int(893) описание иконы скоропослушница | Скоропослушница | Tsurganov.info




описание иконы скоропослушница


Икона Божией Матери Скоропослушница

Содержание

Иконография

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.


Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы», представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем, в отличие от оглавного петербургского извода этого образа [1] .

Местонахождение

Образ находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон. Икона была написана в Х —XI веках. по монастырскому преданию, во время жизни настоятеля обители преподобного Неофита. Размещена справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне.

История

В 1664 году икона помещалась в специально для неё устроенной нише, находящейся на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезную. Однажды трапезарь по имени Нил проходил ночью мимо иконы и так близко приблизился к ней, что копоть от зажжённого светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услыша голос, произнёсший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа».

Нил успокоил себя, подумав что кто-то подшучивает над ним из братии и продолжил намеренно коптить её лик. Тогда он снова услышал глас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего Нил моментально ослеп. И только тогда он понял, от кого действительно исходил неведомый глас, но, будучи монахом, воспринял наказание как должное ему.

Утром братия монастыря нашла Нила распростёртым и молящимся перед образом. Иконе воздали поклонение, зажгли лампадку. Сам же нерадивый Нил каждый день слёзно молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы. Через некоторое время его молитва была услышана и в один из дней, когда он тихо плакал у иконы, послышался тихий голос:

«Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться „Скоропослушницей“, потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое».

После этих слов Нил прозрел и весть о его излечении моментально разошлась по Афону. В Дохиарском монастыре установилось особое и постоянное чествование, для чего проход в трапезную, у входа в которую размещалась икона, был закрыт и было установлено подобие часовни. Недалеко от иконы выстроили храм в честь образа Скоропослушницы. Безотлучно перед иконой стоял избранный монах, следивший за лампадками и совершавший молебны [2] [3] .

Благодать

Благодатью от Скоропослушницы прозревали слепцы, начинали ходить хромые. Молитвой Скоропослушнице спасались от плена и выживали при кораблекрушениях [3] .

Чтимые в России списки

В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами — особенно исцелениями от падучей и беснования. Списков существовало много, но ниже перечислены лишь наиболее известные из них.

Московский список

Список «Скоропослушницы» принесен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города.

С московским списком Скоропослушницы связана легенда о исцелении 14 ноября 1887 года некоей Анастасии Фроловой, вдовы из Рузы. Фролова страдала бесноватыми припадками, случавшимися у неё по церковным праздникам, а также по воскресеньям, средам и пятницам, а также во время церковных служб и разговоров на священные темы.

Родные, не зная, как вылечить Фролову, посоветовали ей помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.

В январе 1889 года от этого образа получила исцеление от падучей болезни, сопровождаемой припадками беснования, московская крестьянка Марфа Степановна Палкина.

Лютиковский список

По легенде, крестьянин Александр Фролов, житель села Троицкое, отправился на Афон с целью стать иноком в Андреевском или Ильинском ските. В 1872 году он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список со Скоропослушницой. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему.

В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь (неподалёку от Перемышля на берегу реки Оки ). В храмовый праздник икона была внесена в монастырь, после чего от её благодати тут же исцелились три страдающие местные жительницы. Слух об этом распространился по окрестным сёлам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов, и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы в 150 рублей (события происходили в 1872 году).

В следующем, 1873 году, от благодати иконы получил исцеление 18-летний юноша, страдающий припадками.

10 июля 1897 года девушка из села Троицкого (выходцем из которого был и Александр Фролов, приславший икону с Афона) стала тонуть в Оке. Утопая, она молила о спасении икону Скоропослушницу, уповая Богоматери о помощи. В этот момент к ней подплыли местные жители на лодке и успели спасти её [1] .

Козьмодемьянский список

В городе Козьмодемьянске Казанской губернии в домовой церкви Троицкого Космодемьянского женского черемисского монастыря имелся список со Скоропослушницы [1] .

Елеонский список

В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме [5] .


Скоропослушница

нажмите на фото (2 фото)

при заказе на общую сумму менее 3000p цена увеличивается на 50%

Описание иконы

Этот древний чудотворный образ находится в афонском монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной стены, перед одним из входов в монастырскую трапезную. Мимо иконы часто по служебной надобности ходил монах по имени Нил, несущий послушание в трапезной. Проходя вечером, он обычно нёс зажжённую лучину с извивающимися клубами дыма. И вот однажды, проходя мимо иконы, Нил услышал голос, исходящий от неё, повелевающий ему впредь не ходить здесь с лучиной и не коптить образ. Инок, решив, что это шутка кого-нибудь из братии, скоро забыл об этом случае и продолжал ходить перед иконой с зажжённой лучиной. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, от неё вновь раздался голос, осуждающий его, и Нил тут же потерял зрение.

Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил тотчас прозрел, а Пресвятая Богородица и теперь исполняет Своё обещание – являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

День празднования

22 ноября (9 ноября по старому стилю).


Предание об иконе Божией Матери "Скоропослушница"

Празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» совершается 9 ноября (22 ноября н.ст).

Первообраз иконы Божией Матери «Скоропослушница» находится в монастыре Дохиар на Афоне, по монастырскому преданию, был написан при жизни основателя обители преподобного Неофита - Дохиарского игумена, в десятом веке.

К 1664 году икона «Скоропослушница» помещалась в нише, на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезу.

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. Предание об иконе «Скоропослушница»

Во всех частях своего внутреннего и внешне­го расположения Дохиар соответствует прочим монастырям, и самые его церкви одинакового с ними устройства и византийских форм.

В этом монастыре особенно замечательна чудот­ворная икона Божией Матери, так называе­мой Скоропослушницы; она стоит в отдельном параклисе, то есть небольшом храме, который устроен против западных врат собора. До вре­мени проявления чудесных действий эта икона оставалась при братской трапезе; о ней вот что говорится в истории монастыря, изданной печат-но в 1843 году в Бухаресте на греческом языке.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» написана на стене. Это фреска. Но существует ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.

«Пред братскою трапезою на стене в неза­памятных временах написан образ Пресвятыя Богородицы. Достойные полного вероятия отцы относили и прежде, и мы ныне относим, согласно их отзывам, изображение этой иконы ко временам святого Неофита, основателя сей обители. По историческому счислению времени от святого Неофита даже до нас протекло уже не менее 840 лет, потому что святой Неофит жил в XI веке.

Самый вид этой иконы оправ­дывает сказание святых отцов, что она так отдалена от нас своим происхождением и что действительно чудотворна.

Краски на ней хотя и потеряли свой колорит, но не столь много, как бы того можно ожидать, судя по глубокой древности иконы. Из этого некоторым образом можно убедиться, что Божественный Промысл сохранил сию святую икону неврежденною в продолжение стольких лет для того именно, чтобы она впоследствии источала чудеса и исцеления во славу Божию. Первый опыт чудо­действенной силы явила она на трапезаре этой обители следующим образом.

Пред сею чудотворною иконою были двери, которыми отцы обыкновенно входили в трапе­зу, а между тем трапезарь по своей должнос­ти не только днем, а и ночью иногда хаживал мимо этой иконы с возжженною лучиною. Так, однажды, в 1664 году от Рождества Христова, трапезарь по имени Нил, проходя по обыкно­вению мимо этой иконы с пылающим факелом, услышал от нее следующие слова:

- На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиною и не копти Моего образа.

Нил поначалу испугался человеческого голо­са в необыкновенное время, и притом тогда, как никого в трапезе не было, кроме только него одного; впрочем, относя это к кому-нибудь из своей братии, не обратил внимания на слова, а спокойно удалился в свою келлию и по пре­жнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажженную лучину. По прошествии немалого времени от того дня, когда в первый раз пос­лышался голос от иконы, Нил услышал снова следующие слова:

- Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?

И при этих словах несчастный трапезарь ослеп. Тогда только он припомнил в первый раз слышанный им голос и искренно исповедал свой грех, признавая себя достойным такого наказания за невнимательность свою к словам Пресвятыя Девы Богородицы. Таким образом, страдая глазною болью при совершенной утрате зрения, Нил остался пред иконою до следующе­го дня; братия нашла его лежащим навзничь.

Тогда же он рассказал случившееся с ним, и уст­рашенные иноки благоговейно и с трепетом пали пред чудотворною иконою и затеплили пред нею неугасимую лампаду. Между тем положили за правило вновь избранному трапезарю, чтобы он каждый вечер возжигал фимиам пред свя­той иконою и кадил пред нею. А Нил со своей стороны решился не прежде уйти оттуда в свою келлию, как получит прощение в своем согре­шении и исцеление от постигшей его слепоты.

День и ночь он молился и плакал пред ликом Божественной Марии, Матери Господа нашего, со слезами искреннего раскаяния испрашивал себе прощения в невнимательности к Ее гласу и исцеления, и Она, как благая Предстательница кающихся, не презрела молившегося слепца. В один из дней, когда он молился и плакал пред святой иконою, вдруг услышал следующий голос:

- Нил! Услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда полу­чишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я их покров, промышление и защита их оби­тели, посвященной Архангелам. Пусть каждый обращается ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого: всем буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею (Горуоитгтрсоод), потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений;

Вслед за этими словами Нил прозрел. Слух о таком чудесном событии быстро разнесся по Святой Горе, и монашествующие начали с тех пор стекаться, и стекаются поныне, в эту обитель для поклонения чудотворному образу Божией Матери и для испрошения от Нее всякого блага. Между тем, по общему совету, братия тогда же заключили вход в трапезу, и, великолепно укра­сивши сию святую икону, с правой ее стороны устроили прекрасный храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы.

С тем вместе избрали и поныне избирают одного из иеромо­нахов в так называемого просмонария, то есть бессменного, который более других отцов бла­гочестив и опытен, с тем, дабы, пребывая там в служении этой чудодействующей иконе, каждый день возносил умилительные песни пред нею. В вечер же среды и пятка по окончании вечерни он постоянно творит обычное благословение внут­ри великого и главного святого храма, с великим благочинием после того исходят все отцы и бра­тия с настоятелем к святой иконе и поют пред нею умилительный канон - параклис Божией Матери, с молитвою за всех православных христиан и о мире всего мира.

А по окончании канона отцы благоговейно поклоняются чудот­ворному образу и с любовию прикладываются к нему. На этом же просмонарии лежит обя­занность наблюдать за чистотою этого святого храма Богоматери, в каждую неделю дважды совершать в нем Божественную литургию и неусыпно смотреть за неугасимыми лампадами, висящими пред святой иконою чудодействую­щей Скоропослушницы. Всех неугасимых пред нею лампад есть до двадцати, и все они прило­жены некоторыми из христиан в память чудот-ворений, которых были или прежде удостоены, или ныне удостоиваются получить благодатию Божиею и ходатайством Царицы Небесной, Скоропослушной молитвенницы о нас». Такова история Дохиарской Богоматерней иконы.

Дохиарский монастырь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила на Афоне.

Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костамонит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. От Дохиара до Констамонита полтора часа хода, до Ксенофонта 20 минут.

История

Монастырь был основан во второй половине X века святым Евфимием, учеником преподобного Афанасия Афонского, и в начале был назван в честь святителя Николая. Святой Евфимий был сначала дохиаром в Великой Лавре, заведуя кладовыми, откуда и пошло нынешнее прозвание монастыря.

По всей вероятности, святой Евфимий основал маленький Никольский монастырь недалеко от порта Дафни. Однако в начале XI века, при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь.

Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов.

Причину этому объясняет следующее предание. Во время работ по перестройке Дохиара, у монастыря закончились средства, и Божия Матерь открыла одному молодому послушнику, что на острове Лонгус, где у монастыря была недвижимая собственность, возле каких-то древних развалин зарыт клад.

За сокровищем в месте с молодым послушником отправили двух более старших монахов, но, откопав клад, они обезумели от алчности и решили убить послушника, чтобы завладеть сокровищем. Они повесили на шею юноше огромный камень и бросили его в море, но его спасли архангелы Михаил и Гавриил и мгновенно перенесли в монастырский храм.

Он рассказал о случившемся, клад удалось вернуть, а монастырь после этого случая переименовали в честь двух святых Архангелов. Молодой послушник потом принял постриг и в свое время стал игуменом обители.

XIV и XV века были трудным периодом в истории Дохиара, и к середине XVI века здесь осталось лишь несколько монахов. Но в 1560 году священник из Адрианополя по имени Георгий исцелился здесь от серьезного недуга, погрузившись в источник святых архангелов, находящийся на территории монастыря, и в благодарность завещал монастырю свое имущество. Вслед за тем поступили значительные средства и от других благодетелей - особенно щедро жертвовали на Дохиар Молдавский господарь Александр и его супруга Роксандра.

Воду из источника Архангелов до сих пор используют как святую.

Нынешний собор, возведенный в XVI веке на средства господаря Александра и его жены Роксандры, расписан знаменитым критским иконописцем Цорзисом.

Помимо собора Дохиар имеет пятнадцать небольших храмов и часовен и келию Всех Святых в Карее.

Самый известный из этих храмов - стоящая возле ворот в собор часовня "Горгепикус" ("Скоропослушница"), в которой хранится одноименная чудотворная икона Богородицы, одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон.

Святыни

Кроме образа "Скоропослушницы" в монастыре имеется частица Древа Животворящего Креста Господня, мощей святого Иоанна Крестителя, святой Марии Магдалины, преподобного Давида Солунского, святого Харалампия, святителя Иоанна Златоустого, великомученика Мины, преподобных Петра Афонского, Нила Мироточивого и Дионисия Олимпийского.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

На Руси списки с чудотворной иконы пользовались большой любовью и почитанием; больных падучей и беснованием приводили к иконе, и они исцелялись.

В 1938 г. Афонская обитель Дохиар принесла список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» в дар Русской Духовной Миссии.

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии.

Одигитрия (Путеводительница) — иконографический тип Богоматери, связанный со знаменитым константинопольским монастырем Одигон.

Богородица Одигитрия изображается в виде полуфигуры, почти фронтально с Младенцем, также представленным прямолично.

Богородица держит Младенца, обращенного лицом к зрителю, на левой руке.

Правая рука Богоматери обращена к Спасу в жесте моления.

Христос благословляет правой рукой, в левой держит свиток — знак своего божественного достоинства.

Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся.

Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.

Этот тип — один из самых строгих и торжественных. Однако и в этом образе Богородицы обнаруживается связь с различными аспектами страстной и литургической символики, прочитываемыми сквозь призму демонстрации — теофании, то есть явления Бога человеку, того, кому суждено стать жертвой во спасение мира. Наверное, поэтому на Синае, знаменитом месте ветхонаветых теофаний, то есть явлений Бога человеку, существовала традиция связывать образ Одигитрии с горой и купиной.

Монастырь Одигон был расположен в восточной части, примыкая к защищавшей Константинополь со стороны моря крепостной стене, получил известность благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту.

Возможно, с этим обстоятелыством связано и наименование монастыря («Одигон» в переводе с греческого означает "поводырь", "проводник").

Главную славу монастыря составляла сама икона Одигитрии — Путеводительницы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и считавшаяся хранительницей — палладиумом Константинополя.

С этой иконой Богоматери связывали благополучие и безопасность империи. Основание храма и помещение в нем иконы Богородицы приписывают императрице Пульхерии (V в.), хотя первые упоминания о монастыре датируются лишь IX к. В соответствии с источниками XIV в. Пульхерия поместила в храм этот образ Божией Матери вместе с другими реликвиями, принесенными из Святом земли императрицей Евдоксией, а наимененование иконы и храма принадлежит самой Пульхерии — «Проводница ко всевозможным благам».

Еженедельные процессии с выносом иконы Божией Матери Одигитрии и шествием ее по улицам Константинополя, по преданию, также были установлены Пульхерией. В свидетельствах иноземных паломников описывается эта икона Богородицы — квадратная, укрепленная на двух ножках, покрытая серебряной ризой с большим количеством драгоценных камней, и киоте, а также процессии с ней, собиравшие большое число народа. В этих описаниях обращает на себя внимание интересное наблюдение: человек, носивший икону Божией Матери (существовало целое братство служителей этой иконы Богородицы), двигался чудесным образом — так, словно икона Богоматери вела его сама.

Служение перед иконой Божией Матери Одигитрией запечатлено во многочисленных иллюстрациях Акафиста, иконах и храмовых росписях.

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Скоропослушница”

Молитва первая

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки; удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатаю и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.

Богородице притецем, сущии в бедах, и святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо рабы Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.

Кондак, глас 8

В море житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.


Скоропослушница икона

«Скоропослушница» чудотворная икона Божией Матери.

«Скоропослушница» икона Божией Матери. Галерея икон.

Этот древний чудотворный образ находится в афонском монастыре Дохиар. в котором впервые была явлена его благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной стены, перед одним из входов в монастырскую трапезную. Мимо иконы часто по служебной надобности ходил монах по имени Нил, несущий послушание в трапезной. Проходя вечером, он обычно нёс зажжённую лучину с извивающимися клубами дыма. И вот однажды, проходя мимо иконы, Нил услышал голос, исходящий от неё, повелевающий ему впредь не ходить здесь с лучиной и не коптить образ. Инок, решив, что это шутка кого-нибудь из братии, скоро забыл об этом случае и продолжал ходить перед иконой с зажжённой лучиной. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, от неё вновь раздался голос, осуждающий его, и Нил тут же потерял зрение.

«Скоропослушница» икона Божией Матери. Галерея икон.

Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем, то в страхе припали к чудотворной иконе, затеплили перед ней неугасимую лампаду и каждый вечер возжигали перед иконой фимиам. Нил же, в надежде на великое милосердие Божией Матери, остался возле иконы и решил не уходить от неё, пока не получит исцеление. И его усердная молитва скоро была услышана.

Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил тотчас прозрел, а Пресвятая Богородица и теперь исполняет Своё обещание – являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Отдельно от различных списков иконы «Скоропослушница» стоит Петербургский образ из Троицкого собора Александро-Невской лавры - «Невская Скоропослушница ». На этой иконе Божия Матерь в поясном изображении без Младенца.

День празднования: 22 ноября (9 ноября по старому стилю).

Еще об иконе «Скоропослушница»

«Скоропослушница» чудотворная икона Божией Матери - святыня монастыря Дохиар на Святой Горе Афон. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей».

Чтимый список афонской святыни находился в Москве в часовне Святого Пантелеймона на Никитской улице (принесен 14 ноября 1887). В XIX веке копии-списки «Скоропослушницы» почитались по всей России.

Празднование — 9 (22) ноября.


Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - одна из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар.

История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита.

Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже - в XVII веке, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании.

Монастырь Дохиар

Дохиар расположен на склоне круто спускающейся к морю горы и посвящен Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (праздник 8 ноября).

Согласно преданию, этот монастырь был основан во второй половине Х века неким Евфимием, который, как говорят, был учеником и сподвижником в отшельничестве преподобного Афанасия Афонского и исполнял обязанности «дохиара», т.е. распорядителя запасами оливкового масла и других съестных припасов в Лавре. В честь своего послушничества Евфимий так и назвал монастырь — «Дохиар».

Предание говорит, что на довершение монастыря не было средств, но милостью Царицы Небесной было открыто одному мальчику, послушнику обители, как найти эти средства: было указано место на метохе (т. е. участке монастыря) где находилось сокрытое сокровище. Метох располагался на противоположном Афону острове Лонгосе. Посланные с мальчиком два инока, соблазнившись, решили утопить мальчика с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но свв. Архангелы Михаил и Гавриил спасли мальчика и перенесли его в церковь обители Дохиар. Заговор был раскрыт, а сокровища пошли по назначению. Вследствии этого чуда монастырь был посвящен Бесплотным Силам.

Икона Божией Матери «Скоропослушница».

(Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон)

Среди святынь монастыря в Соборном храме хранится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» (Gorgoepekoos), а также часть того камня с которым послушник был брошен в море и чудесно спасен (впоследствии послушник стал игуменом с именем Варнава).

Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы Скоропослушницы.

Часовня Богородицы Скоропослушницы

Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается лучшим из приобретений монастыря и одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне. Здесь ежегодно монастырь назначает двух иеромонахов, т.е. просмонариев, которые принимают многочисленных паломников и исполняют (когда один, а когда другой) псалмы перед иконой Богородицы. Кроме того, эти монахи принимают разного рода подношения и заботятся о чистоте и прочих нуждах часовни.

Сама икона «Скоропослушница» написана не стене. Это фреска! Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную. Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.

Икона Божией Матери ''Скоропослушница''. Афонский Дохиарский монастырь

Дохиаров монастырь в настоящее время занимает 10-е место в ряду афонских монастырей и насчитывает 40 монахов.

Предание об иконе

В середине XVII столетия в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную. Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с заженной лучиной. По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты.

Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я - покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница» потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям». Вслед за этими радостотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года .

Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис» ), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

Значение образа «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» (история её прославления), как и многие другие иконы,– напоминает нам, что к образу иконы надо относиться с большим почитанием, ибо она воплощает в себе Первообраз лика, изображенного на нём. Это событие напоминает, что от нас ждут просьб и молитв. Молитвенный труд всегда приносит плоды, но молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» или молитва в тяжкую минуту Самой Скоропослушнице, этой ипостаси Богородицы, будет услышана и исполнена, главное, чтобы она возносилась от всего сердца и с большой и искренней верой, что нас слышат, о нас помнят, нам помогут. Нам остается только – молиться и верить.

Иконография

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.

Чудотворные списки «Скоропослушницы»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам. Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

Лютиковский список. Одним из первых списков с чудотворной иконы «Скоропослушница» был Лютиковский список. В 1872 году крестьянин Александр Фролов, житель села Троицкое Калужской губернии, отправился на Афон с целью стать иноком в Андреевском или Ильинском скиту. Оттуда он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» со Святой Горы. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь (в шести верстах от города Перемышля на берегу реки Оки). В праздник Живоначальной Троицы икона была перенесена в Лютиков монастырь, и в тот же день от образа совершилось несколько исцелений. Слух об этом распространился по окрестным сёлам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы в 150 рублей.

Московский список. Московский список «Скоропослушницы» принесен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города .

С московским списком Скоропослушницы связана легенда о исцелении 14 ноября 1887 года некоей Анастасии Фроловой, вдовы из Рузы. Фролова страдала бесноватыми припадками, случавшимися у неё по церковным праздникам, а также по воскресеньям, средам и пятницам, а также во время церковных служб и разговоров на священные темы.

Родные, не зная, как вылечить Фролову, посоветовали ей помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.

В январе 1889 года от этого образа получила исцеление от падучей болезни, сопровождаемой припадками беснования, московская крестьянка Марфа Степановна Палкина.

Невская Скоропослушница. Пожалуй, наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России является образ Божией Матери, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Петербургский список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской. Здесь святой образ пребывал с 1879 по 1932 год, когда церковь была уничтожена.

По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографическике перемены. Возможно, это было пожелание самих царственных заказчиков. Однако, как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами.

Невский образ Божией Матери «Скоропослушницы» стал особенно почитаемой моленной иконой Царского Дома Романовых. Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери как Казанская, Царскосельская, Скорбященская с грошиками.

Елеонский список. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.

Другие списки. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.

В древнем русском городе Муроме прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 году в Спасо-Преображенский мужской монастырь .

В первую очередь перед иконой Божьей Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает как поступить, во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах - о рождении здорового ребенка.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»


Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8_%D1%EA%EE%F0%EE%EF%EE%F1%EB%F3%F8%ED%E8%F6%E0, http://starikona.ru/ikona/obcshiy_katalog/Skoroposlushnitca.html, http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_16_7/topic_5833/, http://www.vidania.ru/icony/icon_skoroposlushnica.html, http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1146024NULL

Комментарии: 1

11.09.15, 17:25
Hugo
That's a cunning answer to a cheiganllng question


Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
описание иконы скоропослушница