int(1072) князь владимирский собор иконы | Собор | Tsurganov.info






князь владимирский собор иконы


Князь-Владимирский собор

Адрес: ул. Блохина, 26

Телефон: 8 (812) 233-54-04

Часы работы: 10:00-17:00

Князь-Владимирский собор – один из интереснейших памятников церковного зодчества второй половины XVIII века.

Князь-Владимирский собор находится в юго-западной части Петроградского (до 1914 года – Санкт-Петербургского) острова, на углу ул.Блохина и пр.Добролюбова.

Строительство Князь-Владимирского собора началось в 1740 году рядом с весьма обветшавшей мазанковой Успенской церковью. Подобно Петропавловскому собору, новую церковь проектировали как однокупольную, но через пять лет решили достроить «о пяти главах по древнему российскому обычаю». Над первым проектом Князь-Владимирского собора работали архитекторы М. Г. Земцов и П.Трезини. Проект достройки Князь-Владимирского собора создал А.Ринальди в 1766 году. Предполагается, что в дальнейшем архитектор И.Е.Старов внес некоторые изменения в проект собора.

1 октября 1789 года осветили главный престол Князь-Владимирского собора во имя Святого Равноапостольского Князя Владимира, при котором было совершено крещение Руси. В 1867 году повторно освятили боковые приделы Успения Богоматери и Николая Чудотворца.

Князь-Владимирский собор является одним из лучших петербургских храмов второй половины XVIII века. Внешний облик Князь-Владимирского собора с того времени мало изменился. Князь-Владимирский собор сочетает в себе архитектурные элементы, свойственные и стилю барокко, и стилю классицизма. Князь-Владимирский собор имеет пять куполов со стройной 57-ми метровой колокольней.

На внутренних сводах Князь-Владимирского собора располагаются изображения четырех евангелистов (предположительно работа К.П.Брюллова). Лучшим украшением соборного интерьера является иконостас, созданный по проекту И.Е.Старова. В Князь-Владимирском соборе хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесенная сюда в 1932 году из Казанского собора. Эта икона – старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа – была с войсками в Отечественную войну 1812 года. Справа от иконы Казанской Божией Матери располагался храмовый образ Святого Князя Владимира. В настоящее время икона возвращена в Казанский собор, а ее место занимает старинная (намоленная) икона Казанской Божией Матери, справа от которой расположен храмовый образ Святого Князя Владимира. Большой интерес представляет огромная композиция «Святая Евхаристия» (освящение хлеба и вина) – копия росписи В.М.Васнецова в киевском Владимирском соборе, а также запрестольный образ – витраж Спасителя, выполненный в 1910 году. На западной стене храма помещены копии с картин Рафаэля «Преображение» и Паоло Веронезе «Оплакивание Христа».

В 1845 году Князь-Владимирский собор получил наименование собора Кавалеров Ордена Святого Владимира.

«Радио Мария» ежедневно осуществляет прямые трансляции Богослужений из Князь-Владимирского собора, средние волны 1053 кгц .


О Князь-Владимирском соборе

Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории - через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве.

(ст. метро - "Спортивная")

Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны - Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте - на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название "Мокруша", поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году.Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалоськ тому времени три - Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский.

Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус "юного града" как преемника Москвы. Не случайно рядом с новым собором было устроено и подворье митрополита Стефана. С 1718 года Местоблюстителю пришлось почти постоянно жить в Петербурге: так город на Неве становился центром не только гражданского, но и церковного управления. В петербургском Успенском соборе Петр Великий молился в 1719-1724 годах за богослужениями в дни престольных праздников, Успения и Николы "зимнего". В последние годы жизни царя два священника из соборного клира - Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский - имели богословское образование, а всего "ученого" духовенства в новой столице насчитывалось тогда 4 человека. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем в Москву. Успению Богоматери посвящена "Великая церковь" Киево-Печерского монастыря, заложенная в 1073 году. Празднование памяти ее строителей - 12 мастеров-греков - внесено в церковный календарь под 14/27 февраля.

Именно Успенские соборы трех древнерусских столиц стали символом Святой Руси - "Дома Пресвятой Богородицы". В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором "на Мокруше" заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек. Только в 1747 году "дщерь Петрова" повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое "как в Москве на Успенском соборе". Из Москвы прислали чертежи, однако, новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди. Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма.

Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 году пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв. Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях - Корсунь) - крымского города, где в 988 году великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г. А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира "в поощрение службы военной и гражданской". Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: "Польза, честь и слава". Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного - высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.

Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой - черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди - напоминал о крещении там "славнодержавнейшего" князя Владимира и о егоженитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет. Наконец, 31 мая 1783 года Екатерина II, "желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию", издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) - главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года - лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И. Е. Старова, который осуществлял монастырское "строение" по своим проектам. Одновременно И. Е. Старов разрабатывал планы городов Причерноморского края, все управление которым было поручено князю Г. А. Потемкину, а в Петербурге возводил княжеский дворец, вскоре получивший название Таврический. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев - им утверждались все сметы.

В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в "полуденные страны России", посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды - ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование "Владимир". Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.

Наряду с Таврическим дворцом Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения. Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел - Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский - слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым. С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени.

15 июля 1888 года, в день празднования памяти св. князя Владимира, вся страна молитвенно вспоминала 900-летие Крещения Руси. Для юбилейных торжеств в столице был разработан специальный церемониал: их средоточием стал Князь-Владимирский собор. В него были доставлены чудотворные и особо чтимые иконы из многих петербургских храмов, и после литургии общегородской крестный ход направился отсюда через Тучков и Николаевский мост на водосвятие к Медному всаднику. Величественная духовная процессия, сгруппированная из 8 отделений, растянулась почти на две версты. В годовщину 100-летия освящения главного алтаря собора (1 октября 1889 года) в нем служил епископ Выборгский Антоний (Вадковский; впоследствии - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) с протоиереями - кавалерами ордена св. Владимира. Он же в сане архиепископа Финляндского и Выборгского совершал в соборе литургию 22 сентября 1895 года, когда отмечалось 50-летие присвоения Князь-Владимирскому собору статуса кавалерского.

Летом военного 1915 года особое патриотическое звучание получили церковные службы и проповеди по случаю 900-летия кончины св. князя Владимира. Православная вера, которую на рубеже X-XI веков насадил во своей державы равноапостольный великий князь, помогала народам, населявшим Русь, выстоять и победить - из поколения в поколение, в самых трудных исторических испытаниях. Богослужения 14-15 июля 1915 года в Князь-Владимирском соборе возглавил именинник дня митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский; впоследствии священномученик-митрополит Киевский). К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним…

В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество. Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 - его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-86 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н. Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года.

Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе "по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы". Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года "торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира" митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства. А 6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм 29 января 2005 года). В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному "делу" священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения "с применением строгой изоляции" и умер в тюрьме. Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона.

В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе "Живая Церковь", которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт. Но вслед за "легализацией" в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его "передали в пользование" общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован. В 1929 году верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы - из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале "второй пятилетки" (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон - соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, "изображение и мера" древнейшего лаврского образа. В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира.

В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни "большого террора" понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов. В этот период, в сентябре 1940 года, в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери. Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет.

В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой БожейМатери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев "стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане". Голодная смерть косила людей повсюду - на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин. Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. "Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского", - писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налетна осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: "И это в пасхальную ночь. Ничего: будет и по другому. Христос воскресе. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане". Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами.

В период войны и блокады клир и церковный совет Князь-Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб. что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. В двадцатипятилетней борьбе за право на существование Церковь вышла победительницей, восстановив в сентябре 1943 года Патриаршее возглавление. А когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды - медали "За оборону Ленинграда", в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец). 14 января 1944 года на Ленинградском фронте началось мощное наступление Красной Армии, и уже в Неделю по Просвещении, 23 (10) января, в соборе, как и в других храмах города-героя, был совершен благодарственный молебен по случаю разгрома врага. "Верующее сердце русского человека чувствует в этой победе силу правды Божией, за которую ополчился русский народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви", - писал в послании к своей пастве митрополит Ленинградский и Новгородский.

После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей. В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель). Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район "Мокруши", исполнится три века.

Cвязанные с этой статьёй разделы:


Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской мадонне" Рафаэля:"Здесь красота лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но. безблагодатность. Молиться перед этим изображением? Это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой. Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля. Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное,демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев"

Существуют основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконы, т.е. внешние отличия иконы от картины, которой по сути и является католическая икона.

Основных отличий пять:

1.Для православной иконы, написанной по канону, характерна условность изображения, изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета, все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Плоскостность изображения,удлиненные пропорции фигур - идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В православной иконе нет торжества телесности, как,например, на полотнах Рубенса.

2.Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, для картины - прямая.

3. В православной иконе отсутствует внешний источник света. Он исходит от ликов и фигур, из их глубины, как символ святости. Икона светоносна. Моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. В картине очень важна светотеневая проработка.Отличие в изображении нимба:нимб православный - венец святости, приданный изнутри (описывают вокруг головы круг - это нечто неразрывно связанное с фигурой); нимб католический - венец святости, приданный извне (изображенный в перспективе круглый плоский предмет,как бы висящий над головой).

4.Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.

Картина передает чувственную, материальную сторону мира. Главная задача иконы - показать реальность мира духовного.

Картина - веха на пути эстетического становления человека. Икона - веха на пути спасения.


Первая русская святыня

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г. по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.

Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.

Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.


Собор Владимирской иконы Божией Матери

Собор Владимирской иконы Божией Матери – один из крупнейших храмов Воронежской области. Вокруг храма двухсторонняя стилобатная обстройка, в которую входят - воскресная школа (6 классных комнат), трапезная для прихожан и гостей, лекционный зал на 150 мест, библиотека с читальным залом, а также выставочная галерея.

6 июля 2003 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, по совершении крестного хода с храмовой иконой от Покровского храма г. Лиски к месту строительства, освятил крест и закладной камень в основание собора.

Собор состоит из двух храмов. На нижнем этаже размещается храм, состоящий из трёх пределов. Центрального предела - Всемилостивого Спаса (который был освящён Великим чином Высокопреосвященнейшим Сергием 17 февраля 2013 года), южного - святого равноапостольного князя Владимира и северного - святого мученика Виктора.

Верхний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери, находится в незавершённой стадии строительства. Расписан центральный купол. Изготавливается иконостас мастерами из Ивано-Франковска. Пишутся иконы для иконостаса. Завершается подготовка к покрытию полов в алтарной части храма. Необходимо наполнить храм богослужебной утварью и иконами.

Раньше на Святой Руси храмы строили всем миром… и дворяне и князья, и купцы и крестьяне, каждый старался вложить свою лепту в святое дело так как понимали, что все люди смертные и у каждого настанет свой последний день, который подведет черту над всей жизнью человека, а храм будет стоять веками и на каждой службе будут поминать «. блаженных создателей святаго храма сего. ».

В соборе и на нашем сайте вы можете заказать молебен или панихиду, а также обедни о здравии и упокоении ваших близких. Вашей лептой закончится строительство храма, который станет не только духовным центром города и местом молитвы для горожан, но и освятит духовным светом, любовью и теплотой всех, кто будет так или иначе соприкасаться с ним.

Собор нуждается в вашей материальной и молитвенной помощи.


Источники: http://www.peterburg-rf.ru/mesta-peterburga/plyazhi/knyaz-vladimirskij-sobor, http://www.piterposeti.ru/article/read/id126, http://vk.com/topic-493533_13046854, http://www.vladimirsobor.spb.ru/pervairusskaisvaitinia.html, http://sobor-vlad-liski.ru/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
князь владимирский собор иконы