреть:


Знаменитые иконы России

Иверская икона Божьей матери

Среди всех христианских святынь, почитаемых верующими православного мира, одной из самых почитаемых является Иверская икона Божьей матери, или Одигитрия. Она хранится в Иверском монастыре на Афоне. По преданию, в 9 веке икона принадлежала благочестивой вдове. Эта женщина с единственным сыном жила у города Никеи, отличалась добродетельностью, и с величайшим тщанием заботилась об иконе. Хранилась икона в специальной часовне, которая была устроена неподалеку от дома вдовы. Женщина часто обращалась к иконе с молитвами.

В конце 9 века император Феофил объявил борьбу с христианством, и им были посланы люди уничтожить святые иконы везде, где только можно. Пришли такие люди и в дом благочестивой вдовы. В порыве гнева, один из них ударил копьем в лик Богоматери. Из иконы потекла кровь. Воин, исполненный ужаса, упал на колени перед иконой. Известна и дальнейшая его судьба: он раскаялся, принял монашеский сан на Афоне, все свои дни проводил в очень строгом подвижничестве, и получил прозвание «Святого варвара». Женщина же заплатила воинам, и попросила их не уничтожать икону до утра. А ночью она отнесла ее к морскому берегу и предала волнам, испросив у Божьей матери прощения и защиты для иконы. Образ не утонул, а поплыл по волнам. Об этой иконе стало известно от сына вдовы, который вскоре отправился в Солунь, а затем принял иночество на Афоне.

Иноки одной из Афонских обителей – Иверской, получившей название в честь трех иверцев (грузин), основавших ее – однажды увидели в море столп огня. Произошло это примерно через двести лет после того, как была утеряна икона. Это явление они наблюдали в течение нескольких дней и ночей. Иноки усердно молились, не понимая, что должно означать подобное знамение. Однако вскоре монахи из других монастырей собрались на берегу возле того места, где являлся столп. И увидели, что на воде стояла икона Божьей матери, из которой и исходило сияние. Однако по мере того, как они приближались к образу, он уходил от них все дальше. Тогда иноки собрались в храме и обратились к Богу с молитвой, прося даровать им эту икону, явившуюся столь чудесным образом. Вскоре одному из благочестивых монахов обители, старцу Гавриилу, который тоже был родом из Иверии, Божья Матерь явилась во сне. И сказала, что хочет отдать свою икону в заступничество для обители. А старец должен был для обретения иконы пройти к ней по морским волнам, с истиной верой. Гавриил всем сообщил о своем сне, и на следующий день он вместе с братией вышел на берег моря, творя песнопения. Сам Гавриил без страха пошел по воде, и при этом ступни его оставались «немокренными». Он подошел к иконе и принял ее в свои руки. Икона была встречена с великой радостью, и молебен в честь ее чудесного обретения совершался в течение трех дней и трех ночей.

После этого икона была утверждена на монастырском алтаре. Однако через некоторое время она исчезла, и появилась над монастырскими воротами, чудесным образом прикрепленная к стене. Образ был отнесен на прежнее место, однако на следующее утро икона снова появилась на стене. И так было несколько раз, пока Богоматерь снова не явилась Гавриилу во сне и попросила, чтобы монахи не удерживали более икону силой, а оставили ее на стене. Богоматерь сказала, что не хочет, чтобы монахи хранили и оберегали ее образ, а сама хочет стать Хранительницей всех, кто обитает в монастыре, как в земной, так и в последующей жизни. И предсказала, что до тех пор, пока икона будет находиться в монастыре, благодать Христова пребудет с его обитателями. Монахи построили церковь во славу Богородицы прямо над воротами монастыря, где сама икона избрала место для своего нахождения. И до сих пор икона находится там, отчего получила и другое название- Привратница, или Портаитисса. А Иверская обитель с тех пор продолжает процветать, поддерживаемая вкладами щедрых людей, обогатившись многими украшениями.

Середина 19 века стала сложной для обитателей Святой горы, и число их уменьшилось от 40 тысяч, живших некогда в ее обителях, до тысячи верных иноков. И оставшиеся хотели бежать из обители, опасаясь, что Богоматерь оставила их своим вниманием. Однако в это время Божья матерь начала являться многим монахам, и упрекнула их в том, что они могли усомниться в ее милостях. Она предсказала, что все сложности закончатся, и монахи снова начнут приходить на Афон. И будет так до тех пор, пока хранится на Святой горе Иверская икона. А когда икона изыдет из монастыря, тогда же могут уйти и монахи. С тех пор, повелась среди пустынножителей традиция – каждую неделю приходить в Иверскую обитель и убеждаться в том, что икона находится на своем месте.

Иверская икона Богоматери совершила множество чудес, слава о которых наполнила радостью христиан во многих странах мира. Слава о чудесной иконе дошла и в Россию. Патриарх Никон, бывший в ту пору Новоспасским архимандритом, обратился в прибывшему в Москву архимандриту Иверского монастыря. Он попросил прислать в Москву точный список с чудесной иконы. Когда Пахомий вернулся обратно в обитель, был совершен молебен на освящение воды, которой облили икону. Затем этой же водой была облита изготовленная из кипариса доска, предназначенная для написания иконы. Эта же святая вода была использована для того, чтобы замешивать краски для написания иконы. Автором ее стал инок Иамвлих Романов. Все время, пока он трудился над иконой, он принимал пищу только по субботам и воскресеньям. А в помощь ему, два раза в неделю совершалась всенощная и литургия.

Икона была закончена через год, и отправлена в Москву. Ее сопровождали несколько монахов, и 13 октября 1648 года икону встречали столичные жители. По указу царя Алексея Михайловича, для иконы была построена часовня, которая находилась около Воскресенских ворот. Считалось, что список с иконы Божественной Вратарницы должен стать защитой столицы. С тех пор, московская Иверская икона Божьей материи стала одной из великих святынь русской православной церкви, и явила верующим многие чудеса. Многие жители Москвы, которые отличались благочестием, испрашивали у этой иконы благословение на совершение важных дел. Специальная колесница позволяла вывозить икону на дом к тяжело больным. На время отсутствия иконы в храме, она заменялась другим образом, который получил название Заместительницы. В настоящее время, этот образ хранится в Николо-Кузнецком храме.

Иверская часовня была закрыта в 1929 году, а в 1934 году ее снесли. С тех пор, точной информации о том, где находится икона, нет. Многие полагают, что в храме Воскресения Христова, который находится в Сокольниках, почитается сегодня именно эта икона. А, возможно, ею является Иверская икона, которая хранится в Третьяковской галерее.

Иверская часовня была восстановлена в 1996 году, а место Иверской иконы в ней занял образ, списанный с оригинала на Афоне. Иверский образ имеется и в храме Ильи Обыденного. К чудодейственным причислена Иверская икона, которая находилась в Монреале. В 1982 году с Афона ее привез православный испанец. Однако в 1997 году хранитель иконы был убит, а сама икона исчезла, и местонахождение ее неизвестно.

Празднование Иверской иконы Божьей матери совершается 25 (12) февраля, 26(13) октября, а также, по афонской традиции, во вторник Светлой Седмицы.

Далматская икона Божьей матери

Эта икона связана с историей Далматовского мужского монастыря, который находился в Пермской губернии, в г.Далматов. Основан он бы в 1644 иноком, по имени которого и получил свое название. Этот инок сначала служил в Невьянской обители, а затем удалился из нее, когда было решено избрать его игуменом. Взяв с собой икону Успения Богоматери, этот инок решил построить монастырь во владениях татарина Илигея. Этот монастырь, по имени инока Далмата, и был назван Далматовым. Однако, когда Илигей узнал, что на его землях был воздвигнут православный монастырь, хотел разрушить все, что было построено. И тут свершилось чудо: во сне Илигею явилась Божья матерь, на которой был венец и багряное одеяние, а в руках ее был огненный меч. Она велела татарину уступить земли, которая занимала обитель. Произошло это 15 (28) февраля, и празднование Далматской иконы приходится теперь на этот день. После этого видения, Илигей не только уступил Далмату земли, занимаемые монастырем, но, в знак своего смирения, принес ему и другие дары.

Через несколько лет, в 1651 году, князь Давлет-Гирей со своими воинами напал на монастырь, убил несколько иноков, иных же взял в плен. Однако иконе практически не было нанесено вреда, за исключением небольшого обгорелого участка на ее задней стороне. За это место, по преданию, икону пытался взять один из мусульман. Вскоре Далмат построил на том же месте новый монастырь. Со временем этот монастырь прославился на всю Сибирь. А поклониться образу Богоматери в день Далматской иконы приходило очень много верующих.

Во время Советской власти, обитель подверглась разрушению, а дальнейшая судьба иконы неизвестна. В настоящее время в Свято-Успенском Далматовском монастыре, который находится в Курганской области, имеется новая икона, написанная уже в наше время, которая и стала новой святыней обители.

Икона Божьей Матери «Огневидная»

Об этой иконе имеется несколько преданий, однако упоминаний о ней в документах имеется очень мало. Считается, что годом ее явления был 845 год. На иконе изображена одна Богоматерь, без Иисуса. Она молится, и лицо ее обращено в правую сторону. Однако не это примечательно в образе, о котором идет речь, а то, что и одеяние, и сам лик Богоматери имеют красный цвет. Скорее всего, отсюда и поло название иконы.

Принято считать, что этот образ является символом Новозаветной церкви. Сегодня не известно, где находится первоисточник этой иконы. Однако количество ее списков было в России весьма велико.

Елецкая-Черниговская икона Богоматери

Обретение этой иконы состоялось в 1060 году, около Чернигова. Как говорится в Синодике Черниговского епископа того времени, икона была обнаружена на ели. Это и дало ей название. На месте, где явилась икона, в том же году была построена церковь Успения Богоматери. А вскоре князь Святослав получил благословение на основание здесь Елецкого Успенского мужского монастыря. В 1240 году, когда был сожжен Чернигов, был разрушен и монастырь. Однако икона не пострадала, так как она находилась внутри стены монастыря. Обитель была восстановлена в 1445 году князем Иваном Можайским. А расцвет обители приходится на период, когда Чернигов перешел к московским князьям.

Во время войны с поляками, монастырь снова был разрушен – произошло это в 1579 году. Чудотворная икона исчезла. Есть предание, что один из потомков Святослава увез его в Москву.

В 1687 году один из царских окольничих, Даниил Барятинский, возвращался из Крымского похода. В дороге его настигла болезнь, и, предчувствуя смерть, он передал Елецкую икону, которая находилась в тот момент с ним, в Успенский собор города Харькова. Считается, что этот образ действительно был подлинником Елецкой иконы – об этом сообщалось даже в энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Однако поверить в это мешает простое соображение: на иконе, о которой идет речь, образ Богоматери изображен на фоне ели, чего, конечно, на самом деле быть не могло. Специалисты тщательно изучили икону, и установили, что написана она была только в 17 веке. Во времена Советской власти Успенский собор, как и многие другие церкви, был закрыт. А все его иконы пропали.

В 1668 году Елецкий монастырь начал возрождаться. Это возрождение связано с именем игумена Иоанникия Голятовского. Он был назначен настоятелем монастыря. А в 1676 году из Владимира привезли точный список Елецкой иконы. Его приобрел один из жителей Чернигова, и подарил монастырю. Заинтересовавшись историей Елецкого образа, Иоанникий провел собственное расследование, и даже посылал людей расспросить потомков князя Святослава, не знают ли они чего-либо о судьбе иконы. В ходе этого расследования, были вновь открыты сказания о появлении иконы и истории монастыря. Со временем, была установлена дата празднования иконы Елецкой-Черниговской – 5(18) февраля. В этот день в монастыре был установлен список иконы, о котором шла речь выше.

В годы Советской власти монастырь был упразднен, а образ был передан историческому музею Чернигова. С иконы была сделана копия, но оригинал пришлось отдать в музей. В годы войны музей сгорел, но на его пепелище была найдена икона, которую местная жительница принесла в Троице-Ильинский монастырь. Однако вскоре икону снова передали в музей, где она и пребывала до 1999 года. Елецкий монастырь был возрожден в 1992 году в качестве женского, и в его Петропавловском храме в настоящее время и находится икона.

Кипрская икона Пресвятой Богородицы

Эта икона носит еще название Стромынской. Она явилась на острове Кипр в 392 году. Местом ее появления стало то место, где был погребен Лазарь. На этом месте был открыт монастырь, куда и поместили иконы. А в 9 веке специально для иконы был возведен храм, получивший название Панагии Ангелоктисты, то есть «церковь Богородицы, построенная ангелами». Икону установили в воротах церкви. С этим образом связана легенда о том, что мимо храма ехал араб, решивший выстрелить в икону. Однако, когда стрела вонзилась в образ, из иконы потекла на землю кровь. Араб испугался содеянного и пытался бежать, но пал бездыханным.

В России был известен список с этой иконы, который первоначально находился в церкви села Стромынь. Это село на территории Московской епархии. Окрестности его известны тем, что в 14 веке недалеко от него Сергий Радонежский основал монастырь Стромынской Успенской обители. Он был упразднен в 1764 году, здания его были разрушены, а находившаяся здесь церковь стала приходской. На месте этой церкви в 1827 году был построен каменный храм. Он сохранился и по сей день, и именно здесь хранится сегодня икона Богоматери, признанная чудотворной.

Считается, что образ этот, как благословение, Сергий Радонежский передал своему ученику Савве. А известность икона получила после 1841 года, и с этим связана такая история. У крестьянина Стромыни серьезно заболела 18-летняя дочь по имени Марфа. И во сне ей начала являться икона Богоматери, которая стояла у входа в церковь. Марфа слышала голос, который исходил от иконы. Этот голос советовал Марфе взять икону в свой дом, отслужить молебен и освятить воду, после чего она должна была выздороветь. Так и произошло. Узнав о произошедшем чуде исцеления, жители села начали просить икону о помощи – и многие получали ее. А для образа был изготовлен серебряный оклад.

В годы Советской власти сельские жители сохранили икону, и в настоящее время она находится в церкви села. На ней Богоматерь изображена в окружении ангелов, держащих в руках пальмовые ветви. На полях иконы изображены великомученики Антипа и Фотиния. В память первого чуда, которое явил этот образ, было установлено празднование в честь иконы 16(29) февраля.

Сицилийская икона Божьей Матери

Сицилийская икона известна также под названием Дивногорской. Явилась она в 1092 году в Сицилии, и в честь этого явления 5 (18) февраля установлено ее празднование. В Россию эта икона попала в 15 веке, принесли ее православные иноки. Жилы они в пещере в месте, которое носило название Дивы, и находилось на Дону. В меловом столпе они вырубили пещеру, где устроили церковь, и установили икону. В месте, где прежде располагалась пещера, впоследствии был выстроен храм Иоанна Предтечи, а затем был основан и Дивногорский Успенский монастырь. В монастыре икона пребывала в течение долгого времени, отчего и получила название Дивногорской. Образ ее являл многочисленные чудеса, за что во все годы был ценим верующими. Одним из величайших чудес стало прекращение эпидемии холеры в 1831 году.

В годы Советской власти обитатели монастыря подвергались гонениям, а в 1927 году в его зданиях был устроен санаторий. Религиозные атрибуты и символы, которые еще находились в монастыре, постепенно уничтожались, и, в конце концов, монастырь был полностью разрушен, как и две церкви, вырубленные в пещерах. Однако верующим удалось сохранить чудотворную икону, и в 1996 году она вернулась в возрождаемую обитель. И в наши дни образ этот являет постоянные чудеса, особенно чудеса целительства. Неудивительно, что поклониться иконе приходят верующие из различных уголков страны.


Каталог презентаций

1 Звезда (12.06.2013 12:36)

Икона Андрея Рублева  «Спас из Звенигородского чина»

Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех иконах он облекает Христа в блистающие золотом одежды. Иконописец вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы. Икона «Спас» из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне его мастерства и производит необычайно сильное впечатление.

2 Звезда (12.06.2013 12:47)

Икона «Битва новгородцев с суздальцами»

На редкой по характеру и содержанию иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображен эпизод из военной истории древнего Новгорода: в 1169 г. суздальцы (а с ними — муромцы, рязанцы, смоляне и другие) под командованием князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского, осадили город.

На иконе хорошо видно, как новгородцы, надеясь на покров и заступление Богоматери, выносят на стену своего града икону Знамения Пресвятой Богородицы.

Во втором ярусе иконы изображается, как нападающие направляют стрелы в осажденный город, а щитом стоит образ Богородицы.

И третий, нижний, ярус показывает, как ослепленные чудотворным действием иконы нападавшие в смятении бегут от воодушевленных защитников Новгорода. Так иконное предание восполняет летописные сказания о чудесной защите Новгорода от врагов.

Новгородская икона Знамение Пресвятой Богородицы стала одной из наиболее чтимых на Руси. Одним из лучших дошедших до наших дней списков, на котором изображен сюжет «Битвы новгородцев с суздальцами», можно считать икону Новгородского музея (середина — 2 пол. XV в.).

Величествен на иконе образ Господина Великого Новгорода. Крепостная стена-башня, наверху которой сомкнутыми рядами стоят бойцы и укреплена чудотворная икона Богоматери, производит впечатление несокрушимой мощи.


Иконы и знаменитые иконописцы

Иконопи?сец (изограф, образописец, писец иконный) — это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по личному имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы Новгородские таблетки. в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

Необходима помощь в опознании иконы.

Давно нашла в макулатуре дощечку, поняла что это икона. Многое на ней проявилось со временем, даже появилась надпись.

Иконописец Яна(в крещении Анна) Харитонова пишет по благословлению иконы в каноне натуральными пигментами на липовых досках, покрытых левкасом, защитный слой — олифа. Основы иконописи изучала на курсах по иконописи при иконописной школе ВПДС. Мастер пишет иконы по древней технологии.

Комментарии: 0 Каталог: 7

Банка для проращивания зерна

Специальные банки и лотки для проращивания зерна. Готовим проростки. Здоровое питание. mukomolka.ru Пуаро: Полная коллекция (54 DVD) Эркюль Пуаро всегда блестяще раскрывает весьма запутанное преступление. Сборник, коллекционное издание.


Источники: http://russian7.ru/2012/07/7-velikix-russkix-ikonopiscev/, http://hram-chus.narod.ru/p105aa1.html, http://www.gravura-art.ru/znamenitye-ikony-rossii/, http://www.svetoch-opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/znamenitye_russkie_ikony/112-1-0-309, http://www.ukoha.ru/article/ludi/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
знаменитые русские иконы