int(911) иконы в софийском соборе | Собор | Tsurganov.info




иконы в софийском соборе


В Софийском соборе Великого Новгорода состоится праздник чудотворной иконы Богоматери "Знамение".

В Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода в пятницу состоится праздник иконы Богоматери "Знамение".

Как сообщили в Новгородском епархиальном управлении, торжественную литургию по случаю праздника чудотворной иконы Богородицы "Знамение" в древнейшем русском православном храме проведет архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.

Участниками праздника станут все священство Новгородской епархии.

Новгородская икона "Знамение", являющаяся одной из святынь Русской Православной Церкви, получила известность в 12 веке. Согласно летописным источникам, в 1170 году войска удельных князей под руководством князя Андрея Боголюбского осадили Великий Новгород. После нескольких дней осады на стены Новгородского кремля была вынесена икона Богоматери, хранившаяся в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Одна из стрел осаждавших попала в иконописное изображение Богородицы. Эта отметина хорошо видна на образе по сей день.

После этого, как свидетельствовали хроники, из глаз Богоматери потекли слезы, в стане осаждавших Новгородский кремль войск воцарился ужас, и новгородцы сумели нанести им поражение.

В знак памяти о чудесном избавлении Великого Новгорода от захватчиков в честь иконы Богородицы был установлен специальный праздник.

В 14 веке для иконы новгородцы выстроили храм Знамения Пресвятой Богородицы.

Позднее икона была перенесена в древнейший русский православный храм, кафедральный Софийский собор, где она находится и поныне.

В 1812 году икона "Знамение" была вынесена из Софийского собора и воины новгородского ополчения поклялись перед ней разбить вторгшиеся на территорию России войска Наполеона.//РИА "Новости"


Доклад: Софийский собор

Тип: доклад Добавлен 22:47:40 22 сентября 2005 Похожие работы

Просмотров: 5233 Комментариев: 12 Оценило: 20 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать

Софийский собор (1045-1050 гг.)

Софийский собор - одна из древнейших каменных построек Руси - был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.

Этим объясняется его посвящение Софии - Премудрости Божией, грандиозные размеры, а также использование его южной галереи для захоронения выдающихся новгородцев - князей, епископов, посадников.

Уже в XIII столетии сложилось особое отношение к храму как к символу города: "Где святая София, там и Новгород"; оно получило дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленным не нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор вполне совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Св. Софии отличается от своего предшественника - Киевского - большей компактностью объемов и строгостью форм, отчетливо выявленной вертикальной доминантой.


Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Св. Константина и Елены, датируемое XI столетием и мало похожее на византийские фрески.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня монументальные иконы, датируемые рубежом XI - XII в. - "Спас на престоле" (Музеи Московского кремля) и "Апостолы Петр и Павел" (Новгородский музей). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Сегодня войти в храм можно через северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - западные врата. Они выполнены в немецком городе Магдебурге в XII веке.

В Новгород они попали как военный трофей из столицы Швеции Сигтуны. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV в. русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквин и Вайсмут.

Звонница Софийского Собора

К юго-востоку от Софийского собора находится его звонница. Она возвышается над кремлевской стеной в виде пятипролетной арки. У подножия звонницы экспонируются пять монументальных колоколов, десять меньших по размерам были недавно возвращены в Новгород и находятся в Рождественском соборе Антониева монастыря. Они серьезно пострадали в годы Второй мировой войны.

Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив Волхова обрушил стену и "колокольницу". Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую. Она неоднократно перестраивалась, так что только архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как главных звонов Новгорода.


Поделиться в социальных сетях

Местный ряд:

Автор: Игнатий Чистяков.

Время создания: Середина XVIII века.

Местонахождение: Местный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

Автор: неизвестен.

Время создания: Начало XVIII века.

Местонахождение: Местный ряд Успенского иконостаса Софийского собора.

Время создания: Середина XVII века.

Избранные святые, в верхнем ряду изображены: София Премудрость Божия и предстоящие пред Ней новгородские святители. В нижнем ряду: прпп. Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Николай Чудотворец, царевич Димитрий и преп. Алексий человек Божий.


История

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное здание собора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи - освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери – освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше - две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая – у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей "убиенного схимонаха Варсонофия", особенно почитавшегося лаишевцами, вторая –в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья – в виде усыпальницы, на кладбище.

Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе – икона Казанской Божьей Матери "в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена".

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея - и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии – Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства - при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались. захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.

Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, "городковый" карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.

В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 году Софийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.

Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР .

Возрождение

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим. Сейчас она носит название «Собор Премудрости Божией Софии» (или сокращенно «Софийский собор»). Здание храма к моменту возвращения находилось в удручающем состоянии. Иконы, церковная утварь, настенные росписи и иконостас полностью уничтожены. Гусеницами тракторов разрушена половая плитка и «тепловые ходы» (составляющая системы отопления храма) под ней. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило.

Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Собора, была проведена очень большая работа.

В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме.

В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Собора.

В начале 2012 года была установлена система стоков Храма.

Силами прихожан ведется внутреннее обновление Собора.


ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ОРАНТА ("СТЕНА НЕРУШИМАЯ")

в СОФИЙСКОМ СОБОРЕ г. КИЕВ

Софийский собор в Киеве был особым приношением древних славян Всевышнему Богу. Это каменное славословие Небесам создано в эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси и задумано как монументальный жертвенник примирения прежних язычников с Премудростью Божией, приведшей их к престолу благости Господней через Святое Крещение.

Во внутреннем пространстве храма с его на редкость гармоничным соотношением конструкций в лучах солнца сдержанно блистают древние мозаики, поражают внутренней чистотой монументальные фрески, являющиеся священным достоянием Православной Церкви и священными своей тысячелетней намоленностью. Уже на входе взор посетителя останавливается на парящем образе Оранты на апсиде алтаря: застывшая в молитве Богородица воздела руки и как-будто взлетела, став похожей на распятого Сына. Ее широко открытые глаза с тревогой взирают на входящих в это священное пространство, взметнувшиеся брови усиливают впечатление беспокойства и немого вопроса -невольно вспоминаешь, сколько всего ранящего сердце Матери этим глазам пришлось видеть за многовековую историю нашей страны.

Лилово-багряный с золотом омофорий покрывает главу Честнейшей Херувим - Ангела-хранителя земли Русской. Молитвенно воздетые руки при сомкнутых устах воспринимаются как знак материнского самопожертвования, готовности удержать, закрыть Собою всю Русь.

Синяя туника, тяжелыми складками ниспадающая из-под омофория, кажется небесным сводом, а сам образ Богородицы окружен золотым надмирно-тихим сиянием. Трудно сказать, то ли это сияние исходит от Нее, то ли Она выходит из этого света. Лишь подножие, на которое твердо и властно поставлены стопы Царицы Небесной, приземляет это чудесное видение, воспаре-нное над скорбью мира. Над монументальной иконой и алтарем выведены по-гречески слова из Псалма царя Давида: «Бог посреди его, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Пс. 45,6). Речь идет о граде Божьем, т. е. об Иерусалиме. И выглядят эти слова вполне уместно с точки зрения князя, который видел в своем Киеве достойного преемника Святому Граду. Пресвитер Иларион говорит в «Слове о законе и благодати», обращаясь к благоверному князю Ярославу: «Славный град твой Киев величеством, как венцом, обложив, передал людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам, святой Богородице».

Традиция посвящать город Деве Марии берет свое начало со времени основания Второго Рима - Константинополя. Тогда император Константин Великий впервые призвал имя Преблагословенной во время его закладки. Название же образу дал стих 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице, где звучат слова: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено». Это же наименование имел образ Оранты во Влахернской церкви в Царьграде: его считали охранителем стен Византии после того, как часть стен собора во время землетрясения была разрушена, но абсида с мозаичным образом Оранты не только уцелела, но и удерживала свод храма. Вот и киевляне были твердо уверены, что доколе стоит Оранта в молении, будет стоять Киев, будет жива Русь.

Удивительные приемы использовал художник при изображении Оранты в Софийском соборе: если вглядеться, станет заметно, что только лик Богородицы находится в центре оси апсиды, ноги же уходят влево; композиция уравновешивается складками туники и подножной подставкой, которая несколько сдвинута вправо, благодаря чему фигура не выглядит статичной.

Поверхность стены также с «сюрпризом»: золотой фон иконы перемежается темными и светлыми полосами - мастер специально сделал рабочую плоскость волнистой, чтобы придать динамичность и фону, в котором использовал 26 оттенков золота. Потому золотой фон наполнен игрой света и словно источает воздух.

Большинство исследователей собора Святой Софии в Киеве уверены, что первоначально храмовой иконой в нем считали образ Божией Матери «Нерушимая Стена», что на алтарной абсиде.

Иногда мозаичное изображение Оранты - самое заметное монументальное произведение в Софийском соборе - ошибочно рассматривается как самостоятельная композиция. Однако этот образ по смыслу тесно связан с самой верхней точкой храма -центральным куполом, где изображен Христос Пантократор как Ветхий Деньми, то есть в виде старца, в окружении архангелов. В барабане купола, промежутках между оконными проемами изображены двенадцать апостолов.

Это - единая композиция сцены Вознесения Господня, где среди апостолов всегда изображается Богородица с воздетыми для молитвы руками. Однако по сложившейся традиции после победы над несторианской ересью в V веке Оранту стали композиционно выделять, придавая Самой Деве значение Матери Церкви. И образ Богородицы стал самым распространенным изображением в алтарях православных храмов, особенно после иконоборческого периода.


Источники: http://www.otechestvo.org.ua/vesti/2004_12/v_10_04.htm, http://www.bestreferat.ru/referat-76525.html, http://saintsofianovg.ortox.ru/sofiyskiy-sobor/ikonostas-i-pridel/ikony-centralnogo-ikonastasa/, http://laishevsobor.prihod.ru/history, http://www.pavel-ko.net/old/wonder_c8.phpNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
иконы в софийском соборе