int(1268) собор феодоровской иконы божией матери | Собор | Tsurganov.info






собор феодоровской иконы божией матери


Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Собор Феодоровской иконы Божией Матери был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Собор расположен в самом центре Санкт-Петербурга около Московского вокзала, на пересечении Полтавской и Миргородской улиц.

Идея построения храма-памятника принадлежала Александру III. Храм по условиям конкурса должен был отражать в себе идею преемственной связи династии Романовых с династией Рюриковичей. Кроме того в своем исполнении он должен быть выдержан в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых». Главной фамильной иконой императорского дома была Феодоровская икона Божией Матери. Этой иконой в 1613 году был благословлен на царство первый царь из древнего боярского рода Романовых Михаил. Поэтому среди множества мероприятий, связанных с празднованием в 1913 году 300-летия Дома Романовых, сооружение в Санкт-Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божьей Матери занимало особое место.

Строительным комитетом был избран проект архитектора Степана Самойловича Кричинского, представившего проект храма в стиле ростовских храмов XVII века.

После проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле 1911 года, 5 августа того же года была совершена торжественная, с молебном и водосвятием, в присутствии членов императорской семьи, закладка соборного храма. Строительство храма предполагалось завершить к середине 1913 года, то есть как раз к торжествам, посвященным 300-летию династии Романовых.

Небольшой нижний храм предполагалось посвятить святому благоверному князю Александру Невскому, самому славному представителю Рюриковичей, и отделать его в стиле его эпохи. Верхний - Феодоровской иконе Божией Матери - фамильной святыне дома Романовых.

Нижняя трехпридельная церковь, посвященная Рюриковичу - св. Александру Невскому - вмещала 1500 человек и была оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, отделка внутри церкви была выдержана в новгородском стиле XIII столетия. Центральный алтарь нижнего храма предполагалось освятить в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины (небесных покровителей Александра III, которому принадлежала идея строительства церкви в память династии, и его супруги Марии Феодоровны).

Верхняя, посвященная Феодоровской иконе Божией Матери, была рассчитана на 2000 человек, внутреннее убранство было выдержано в ростовском стиле XVII века. Ее боковые приделы были посвящены святителю Филарету Милостивому, и мученице Марфе - их имена носили родители царя Михаила, первого из рода Романовых.

Главный придел верхнего храма был освящен в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя из рода Романовых. Правый верхний придел предполагалось освятить в честь святителя Николая и мученицы Александры (небесных покровителей последней царственной четы), а левый - в честь святого благоверного князя Михаила Тверского и святителя Алексия, митрополита Московского (небесных покровителей великого князя Михаила Александровича, брата Николая II, и Цесаревича Алексия).

В предреволюционные годы новый храм был почитаем верующими. По сохранившимся фотографиям и архивным документам можно наглядно представить себе величественность внешнего вида и интерьера храма. Предметы внутреннего убранства и церковная утварь были великолепными образцами церковного искусства начала XX века.

После революции религиозная жизнь общины соборного храма продолжалась. Следуя архивным материалам, можно видеть, что в 1920 и 1921 годах при храме существовала воскресная школа для детей. Митрополит Петроградский Вениамин проводил в храме особо торжественные и важные службы. Приход просуществовал до 1932 года.

В 1932 году собор был закрыт и передан молочному заводу, после чего был подвержен варварской перестройке.

В 1993 году началась передача храма-памятника Русской Православной Церкви. Началось возрождение приходской жизни, в связи с чем в 1993 году, еще до полной передачи храма-памятника, рядом с ним началось сооружение часовни по проекту архитектора Г. А. Васильева. Часовня была освящена 28 марта 1998 года как храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Предполагается, что все работы по реставрации храма и прилегающей к нему территории будут завершены к 2013 году, году 100-летия храма и 400-летия события, в ознаменование которого он и был задуман, события воцарения Романовых на Московском царском престоле, положившему конец смуты в России.


Собор иконы Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых

Феодоровской иконой Божией Матери в 1613 году в Костроме, в Ипатьевском монастыре инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила - новоизбранного царя из древнего боярского рода Романовых. С тех пор Феодоровская икона Божией Матери стала фамильной святыней Российского Императорского дома.

Храм Феодоровской иконы Божией матери был возведен к 300-летию царствования Дома Романовых. Идея построения храма-памятника принадлежала Александру III (По иным сведениям, инициатором строительства в 1908 г. выступила черносотенно-монархическая организация "Союз русского народа").

В 1910 году (по другим сведениям - в 1909 году) был учрежден Строительный комитет под августейшим покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Его председателем был свитский (до 25 октября 1909 года - при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор Д.Я. Дашков. От Нижегородской епархии в руководство входил архимандрит Алексий, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря. В работе комитета участвовали также архитекторы Л.Н. Бенуа, С.С. Кричинский, Д.А. Крыжановский. На конкурсе победил проект архитектора Степана Самойловича Кричинского.

Здание предполагалось соорудить из железобетона в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Небольшой нижний храм предполагалось отделать "в стиле эпохи Александра Невского" и посвятить его этому святому. Таким образом, композиция храма указывала на преемственную связь династии Романовых с династией Рюриковичей, одним из наиболее известных представителей которой, был великий благоверный князь Александр Невский.

Место для храма было выбрано на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского (ныне - Московского) вокзала, на территории подворья Федоровского городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.

Соборный храм был заложен 5 августа 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле того же года. На закладке присутствовал великий князь Михаил Александрович; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича. Здание строилось на народные пожертвования - собрано было пятьсот тысяч рублей. Первое пожертвование - в сто рублей - было сделано св. праведным Иоанном Кронштадтским. Николай II также пожаловал на строительство 25 тысяч рублей. Предполагалось, что постройка храма займет два года, и к середине 1913 года, то есть к главным торжествам, посвященным 300-летию династии Романовых, он будет готов.

Строительство продолжалось успешно. 14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора - после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV. В нижнем храме 7 сентября 1913 года были освящены главный придел - благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалине (небесным покровителям Александра III и его супруги Марии Феодоровны); северный придел - во имя мученицы Марфы; южный - во имя святителя Филарета Милостивого (небесных покровителей патриарха Филарета и инокини Марфы - родителей Михаила Романова).

Торжественное освящение колоколов состоялось 6 декабря 1913 года, в день тезоименитства Николая II.

15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик; присутствовал при освящении император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татианой и Марией, а также великой княгинею Елисаветой Феодоровной; к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгою Александровною. Присутствовали также многие другие члены императорской фамилии и правительства. Главный престол храма был освящён во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова. Предполагалось также, что южный верхний придел будет освящен в честь святителя Николая и мученицы Александры (небесных покровителей последней царственной четы), а северный - святого благоверного князя Михаила Тверского и святителя Алексия, митрополита Московского (небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и Цесаревича Алексия).

Храм рассчитан на три с половиной тысячи человек, высота его - 48 метров, площадь - 350 квадратных метров. Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга.

Нижний храм был рассчитан на 1500 человек, роспись его была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века, оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами.

Верхний, главный храм - бесстолпный - был рассчитанный на 2 000 человек. Он был украшен в ростовском стиле XVII века. Вырезанный из липы, пятиярусный иконостас (мастерской И.М. Дикарева) был покрыт басмой. Иконы - копии старинных - написали известные московские изографы В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков - реставратор икон Андрея Рублева. Росписи в манере Дионисия исполнил художник В.С. Щербаков.

Утварь изготовила знаменитая фирма "Оловянишников и сыновья", многие предметы убранства были копиями с хранившихся в Оружейной палате реликвий XVI-XVII веков. Под куполом висела ажурная бронзовая люстра-паникадило диаметром 6,5 метров в виде шапки Мономаха. В алтаре на престоле стояла серебряная дарохранительница - уменьшенная копия Успенского собора Московского Кремля. Разработка иконографической программы принадлежала члену художественно-исторической комиссии Строительного комитета профессору Н.В. Покровскому.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых (по рис. худ. С.В. Чехонина) и Феодоровская икона. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова "Мозаичный Спас".

В Ярославле были отлиты колокола с именами членов царской семьи и гербами знаменитых русских городов - Киева, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Владимира, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому. По замыслу автора - архитектора С.С. Кричинского, - в Петербурге вокруг храма-памятника должен был возникнуть целый комплекс зданий - своего рода уголок Святой Руси. На средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница, часовня, граненая башня, где предполагалось разместить музей XVII в. и причтовый дом с кельями. От Московского вокзала комплекс зданий Феодоровского собора отделяла массивная зубчатая стена с башнями, наподобие стены Московского Кремля. Идея состояла в том, чтобы всякий въезжающий в Санкт-Петербург через Николаевский (ныне - Московский) вокзал по правую руку видел перед собой уголок старой столицы.

Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича. В связи с началом I-й мировой войны 1914-1918 полностью воплотить проект в жизнь не удалось, отделка нижней церкви завершена только осенью 1920 году.

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп - от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР. Как признавал сам о. Досифей, это было сделано ради спасения храма.

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее известных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров). В 1937 году он был арестован и расстрелян (в 2003 году он вместе с княжной Кирой Оболенской и Екатериной Арской, членами общины Феодоровского храма, также расстрелянными в 1937 году, был причислен к лику новомучеников Российских).

Приход в храме действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году, когда президиум Леноблисполкома нашел церковь "удобной для Союзмолоко, в силу чего постановил церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко". С 1932 года здание собора стало интенсивно перестраиваться под молокозавод. Высокое пространство верхнего храма было разделено двумя железобетонными перекрытиями, снесены купола, но оставлены барабаны. В начале 1970-х годов, когда в Советский Союз с визитом прибыл президент США Ричард Никсон. Американская делегация прибывала на Московский вокзал и дабы не компрометировать в глазах иностранцев советское министерство культуры и Общество по охране памятников видом известного храма, находящегося в ужасающем состоянии, решили, что лучше всего сделать так, чтобы при взгляде на здание ни у кого уже не возникало ассоциации о храме: барабаны в спешном порядке демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдаленно напоминать церковь.

За несколько десятилетий здание обросло уродливыми одноэтажными пристройками почти по всему периметру первого этажа и надстройкой над западной частью здания. С фасада была сбита уникальная майоликовая мозаика Федоровской иконы Божией Матери в обрамлении родословного древа Романовых. Здание было доведено до крайней степени запущенности, в подвале складировались отходы бытовой и промышленной канализации.

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии. Тогда же, в 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён по проекту Георгия Александровича Васильева и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских - православных христиан, принявших мученическую кончину (мученики) или пострадавших (исповедники) за веру Христову в годы гонений, преимущественно в первые десятилетия Советской власти. В этом храме с 1998 года по настоящее время совершаются богослужения.

Начиная с 2001 года, в праздник собора Новомучеников и Исповедников Российских после Литургии приход храма совершает паломничество в Левашовскую пустошь на бывший полигон НКВД, к мемориалу на месте захоронения репрессированных и расстрелянных в советские годы, для совершения панихиды.

Почти все иконы, находящихся в храме Новомучеников, были написаны специально для этого храма петербургскими иконописцами Ниной Денисовой, Валентиной Ждановой, Александром Стальновым и Наталией Зельцер. В 2006 - 2007 годах в приходе появились новые иконописцы - Филипп и Ольга Давыдовы и Жанна Сабинина.

Главным светильником храма Новомучеников служит хорос, выполненный по образцу древнего монастырского хороса - деревянного круглого или многоугольного (восьми- или двенадцатиугольного) паникадила с расположенными по периметру свечами, возжигаемыми во время торжественных моментов службы. Детали хороса в храме Новомучеников отлиты из латуни и выполнены в форме врат, увенчанных византийскими крестами, в промежутках - двуглавые византийские орлы. Двенадцать врат напоминают о двенадцати вратах Небесного Иерусалима. По стенам расположены четыре бра в стиле деталей хороса и из того же материала.

Пять колоколов общим весом в 200 кг были отлиты в 2001 году на пожертвования прихода-побратима - Первой пресвитерианской церкви г. Миддлтауна (штат Огайо, США). Один колокол весом в 100 кг был отлит в 2003 году на пожертвование Владимира Худякова.

Молокозавод (ОАО "Петролакт") и многочисленные субарендаторы пробыли в здании до 4 августа 2005 года. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, и 29 августа, в престольный праздник Феодоровской иконы, в соборе были совершены первые после семидесятилетнего перерыва Божественные литургии. Еженедельно по пятницам началось служение Акафиста Божией Матери.

С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Председатель Госдумы Борис Грызлов. Работы по восстановлению планируется закончить к 2013 году - году 100-летия храма и 400-летия события, в ознаменование которого он и был задуман, - преодоления смуты в России, окончание которой было ознаменовано воцарением Романовых на Московском царском престоле.

В связи с началом реставрационных работ богослужения вновь переместились из Феодоровского собора в храм Новомучеников и Исповедников Российских. Последняя Литургия в соборе была совершена в престольный праздник - Феодоровской иконы Божией Матери - 29 августа 2007 года.

Храм является культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810663000.

Адрес храма: 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А.

Тел. (812) 274-22-16.

Настоятель храма - протоиерей Александр Сорокин.


Феодоровская–Костромская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским.

Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились.

Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать.

Феодоровская икона Божией Матери

Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчан. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны.

Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!»

С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, / обрадованный днесь Богохранимый град Кострома, / якоже древний Израиль к кивоту Завета, / притекает ко изображению лица Твоего / и воплотившагося от Тебе Бога нашего, / да Твоим Матерним к Нему предстательством / присно ходатайствуеши всем, / под сень крова Твоего прибегающим, / мир и велию милость.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех, / имиже благодеяла еси граду нашему, / из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем: / не престани, Владычице, / Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами / подавати вся благая и спасительная всем, / верою и любовию вопиющим Ти: / радуйся, Дево, христиан похвало.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.


Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку легенда связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Происхождение образа

Предания

О появлении этой иконы на Руси ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку — она стояла в часовне у города Городец, а после уничтожения города войсками Батыя в 1238 году исчезла. Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

    Предание первое

16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня[1] близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что[2]: «видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».

От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

    Предание второе

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно нему икону обрёл 16 августа 1263 году младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич.[3] Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФЕОДОРОВСКАЯ

Икона Божией Матери Феодоровская

Празднование 14/27 марта, 16/29 августа

Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.

Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.

Образ святой мученицы Параскевы на оборотной стороне Феодоровской иконы. Фото 2003 года.


Источники: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/churches/feodorovskaya, http://palmernw.ru/feodorovskiy_sobor/feodorovskiy_sobor.html, http://www.brooklyn-church.org/feodorovskaya-kostromskaya-ikona-bozhiej-materi.html, http://www.cadiko.com/HRAM/Feodor.htm, http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/232-ikona-bozhiej-materi-feodorovskayaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
собор феодоровской иконы божией матери